Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Права членов семьи должника при банкротстве

Обновлено 18.09.2024 15:29

 

В статье анализируются ключевые нормы гражданского законодательства и положения о банкротстве применительно к институту банкротства гражданина и статусу членов его семьи. Одновременно в статье исследуются действующие правила в контексте целей и задач, стоящих в правоприменительной практике при поиске баланса интересов кредиторов и членов семьи банкрота при обращении взыскания на принадлежащее последнему имущество и разделе общего имущества супругов. Кроме того, рассматриваются основные тенденции судебной практики и действующего законодательства, а также актуальные проблемные вопросы, нашедшие свое разрешение на уровне высших судебных инстанций.

 

Ключевые слова: банкротство гражданина, права членов семьи банкрота, общее имущество супругов, залоговый кредитор, конкурсная масса, исполнительский иммунитет, брачный договор, план реструктуризации долгов, соглашение об уплате алиментов, единственное жилье, обособленные споры, законный режим имущества.

 

The article analyses the key rules of civil legislation and provisions on bankruptcy regarding the bankruptcy of an individual and the status of their family members. At the same time, the article examines the current rules in the context of the goals and objectives of law enforcement practice aiming to find a balance between the interests of creditors and family members of a bankrupt when foreclosing on the property that belongs to the debtor or dividing community property. Furthermore, the main trends in case law and current legislation are considered, along with topical issues that have been resolved at the level of higher judicial instances.

 

Key words: bankruptcy of an individual, rights of a bankrupt's family members, community property, collateral creditor, bankruptcy estate, enforcement immunity, prenuptial agreement, debt restructuring plan, alimony agreement, sole housing, isolated disputes, legal regime of property.

 

Одной из сложных задач в случае банкротства гражданина является соблюдение прав членов его семьи. Очевидно, что банкротство влияет как на жизнь самого должника, так и на жизнь его близких и родных.

 

Изначально в так называемый круг членов семьи входят проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного лица. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях и иные граждане также могут быть признаны членами семьи в том случае, когда они вселены собственником в качестве членов его семьи [1].

При подаче заявления в арбитражный суд о признании банкротом гражданин, помимо всех иных документов, представляет сведения о составе своей семьи и об имуществе, в том числе совместном, а также имеющиеся соглашения супругов о его разделе.

По общеустановленному правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества, выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу [2].

Однако из этого правила есть исключение. Оно касается имущества, которое определено в п. 3 вышеназванной статьи Закона о банкротстве.

В конкурсную массу не включается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, чтобы не были нарушены права должника и членов его семьи.

Так, за должником и его домочадцами остается гарантированный неприкосновенный суммарный объем недвижимого имущества, в который согласно нормам ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации входят в первую очередь принадлежащий гражданину-должнику на праве собственности земельный участок с расположенным на нем единственным жильем [3].

Непременным условием такого исключения является то, что данные объекты недвижимости не должны быть предметом ипотеки.

При наличии же у должника нескольких жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, ситуация несколько иная. И здесь также не обходится без учета интересов ближайших родственников.

Жилой объект, в отношении которого в каждом конкретном случае предоставляется исполнительский иммунитет, будет определяться судом, рассматривающим дело о банкротстве, исходя как из необходимости удовлетворения требований кредиторов, так и защиты конституционного права на жилище самого гражданина-должника и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов. Ведь указанным лицам, ставшим поневоле участниками процесса, должны быть обеспечены нормальные условия существования и гарантии их социально-экономических прав.

Вместе с тем, как предписано, в конкурсную массу может включаться имущество гражданина, которое составляет и его долю в общем имуществе, и на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским и семейным законодательством. При этом кредитор вправе обратиться в суд за выделом доли гражданина-должника в общем имуществе для обращения взыскания и на нее.

Есть ограничения при взыскании, которые могут кардинально изменить судьбу гражданина-банкрота и его семьи даже в самых тяжелых ситуациях. Речь идет о требованиях, которые обеспечены залогом единственного пригодного для их постоянного проживания жилого помещения и когда лишь изъятием этой единственной квартиры для должника и всех совместно с ним проживающих заканчивается взыскание.

Так, если в рамках дела о банкротстве залоговый кредитор не заявил о залоге либо обратился за установлением своего статуса с пропуском срока, определенного в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, при отказе судом в его восстановлении, то он уже не вправе рассчитывать на удовлетворение своего требования за счет предмета залога. Причем этот же результат его ждет и в том случае, если он попытается обратить взыскание на данное имущество вне рамок процедуры банкротства.

Впрочем, находящемуся в процессе банкротства гражданину-должнику суд вправе отказать в защите прав, образующих исполнительский иммунитет. Критерии такого решения изложены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2021 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго части первой ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина И.И. Ревкова" [4].

К таковым, в частности, отнесено установление в деле судом факта приобретения формально защищенного исполнительским иммунитетом жилого помещения со злоупотреблениями. Например, совершение сделок и проведение других операций с целью приобретения или искусственного создания объекта, защищенного исполнительским иммунитетом, позволяющие в силу п. 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации применить определенные последствия [5].

Вместе с тем согласно выводам высших судов даже отказ в применении исполнительского иммунитета не должен оставить без жилища приобретших право пользования жилым помещением членов семьи должника, в том числе супругу и несовершеннолетних детей [6].

При этом Верховный Суд Российской Федерации в своей последней практике пошел еще дальше. Он предписал, что в судебных актах необходимо разрешать вопрос о возможности реализации жилья должников на торгах с таким расчетом, чтобы вырученных от продажи жилья средств хватило бы должникам и членам их семей для приобретения замещающего жилья, а требования кредиторов одновременно были бы существенно погашены. В то же время замещающее жилище должно быть предоставлено не только в том же населенном пункте, но и площадью не меньшей, чем по нормам предоставления жилья на условиях социального найма [7].

Наряду с недвижимым имуществом банкрота-должника от взыскания также защищены предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, в том числе одежда, обувь и другие, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, а также имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей.

Граница взыскания не должна нарушаться даже при изъятии продуктов питания, денег, заработной платы и иных доходов должника. Их необходимый уровень не менее установленной величины прожиточного минимума за самим должником и гражданами, находящимися на его иждивении по месту их жительства, сохраняется в любой ситуации [8].

В конкурсную массу не включаются также получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц. К ним в том числе отнесены алименты на несовершеннолетних детей, страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку, пособие на ребенка, социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.

И наконец, домашние животные, скот, строения для них, равно как и семена, необходимые для очередного посева, топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения, средства транспорта должника-инвалида, призы, государственные награды, почетные и памятные знаки - на все это кредиторы не смогут посягать при процедуре взыскания.

В исключительных случаях в целях обеспечения самого должника и лиц, находящихся на его иждивении, средствами, необходимыми для нормального существования, суд по мотивированному ходатайству гражданина вправе дополнительно исключить из конкурсной массы имущество и в большем размере. Например, если речь идет о приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов или медицинских услуг для должника или лиц, находящихся на его иждивении, если они по состоянию здоровья объективно нуждаются в лечении.

Без конфликта интересов кредиторов и супруга или бывшего супруга должника не обходится, как правило, ни одна процедура банкротства гражданина. Если дело доходит до реализации общего имущества при банкротстве и нарушаются заслуживающие внимания правомерные интересы супруга должника и находящихся на иждивении должника несовершеннолетних детей, то данное пострадавшее лицо вправе обратиться в суд общей юрисдикции с соблюдением правил подсудности от своего имени и в интересах своих детей с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства. Кредиторы должника, требования которых заявлены в деле о банкротстве, вправе принять участие в рассмотрении названного иска в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Подлежащее разделу общее имущество супругов не может быть реализовано в рамках процедур банкротства до реального окончательного разрешения указанного спора судом общей юрисдикции.

Более того, нужно учитывать, что супругу должника принадлежит право участия во всех обособленных спорах, в рамках которых разрешаются вопросы, связанные с реализацией их общего имущества [9].

Обеспечение прав должника и находящихся на его иждивении членов семьи, включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных лиц, осуществляется арбитражным судом при рассмотрении в рамках дела о признании гражданина несостоятельным (банкротом) вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов, в том числе одобренного собранием кредиторов.

Если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает требуемых средств для проживания в размере не менее установленной величины прожиточного минимума, а также, если при его реализации будут принципиально нарушены права и законные интересы несовершеннолетних, арбитражный суд выносит определение об отказе в его утверждении.

Несостоятельность (банкротство) граждан влечет целый ряд негативных последствий для множества лиц, принимая во внимание как самих должников, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, а также членов их семей, так и, разумеется, кредиторов должника и в конечном итоге включая и само государство. Поэтому защита прав членов семьи должника-гражданина заключается в том, чтобы правовыми средствами и с минимальными потерями для общества урегулировать разносторонние столкновения, возникшие из-за неспособности лица расплатиться по своим имущественным обязательствам.