Организационно-правовые проблемы осуществления медико-социального обеспечения лиц, находящихся в исправительных учреждениях
Наказание не должно преследовать цель унижения человеческого достоинства, а быть направлено на профилактику совершения новых правонарушений и исправления осужденного. В данном контексте особым смыслом наполняется вопрос о необходимости оказания осужденному медицинской помощи и реализации его конституционного права на охрану здоровья. Выявлены проблемы организации освидетельствования и переосвидетельствования осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечения лиц, отбывающих наказание, лекарственными средствами. Указанные проблемы являются проявлением вопроса о качественном осуществлении государством функций по социальной защите инвалидов, оказании медицинской помощи нуждающимся в ней. На примере организации указанных процедур можно выявить большой спектр недостатков организационно-правового характера в системе исполнения наказания, а также несогласованности норм российского законодательства. Сделан вывод о необходимости проведения реформирования организации медицинского обеспечения осужденных, повышения прозрачности системы предоставления осужденному медицинской помощи.
Ключевые слова: исправительное учреждение, осужденный, инвалид, медицинская помощь, место лишения свободы, внутриведомственное взаимодействие, медицинская организация.
Punishment should not be aimed at humiliating human dignity, but should be aimed at preventing the commission of new offenses and correcting the convicted person. In this context, the question of the need to provide the convicted person with medical care and the realization of his constitutional right to health protection is filled with special meaning. The problems of organizing the examination and re-examination of convicts who are disabled and who are in correctional institutions, providing persons serving sentences with medicines have been identified. These problems are a manifestation of the question of the qualitative implementation by the state of the functions of social protection of persons with disabilities, the provision of medical care to those in need. On the example of the organization of these procedures, it is possible to identify a wide range of organizational shortcomings in the system of execution of punishment, as well as inconsistency of the norms of Russian legislation. It was concluded that it is necessary to reform the organization of medical support for convicts, to increase the transparency of the system for providing the convict with medical care.
Key words: correctional institution, convict, disabled person, medical care, place of deprivation of liberty, intra-departmental interaction, medical organization.
Задачами российского уголовно-исполнительного законодательства среди прочего являются охрана прав, свобод и законных интересов осужденных <1>, создание условий для выстраивания эффективной системы трансформации их идейно-ценностных ориентиров <2>, достижение целей уголовной политики с учетом требований к дальнейшей социализации осужденных <3>. Посылы важны как для самих осужденных, их родственников, так и лиц, которые в будущем могут совершить правонарушение, реакцией государства на которое будет назначение наказания, связанного с помещением указанных лиц в исправительные учреждения. Одним из основных прав осужденных является право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях. Государственная политика в отношении медицинского обеспечения осужденных построена на уважении достоинства человека, учете состояния здоровья при решении вопросов организации отбывания наказания в местах лишения свободы <4>. Как показывает практика, при реализации указанного права возникают не только многочисленные трудности, связанные с недостаточностью материальной базы и кадрового обеспечения ФСИН России, но и проблемы организационно-правового взаимодействия, которые носят внутриведомственный характер.
--------------------------------
<1> Литвинцева Н.Ю., Сутурин М.А. Права человека в сфере уголовной юстиции. Новые вызовы и актуальные проблемы реализации (по материалам круглого стола, прошедшего 25 сентября 2021 г. в рамках II Байкальского юридического форума) // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. N 4 (34). С. 140 - 146.
<2> Кирьянова О.В. Ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершившего противоправное деяние // Правозащитная деятельность органов государственной власти: проблемы и перспективы: материалы круглого стола с международным участием (г. Иркутск, 7 декабря 2012 г.). Иркутск: Байкальский государственный университет, 2012. С. 75.
<3> Кириллова Т.В., Ягьяева Э.И. Факторы, влияющие на ресоциализацию осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. N 5. С. 20.
<4> См.: Сергевнин В.А., Авдеев В.А., Авдеева О.А. Гармонизация уголовно-правовой политики России в сфере назначения и исполнения наказания // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 1. С. 78 - 93; Скуратов Ю.И., Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 1. С. 21.
Проблемы осуществления медико-социального обеспечения лиц, находящихся в исправительных учреждениях, особенно отчетливо проявляются при организации освидетельствования и переосвидетельствования осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, поскольку обозначенные процедуры предполагают активное участие лица, находящегося в месте отбывания наказания <5>, которое само не может, в силу нахождения в изоляции от общества, осуществить действия по подаче заявления и прохождению медико-социальной экспертизы (далее также - МСЭ).
--------------------------------
<5> Юсупова А.Н. Осужденные-инвалиды: проблемные аспекты реализации прав и законных интересов // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2021. N 1 (27). С. 122.
Находясь в ситуации ограниченных возможностей передвижения и взаимодействия с органами публичной власти, организациями, осужденный вынужден реализовывать свои права через уголовно-исполнительную систему; в частности, осужденному необходимо получить акт применения права, удостоверяющий наличие у него статуса инвалида, воспользовавшись системой медико-социального обеспечения осужденных. Отметим, что некоторые проблемы работы правонаделительного механизма в отношении осужденных-инвалидов, находящихся в исправительных учреждениях, не касающиеся внутриведомственного взаимодействия, рассмотрены авторами в отдельной статье <6>.
--------------------------------
<6> См.: Устинов А.Н., Якимова Е.М. Проблемы организации освидетельствования и переосвидетельствования осужденных-инвалидов, находящихся в исправительных учреждениях // Евразийский юридический журнал. 2024. N 4. С. 146 - 150.
В п. 9 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 2 октября 2015 г. N 233 <7>, указано, что администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения МСЭ (осмотра), в нем отражены действия по переводу осужденного в другое исправительное учреждение либо направлению в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы.
--------------------------------
<7> Приказ Минюста России от 2 октября 2015 г. N 233 "Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы".
Кроме того, установлена необходимость подготовки соответствующего заключения медицинской организации уголовно-исполнительной системы без участия осужденного в случае, если осужденный не может быть доставлен к установленному законодательством месту проведения МСЭ по состоянию здоровья, а также направления заключения вместе с медицинскими документами в федеральное учреждение МСЭ. При этом важно подчеркнуть, что осужденному сообщается о месте, где может быть проведена МСЭ, поскольку без экспертизы ему не может быть выдан акт применения права, удостоверяющий наличие у него статуса инвалида.
Представляется, что данный пункт Порядка недостаточно конкретизирован, поскольку не установлен субъект, ответственный за своевременное направление осужденного в другое исправительное учреждение ФСИН России. Как правило, в значительной части случаев установление инвалидности связано с переводом в другое исправительное учреждение ФСИН России (где есть профильный филиал медицинской части), но при этом в Порядке не указан субъект, на кого возложена такая обязанность. Медицинская организация ФСИН России может определить необходимость перенаправления осужденного, однако не принимает решение о переводе и не имеет собственных конвойных подразделений, следовательно, не может организовать перевод.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. N 518 <8> конвоирование осужденных по маршрутам конвоирования относится к задачам территориальных органов ФСИН России. В соответствии с Приказом ФСИН России от 14 января 2019 г. N 13 <9> для выполнения этой задачи им подчинены управления и отделы по конвоированию, которые являются отдельными юридическими лицами. При этом в единую очередь на конвоирование попадают лица, являющиеся подследственными, подсудимыми и осужденными, подлежащие конвоированию по решениям органов следствия, суда, а также исходя из собственных решений территориальных органов ФСИН России и ФСИН России. В эту же очередь на конвоирование попадают лица, необходимость перемещения которых связана с различными медицинскими и медико-социальными причинами.
--------------------------------
<8> Приказ ФСИН России от 11 июня 2015 г. N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний".
<9> Приказ ФСИН России от 14 января 2019 г. N 13 "Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний специальных подразделений по конвоированию, подведомственных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний".
Параллельно с этой сложной и запутанной схемой взаимодействия с очень неочевидными приоритетами исполнения для специальных конвойных подразделений есть простая причина длительного ожидания лицом, нуждающимся в установлении инвалидности, проведения соответствующих мероприятий. Профильный филиал медицинской организации ФСИН, в который необходимо направить осужденного для установления инвалидности, фактически может его не принять в связи с отсутствием в организации свободных койко-мест. Профильный филиал медицинской организации ФСИН России в субъекте РФ, как и другие филиалы медицинской организации ФСИН России в субъекте, находятся на территории исправительного учреждения, которое фактически предоставляет им помещения, следовательно, в предоставлении медицинскому филиалу дополнительных зданий и помещений оно не особо заинтересовано.
Еще немаловажный негативный аспект неурегулированного взаимодействия медицинских частей ФСИН России с исправительными учреждениями, в которых они находятся, - получение осужденными к лишению свободы посылок и передач.
В соответствии с ч. 3 ст. 90 УИК РФ установлен особый порядок приема и передачи осужденными посылок и передач с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением. Таким образом, законодатель установил возможность получения осужденными медикаментов, которые будут использованы в их лечении.
Однако в соответствии с п. 107, 108, 111, 114 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений <10> прием посылок и передач, а также их досмотр осуществляют сотрудники исправительного учреждения, которые медицинскими работниками не являются и доступа к сведениям, содержащим врачебную тайну конкретного осужденного, не имеют. При этом сотрудник должен определить, имеет ли конкретный осужденный право на получение лекарственных средств и предметов медицинского назначения. Вполне очевидно, что в помещении для приема передач сотрудник медицинской части не дежурит и при досмотре посылок не присутствует.
--------------------------------
<10> Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110.
На практике взаимодействие осуществляется следующим образом: сотрудник исправительного учреждения, обнаружив в передаче предмет, который он считает лекарственным средством или предметом медицинского назначения, звонит по телефону, находящемуся в помещении, занимаемом филиалом медицинской части, и уточняет у медицинского работника наличие у конкретного осужденного права на получение тех или иных лекарственных препаратов. В случае положительного ответа посылка принимается и передается в филиал медицинской части. В случае если ответ отрицательный, сотрудник исправительного учреждения отказывает в приеме посылки на основании п. 13 Перечня запрещенных для передачи заключенному вещей и предметов.
Обозначенная ситуация позволяет должностным лицам осуществлять незаконный отказ от передачи лекарственных средств, допускает широкое применение усмотрения должностного лица, что нельзя признать допустимым. Процедуры взаимодействия граждан и должностных лиц, должностных лиц между собой в процессе реализации прав граждан должны быть четко регламентированы, чтобы исключить двоякое толкование, что особенно важно в ситуации, когда лицо, права которого могут быть нарушены таким пробелом в правовом регулировании, не обладает возможностью в полной мере воспользоваться правозащитным механизмом.
Многие вопросы рассмотренного взаимодействия остаются открытыми, что негативно влияет на качество медико-социального обеспечения осужденных: обязаны ли сотрудники медицинской части дежурить возле телефона в период приема передач; что делает сотрудник исправительного учреждения в случае, если в филиале медицинской части никто не снял трубку телефона; как регистрируются подобные телефонные звонки и как фиксируется ответ медицинского работника? Весь порядок взаимодействия медицинских работников и сотрудников исправительных учреждений необходимо четко регламентировать приказами ФСИН России.
Таким образом, в условиях перманентного кризиса финансирования Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, который выражается в неудовлетворительном материальном и кадровом обеспечении большинства медицинских частей ФСИН России, совершенствование внутренней структуры и ведомственных нормативных актов выглядит единственным способом изменения ситуации в положительную сторону. При тотальной нехватке обеспечения многочисленных юридических лиц, находящихся в структуре ФСИН России, сохранение различного подчинения для учреждений ФСИН России в регионах выглядит явным анахронизмом сохранения внутриведомственной самостоятельности ведомственной медицины, что значительно затрудняет осуществление медико-социального обеспечения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.