Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Законодательное регулирование донорства и трансплантации органов и тканей человека за рубежом

Обновлено 30.11.2024 06:38

 

Современная мировая медицинская наука с каждым годом все активнее предпринимает шаги по исследованию жизнедеятельности организма человека. Поэтому проблематика, относящаяся к донорству и трансплантологии, в том числе вопросы правового регулирования рассматриваемой сферы, в условиях 20-х годов XXI столетия не теряют своей актуальности. И это вполне естественно, поскольку для каждой эпохи, так же как и для страны, характерно особое отношение общества к проблеме донорства и трансплантации, а также присущи свои индивидуальные особенности законодательной регламентации рассматриваемой деятельности. Так, в частности, в некоторых государствах действующим национальным законодательством торговля органами разрешена, при этом в большинстве стран на эту деятельность наложен запрет, а за незаконную торговлю предусмотрены суровые и карающие уголовно наказуемые меры. В проведенном исследовании автор попытался раскрыть современные особенности зарубежного правового регулирования общественных отношений в области донорства и трансплантологии на примере ведущих мировых держав. Им делается вывод о том, что до настоящего времени ни одним государством не разработан законодательный акт, обладающий всеми необходимыми правовыми предписаниями, которые бы регламентировали вопросы отбора органов и тканей у живых доноров и у умерших.

 

Ключевые слова: трансплантология, совершенствование законодательства, медицинское право, медицинская деятельность, искусственные органы, донорский материал, трансплантационный фонд, правовое регулирование, законодательная регламентация.

 

Modern world medical science every year more and more actively takes steps to study the vital activity of the human body. Therefore, the issues related to donation and transplantation, including the issues of legal regulation of the sphere under consideration, do not lose their relevance in the conditions of the twenties of the XXI century. And this is quite natural, since each era, as well as the country, is characterized by a special attitude of society to the problem of donation and transplantation, and also has its own individual characteristics of the legislative regulation of the activity in question. Thus, in particular, in some states, the current national legislation allows the trade in organs, while in most countries, this activity is prohibited, and illegal trade is subject to severe and punishing criminal penalties. In the study, the author tried to reveal the modern features of foreign legal regulation of public relations in the field of donation and transplantation on the example of the leading world powers. He concludes that to date, no state has developed a legislative act that has all the necessary legal regulations that would regulate the selection of organs and tissues from living donors and from the dead.

 

Key words: transplantology, improvement of legislation, medical law, medical practice, artificial organs, donor material, transplant fund, legal regulation, legislative regulation.

 

Сегодня как в нашей стране, так и за рубежом все активнее развивается важнейшее из достижений медицинской сферы - трансплантология. При этом многие из проблемных вопросов трансплантологии должны развиваться с учетом совершенствования их правовой регламентации. Для этого необходимо исследовать положительные наработки зарубежной медицинской правовой науки и практики <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кобец П.Н. Совершенствование основных направлений по противодействию незаконной трансплантации органов и тканей человека // Медицинское право. 2022. N 2. С. 5.

 

Анализ зарубежного опыта донорства свидетельствует о его активном продвижении и стимулировании во многих государствах. Так, например, в Республике Сингапур благодаря системе по стимулированию донорства решаются проблемы, связанные с обеспечением медицинских лечебных учреждений органами для проведения трансплантационных операций, которые предоставляют потенциальные доноры, получающие за это, как сами, так и члены их семей, социальные льготы. А именно с момента изъятия донорского материала они имеют право на 50-процентную скидку сроком на пять лет для прохождения лечения в государственных медицинских учреждениях. В Канаде действуют программы по добровольному донорству, благодаря которым членам семьи потенциального донора, добровольно согласившегося на отбор собственных органов после своей кончины, выплачивается денежное вознаграждение, компенсация на погребение и медобслуживание родственников, а также снижаются их налоговые сборы. В Республике Бразилия в целях вовлечения в программы по донорству придерживаются практики, которая предполагает денежные компенсации за дарение донорских органов. Ряд государств, среди которых Исламская Республика Пакистан, Республика Ирак, а также некоторые из африканских стран, частично легализуют продажу донорского материала в целях обеспечения медицинских учреждений, нуждающихся в трансплантатах для проведения операций больным пациентам <2>.

--------------------------------

<2> См.: Нафикова Г.А., Смирнова О.М. Правовые проблемы донорства // Образование и право. 2019. N 4. С. 57.

 

В тех случаях, когда при жизни пациенты согласились на отбор донорского материала, они вправе в любое время и в любой форме отозвать сделанное ранее ими согласие. Так, например, по законодательству Королевства Испания проведение медицинских операций по изъятию органов тканей не разрешается проводить раньше 24 часов с того момента, как было получено на это согласие донора. В настоящее время в зарубежной юридической литературе можно найти различные позиции относительно необходимости повсеместно легализовать коммерческую трансплантологию, однако хотелось бы отметить, что подобные проблемные вопросы каждой страной должны решаться индивидуально, при этом обязательно придерживаясь как правовых норм, так и общечеловеческих принципов.

Сегодня легальное посмертное изъятие донорского материала для проведения операций по его пересадке осуществляется при соблюдении определенных правовых условий, и в основном на основе добровольного согласия донора, которое было выражено при его жизни, или же когда на это дали согласие его ближайшие родственники. Во всем мире законодательство о трансплантации основано на двух основных подходах для определения правомерности при изъятии донорского материала у трупа.

Первый подход состоит в презумпции согласия отбора после смерти человека его донорского материала. Если умерший не выразил желания, чтобы его органы после смерти были использованы для проведения подобных операций, или же когда подобное несогласие выразили его родственники, донорский материал у трупа не может быть изъят. Подобная законодательная модель, свойственная для ряда европейских государств, среди которых Австрийская Республика, Французская Республика, Итальянская Республика, Турецкая Республика, Королевство Дания, Королевство Норвегия, Греческая Республика, Республика Польша и др.

При этом в каждой стране есть и свои нюансы, так, например, законодательство Королевства Бельгия по изъятию и трансплантации донорских органов позволяет использовать презумпцию согласия на изъятие донорского материала умершего, если он был подданным этого государства либо его резидентом и выразил прижизненное согласие на посмертное использование своего донорского материала. В соответствии с законодательными нормами Королевства Бельгия и Турецкой Республики согласие на изъятие донорских органов после смерти человека возможно получить не только от самих доноров, но также и их супругов <3>.

--------------------------------

<3> См.: Ильяшенко А.В. Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в европейских странах // Труды Академии управления МВД России. 2014. N 1 (29). С. 88.

 

Отечественное законодательство придерживается презумпции согласия относительно посмертного изъятия донорского материала у умерших для последующей его трансплантации. Закон о трансплантации не допускает отбора донорских органов у трупа, когда медицинским работникам на момент изъятия достоверно известно, что "совершеннолетние дееспособные лица при жизни или же их супруги, а также один из близких родственников заявили о несогласии подобного изъятия, и когда медицинские работники не получили согласие одного из родителей для изъятия донорского материала в случае смерти несовершеннолетних либо недееспособных лиц" <4>.

--------------------------------

<4> См.: Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изм. и доп.).

 

Также важно отметить, что законодательные акты многих государств приняты с учетом принципов несогласия умерших на изъятие у них трансплантатов. Это вторая - американо-канадская модель, которая основана на требовании согласия на осуществление отбора материала при жизни потенциального донора. Данная законодательная модель свойственна для таких стран, как Королевство Швеция, Великобритания, Австралийский Союз, Соединенные Штаты Америки, Канада и др.

Так, в частности в Королевстве Швеция до 1998 г. действовал законодательный акт, в соответствии с которым задействовали презумпцию согласия, а с принятием нового законодательного акта в рассматриваемой сфере стала действовать презумпция несогласия, при этом сохранив исключения по отношению к незначительным вмешательствам, по изъятию мелких органов и желез, изымать которые возможно, не ограничиваясь законодательными рамками, в том числе несмотря на волю родственников, а также прижизненно выраженную волю умерших <5>.

--------------------------------

<5> См.: Кобец П.Н. Актуальные проблемы института трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, требующие совершенствования правовой регламентации // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. N 4 (31). С. 73.

 

В Соединенных Штатах действует единообразный законодательный акт под названием Акт об анатомическом даре 1997 г. в редакции 2006 г., на основании которого "фактом, опровергающим презумпцию согласия, признается прижизненное выраженное согласие потенциального донора, или же, если его воля осталась неизвестной, необходимо согласие его родственников" <6>. В Соединенных Штатах также эффективно работают и другие законодательные акты в сфере трансплантологии. Так, например, на федеральном уровне нормы, регламентирующие трансплантацию, закреплены в Кодексе США, который является собранием американского законодательства. Следует подчеркнуть, что некоторые механизмы процессов, связанных с трансплантацией живых донорских органов, закреплены, кроме норм федерального законодательства, в том числе и регулирующими актами американских штатов, а также актами по саморегулированию. В целях упрощения процедуры волеизъявления посмертного донорства и стимулирования поступления донорского материала в медицинских учреждениях используются специальные бланки под названием "универсальные донорские карточки".

--------------------------------

<6> См.: Anatomical Gift Act.

 

Чрезвычайно важно отметить, что в соответствии с законодательными нормами многих стран запрещается использовать в качестве донорского материала органы и ткани недееспособных (несовершеннолетних, душевнобольных либо страдающих психическими расстройствами) лиц. В частности, по законодательству Королевства Испания вводятся полные запреты на любые прижизненные изъятия донорских органов для последующей их трансплантации у рассматриваемой категории граждан <7>.

--------------------------------

<7> См.: Уголовный кодекс Испании / под ред. и с предисл. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова; пер. с исп. В.П. Зырянова, Л.Г. Шнайдер. Москва: Зерцало, 1998. 218 с.

 

В законодательстве Королевства Дания допустимо только в особых случаях с согласия родителей привлечение донорами лиц, которые не достигли 21-летнего возраста, при этом они также должны быть способны дать разрешение медикам провести операцию для изъятия у них трансплантатов <8>. Законодательными нормами Королевства Норвегия установлены аналогичные правила на получение донорского материала недееспособных доноров, как и в Королевстве Дания. При этом существует лишь одно различие: запреты на изъятие трансплантатов распространяются на лиц младше 18-летнего возраста <9>.

--------------------------------

<8> См.: Уголовный кодекс Дании / науч. ред. и предисл. С.С. Беляева; пер. с дат. и англ. А.Н. Рычевой и С.С. Беляева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 230 с.

<9> См.: Уголовное законодательство Норвегии / науч. ред. и авт. вступит. ст. Ю.В. Голик; пер. с норв. А.В. Жмени. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 375 с.

 

При этом национальным законодательством некоторых государств позволено изымать у недееспособных лиц генерирующие трансплантаты, вне зависимости от того, обладают ли они возможностью предоставить положительный ответ для проведения рассматриваемого хирургического вмешательства. Так, в частности, правовые нормы законодательства Французской Республики в сфере биоэтики "по изъятию донорского материала в медицинских целях определяют, что регенерирующие трансплантаты разрешено изымать у лиц, не достигших 18 лет, в случаях, когда они не возражают против этого, с разрешения законного представителя, а также если на это имеется санкция Национального совета здравоохранения" <10>.

--------------------------------

<10> См.: Michaud J. French laws on bioethics // Europ. j. of health law. Dordrecht, etc., 1995. Vol. 2. N 1. P. 55 - 59.

 

Законом Финляндской Республики по изъятию человеческих органов и тканей в медицинских целях "определяется возможность изъятия регенерирующих трансплантатов у несовершеннолетних лиц младше 18 лет, если у них отсутствуют на это возражения и если законные представители не выразили своего несогласия" <11>.

--------------------------------

<11> См.: Трунцевский Ю.В. Криминальные угрозы в сфере фармацевтики и биотехнологий: международный опыт // Медицинское право. 2016. N 1. С. 11.

 

По законодательству Турецкой Республики операции по пересадке донорского материала могут быть проведены при фактической способности потенциального донора дать на это согласие <12>. А по законодательству Королевства Швеция для этого необходимо, чтобы уполномоченные государственные органы дали на это санкцию при отсутствии возражения доноров <13>.

--------------------------------

<12> См.: Уголовный кодекс Турции. Принят Великим Национальным Собранием Турции 1 марта 1926 г., с изм. и доп. на 3 августа 2002 г. / науч. ред. и авт. предисл. Х. Аджар, Н. Сафаров; пер. с тур. Н. Сафарова, Х. Бабаева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 374 с.

<13> См.: Залесская М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. М.: Новая правовая культура. 2003. N 6. С. 7.

 

В соответствии с действующим российским законодательством операции по трансплантации допускаются, если есть письменное информированное добровольное согласие совершеннолетнего дееспособного донора, а в отношении несовершеннолетнего или недееспособного - при условии письменного "информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя" <14>.

--------------------------------

<14> См.: Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

 

Таким образом, с 1960-х годов в большинстве стран мира были приняты законодательные акты по правовой регламентации порядка трансплантационных операций, в процессе которых одну часть организма человека заменяют на здоровую, которая чаще всего взята из чужого организма, либо больной орган заменяется здоровым. Между тем до настоящего времени ни одним государством не разработан законодательный акт, который бы обладал всеми правовыми предписаниями, которые могли бы регулировать вопросы отбора органов и тканей у живых доноров и у умерших.

Также в заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что вполне возможно, что в дальнейшем развитие рассматриваемой сферы медицинской деятельности будет зависеть не только от планомерного и надлежащего совершенствования ее правового регулирования, которое, по сути, обеспечивает эволюционирование данной медицинской области, но и от ряда других факторов, среди которых немаловажную роль будут занимать эффективное финансирование лечения пациентов, качественное обучение медперсонала, а также принятие обществом идей трансплантационной медицины.