Специфика административно-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий
Статья посвящена анализу специфики публично-правового регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий. Раскрываются отдельные проблемные вопросы, связанные с медицинским туризмом, телемедициной, защитой персональных данных пациента.
Обращается внимание на необходимость государственного контроля за сферой экспорта медицинских товаров и услуг, продиктованную, с одной стороны, высоким экспортным потенциалом данного вида деятельности, а с другой - необходимостью соблюдения определенных ограничений, связанных с оборотом персональных данных, продукции, технологий двойного назначения.
Ключевые слова: медицинские товары, медицинские технологии, публично-правовое регулирование экспорта медицинских услуг, публично-правовое регулирование импорта медицинских услуг, здравоохранение, медицинское законодательство.
The article is devoted to the analysis of the specifics of public law regulation of export and import of medical goods, services and technologies. Separate problematic issues related to medical tourism, telemedicine, protection of patient's personal data are revealed.
Attention is drawn to the need for state control over the export of medical goods and services, dictated on the one hand by the high export potential of this type of activity, and on the other hand by the need to comply with certain restrictions related to the circulation of personal data, products, dual-use technologies.
Key words: medical goods, medical technologies, public law regulation of the export of medical services, public law regulation of the import of medical services, healthcare, medical legislation.
Несмотря на влияние пандемии COVID-19 на мировой рынок медицинского туризма, в 2020 г. Российскую Федерацию с лечебными целями посетили 3,9 млн граждан из более чем 200 стран, в числе которых 79% - граждане Азии и 17% - граждане европейских стран <1>. Экспорт медицинских услуг входит в число приоритетных отраслей экономики в которых реализуются проекты государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" <2>. Еще в 2019 г. экспорт телемедицинских услуг выступал в качестве одного из приоритетов Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года <3>.
--------------------------------
<1> Зозуля О. Все больше иностранцев едут лечиться в Россию // Российская газета. 02.12.2021.
<2> Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2021 г. N 2208-р (ред. от 11.04.2022) "Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" // СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6222; 2022. N 16. Ст. 2744.
<3> Распоряжение Правительства РФ от 14 августа 2019 N 1797-р (ред. от 13.05.2021) "Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года" (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года") // СЗ РФ. 2019. N 33. Ст. 4850; 2021. N 21. Ст. 3611.
С изменением роли Российской Федерации в глобальном мире с 2022 г. вопрос о публично-правовом регулировании экспорта медицинской помощи, услуг и технологий приобрел отличную от романтических представлений об относительно свободном трансграничном перемещении товаров, работ и услуг окраску. Медицинская помощь, услуги и технологии по специфике своей значимости, безусловно, отличаются от иных видов объектов экспортной деятельности.
Кроме того, само понятие экспорта в данном случае имеет нестандартное значение. Хотя развитие медицинских технологий и очевидная выгода от их продажи в рамках международного медицинского туризма <4> фактически приравняли пациента к клиенту в правосознании значительной части врачей как в нашей стране, так и за рубежом <5>, остается значительная ниша некоммерческих отношений в медицинской сфере. Дело в том, что, помимо коммерческих отношений, связанных с медицинской помощью, таковая может оказываться и бесплатно, из гуманитарных соображений, как это было, например, в начальный период пандемии COVID-19 со стороны Российской Федерации в Италии. Конечно, указанные гуманитарные миссии не подпадают под классическое определение экспорта или импорта медицинских услуг.
--------------------------------
<4> Байменова А.С. Рынок медицинских услуг на международном уровне (медицинский туризм): обзор литературы / А.С. Байменова, С.Р. Жакенова, Б.Н. Кошерова // Сибирский научный медицинский журнал. 2019. Т. 39. N 5. С. 5 - 11.
<5> Suess C., Mody M. Hospitality healthscapes: a conjoint analysis approach to understanding patient responses to hotel-like hospital rooms. Int. J. Hosp. Manag. 2017. N 61. Р. 59 - 72.
Пандемия COVID-19, общее изменение государственной политики Российской Федерации по отношению к медицинским биобанкам <6> и иностранным биолабораториям, к услугам трансплантации органов и тканей человека, суррогатного материнства заставляют говорить и об изменении теоретических подходов, нормативного регулирования и правоприменительной практики в данных вопросах. Тем не менее с экономической точки зрения нельзя не сказать о том, что тематика медицинского туризма и экспорта медицинских услуг не уходит с повестки дня <7>.
--------------------------------
<6> Епифанова Е.В. Публично-правовое регулирование системы медицинских биобанков: постановка проблемы // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2022. N 2. С. 87 - 92.
<7> См.: Петрова Г.Д., Чернышев Е.В. Медицинский туризм и экспорт медицинских услуг: Дайджест январь - апрель 2022. М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2022. 53 с.; Они же. Медицинский туризм и экспорт медицинских услуг: Дайджест май - сентябрь 2022. М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2022. 68 с.; Анализ организации экспорта медицинских услуг в мегаполисе в 2021 - 2022 гг. / П.И. Ананченкова, Л.Н. Гимадеева, Н.Ю. Горемыкина и др. М.: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2022. 35 с.
Легальной основой применения терминологии экспорта к медицинским услугам выступает употребление данного словосочетания в разд. 4 Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 (ред. от 16.12.2022) <8>, применительно к национальным целям, определяемым Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <9>. Заметим, что в первоначальной редакции данной Программы в 2017 г. она содержала подпрограмму "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья", однако в более поздних редакциях программы от данных подпрограмм решено было отказаться.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2018. N 1 (Часть II). Ст. 373; 2022. N 49. Ст. 8675.
<9> СЗ РФ. 2020. N 30. Ст. 4884.
Государственной программой Краснодарского края "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 N 966 (в ред. 01.12.2022 N 890) <10>, в качестве одного из проектов (программ) предусмотрен региональный проект Краснодарского края "Развитие экспорта медицинских услуг" <11>, в котором, естественно, содержится данная терминология.
--------------------------------
<10>
<11> Паспорт регионального проекта Краснодарского края "Развитие экспорта медицинских услуг": утв. региональным проектным комитетом (протоколом от 05.12.2018 N 5 в редакции протокола от 28.02.2019 N 3) // Официальный сайт Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза <12> не употребляет данный термин напрямую, а лишь упоминает в п. 2 ч. 1 ст. 40 об услугах покупателю при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, что можно расценивать как отсутствие таможенного регулирования экспорта и импорта услуг как таковых, а не только медицинских.
--------------------------------
<12> Официальный сайт Евразийского экономического союза.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> один-единственный раз употребляет термин "услуга" в ст. 160.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 2018. N 32 (часть I). Ст. 5082.
Определение торговли услугами в действующем федеральном законодательстве впервые появляется в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в п. 8 ч. 1 ст. 2 дается определение торговли услугами как "оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона" <14>. Между тем некоторые авторы справедливо указывают на синонимичность терминов "работа" и "услуга" в законодательстве о внешнеэкономической деятельности <15>. Объясняется это, по мнению В.В. Губарева, влиянием "правовых конструкций, сложившихся в праве ВТО" <16>. Заметим, что в цивилистических исследованиях существуют разные оценки соотношения понятия "работы" и "услуги" <17>.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; 2022. N 29 (часть III). Ст. 5320.
<15> См., например: Зоркольцев Р.Д. Отказ от исполнения договора о размещении и распространении наружной рекламы. 2011 (дата обращения: 28.12.2022).
<16> Губарев В.И. Рецепция российским правом норм соглашений Всемирной торговой организации // Юрист. 2005. N 10. С. 14. Цит. по: Степанова М.М. Влияние международных норм о конкуренции на российское законодательство // Право и политика. 2010. N 3. С. 492 - 497.
<17> См.: Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. N 2. С. 16; Сокол П.В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал российского права. 2009. N 8. С. 49 - 60.
Вообще, необходимость государственного контроля за экспортно-импортными операциями, связанными с медицинскими услугами, - это не только и не столько фискальная функция, связанная с пополнением доходной части бюджетов, сколько инструмент обеспечения влияния Российской Федерации на международной арене, в двусторонних отношениях со странами, где имеющиеся в России медицинские услуги и технологии отсутствуют либо их использование имеет известные ограничения. Соответственно, такая деятельность не может осуществляться без государственного контроля, выходящего за рамки исключительно таможенного, тем более что обнаружено несоответствие норм федерального и наднационального законодательства в этом вопросе.
По мнению Е.Б. Лупарева, которое корреспондирует с содержанием ст. 33 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", экспорт медицинских услуг представлен следующими формами:
"с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
на территории Российской Федерации иностранному заказчику медицинских услуг;
российским исполнителем медицинских услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
российским исполнителем медицинских услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства" <18>.
--------------------------------
<18> Лупарев Е.Б. Публично-правовое регулирование экспорта медицинских услуг в России: постановка проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. N 2(41). С. 173.
Если же мы говорим о публично-правовом регулировании не только экспорта, но и импорта медицинских услуг, то к вышеуказанным способам оказания медицинских услуг должен быть добавлен такой способ, как оказание медицинских услуг с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.
Статья 33 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" предусматривает еще такую форму импорта услуг, как оказание медицинских услуг на территории иностранного государства российскому заказчику услуг, но мы считаем, что эта форма оказания услуг лежит вне отечественной публично-правовой юрисдикции.
Первая из упоминаемых в Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и в приведенных теоретических источниках форма осуществления экспорта медицинских товаров с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства является классической и подвержена общепринятому государственному регулированию, включая таможенное регулирование. В отличие от медицинских услуг применение термина "экспорт медицинских товаров" является элементом стандартного объекта государственного контроля и надзора за экспортно-импортными операциями, но со своей спецификой, связанной с сертификацией медицинских препаратов и изделий в рамках национальной процедуры допуска на внутренний рынок Российской Федерации.
Торговля медицинскими товарами не относится к контролируемым государством сделкам в смысле положений ч. 5 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ. Более того, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. 19.12.2022) "Об обращении лекарственных средств" оговаривается, что на вывоз лекарственных средств не распространяются ограничения, предусмотренные внешнеэкономическим законодательством Российской Федерации и таможенными актами ЕАЭС (в законе - Таможенного союза). Это находило свое подтверждение и в судебной практике <19>, также на это неоднократно обращалось внимание в теоретических работах <20>.
--------------------------------
<19> См., например: Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 г. N 16-95/2021(16-4592/2020).
<20> См., например: Бычков А.И. Фармацевтическая отрасль России: состояние и перспективы. М.: Инфотропик Медиа, 2018. 152 с.
Однако в условиях необходимости защиты интересов населения Российской Федерации, а также в условиях введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера Правительством РФ может вводиться временное ограничение вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных импортных медицинских товаров <21>. Справедливости ради заметим, что такой временный запрет действовал на территории нашей страны всего 8 дней в 2022 г. и был связан с первоочередными мерами в условиях введения некоторыми странами ограничений на торговлю с Российской Федерацией <22>. Причем в данном случае имелся в виду реэкспорт, а не экспорт отечественных медицинских товаров. В начальный период борьбы с пандемией COVID-19 актами Коллегии Евразийской экономической комиссии вводился до 20 сентября 2020 г. запрет на вывоз с территории ЕАЭС целого ряда медицинских товаров, необходимых для борьбы с пандемией <23>.
--------------------------------
<21> См.: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. N 302 "О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера" (утратило силу) // СЗ РФ. 2022. N 11. Ст. 1696.
<22> См.: указание Генпрокуратуры России от 11 марта 2022 г. N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности" // Законность. 2022. N 5.
<23> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 (ред. от 13.09.2022) "О мерах нетарифного регулирования" // Таможенные ведомости. 2015. N 12 (приложение N 6).
В данной ситуации мы не говорим о бытовом вывозе физическими лицами медицинских товаров с территории Российской Федерации, так как это не подпадает под само понятие экспорта. Впрочем, вывоз некоторых, например наркосодержащих и психотропных, препаратов имеет свои ограничения, определяемые законодательством об обороте наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ.
Экспорт медицинских услуг с территории Российской Федерации предполагает "исключительно дистанционное консультирование с использованием информационных технологий, включая телемедицинские. Телемедицинские услуги, по мнению Е.Б. Лупарева, предполагают "дистанционное диагностическое вмешательство, осуществляемое посредством видеосвязи с целью выявления состояния пациента или установления факта наличия либо отсутствия заболевания, а также с целью определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий" <24>.
--------------------------------
<24> Лупарев Е.Б. Правовое регулирование экспорта телемедицинских услуг: российский и европейский опыт // Кубанское агентство судебной информации PRO-SUD-123.RU: Юридический сетевой электронный научный журнал. 2020. N 1(11). С. 71.
Принципиальными вопросами государственного контроля в данном случае выступают сохранение персональных данных пациента в системе передачи данных, его информированное добровольное согласие на применение телемедицинских технологий. Проблема состоит в том, что характер персональных данных и порядок их публично-правовой защиты могут различаться в Российской Федерации и в государствах, куда такая услуга экспортируется.
Кроме того, сама сфера применения данного рода услуг в нашей стране имеет определенные ограничения. Как отмечают Е.А. Смирнова и А.А. Шишанова, запрещена постановка диагноза, медицинские услуги ограничены дистанционным наблюдением под контролем лечащего врача, дистанционной консультацией, коррекцией ранее назначенного лечащим врачом лечения при условии постановки им диагноза <25>.
--------------------------------
<25> См.: Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Телемедицина в новых правовых реалиях // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. N 3. С. 91 - 96.
При этом действующий порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий <26> не оговаривает особенностей оказания таких услуг к иностранным гражданам или лицам без гражданства, находящимся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
--------------------------------
<26> Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2018 N 49577).
Применительно к экспорту медицинских технологий Е.Б. Лупарев выделяет следующие виды объектов такого экспорта: "...патенты на медицинские изобретения; беспатентные медицинские изобретения; патентные медицинские лицензии; полезные модели в сфере медицины; медицинские ноу-хау; фармацевтические товарные знаки; промышленные образцы медицинского оборудования; медицинско-инжиниринговые технологии; медицинские научные исследования и разработки" <27>. В части экспорта медицинских технологий могут быть установлены запреты, связанные с технологиями двойного назначения, которые могут быть использованы при производстве биологического оружия массового поражения. Кроме того, используемые в диагностических целях медицинские изделия также могут в своем производстве иметь технологии двойного применения, в частности, связанные с технологиями производства приборов и иных агрегатов, функционирующих в радиоактивной среде <28>.
--------------------------------
<27> Лупарев Е.Б. Правовое регулирование экспорта медицинских технологий: Российский и мировой опыт // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021. N 1. С. 88.
<28> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июля 2022 г. N 1286 "Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2022. N 30. Ст. 5620.
Следующая форма экспорта в сфере медицинской деятельности, требующая публично-правового контроля и распространяемая только на медицинские услуги (в контексте проводимого исследования) - на территории Российской Федерации иностранному заказчику медицинских услуг. По сути, данная форма внешнеэкономической деятельности рассматривается двояко - как элемент так называемого медицинского туризма и как элемент оказания медицинской помощи иностранным гражданам, легально находящимся на территории Российской Федерации. Медицинский туризм стал довольно распространенным явлением в силу как экономических причин, так и возможностей отечественной медицины по оказанию медицинской помощи с учетом опыта, имеющихся методик и результатов лечения <29>. Мотивация медицинского туризма может быть связана с тем, что в некоторых иностранных государствах отдельные виды медицинской помощи строго ограничены по религиозным или иным этическим соображениям. Речь в данном случае идет прежде всего об абортах. Однако нет сведений о том, что Российская Федерация привлекательна именно в этой части медицины, тем более что отечественное законодательство устанавливает достаточно жесткие ограничения абортов на поздних сроках беременности.
--------------------------------
<29> См., например: Острая Е. Краснодарский хирург сделал первую операцию маленькой американке с родимым пятном в виде маски супергероя.
По данным Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг в Российской Федерации, за исключением 2020 г., наблюдается рост темпов въездного медицинского туризма <30>.
--------------------------------
<30> Официальный сайт Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг.
Одновременно с этим перед медицинскими организациями стоит задача постановки или снятия с миграционного учета лиц, являющихся медицинскими туристами при условии, что данные лица въезжают в Российскую Федерацию на основании договоров об оказании соответствующих медицинских услуг.
В любом случае медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации <31>. Новеллой 2022 г. следует признать распространение действия законодательства об обязательном медицинском страховании на иностранцев, за которых страхователи уплачивали страховые взносы не менее трех лет. В то же время Правительством Российской Федерации могут устанавливаться исключения из общих правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, что, в частности, реализуется в отношении лиц, экстренно покинувших территорию иностранного государства до получения ими статуса беженца или временного переселенца <32>. Конечно, этот случай не подпадает под общее понятие экспорта медицинских услуг.
--------------------------------
<31> См.: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 (ред. от 25.11.2022) "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1035; 2022. N 48. Ст. 8511.
<32> Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134 (ред. от 28.07.2022) "Об оказании медицинской помощи отдельным категориям лиц" (вместе с "Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинской помощи отдельным категориям лиц") // СЗ РФ. 2014. N 45. Ст. 6227; 2022. N 31. Ст. 5725.
Заслуживает внимания принципиальное ограничение с 2022 г. услуг суррогатного материнства на территории Российской Федерации в интересах исключительно иностранных граждан, т.е., по сути, ограничение на экспорт услуг суррогатного материнства <33>. В данном случае государственному контролю подлежит факт наличия гражданства Российской Федерации хотя бы у одного из состоящих в браке потенциальных родителей. Такого рода ограничения введены исключительно в интересах обеспечения жизни, здоровья и безопасности детей на фоне целого ряда в том числе уголовных дел в связи с выявлением так называемых фабрик суррогатного материнства <34>.
--------------------------------
<33> Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2022. 22 декабря.
<34> См.: Синельников И. "Закон принят на фоне скандала": почему в России запретили суррогатное материнство для иностранцев // Вечерняя Москва. 2022. 8 декабря.
Если переходить к импорту медицинских товаров и услуг, то применительно к вопросам государственного управления первоочередной выступает проблема обеспечения со стороны Российской Федерации режима наибольшего благоприятствования с целью защиты конкуренции. И речь идет не об обеспечении защиты иностранных производителей медицинских товаров и услуг, а отечественных, которым трудно соперничать с транснациональными фармацевтическими и медицинскими корпорациями. Как пишут Е.С. Третьякова и Е.Р. Брюхина, "принцип наибольшего благоприятствования, относящийся к нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности, используется и с целью обеспечения экономической безопасности и в большей степени соответствует интересам внутреннего рынка, относительно национального режима, так как позволяет в том числе добиваться адекватного реагирования на изменения международного рынка товаров и услуг" <35>. Нетарифное регулирование выступает одним из специальных методов государственного управления в сфере импорта медицинских товаров и услуг. Важно заметить, что фармакологические и санитарные требования применяются к медицинским товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным медицинским товарам российского происхождения, исключая поставки для государственных и муниципальных нужд.
--------------------------------
<35> Третьякова Е.С., Брюхина Е.Р. Генезис принципа наибольшего благоприятствования как основы международных торговых отношений // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 3. С. 260.
Остальные формы экспортно-импортной деятельности медицинских товаров и услуг, поименованные в том числе в п. 5, 6, 7, 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", контролируются со стороны государства путем контроля общих требований, предъявляемых к государственной регистрации российских и иностранных юридических лиц, а также различных организационных форм коммерческого присутствия российских организаций за рубежом, или, наоборот, иностранных в Российской Федерации.
Наряду с указанными методами нетарифного регулирования и контроля за юридическими лицами, их филиалами и представительствами, деятельность которых связана с медициной и фармакологией, ст. 35 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" предполагает, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан.
Существуют ограничения импорта фармакологических препаратов, не прошедших регистрацию на территории Российской Федерации, за исключением ввозимых для клинических исследований <36>. То же самое касается медицинских изделий, контроль за ввозом которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения <37>.
--------------------------------
<36> См. подробнее: Афонин Д.Н. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности при импорте лекарственных веществ в Российскую Федерацию // Бюллетень инновационных технологий. 2021. Том 5. N 2(18). С. 20 - 28.
<37> Приказ Минздрава России от 30 июня 2020 г. N 661н "Об утверждении Порядка ввоза на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте России 28.09.2020 N 60070).
В то же время до 2022 г. формально существовал запрет ввоза медицинских препаратов и изделий в Российскую Федерацию без разрешения правообладателя. Однако в условиях перманентных ограничений на торговлю, вводимых отдельными иностранными государствами и компаниями, Правительством Российской Федерации введена возможность параллельного импорта медицинских товаров и фармпрепаратов <38>. Перечень изделий для параллельного импорта устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Причем даже в условиях так называемых санкций в отношении нашей страны Минпромторг ограничивает перечень медицинских препаратов и изделий для параллельного импорта, т.е. без разрешения иностранного правообладателя <39>.
--------------------------------
<38> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. N 506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы" // СЗ РФ. 2022. N 14. Ст. 2286.
<39> См.: Лекарства и медизделия не попали в список товаров для параллельного импорта.
В обобщенном виде подходы, сформулированные в данной статье, можно представить следующими тезисами.
1. Необходимость государственного контроля за сферой экспорта медицинских товаров и услуг продиктована, с одной стороны, высоким экспортным потенциалом данного вида деятельности, а с другой - необходимостью соблюдения определенных ограничений, связанных с оборотом персональных данных, продукции, технологий двойного назначения.
2. Со всей очевидностью встает вопрос о существующих противоречиях в оказании телемедицинских услуг на экспорт в силу разницы юридического значения телемедицинских заключений в Российской Федерации и некоторых зарубежных государствах.
3. Публично-правовое регулирование баланса методов тарифного и нетарифного (по сути, административно-запретительного) регулирования экспорта и импорта медицинских товаров, услуг и технологий определяется как на наднациональном (в рамках ЕАЭС), так и на национальном уровне исходя не только из фактической ситуации с заболеваемостью в Российской Федерации теми или иными болезнями, но и исходя из потенциальных возможностей национальной медицинской и фармацевтической промышленности, сложившихся в стране морально-этических представлений о характере и возможностях предоставления тех или иных медицинских услуг.