Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Некоторые вопросы принудительной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях: конституционно-правовой аспект

Обновлено 22.11.2024 14:37

 

В статье рассматриваются некоторые дискуссионные аспекты реализации конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность лица при применении принудительных мер, связанных с госпитализацией гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. В частности, анализируются нормы законодательных актов относительно применения сроков удержания лиц, страдающих тяжелой формой психического заболевания, в медицинском стационаре. Авторы, обращая внимание на имеющиеся недостатки законодательного регулирования, приводят свои доводы и предложения по поводу дальнейшего совершенствования процедуры исполнения принудительных мер медицинского характера до судебного порядка.

 

Ключевые слова: принудительная госпитализация, медицинский стационар, Конституция Российской Федерации, свобода, личная неприкосновенность.

 

The article discusses some controversial aspects of the implementation of constitutional rights to freedom and personal inviolability of a person when applying coercive measures related to the hospitalization of a citizen in a medical organization providing psychiatric care in inpatient conditions. In particular, the norms of legislative acts concerning the application of retention periods for persons suffering from a severe form of mental illness in a medical hospital are analyzed. The authors, paying attention to the existing shortcomings of legislative regulation, present their arguments and proposals for further improvement of the procedure for the execution of compulsory medical measures before the judicial procedure.

 

Key words: compulsory hospitalization, medical hospital, Constitution of the Russian Federation, freedom, personal inviolability.

 

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

Надлежащее состояние психического здоровья человека - одно из необходимых условий функционирования личности в качестве полноценного представителя человеческого общества. Лица, страдающие психическим расстройством, неминуемо оказываются исключенными из системы общественных связей, поскольку не могут надлежащим образом участвовать в социальных отношениях и всецело нуждаются в повышенной правовой и социальной защите со стороны государства.

Принудительная изоляция от общества лиц, страдающих психическим расстройством, по причине их предполагаемой опасности для себя и (или) окружающих происходит путем фактического недобровольного удержания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, что предполагает существенное ограничение права лица на свободу и личную неприкосновенность, осуществление которых возможно исключительно при наличии оснований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими оказание психиатрической помощи, являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Вышеперечисленные нормативные правовые акты хотя и являются составляющими основ оказания психиатрической помощи, однако императивно не устанавливают процессуальную природу и сущность процедуры первоначального помещения лица в медицинский стационар психиатрического профиля и нахождения в нем до момента судебного санкционирования, в том числе порождают споры и о применении норм о сроках такого нахождения в части ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Как следует из ст. 32 Закона, лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным ст. 29 Закона, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в ней.

Процессуальный порядок обращения в суд и рассмотрения административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке предусмотрен правилами гл. 30 КАС РФ, и в соответствии с ч. 1 ст. 275 и ч. 1 ст. 276 КАС РФ административное исковое заявление о госпитализации гражданина должно быть подано в суд медицинской организацией, в которую помещен гражданин, либо прокурором в течение 48 часов с момента поступления гражданина в стационар.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм закона для обращения в суд с административным исковым заявлением предусмотрено 72 часа вместо 48 часов, которые регламентированы КАС РФ. Такое противоречие между Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и КАС РФ может приводить к нарушению сроков, что, в свою очередь, может нарушать конституционные права гражданина, госпитализируемого в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Также необходимо обратить внимание, что согласно ч. 3 ст. 276 КАС РФ далее время нахождения лица в стационаре продлевается определением судьи на срок, необходимый для рассмотрения административного дела по существу, который в силу ч. 1 ст. 277 КАС РФ не превышает пяти дней. Исходя из вышеизложенного, нахождение лица в медицинском стационаре в принудительном порядке может быть увеличено до 192 часов (48 часов + 24 часа + 5 суток (120 часов)).

Таким образом, процесс правоприменения вышеназванных нормативных правовых актов порождает вопрос о гарантированности прав, предусмотренных ст. 22 Конституции Российской Федерации, в порядке принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Обеспечена ли на законодательном уровне должная реализация гарантированных Основным Законом государства конституционных прав граждан?

В части 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность". Право на свободу может быть правомерно ограничено при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей <1>. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 13 июня 1996 г. N 14-П <2>, право на свободу и личную неприкосновенность (неотчуждаемое и принадлежащее каждому от рождения) не должно подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах без предусмотренных законом оснований, санкции суда, а также сверхустановленных либо контролируемых сроков.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

<2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шелухина".

 

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах <3>. Принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека. Оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое - исходя из признания государством достоинства личности - предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества.

--------------------------------

<3> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Статья 1.

 

Понятие "лишение свободы" в его конституционно-правовом смысле имеет автономное значение, заключающееся в том, что любые вводимые в отраслевом законодательстве меры, если они фактически влекут лишение свободы (будь то санкция за правонарушение или принудительные меры, обеспечивающие производство по делу), должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, составляющих нормативную основу регулирования ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей в сфере преследования за совершение уголовных и административных правонарушений в качестве мер допустимого лишения свободы. Задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути, есть лишение свободы <4>.

--------------------------------

<4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова".

 

Европейский суд по правам человека также отметил, что лишение физической свободы фактически может приобретать многочисленные формы, не всегда адекватные классическому тюремному заключению, и предлагал оценивать их не по формальным, а по сущностным признакам, таким как принудительное пребывание в ограниченном пространстве, при невозможности свободного передвижения и установления общественных контактов по собственной воле <5>.

--------------------------------

<5> Постановление Европейского суда по правам человека от 6 ноября 1980 г. "Гудзарди против Италии".

 

Таким образом, будучи госпитализированным в психиатрический стационар в недобровольном порядке, лицо принудительно пребывает в ограниченном пространстве, изолировано от общества и семьи, не может выполнять свои служебные обязанности и не в состоянии свободно передвигаться и общаться с неограниченным кругом лиц, что может быть отнесено к сущностным признакам лишения человека физической (анатомической) свободы и психической неприкосновенности лица <6>.

--------------------------------

<6> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 544-О-П "По жалобе гражданки Хорошавцевой Надежды Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

 

В качестве дополнительного аргумента необходимо выделить, что принудительная госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, имеет своей целью продолжительную, принудительную, подчиняющуюся правилам распорядка учреждения изоляцию лица от общества. С учетом изложенного можно полагать, что принудительное помещение лица в медицинский стационар по своим сущностным признакам может быть отнесено к конституционно-правовому понятию "лишение свободы".

Согласно мнению Н.А. Бурашниковой, лишение либо ограничение свободы лиц, страдающих психическими заболеваниями, расценивается как их заключение под стражу, которое в силу закона может быть применено к ним, а также к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, и иным категориям лиц, прямо указанным в законе <7>.

--------------------------------

<7> Бурашникова Н.А. Судебная практика по делам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар // Судья. 2017. N 3. С. 42.

 

П.Г. Габай и Р.Ю. Карапетян отмечают, что недобровольная госпитализация в психиатрический стационар может быть приравнена не к задержанию и аресту, а отнесена к формам заключения лица под стражу <8>. Данный вывод основан на следующих моментах: во-первых, в п. "e" ч. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод законное заключение под стражу лиц, страдающих психическим расстройством, отнесено к одному из возможных оснований для лишения лица свободы, а также согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, под понятием "задержанное лицо" понимается любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения; во-вторых, законное заключение под стражу лиц, страдающих психическим расстройством, подтверждается позицией Европейского суда по правам человека <9> и Конституционного Суда Российской Федерации <10>.

--------------------------------

<8> Габай П.Г., Карапетян Р.Ю. Общая правовая характеристика институтов недобровольного и принудительного оказания медицинской помощи лицам, страдающим психическими расстройствами // Право и практика. 2020. N 1. С. 41 - 50.

<9> Постановление Европейского суда по правам человека от 5 октября 2004 г. по делу "H.L. против Соединенного Королевства".

<10> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 544-О-П "По жалобе гражданки Хорошавцевой Надежды Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Авторы согласны с мнением Н.Г. Галковской, что "поскольку недобровольная госпитализация сопоставима с лишением свободы, она требует строгой законодательной регламентации оснований и процедуры ее применения" <11>.

--------------------------------

<11> Галковская Н.Г. Проблемы совершенствования механизма судебной защиты прав граждан, госпитализируемых в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке // Вестник Томского государственного университета. Серия: Право. 2015. N 3. С. 79 - 94.

 

Необходимость более четкого правового регулирования порядка рассмотрения дел о принудительной госпитализации в психиатрический стационар вызвана их особой значимостью с учетом того, что при принудительной госпитализации страдающих психическими заболеваниями граждан в стационарные медицинские учреждения ограничивается их право на свободу и личную неприкосновенность, которое закреплено Конституцией Российской Федерации в ряду основных прав и свобод человека, являющихся неотъемлемыми, неотчуждаемыми и гарантированными государством <12>.

--------------------------------

<12> Бурашникова Н.А. Судебная практика по делам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар // Судья. 2017. N 3. С. 41 - 45.

 

Само по себе применение в исключительных по своему характеру случаях и на основании судебного решения к лицам, страдающим тяжелой формой психического заболевания, такой меры государственного принуждения, как помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья самого лица, а равно защиту других лиц от действий с его стороны, отвечает конституционно закрепленным целям допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Установление факта совершения действия (или действий), дающего основания предполагать наличие у лица тяжелого психического расстройства, является необходимым условием для принятия соответствующего решения, которое также обусловливает: а) непосредственную опасность для самого лица или окружающих; б) состояние беспомощности лица, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи путем помещения в специализированный стационар.

Вместе с тем даже если вышеуказанные обстоятельства подтверждены, соразмерность и необходимость исследуемой меры принуждения в отношении конкретного лица подлежат оценке в предусмотренной законом процедуре надлежащим судом, исследующим фактическую сторону административного дела, с предоставлением процессуальных гарантий защиты права на свободу и личную неприкосновенность, пропорциональных характеру ограничений.

Применение рассматриваемой меры государственного принуждения, в конституционно-правовом смысле представляющей собой, по сути, лишение свободы, не должно предполагать возможности не ограниченного временными рамками направления соответствующих материалов в суд в случае, когда к лицу предварительно применялось недобровольное помещение в медицинский стационар во внесудебном порядке. На обозначенное помещение должен распространяться единый режим гарантий предусмотренного ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, что предполагает и общность компенсаторного механизма, используемого при выявлении незаконности этой и соотносимых с ней мер с точки зрения оснований или условий их применения.

Тем самым недобровольная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, возможна только лишь на основании судебного решения. Без соответствующего санкционирования суда лицо, страдающее психическим расстройством, может находиться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в принудительном порядке не более 48 часов при строгом соблюдении установленных законом императивных требований.