Специальное правовое регулирование процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ
Освещаются вопросы правового регулирования процедуры банкротства отдельных видов юридических лиц, проведено разграничение правового регулирования деятельности в сфере ЖКХ в целом и отдельно деятельности субъектов естественных монополий. Автором рассмотрены наиболее актуальные случаи применения специального отраслевого законодательства, которые существенным образом влияют на процедуру банкротства. По мнению автора, на сегодняшний день сформировались условия для отнесения деятельности в сфере ЖКХ к банкротству отдельных видов юридических лиц.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, банкротство юридических лиц, особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, текущее состояние сферы ЖКХ, реализация дебиторской задолженности физических лиц в процедуре банкротства.
The key features that accompany of legal regulation of the bankruptcy procedure of certain types of legal entities are covered, a distinction is made between the legal regulation of activities in the sphere of public utilities in general and separately the activities of natural monopolies. The author examines the most relevant cases of application of special industry legislation, which significantly affect the bankruptcy procedure. According to the author, today the conditions have formed for classifying activities in the sphere of public utilities as bankruptcy of certain types of legal entities.
Key words: the sphere of public utilities, the procedure of bankruptcy of legal entities, the features of bankruptcy of certain categories of legal entities, current state of the sphere of public utilities, sale of receivables from individuals in bankruptcy proceedings.
С позиции гражданского законодательства процедура банкротства предусматривает одну из форм ликвидации юридического лица <1>.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32; Ст. 3301. С. 56.
Вопросы несостоятельности регулируются в первую очередь Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) <2>, который на сегодняшний день претерпел множество изменений.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Закон о банкротстве в актуальной редакции учитывает особенности несостоятельности отдельных категорий должников, перечень которых приведен в 168-й статье вышеупомянутого Закона.
Ранее процедуры банкротства отдельных категорий должников регулировались специальными федеральными законами, которые на сегодняшний день утратили силу <3>. В целом законодателем учитываются особенности отдельных отраслей экономики, однако какое-либо теоретическое обоснование выделения именно этих категорий должников до настоящего времени отсутствует.
--------------------------------
<3> Например, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" или Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
В текущем состоянии Закон о банкротстве не обеспечивает специальное правовое регулирование банкротства тех организаций, чья деятельность является общераспространенной, но при этом социально необходимой, в силу чего не подлежит одномоментному прекращению и ограничена технологическими условиями.
В первую очередь речь идет о сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая является не просто отраслью экономики, а системой жизнеобеспечения, с которой связано качество жизни населения нашей страны.
Вопреки ожиданиям граждан до сих пор не устраивают низкое качество этих услуг и постоянный рост тарифов <4>. Пренебрегая сроками для внесения платы, потребители накопили колоссальный объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги - 876,4 млрд руб. по состоянию на 31 июля 2023 г. <5>.
--------------------------------
<4> Соблюдение и защита прав граждан в сфере ЖКХ: доклад уполномоченного по правам человека.
<5> Перевощикова М.П. По большим счетам: долги россиян за ЖКУ приблизились к 900 млрд рублей.
Основное противоречие сферы ЖКХ в России обусловлено, с одной стороны, тем, что ресурсоснабжающая организация и/или исполнитель коммунальных услуг обязуется обеспечить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества (в условиях изношенности инфраструктуры и высоких издержек), а с другой - предоставление коммунальной услуги не гарантирует ее полную и своевременную оплату, что влечет за собой несостоятельность по обязательствам перед контрагентами.
Деятельность в данной сфере отличается от иной предпринимательской деятельности тем, что она ограничена объемами потребления коммунальных ресурсов (масштабами производства) и напрямую зависит от технологических процессов, что наделяет эту деятельность определенной спецификой.
Текущее состояние сферы ЖКХ стало предпосылкой для формирования в процедурах банкротства определенных презумпций об убыточности деятельности, а также о наличии просроченной кредиторской задолженности при одновременном наличии дебиторской задолженности как о нормальном режиме функционирования ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний <6>.
--------------------------------
<6> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2017 г. N 306-ЭС16-20500.
При данных условиях отдельные положения Закона о банкротстве о недействительности сделок и субсидиарной ответственности контролирующих лиц просто неприменимы, что свидетельствует о своеобразном правовом регулировании процедуры банкротства в данной сфере, что в свою очередь формирует систему злоупотреблений - как со стороны профессиональных участников данного рынка, так и со стороны потребителей коммунальных услуг.
Во многом специфика деятельности обусловлена регулируемым характером, в связи с чем при ее осуществлении извлекается условная прибыль, которая, как и иные показатели (объем и затраты на производство), определяется органом тарифного регулирования.
Несмотря на определенный диссонанс, законодатель не вводит специальные правила создания, функционирования или ликвидации, а также не относит данную деятельность к социальному предпринимательству, что предполагает общий правовой режим регулирования <7>.
--------------------------------
<7> Филатова У.Б. Правоотношения социального предпринимательства: особенности субъектного состава // Сибирский юридический вестник. 2020. N 3 (90). С. 72.
При рассмотрении сферы ЖКХ сквозь призму предпринимательской деятельности формируется представление о ней как о системе экономически обоснованных правоотношений между хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе удовлетворения потребностей потребителей коммунальных услуг и ресурсов, а также в целях содержания и ремонта жилищной и инженерной инфраструктуры, общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, основной целью указанной деятельности является удовлетворение потребностей потребителей коммунальных услуг (в первую очередь населения), для которых эти коммунальные услуги составляют основу жизнеобеспечения - электрическая энергия, тепло- и водоснабжение, водоотведение.
С точки зрения функционального подхода можно выделить виды деятельности, такие как:
1) управление многоквартирным жилым домов, в том числе силами управляющей организации и ТСЖ;
2) выполнение текущего и капитального ремонта;
3) оказание услуг по выработке тепловой энергии и ее транспортировка потребителям;
4) подъем питьевой воды и ее доставка потребителям;
5) прием стоков, их транспортировка и очистка.
Рассматривая вопрос о специальном правовом регулировании процедуры банкротства организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, нельзя не упомянуть о нормах § 6 гл. IX Закона о банкротстве "Банкротство субъектов естественных монополий" (ст. 197 - 201).
Основанием для применения специальных правил о банкротстве является осуществление должником (коммунальным предприятием) конкретных видов деятельности в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <8>. Применительно к нормам это услуги по передаче электрической и/или тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
Таким образом, деятельность котельных, водозаборов и управляющих компаний в обозначенный перечень не входит и должна осуществляться в соответствии с общими положениями Закона о банкротстве.
Однако следует признать, что фактически процедура банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных иными законами, но при отсутствии надлежащей регламентации в Законе о банкротстве. Названные особенности сводятся к следующему.
I. Признание убыточной коммунальной организации банкротом не всегда влечет для нее прекращение хозяйственной деятельности, что нарушает интересы текущих кредиторов, вынужденных взаимодействовать с данным контрагентом.
В Законе о банкротстве отсутствуют императивные указания на прекращение хозяйственной деятельности должника, признанного судом банкротом. Принятие соответствующего решения во многом возложено на конкурсного управляющего, безусловно, с учетом положений, установленных п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве, т.е. в интересах кредиторов, должника и общества.
Как указал Верховный Суд РФ <9>, срок, в течение которого осуществляется производственная деятельность, должен эффективно соотноситься с мероприятиями арбитражного управляющего на отчуждение принадлежащих должнику активов в целях проведения расчетов с кредиторами.
--------------------------------
<9> Определение ВС РФ от 29 августа 2016 г. N 306-ЭС16-1979.
Однако в ряде случаев текущая деятельность должника в процедуре конкурсного производства носит вынужденный характер и отрицательный финансовый результат для кредиторов.
В силу положений ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации <10> (далее - ЖК РФ) управляющая организация и после аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до момента выбора иного исполнителя коммунальных услуг или регистрации товарищества собственников жилья.
--------------------------------
<10> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть I). Ст. 14.
В данной ситуации ЖК РФ наделяет орган местного самоуправления полномочиями по извещению собственником об исключении сведений об управляющей компании из реестра лицензий, по созыву общего собрания собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления МКД, по проведению конкурса по отбору новой управляющей организации, по назначению временной организации для управления МКД.
Однако данный механизм правового регулирования никак не связан с процедурами банкротства, интересы кредиторов должника при этом не учитываются. Положения, предусмотренные ст. 132 Закона о банкротстве, применимы лишь в случаях, когда социально значимое имущество находится во владении должника, т.е. в собственности или на праве хозяйственного ведения, в иных случаях орган местного самоуправления не участвует в процедуре банкротства, несмотря на то что банкротство такой организации непосредственно затрагивает интересы публичного органа.
Орган местного самоуправления хоть и наделен обязанностью по организации тепло- и водоснабжения на территории муниципального образования <11>, какими-либо обязательствами перед кредиторами за соблюдение действующего законодательства не обременен, участником дела о банкротстве также не является.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
В развитие данной проблематики представляется целесообразным привлекать орган местного управления той территории, на которой организация в сфере ЖКХ осуществляла деятельность в качестве третьего лица.
При условии заблаговременной осведомленности о возможном банкротстве одного из участников рынка ЖКХ у органа местного самоуправления имелась бы возможность внести соответствующие изменения в схему тепло- и водоснабжения, например обеспечить подготовку к отопительному сезону.
Таким образом, в ситуации, когда продолжение осуществления хозяйственной деятельности не связано с реализацией имущества или его возвратом учредителю (муниципальному образованию), права и законные интересы кредиторов могут быть существенно нарушены и требуют дополнительной законодательной защиты.
II. Дебиторская задолженность потребителей коммунальных услуг зачастую является единственным активом, который в силу действующего законодательства ограничен в реализации неопределенным кругом заинтересованных лиц.
Как правило, процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, сопровождаются значительным объемом дебиторской задолженности, реализация которой на торгах по общим правилам и без согласия потребителей приводила к существенным злоупотреблениям со стороны коллекторов, чьи методы взыскания не всегда находятся в рамках закона.
В июле 2019 г. в ст. 155 ЖК РФ были внесены изменения, введена ч. 18, согласно которой профессиональные субъекты коммунальной сферы <12>, получающие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
--------------------------------
<12> В соответствии с Жилищным кодексом это управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Изначально указанные положения были направлены на защиту прав и законных интересов граждан, выступающих потребителями коммунальных услуг, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве, поэтому сегодня в рамках банкротства дебиторская задолженность населения не подлежит реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Несмотря на направленность на защиту прав и законных интересов граждан, нововведения не способствуют развитию конкуренции на торгах по банкротству, а следовательно, не приводят к удовлетворению требований кредиторов.
С учетом даже частичного рассмотрения отдельных особенностей автор считает возможным и целесообразным рассмотреть вопрос о введении специальностей регламентации с определением критериев этой деятельности, гарантировать как права и интересы потребителей, так и кредиторов.