Защита прав налогоплательщика-банкрота: списание задолженности перед бюджетом
В настоящее время согласно официальной статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2022 - 2023 годы каждая вторая процедура банкротства в отношении юридических лиц прекращается в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов по делу. При этом часть из этих дел прекращается еще до введения какой-либо процедуры банкротства - на стадии проверки судом оснований для введения наблюдения либо иных реабилитационных или ликвидационных процедур. Как правило, это относится к случаям, когда заявителем по делу о банкротстве является налоговый орган. Это связано с несколькими особенностями участия Федеральной налоговой службы (далее также - ФНС России) в такой категории споров:
1) в бюджете налогового органа не предусмотрены расходы на финансирование процедур банкротства налогоплательщиков-должников, у которых отсутствуют собственные активы;
2) согласно действующим нормам законодательства возможно ввести упрощенную процедуру банкротства в отношении отсутствующего должника - юридического лица практически без предоставления финансирования со стороны кредитора (о чем и заявляют представители налогового органа), однако бремя доказывания наличия признаков отсутствующего должника лежит на заявителе и часто легко опровергается самим должником (например, фактом сдачи налоговой отчетности, наличием представителя в суде, минимальных проводок по счетам и т.д.);
3) последним существенным фактором, влияющим на прекращение дел о банкротстве по заявлению налогового органа, является неразвитость института доказывания наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности со стороны заявителя как обстоятельства, позволяющего финансировать банкротство за счет личных активов таких лиц.
В результате наличия указанных особенностей арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, что является основанием для применения подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): "Безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, погашение и (или) взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве". Несмотря на то что норма не является новой, она редко применяется в судебной практике. Отдельные разъяснения относительно этого даны в следующих документах:
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года;
- Отдельные вопросы, связанные с применением Закона о банкротстве, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 марта 2019 года;
- приложение N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30 ноября 2022 года N ЕД-7-8/1131@ "Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию".
Так, согласно указанным документам в отличие от иных оснований признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию в этом случае:
- не требуется подача самостоятельного иска о признании задолженности безнадежной к взысканию в арбитражный суд;
- не требуется установление дополнительных обстоятельств для списания задолженности, кроме факта вынесения судебного акта;
- задолженность списывается на основании приказа территориального органа ФНС России;
- задолженность может быть восстановлена после обнаружения у налогоплательщика положительного налогового сальдо.
С учетом этих особенностей механизм применения обсуждаемой нормы выглядит следующим образом - в деле о банкротстве арбитражным судом принимается определение о прекращении дела, после вступления определения в силу территориальный налоговой орган должен самостоятельно, ознакомившись с ним электронно, на основании собственного приказа списать задолженность юридического лица.
Следует обратить внимание на то, что такое списание может иметь временный характер - в случае если после списания задолженности у юридического лица будет выявлено имущество, то налоговой орган вправе восстановить эту задолженность, обратившись в арбитражный суд с заявлением о пересмотре определения о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Очевидно, что у рассматриваемой нормы есть как плюсы, так и минусы для налогоплательщиков. Несомненно, ее применение может оказать положительный эффект для компании, которая оказалась в тяжелом положении, но имеет возможность после прекращения дела о банкротстве реализовать финансовый план по выходу из кризиса. В отсутствие задолженности по налогам, инкассо на счетах руководству будет значительно легче восстановить платежеспособность и одновременно саккумулировать денежные средства для расчета с ФНС России в случае восстановления налоговой задолженности в будущем. Пример такого положительного результата зафиксирован в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2023 года N Ф06-7884/2023 по делу N А12-33800/2022.
Однако прекращение дела о банкротстве и списание налоговой задолженности одновременно позволяют налоговому органу инициировать дело о привлечении к субсидиарной ответственности всех контролирующих должника лиц, виновных в невозможности пополнения бюджета, что является существенным риском для собственников компании.
Подводя итог, надо отметить, что в ноябре 2023 года законодатель в развитие применения нормы подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ внес изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", дополнив его правом налогового органа после прекращения дел о банкротстве в связи с отсутствием финансирования исключать из Единого государственного реестра юридических лиц таких должников. Будет ли за этим следовать привлечение собственников к субсидиарной ответственности или прощение долгов, покажет только время.