О некоторых вопросах безопасной эксплуатации зданий медицинских организаций
В статье рассмотрены проблемы обеспечения безопасности зданий медицинских организаций в процессе их эксплуатации. Обоснована ошибочность правовой позиции, согласно которой на медицинской организации лежит безусловная обязанность организовывать периодическое обследование технического состояния эксплуатируемых зданий исключительно по правилам, установленным ГОСТ 31937-2011.
На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что необходимость привлечения к обследованию технического состояния строительных конструкций специализированной организации обусловлена наличием объективных условий, а не усмотрением должностных лиц контролирующих органов.
Ключевые слова: эксплуатация зданий медицинских организаций, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, обследование технического состояния строительных конструкций, безопасность зданий медицинских организаций.
This article discusses the challenges of ensuring the safety of medical buildings maintenance. It argue against the legal assumption that a medical organization has a strict obligation to conduct periodic inspections of its buildings' technical condition only according to GOST 31937-2011 regulations.
Based on our research, we conclude that the need for a specialized third-party inspection of building structures arises due to objective circumstances, rather than the discretion of regulatory authorities.
Key words: medical buildings maintenance, operational control over the technical condition of buildings, inspection of the technical condition of building structures, safety of medical buildings.
При наличии у медицинской организации зданий, сооружений не исключена возможность подачи прокурором в суд искового заявления, содержащего требования о возложении на нее обязанности провести обследование технического состояния этих объектов недвижимого имущества с привлечением специализированной организации. При этом не имеет значения, принадлежит ли недвижимость больнице на праве собственности или каком-либо ином праве, включая обязательственные (например, оперативное управление или аренда на определенный срок).
В качестве основания подобного иска могут приводиться такие обстоятельства, как установленный, по мнению прокурора, факт незаконного бездействия руководителя медицинской организации, которое выразилось в неисполнении им обязанностей по организации выполнения мероприятий эксплуатационного контроля, а также возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц (медицинских работников, пациентов).
Очевидно, что для медицинской организации описанная ситуация, помимо появления перспективы несения дополнительных расходов, создает еще и существенные репутационные риски.
В этой связи приведем аргументы, которые могут быть использованы для противодействия понуждению к совершению избыточных с точки зрения закона действий, но прежде проанализируем правовую позицию противной стороны, которая, как может показаться на первый взгляд, не лишена правоприменительной логики.
Законом обязанность следить за надлежащим техническим состоянием здания, сооружения возложена на собственника, на лицо, которое владеет недвижимостью на ином законном основании, на лицо, которое привлечено для этих целей на договорной основе <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 декабря.
Здесь оговоримся, что именно по этой причине (в случае возникновения вышеописанного спора в действительности) судом, безусловно, будут отвергнуты возможные доводы о том, что административному ответчику - бюджетному учреждению здравоохранения конкретное здание принадлежит на праве оперативного управления, а полномочия собственника осуществляют, например, органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Далее, в силу закона безопасность здания в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов <2>.
--------------------------------
<2> Часть 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // Российская газета. 2009. 31 декабря.
Приведенное требование конкретизировано техническими нормами. Механическая безопасность зданий обеспечивается в том числе исполнением требований СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" <3>, предусматривающих, что обследование и мониторинг технического состояния здания определяется ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" <4> (далее - ГОСТ 31937-2011).
--------------------------------
<3> СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24 августа 2016 г. N 590/пр).
<4> ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Наконец, обследование и мониторинг проводятся силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов <5>.
--------------------------------
<5> Там же. Пункт 4.1.
Приведенные законоположения формируют правовое основание административного иска к медицинской организации о возложении обязанности в течение определенного срока провести обследование технического состояния здания, сооружения с привлечением специализированной организации, отвечающей требованиям, установленным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
Приведенная правовая позиция, по нашему мнению, не универсальна и (при соблюдении определенных условий) не может применяться к объектам недвижимого имущества медицинских организаций.
Так, нормами действующего законодательства установлено <6>, что соблюдение требований к безопасности зданий и сооружений обеспечивается посредством:
- соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- применения на обязательной основе национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации <7>;
- применения на добровольной основе документов в области стандартизации, перечень которых утвержден Приказом Росстандарта <8>.
--------------------------------
<6> Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // Российская газета. 2009. 31 декабря.
<7> Там же. Часть 1 ст. 6.
<8> Там же. Часть 7 ст. 6.
Действующий в настоящее время перечень <9> нормативных актов, подлежащих применению на обязательной основе, не включает ГОСТ 31937-2011. Последний, в свою очередь, включен в перечень <10> документов, которые могут применяться на добровольной основе.
--------------------------------
<9> Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815) // СЗ РФ. 2021. N 23. Ст. 4060.
<10> Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. Приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687) // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2020. N 10.
Следовательно, вопреки подробно рассмотренной выше правовой позиции применение медицинской организацией ГОСТ 31937-2011 не является безусловно обязательным, в том числе в части сроков проведения такого обследования.
Последнее, в свою очередь, свидетельствует о несостоятельности требования о возложении на медицинскую организацию обязанности провести техническое обследование объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011.
Впрочем, из этого умозаключения совершенно не следует, что эксплуатационный контроль в таком случае не должен осуществляться вовсе. Напротив, в случае возникновения спора представителю медицинской организации неизбежно придется представлять суду доказательства в подтверждение исполнения ответчиком соответствующих обязанностей.
Разница лишь в том, что соблюдение требований закона при таких условиях целиком основывается на технических нормах, а не зависит от усмотрения должностных лиц контролирующих органов.
Рассмотрим подробнее отдельные нюансы правового регулирования нашего вопроса. Так, нормами действующего законодательства <11> установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения.
--------------------------------
<11> Часть 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 декабря.
Сведения о таких мероприятиях отражаются в журнале эксплуатации здания <12>.
--------------------------------
<12> Часть 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 декабря.
С учетом того что эксплуатация зданий (сооружений) должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) <13>, приведенные нами нормы градостроительного законодательства получили развитие и конкретизацию в положениях документов, содержащих требования по безопасной эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций.
--------------------------------
<13> Там же. Часть 1 ст. 55.24.
СП 319.1325800.2017 "Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации" <14>, как следует из содержания его преамбулы, устанавливает требования, предъявляемые к зданиям и помещениям медицинских организаций различного функционального назначения.
--------------------------------
<14> СП 319.1325800.2017. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации (утв. Приказом Минстроя России от 18 декабря 2017 г. N 1682/пр) // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2018. N 6.
Указанные правила эксплуатации могут применяться медицинскими организациями на добровольной основе, поскольку включены в соответствующий перечень <15>, о котором упоминалось выше.
--------------------------------
<15> Пункт 424 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. Приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687) // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2020. N 10.
Медицинской организации в целях обеспечения эксплуатационного контроля целесообразно проводить обследование зданий, сооружений, строительных конструкций, инженерных систем <16>, а также вести необходимую документацию <17>.
--------------------------------
<16> Пункты 8.3 - 8.7 СП 319.1325800.2017. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации (утв. Приказом Минстроя России от 18 декабря 2017 г. N 1682/пр) // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2018. N 6.
<17> Там же. Пункт 8.11.
Проведение обследований допустимо посредством систематических, текущих, сезонных, внеочередных осмотров силами эксплуатационной службы или ответственного за эксплуатацию здания лица.
Проводимые мероприятия эксплуатационного контроля должны находить отражение в документации, заполнять которую необходимо систематически. Ответственными лицами при систематических наблюдениях обеспечивается заполнение технического журнала по эксплуатации здания, актов плановых и внеочередных осмотров зданий, которые должны быть подписаны всеми членами комиссии.
В случае выявления нарушений правил эксплуатации зданий, повреждений строительных конструкций, помимо отражения этих обстоятельств в техническом журнале по эксплуатации здания, должен составляться соответствующий акт, в котором указываются также необходимые меры к устранению обнаруженных дефектов, сроки реализации этих мер.
Наконец, техническое обследование здания специализированными организациями проводится в исключительных случаях, к числу которых техническими нормами отнесена необходимость углубленного изучения действительной работы строительных конструкций, оценки состояния и определения мероприятий по ремонту и усилению <18>.
--------------------------------
<18> Там же. Пункт 8.10.
Подводя итог, обобщим выводы, которые следуют из проведенного анализа некоторых особенностей правового регулирования общественных отношений в сфере безопасной эксплуатации зданий.
Реализация медицинской организацией мероприятий, направленных на обеспечение безопасности эксплуатируемых ею зданий, является обязательной. Содержание таких мероприятий, частота, с которой они должны проводиться, определены техническими нормами, часть из которых может применяться на альтернативной основе.
Право выбора технических норм, исполнение которых допускается в добровольном порядке, принадлежит исключительно медицинской организации, эксплуатирующей здание при осуществлении уставных видов деятельности.
Требование контролирующих органов о безусловном применении тех или иных технических норм, исполнение которых допускается в добровольном порядке, не основано на законе и избыточно.
Одновременно с этим недопустимым является и полный отказ медицинской организации от исполнения каких бы то ни было технических норм, относящихся к обеспечению безопасной эксплуатации здания, независимо от того, отнесены ли они к обязательным или применяемым добровольно.
Неукоснительное соблюдение требований закона, которые в действительности менее императивны, чем это иногда стараются представить суду должностные лица контролирующих органов, позволит медицинской организации избежать дополнительных издержек и надлежащим образом наладить работу службы эксплуатации.