Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Современная банковская система Китайской Народной Республики

Обновлено 16.11.2024 07:58

 

Сотрудничество с банками Китайской Народной Республики (далее - Китай, КНР) становится важнейшей составляющей успешного развития бизнеса в России - и для крупного, и для малого бизнеса. Китайская банковская система доказала свою эффективность как важный институт развития одной из ведущих мировых держав. Этот опыт может быть активно востребован и в российских реалиях. Кроме того, ситуация в российско-китайской финансовой и банковской логистике показывает актуальность обращения к опыту КНР в развитии национальной банковской системы. Авторами выделены особенности банковской системы КНР, характеризующие ее уровни, систему законодательства по регулированию банковской деятельности, а также состояние в том числе с учетом развития отношений России с Китаем в банковской сфере на фоне эскалации китайско-американских отношений, санкций со стороны США.

 

Ключевые слова: финансы, инвестиции, блокчейн, санкции, трансграничные переводы, коррупция.

 

Cooperation with banks of the People's Republic of China (hereinafter referred to as China, the PRC) becomes a crucial component for successful development of large and small business in Russia. The Chinese banking system has proven its efficiency as an important development institution of one of the world's leading powers. This experience may be in great demand in the Russian reality. Besides, the situation in the Russian-Chinese financial and banking logistics proves relevance of using experience of the PRC in the development of the national banking system. The authors emphasize special aspects of the banking system of the PRC that characterize its levels, the system of laws that govern banking activities and the current status taking into account the development of banking relations between Russia and China against the background of escalation of Chinese-American relations, U.S. sanctions.

 

Key words: finance, investments, blockchain, sanctions, transborder transfers, corruption.

 

Китай является одним из мировых финансовых центров, а его банковская система играет важную роль в глобальной экономике. Представители российского банковского сообщества должны быть в курсе событий и изменений в китайской банковской системе, чтобы успешно и своевременно адаптироваться к возможным рискам <1> и изменениям финансовой политики Китая.

--------------------------------

<1> Единые государственные стандарты по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: Монография / Под науч. ред. В.И. Авдийского, В.М. Безденежных, В.К. Сенчагова. СПб.: Образовательный центр "Советникь", 2014. 160 с.; Борисенко Е.А. Финансовая устойчивость кредитных организаций: международные требования и зарубежный опыт // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 5. С. 69 - 79; Ручкина Г.Ф. Деятельность Банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. N 4. С. 7 - 12.

 

Китай также стал одним из крупнейших торговых партнеров России, а возможности банковской системы Китая помогают упростить и ускорить финансовые операции между двумя странами, осуществлять российским компаниям инвестиции в Китай, а также облегчить процедуры по получению финансирования.

Россия и Китай активно разрабатывают различные инициативы по сотрудничеству в области финансов, в том числе для осуществления трансграничных банковских переводов, а также расширения использования национальных валют в двусторонней торговле и др. Понимание банковской системы Китая помогает укрепить и эффективно реализовать эти инициативы <2>.

--------------------------------

<2> Ручкина Г.Ф. Филиалы иностранных банков: перспективы коммерческого присутствия на финансовом рынке Российской Федерации // Банковское право. 2023. N 3. С. 7 - 14.

 

Банковская система КНР в последние годы занимает лидирующее положение на мировом рынке. В частности, в рейтинге 100 крупнейших банков мира за 2022 г. <3>, составляемом Агентством S&P Global Market Intelligence, первые четыре места прочно занимают банки из КНР, а ранее в СМИ появилась информация <4>, что уже в 2016 г. суммарные банковские активы Китая превысили общий капитал банков всего Европейского союза, вместе взятых.

--------------------------------

<3>

<4>

 

Мы предлагаем следующую классификацию банковских учреждений КНР.

Банки первого уровня: Народный банк Китая (People's Bank of China), а также три крупных государственных банка (China Development Bank, Agricultural Development Bank of China и China Exim Bank). Главная задача банков данного уровня состоит в распределении и контроле финансовых потоков, контроле денежных фондов, а Народный банк Китая еще осуществляет денежную эмиссию.

Банки второго уровня: они считаются самыми надежными (так называемая китайская "Большая четверка").

Банки третьего уровня: все остальные банковские организации, как правило, обладающие незначительными доходами и активами, которые намного меньше, чем у банков второго уровня.

В законодательстве КНР можно найти другую классификацию коммерческих банков, исходя из размера уставного капитала. В частности, такие банки подразделяются на национальные (размер уставного капитала - 1 млрд юаней), городские (100 млн юаней) и сельские (50 млн юаней). Такая дифференциация предусмотрена ст. 13 Закона КНР от 10 мая 1995 г. "О коммерческих банках" (ред. 2015 г.).

К основным банкам Китая, так называемой Большой четверке, относятся:

Промышленно-торговый банк КНР (Industrial and Commercial Bank of China, сокр. ICBC);

Строительный банк КНР (China Construction Bank, сокр. CCB);

Сельскохозяйственный банк Китая (The Agricultural Bank of China);

Банк Китая (Bank of China).

Данные банки составляют банковскую основу всей страны, а также обладают самыми большими активами. Филиалы и дочерние банки рассматриваемых организаций расположены во многих странах за пределами Китая.

В России банки из "Большой четверки" имеют универсальную лицензию на осуществление банковских операций <5>, остальные действуют как представительства материнской компании. Например, АКБ "Бэнк оф Чайна" (АО) был открыт в 1993 г. и является дочерним банком Bank of China Limited, чья зарубежная филиальная сеть представлена в 60 странах и регионах мира. АКБ "Бэнк оф Чайна" (АО) предоставляет юридическим и физическим лицам широкий спектр услуг на базе современных технологий и глобальной филиальной сети Bank of China Limited. Банк обслуживает клиентов из России, Китая и других стран <6>.

--------------------------------

<5>

<6>

 

В 2007 г. в России был зарегистрирован АйСиБиСи Банк (АО) (Bank ICBC (joint-stock company)) <7>. Данный банк предоставляет полный спектр услуг (инвестиции и финансирование, global cash management, финансово-налоговое управление) крупнейшим китайско-российским предприятиям в следующих ключевых отраслях: электроэнергетика, газовая, нефтяная, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительство, агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, финансирование и другие отрасли. Банк помогает китайским предприятиям развивать свой бизнес в России. В свою очередь, банк осуществляет помощь российским предприятиям в развитии своего бизнеса в Китае и в других странах.

--------------------------------

<7>

 

В соответствии с отечественным банковским законодательством на территории России нет филиалов иностранных банков. Рассматриваемые банки-резиденты не обладают большими ресурсами и преимущественно обслуживают торгово-экономические операции между российскими и китайскими торговыми фирмами.

Система законодательства по регулированию банковской деятельности в КНР условно состоит из четырех уровней: законы, административные правила и положения Госсовета КНР и его подразделений; руководящие принципы, уведомления и правила органов банковско-финансового регулирования; уведомления и решения местных правительств Китая.

Учитывая в целом небольшое количество в Китае среди нормативных правовых актов законов <8>, правовое положение банков определяется на уровне законов, к основным из которых - первого уровня - следует отнести:

Закон КНР от 18 марта 1995 г. "О Народном банке Китая" (изм. 2003 г.);

Закон КНР от 10 мая 1995 г. "О коммерческих банках" (с изм. 2003 и 2015 гг.);

Закон КНР от 27 декабря 2003 г. "О надзоре и регулировании в банковской сфере" (с изм. 2006 г.).

--------------------------------

<8> По состоянию на декабрь 2023 г. в КНР насчитывалось 300 законов.

 

Второй уровень состоит из административных правил и положений, принятых Государственным советом КНР и его подразделениями <9>. Например, Положение Китайской Народной Республики от 11 ноября 2006 г. "Об управлении банками с иностранными инвестициями" (с изм. 2014 и 2019 гг.). Данный документ оказал большое влияние на деятельность иностранных банков на территории Китая, включая регулирование вопросов вхождения иностранных банков в китайский банковский сектор в форме представительств, филиалов и др. Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (далее - CBRC), обладает обширными полномочиями по лицензированию и регулированию деятельности иностранных банков на территории КНР.

--------------------------------

<9> Опыт лучших практик государственной службы России и Китая: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Чжао Шимин; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Пудунская академия подготовки руководящих кадров Китая. М.: ИД "Юриспруденция", 2020. 396 с.

 

Третий уровень состоит из руководящих принципов, уведомлений и правил Народного банка Китая и CBRC. Большинство регуляторных документов этих органов попадают в эту категорию, в частности Уведомление Народного банка Китая, Министерства финансов и Государственной налоговой администрации по вопросам, связанным с управлением трансграничной уплатой и снятием налогов от 2024 г. и др.

Четвертый уровень включает уведомления и решения местных правительств Китая, связанные с деятельностью в банковской сфере на территории конкретного региона. Например, Уведомление народного правительства города Далянь от 11 декабря 2022 г. "О публикации перечня вопросов административного лицензирования в г. Далянь" и др.

Китайская экономика постепенно восстанавливается, однако внешний фон остается сложным. Постоянная эскалация китайско-американских отношений <10> и потенциальное экономическое разобщение вызывают большие проблемы и неопределенность для Китая как сейчас, так и в будущем во внешнеэкономических отношениях. На этом фоне Китай решил шире открыть свой финансовый рынок с целью защиты его от оттока капитала и отрыва от международной цепочки поставок и получения новых импульсов для своего экономического роста. Все ограничения на владение иностранными инвесторами в финансовом секторе Китая были смягчены, а режим регистрации прямых иностранных инвестиций в Китае был заменен режимом представления информации об иностранных инвестициях.

--------------------------------

<10> Акопян О.А. Новые тенденции в регулировании банковской сферы в США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. N 6. С. 1152 - 1156.

 

Несмотря на улучшающиеся на политическом уровне отношения России с Китаем, в банковской сфере остаются значительные вопросы, связанные с опасениями банков КНР, имеющих широкую сеть филиалов по всему миру, попасть под вторичные санкции со стороны США. Ранее же превалировала идея перехода на расчеты в национальных валютах между Россией и КНР - таким образом осуществить уход от долларовой составляющей. В этом направлении были достигнуты определенные успехи, но сейчас из-за новых санкционных ограничений, в частности расширенной трактовки E.O. 14024 от 15 апреля 2021 г. Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США "Блокирование имущества, связанного с пагубной зарубежной деятельностью Правительства Российской Федерации" (ред. от 24 февраля 2022 г.), установлено, что санкции распространяются на расчеты в других валютах. В этой связи имеются риски, что китайские банки могут попасть под вторичные санкции даже при выполнении платежей в юанях.

В настоящее время на практике отмечены многочисленные случаи, когда китайские банки отказываются принимать деньги из России для оплаты внешнеторговых контрактов, в том числе в юанях <11>. В частности, китайский банк CZBank ((65 - 68-е место в рейтинге банков Китая) прекратил прием новых платежей от российских компаний. Заслуживает внимания другой показательный случай, когда платеж от российской компании в юанях вернулся из банка "Большой четверки" (Нанкинский филиал Сельскохозяйственного банка Китая (AGRICULTURAL BANK OF CHINA, NANJIN) обратно в Россию с нечеткой аргументацией оснований возврата платежа. Как представляется, это могло быть связано с опасениями китайского банка вторичных санкций со стороны западных стран.

--------------------------------

<11>

 

Данный вопрос широко освещается в отечественных СМИ, и возможно, станет одной из ключевых тем для обсуждения на самом высоком уровне российско-китайского политического руководства <12>.

--------------------------------

<12>

 

Интересен проект mBridge, который был представлен в 2021 г. центральными монетарными властями Китая, Гонконга, Таиланда и ОАЭ. На сегодняшний день это крупнейший пилотный проект трансграничной CBDC (Central bank digital currency, Цифровая валюта центрального банка). Это совместная разработка Китая, ОАЕ и Таиланда. Наибольшее влияние mBridge окажет на санкции, поскольку он создает децентрализованную блокчейн-систему (DLT), где невозможно отследить, подпадают ли сделки под нарушение санкций.

В январе 2024 г. трансграничный перевод CBDC на сумму 50 млн дирхамов (13,6 млн долларов) был отправлен в Китай с использованием мульти-CBDC-платформы mBridge <13>.

--------------------------------

<13>

 

В банковской системе КНР имеются и коррупционные проблемы <14>. В 2023 г. под особый антикоррупционный контроль попала сфера финансов. На седьмой сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей принята поправка к Уголовному кодексу КНР, которая вступила в силу 1 марта 2024 г., она ужесточает наказание за коррупционные преступления, в частности за взяточничество в сфере финансов, в том числе связанной с деятельностью банков.

--------------------------------

<14> Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В. Китайский опыт борьбы с коррупцией: состояние и тенденции // Международное публичное и частное право. 2016. N 4. С. 40 - 42.

 

В 2023 г. суд приговорил бывшего заместителя президента Государственного банка развития Китая (ГБРК) Хэ Синсяна к 20 годам тюрьмы и штрафу в размере 5,1 млн юаней (порядка 718 тыс. долл. США). Подсудимый был признан виновным в получении взяток, выпуске финансовых векселей с нарушением правил, незаконном предоставлении кредитов и сокрытии информации о зарубежных вкладах. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Хэ Синсян, занимая в период с 2006 по 2021 г. должности глав Хайнаньского и Шаньдунского отделений Банка Китая, зампрезидента Банка сельскохозяйственного развития Китая и зампрезидента ГБРК, использовал служебные полномочия для оказания третьим лицам содействия в получении банковских кредитов и трудоустройстве, за что получил от них финансовые и материальные ценности на общую сумму 66,36 млн юаней (около 9,2 млн долл. США). Подсудимый признал свою вину и предоставил информацию, которая помогла раскрытию других преступлений, вернул незаконно нажитое им имущество, в связи с чем получил смягчение наказания.

Этот пример демонстрирует особое внимание китайских правоприменительных органов к банковской системе в связи с выполнением политических установок по стабилизации финансовой системы КНР в целом.

В заключение можно выделить особенности банковской системы КНР, характеризующие: уровни ее банковской сферы (1) четыре крупных банка, составляющие банковскую основу государства; 2) надежные финансовые организации; 3) небольшие коммерческие финансовые организации и почтовая служба); систему законодательства по регулированию банковской деятельности (законы КНР, административные правила и положения, принятые Государственным советом КНР и его подразделениями, руководящие принципы, уведомления и правила Народного банка Китая и CBRC, уведомления и решения правительств регионов Китая); а также состояние, в том числе с учетом развития отношений России с Китаем, в банковской сфере на фоне эскалации китайско-американских отношений, санкций со стороны США.

В последнее время в связи с макроэкономическими сложностями в экономике КНР органы власти ужесточают контроль в отношении банковской системы в целом для стабилизации финансов страны, что проявляется в том числе и в увеличении резонансных коррупционных дел в рассматриваемой сфере.

В целом знание особенностей банковской системы Китая позволяет России, несмотря на санкционное давление западных "партнеров", устойчиво развивать экономические, торговые и финансовые отношения с Китаем, а также учитывать потенциальные риски и предпринимать необходимые меры, связанные со спецификой банковской системы Китая.