Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Налоговые льготы в отношении недвижимого имущества семей с детьми (некоторые правовые аспекты)

Обновлено 10.11.2024 06:44

 

Государство, предоставляя налоговые преференции, оказывает меры финансовой поддержки семьям с детьми, укрепляя институт брака в России. Авторы статьи анализируют, какие налоговые льготы предоставляются семьям с детьми, в каком размере и на каком основании при продаже квартиры, комнаты, дома и т.д., а также земельных участков и расположенных на них хозяйственных построек. Делается вывод о безусловной заботе и заинтересованности государства в создании семей и увеличении рождаемости, в том числе посредством уменьшения налогового бремени, по сравнению с другими налогоплательщиками.

 

Ключевые слова: семья, дети, налог, налоговое бремя, расходы, бюджет, налоговые льготы.

 

The state, through the provision of tax benefits, offers financial support to families with children, thereby reinforcing the institution of marriage in Russia. The authors of the article analyze what tax benefits are provided to families with children, in what amount and on what grounds the context of the sale of an apartment, a room in a house, etc., as well as land plots and household outbuildings located thereon. It is concluded that the state has an unconditional care and interest in fostering the creation of families and increasing the birth rate, including by reducing the tax burden compared to other taxpayers.

 

Key words: family, children, tax, tax burden, expenditures, budget, tax benefits.

 

В целях решения демографических проблем и укрепления системы социальной защиты материнства и детства государство уделяет значительное внимание социальной поддержке семей с детьми: установлены различные меры социальной помощи, связанные с рождением ребенка <1>.

--------------------------------

<1> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

Президент РФ В.В. Путин отметил: "Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии" <2>.

--------------------------------

<2> Послание Президента Федеральному Собранию.

 

К существенным мерам в области содействия повышению рождаемости и защиты детства относятся финансовая поддержка семей при рождении детей, включая предоставление материнского капитала; расширение оснований освобождения семей с детьми от налогообложения дохода от продажи жилого помещения (снятие ограничения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества), предоставление налоговых вычетов на детей, предоставление льгот по имущественным налогам и т.д. Количество налоговых льгот для семейных граждан из года в год растет.

Предоставляя семьям с детьми налоговые преференции, государство преследует следующие цели: экономия семейного бюджета за счет снижения налоговой нагрузки, а также улучшение жилищных условий семей с детьми, не ограниченное минимальным сроком владения недвижимым имуществом.

Федеральное налоговое законодательство предоставляет ряд льгот для налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, которые относятся к ежегодным налоговым обязательствам, у кого в собственности имеются жилые помещения и (или) земельные участки. Так, если в собственности у такого налогоплательщика имеется жилое помещение, то налоговая база при исчислении налога на имущество физических лиц уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. При этом местные власти имеют право на увеличение размеров налоговых вычетов по сравнению с федеральным законом <3>. Что касается земельного налога, то налоговая база по нему уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, принадлежащего физическому лицу, имеющему трех и более несовершеннолетних детей <4>.

--------------------------------

<3> Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Ст. 403 // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

<4> Там же. Ст. 391.

 

Семьи, имеющие детей, могут воспользоваться налоговыми преимуществами при продаже имущества, которые включают освобождение от налога на доходы физических лиц.

Известно, что доход налогоплательщика или его супруга, являющихся родителями (усыновителями) не менее двух детей <5>, или налогоплательщика, являющегося одним из указанных детей, при соблюдении определенных условий от продажи объекта недвижимого имущества, исключительно - жилого помещения или доли в нем, освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности в нем <6>. К жилым помещениям относятся:

- комнаты;

- квартиры;

- жилой дом или часть квартиры, часть жилого дома.

--------------------------------

<5> Не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

<6> Пункт 2.1 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.

 

Здесь следует обратить внимание на закрытый перечень недвижимого имущества, подпадающего под льготу; на наличие не менее двух детей и право таких лиц на освобождение от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от продажи такого имущества, которое принадлежало родителям или самому налогоплательщику - ребенку менее минимального срока владения таким имуществом (то есть менее трех или пяти лет).

Изучение вышеуказанной нормы дает возможность выделить две категории налогоплательщиков, имеющих право на вышеуказанное освобождение:

- налогоплательщик и (или) его супруг, являющийся родителем (усыновителем) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность);

- сам ребенок - налогоплательщик, являющийся членом такой семьи.

При этом в вышеуказанной норме освобождение от налога на доходы поставлено в зависимость от возраста ребенка и факта обучения по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно семейному законодательству ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) <7>, однако в налоговом законодательстве могут быть установлены более широкие возрастные критерии для признания лица ребенком в определенных случаях, чем это предусмотрено в семейном законодательстве. Это позволяет расширить круг лиц, имеющих право на налоговые льготы или другие преимущества, связанные со статусом ребенка, если они находятся в процессе обучения или не достигли 18 лет. Возраст детей определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности в Росреестре от налогоплательщика к покупателю.

--------------------------------

<7> Статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

 

Пояснительная записка к законопроекту N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части отдельных вопросов налогообложения)" не обосновывает необходимости учета возраста ребенка, а также его обучения по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность при предоставлении вышеуказанного освобождения. Вероятно, рассматриваемая норма позволяет семьям с детьми уменьшать налоговое бремя от продажи недвижимого имущества исходя из логики несения расходов на обучение детей по очной форме обучения и (или) их содержания.

Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы <8>.

--------------------------------

<8> Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2017 г. N 18-КГ17-92.

 

В 2023 году законодатель укрепил свою поддержку семей с детьми, внеся изменения в п. 2.1 ст. 217.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), предоставив новое льготное условие по НДФЛ, которое применяется при продаже земельного участка вместе с расположенными на нем хозяйственными постройками (сооружениями). Доход от продажи участка земли, на котором находится жилое помещение или доля в нем, освобождается от налогообложения независимо от длительности владения этим участком налогоплательщиком. Продажа участка земли или доли в нем должна быть совершена одновременно с продажей жилого помещения или доли в нем. Продажа хозяйственных строений и (или) сооружений должна осуществляться также одновременно с продажей указанного земельного участка и жилого помещения. Таким образом, если семья с детьми продает земельный участок, на котором нет никаких жилых помещений, строений и сооружений, то такая семья не пользуется какими-либо привилегиями по сравнению с другими категориями налогоплательщиков, и налоговое бремя будет зависеть от минимального срока владения таким земельным участком. Региональным законодательством может быть установлен максимальный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, то есть субъекты РФ смогут вносить свои ограничения. Регионам, в свою очередь, в зависимости от своих бюджетных возможностей, целесообразно придерживаться общих принципов равенства, справедливости, законности, оптимального налогообложения, вводя ограничения на предельный размер площади земельного участка при освобождении его собственников от уплаты НДФЛ. Исключением является использование земельных участков или их долей, а также хозяйственных построек в предпринимательской деятельности. Законодатель распространил такие льготы на отношения с налогового периода 2023 года <9>. При условии соблюдения перечисленных условий подавать декларацию 3-НДФЛ в 2024 году и последующие годы не нужно <10>.

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 29 мая 2023 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

<10>

 

Таким образом, законодатель в указанной выше поправке завершил логику государственной политики в части поддержки семей с детьми посредством предоставления помощи через налоговое льготирование в улучшении жилищных условий посредством освобождения данных категорий налогоплательщиков от уплаты НДФЛ проданных объектов. Продавая жилое помещение, расположенное на участке земли, семьи с детьми освобождались только от налога на доходы, возникшие от продажи дома, следуя буквальному толкованию ст. 217.1 НК РФ <11>, но подавали налоговые декларации и платили НДФЛ от продажи земельного участка и стоящих на нем построек или сооружений. Таким образом, помощь государства была частичной. Благодаря поправкам, внесенным в НК РФ <12>, вышеупомянутые пробелы в правовом регулировании были нивелированы, и с налогового периода 2023 года и жилые помещения (с 2021 года), и земельные участки, а также все хозяйственные строения (сооружения) освобождаются от уплаты НДФЛ, независимо от срока владения семьями, имеющими не менее двух детей.

--------------------------------

<11> В ред. Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ.

<12> Федеральный закон от 29 мая 2023 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

 

Таким образом, на государственном (муниципальном) уровне семьям с детьми предоставляется множество преференций и льгот. В целях экономии семейного бюджета государство выстраивает налоговую систему с ориентиром на увеличение семейных доходов за счет предоставленных налоговых льгот. Это хорошая тенденция для создания семьи и улучшения демографической ситуации в стране.

Вместе с тем по общему правилу вне зависимости от статуса семьи и количества детей НК РФ освобождает от уплаты НДФЛ доходы, полученные от продажи недвижимого имущества по истечении минимального срока владения им <13>. Общий минимальный срок владения составляет 5 лет, но в исключительных случаях - 3 года. Однако федеральный законодатель установил, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ (пять лет), может быть уменьшен законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества <14>. Так, согласно Закону Ставропольского края от 9 марта 2016 г. N 22-кз установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества - 3 года в целях освобождения от НДФЛ доходов налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами РФ, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории Ставропольского края за соответствующий налоговый период. Вместе с тем согласно письму ФНС России <15>, когда физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимого имущества, находившийся в его собственности менее 5 лет, расположенный в другом регионе, в котором принят соответствующий закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости (например, до 3 лет), минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества необходимо исчислять с учетом нормативно-правовых актов, принятых тем субъектом Российской Федерации, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия или отсутствия таких актов в регионе по месту нахождения проданного имущества. Гражданин был привлечен налоговым органом к ответственности за совершение налоговых правонарушений (непредставление декларации по НДФЛ и неуплата налога), потому что по месту жительства гражданина в Карачаево-Черкесской Республике на тот момент минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества (5 лет) соответствующим законом субъекта Российской Федерации уменьшен не был <16>.

--------------------------------

<13> Статья 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.

<14> Письмо ФНС России от 25 октября 2022 г. N БС-4-11/14345@.

<15> Письмо ФНС России от 18 сентября 2023 г. N БС-4-11/11857@ "О направлении информации" (вместе с письмом Минфина России от 12 сентября 2023 г. N 03-04-07/87163).

<16> Письмо ФНС России от 19 февраля 2024 г. N БВ-4-7/1786@ "О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения".

 

Налоговое законодательство не регулирует семейное налогообложение резидентов и нерезидентов. Известно только, что в настоящее время нерезиденты наравне с резидентами освобождаются от уплаты НДФЛ при продаже жилых помещений, если право собственности на них превысило минимальный срок владения жилым помещением. С целью увеличения рождаемости в стране законодателю целесообразно предусмотреть освобождение от налогов при продаже недвижимости именно российских семей, налоговых резидентов.

Подводя итог, авторы отмечают заботу государства, адресованную семейным налогоплательщикам, путем предоставления широкого спектра налоговых льгот в части освобождения от уплаты налога с доходов физических лиц в отношении недвижимого имущества при соблюдении условий налогового законодательства. Государство должно популяризировать данную информацию в открытых источниках, соблюдая принцип открытости и доступности налоговой системы для населения страны.

Анализируя государственную поддержку семей с детьми на примере предоставления последним налоговых льгот, делается вывод о появлении такого нового явления, как семейное налогообложение. Новая налоговая реформа, обсуждаемая активно в 2024 году, нацелена на дальнейшую поддержку семейных налогоплательщиков.