Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Тайна профессионального образования в обеспечении охраны медицинской тайны

Обновлено 09.12.2024 14:28

 

Правовое регулирование общественных отношений по поводу охраны сведений, составляющих медицинскую (врачебную) тайну гражданина, обязанными лицами при получении ими профессионального образования представляется неполным. Проблема заключается в регулировании общественных отношений в сфере образования средствами и методами, применяемыми для профессиональной тайны, что не всегда эффективно и, как результат, не в полной мере отвечает интересам гражданина. Различия в механизмах правового регулирования в законодательстве о здравоохранении и об образовании, в том числе различие в правовых статусах обязанных лиц, объективно ставят вопрос о признании самостоятельного правового института тайны профессионального образования и одноименного ему правового режима и, соответственно, о внесении изменений в действующее законодательство. Методологическую основу составили методы: формально-логический, анализа и синтеза, системно-структурный, аналогии, иные методы.

 

Ключевые слова: медицинская тайна, профессиональная тайна, тайна профессионального образования.

 

The legal regulation of public relations concerning the protection of information constituting a medical (medical) secret of a citizen by obligated persons when they receive professional education seems incomplete. The problem lies in the regulation of public relations in the field of education by means and methods used for professional secrecy, which is not always effective, and as a result, does not fully meet the interests of the citizen. The differences in the mechanisms of legal regulation in the legislation on healthcare and education, including the difference in the legal statuses of obligated persons, objectively raise the question of recognizing an independent legal institution of the secrecy of vocational education and the legal regime of the same name, and, accordingly, on amendments to the current legislation. The methodological basis consisted of methods: formal-logical, analysis and synthesis, system-structural, analogies, and other methods.

 

Key words: medical secrecy, professional secrecy, the secrecy of professional education.

 

Введение

 

Правовые нормы по поводу охраны обязанными лицами информации, составляющей медицинскую тайну, при получении ими профессионального образования в настоящее время в качестве правового института научным сообществом не признаны, несмотря на очевидную необходимость в этом. До принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные медицинские учреждения входили в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 54 действовавших ранее Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и норм иных актов обязанности по охране медицинской тайны пациента в ходе образовательного процесса, как правило, возлагались на медицинские организации, оказывающие ему медицинскую помощь. Обучающиеся лица допускались к информации, составляющей медицинскую тайну, в соответствии с программами профессионального обучения под контролем медицинского персонала, на который возлагалась ответственность за их профессиональную подготовку. В организациях здравоохранения издавались локальные акты по возложению обязанностей по контролю за соблюдением обучающимися медицинской тайны на руководителя обучения (практики, интернатуры, ординатуры и т.д.). Тем не менее в научной литературе обоснованно высказывались позиции о том, что требования законодательства о неразглашении медицинской тайны распространяются не только на медицинских работников, но и на обучающихся в процессе обучения <1>. Изменения в законодательстве о здравоохранении и об образовании (2011 - 2012 гг.) обозначили новый этап охраны медицинской тайны. Обновленным законодательством осуществлено переподчинение медицинских образовательных организаций от ведомства здравоохранения образовательному ведомству; при этом в науке исследователи вновь вернулись к вопросу охраны конфиденциальной информации, в том числе обучающимися лицами <2>. Однако, в силу отсутствия необходимого объема регулирования исследуемых отношений, продолжает иметь место правовая неопределенность относительно обязанностей обязанных лиц, что требует законодательного уточнения.

--------------------------------

<1> Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: МЗ Пресс. 2001. С. 155; Богославская, О.В. Медицинская тайна в российском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 86; Улицкий С.Я. Правовые аспекты медицинской тайны // Законность. 2006. N 9. С. 15; Рабец А.М. Право ребенка на частную жизнь и на личную тайну // Человеческий капитал. 2012. N 1 (37). С. 10.

<2> Вырва П.А., Гутник С.И. Конфиденциальность персональных данных, подпадающих под персональные данные правового режима медицинской тайны в образовательном процессе студентов медицинских вузов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. N 4 (36). С. 7 - 8.

 

Основная часть

 

В силу того что ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) связывает круг лиц, на которых возложены обязанности по неразглашению медицинской тайны, с "обучением" - без конкретизации уточняющих фактов, возникает ряд вопросов. Кто является субъектом обязанностей? Обязанности исполняются "при обучении" в системе образования какого вида? Какого уровня? Какова продолжительность исполнения обязанностей? Указанная норма связывает исполнение обязанностей по охране медицинской тайны в сфере образования с единственным фактом - обучением, иные факты в законодательстве практически не отражены. Сложность реализации охраны тайны заключается в том, что не каждое обучение представляется возможным зачислить в основание движения исследуемого правоотношения, поскольку в реальной жизни не каждое аналогичное общественное отношение регулируется правом и поддерживается мерами государственного принуждения. И даже в регулируемых Законом N 273-ФЗ отношениях "при обучении" не все обязанности подпадают под признаки исследуемых, например при получении общего образования (п. 4 ст. 10), дополнительного образования детей (п. 6 ст. 10), что является общепризнанным и не нуждается в аргументации. Действующая редакция Закона N 323-ФЗ неосновательно расширяет категорию "обучение", формально увеличивая круг обязанных лиц, между тем к исследуемой теме корректно причислять не любое обучение, а исключительно профессиональное. С другой стороны, профессиональное обучение является составной частью профессионального образования, и связи наделения обязанных лиц с обязанностями по охране тайн даже с профессиональным обучением также недостаточно для удовлетворения прав и интересов гражданина - в силу неполноты регулирования отношений. К охране медицинской тайны в сфере обучения реально имеет отношение исполнение обязанностей обучающихся лиц при получении ими профессионального образования всех видов и всех уровней.

Правовые нормы по поводу получения обучающимся профессионального образования с участием в образовательном процессе гражданина как обладателя тайн (в том числе медицинской тайны) нуждаются в формировании в отдельную группу, представляющую собой самостоятельный правовой институт. В свою очередь, наличие правовых средств (способов, методов, приемов правового регулирования), формирующихся по поводу получения обучающимся знаний в ходе образовательного процесса с участием в нем пациента (гражданина), дает основание ставить вопрос об отнесении их к отдельному правовому режиму.

Необходима детальная правовая регламентация исследуемых отношений до уровня правового института и правового режима - со всем правовым инструментарием, присущим соответствующим правовым формам. Таковым правовым институтом и правовым режимом может явиться тайна профессионального образования (ТПО). Доводом, лежащим в обосновании формирования правовых норм в самостоятельный институт ТПО, а правовых средств - в одноименный правовой режим, является наличие: обособленного предмета правового регулирования; обособленных методов правового регулирования; отраслевого законодательства, предусматривающего специальный правовой статус обязанных лиц, состоящих в организационном единстве с образовательной организацией; различия в правовых статусах обязанных субъектов - обучающихся лиц в системе профессионального образования и лиц, осуществляющих экономическую (профессиональную) деятельность, общественную деятельность; иных факторов.

Для раскрытия характеристик ТПО наиболее эффективным усматривается исследование ее в такой правовой форме, как правовое отношение. Спецификой исследуемого правоотношения является наличие нескольких объектов и субъектов - с учетом того, что охрана ТПО управомоченного лица (пациента, гражданина) осуществляется одновременно как в лечебном, так и в образовательном процессе.

Объектом правоотношения по поводу охраны медицинской тайны гражданина лицом, осуществляющим профессиональную деятельность (например, обучающим работником организации образования), является профессиональная тайна - информация, полученная в установленном порядке, в том числе ставшая известной обязанному лицу в процессе осуществления им профессиональной образовательной деятельности.

Объектом правоотношения по поводу охраны медицинской тайны гражданина лицом, получающим профессиональное образование, является ТПО - информация, полученная им в установленном порядке, в том числе ставшая известной обязанному лицу в процессе получения им профессионального образования.

Содержанием правоотношения является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов.

Субъектный состав правоотношения по поводу ТПО характеризуется наличием управомоченного лица и обязанных лиц. Управомоченным лицом является гражданин, определенная информация о котором составляет медицинскую тайну (ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ), в процессе оказания которому медицинской помощи одновременно осуществляется образовательный процесс в системе профессионального образования. Обязанными лицами по охране его медицинской тайны являются: а) лицо, осуществляющее экономическую (профессиональную) деятельность (обучающий персонал образовательной организации); б) лицо, получающее профессиональное образование всех видов и уровней (обучающийся).

Законом в число обязанных лиц не включены лица, осуществляющие общественную деятельность на непрофессиональной основе (на общественных началах), что является пробелом: указанным лицам в установленном порядке может быть передана либо при исполнении общественных обязанностей стать известной информация, составляющая различные тайны, в том числе медицинскую тайну гражданина. Предоставление им указанной информации без возложения на них обязанностей по ее охране не соответствует действующей правовой доктрине, а также интересам пациента (гражданина).

Часть 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ не подразделяет субъектный состав обязанных лиц в образовательном процессе: на обучающихся лиц и на обучающих лиц (персонал). Естественен вопрос: какому лицу в указанной норме адресовано требование об исполнении обязанностей по неразглашению медицинской тайны "при обучении"? Представляется, что обучающемуся лицу в системе профессионального образования, поскольку обязанности по охране медицинской тайны работниками образовательной организации (персоналом) регламентированы нормами законодательства об осуществлении ими профессиональной (образовательной и медицинской) деятельности, соответственно, они являются субъектами правового режима профессиональной тайны. Статус обучающегося, регламентированный законодательством об образовании, существенно отличается от статуса работника, регламентируемого трудовым законодательством. Также законодательство об образовании отличается от законодательства о здравоохранении своими отраслевыми методами, принципами, правовыми средствами, что не позволяет реализовать ими надлежащую охрану медицинской тайны гражданина и требует отдельного правового регулирования.

Закон не устанавливает продолжительности исполнения обязанностей обязанными лицами по осуществлению охраны медицинской тайны при получении ими профессионального образования, что является пробелом. Суть проблемы заключается в том, что, независимо от получения обучающимся профессионального образования или прекращения обучения досрочно, к указанному моменту он успевает получить определенный объем информации, составляющий медицинскую тайну гражданина, однако правовой механизм по возложению на него обязанностей по ее охране после прекращения им обучения отсутствует. При этом обучающийся не всегда связывает со здравоохранением свою последующую профессиональную деятельность после прекращения обучения. Это ставит вопрос о возложении на него обязанностей по охране медицинской тайны продолжительностью, соотносимой как с продолжительностью его жизни, так и с продолжительностью жизни пациента (гражданина). Основным правовым ориентиром продолжительности охраны медицинской тайны пациента (гражданина) выступает продолжительность его жизни (в случаях, предусмотренных законом, охрана осуществляется и после его смерти). В связи с этим на обучающихся необходимо возлагать обязанности по охране медицинской тайны на весь период получения ими профессионального образования, а после его получения (или досрочного прекращения обучения) возлагать обязанности по недопустимости ее нелегитимного раскрытия (разглашения) пожизненно.

Следует отметить, что подобные обязанности по аналогии также необходимо возлагать пожизненно на иных обязанных субъектов, в установленном порядке осуществляющих на профессиональной основе или на общественных началах профессиональную (экономическую) и общественную деятельность. Обязанные субъекты должны четко представлять объем указанных обязанностей, пределы их исполнения, а также последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Эти юридически значимые факторы ставят вопрос о возможности допуска обязанных субъектов к осуществлению профессиональной или общественной деятельности, а также к получению профессионального образования лишь после предварительного юридического оформления возложения на них обязанностей, с предупреждением об ответственности за незаконное или неправомерное раскрытие охраняемой информации. Значимый момент: обязанными субъектами подлежит охране не только им переданная, но и ставшая известной в установленном порядке информация. Установленный порядок характеризуется предоставлением им на основании закона и изданных на его основе актов охраняемой информации, а в равной степени получением ее ими эмпирическим путем, с помощью технических, информационных (в том числе цифровых) средств, либо в силу сложившейся ситуации - в период осуществления ими в установленном порядке определенной деятельности либо получения профессионального образования. Отказ обязанного субъекта от принятия на себя указанных обязанностей должен явиться препятствием для осуществления им определенной деятельности (профессиональной или общественной) либо получения им профессионального образования, поскольку ставит под сомнение возможность надлежащей охраны принадлежащих гражданину тайн, в том числе медицинской тайны.

В процессе получения обязанными лицами профессионального образования обязанности по соблюдению ими медицинской тайны возлагаются федеральным законом. На основании закона могут быть заключены договоры между образовательной организацией и медицинской организацией, а также с обязанными физическими лицами, в которых должна осуществляться детальная регламентация осуществления охраны медицинской тайны (и иных тайн), с предупреждением о правовой ответственности их за нарушения. На значимость договорного регулирования в исследуемых отношениях указывалось в научных публикациях <3>.

--------------------------------

<3> Чернышев А.В. Врачебная тайна и информированное согласие в учебном процессе и научных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. N 2. С. 766.

 

Относительно охраны тайн при осуществлении образовательной деятельности Закон N 273-ФЗ регулирует отношения лишь по поводу охраны государственной тайны. По поводу медицинской тайны регулирование общественных отношений отсутствует, за исключением опосредствованного требования ч. 5 его ст. 16, в соответствии с которой при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Однако данный сектор общественных отношений по поводу наделения обучающихся обязанностями по охране медицинской тайны гражданина (пациента) является незначительным - указанные технологии не получили в настоящее время всеохватывающего развития. К тому же информация, составляющая медицинскую тайну, в силу специфики сферы, способна передаваться не только способами информационных (в том числе цифровых) технологий, но и иными способами - устно, письменно, жестами, мимикой и т.д.

Отраслью какого законодательства должны регулироваться общественные отношения по поводу охраны медицинской тайны при получении обучающимся профессионального образования? Представляется, дифференцированно - в зависимости от предмета правового регулирования и юридических фактов, с которыми связывается движение правоотношений. Юридические факты, определяющие содержание информации, составляющей медицинскую тайну при получении профессионального образования, и иные базовые факты должны определяться законодательством о здравоохранении (первичная тайна). Юридические факты, связывающие медицинскую тайну с порядками, способами, методами, процедурами, правилами ее охраны, должны определяться законодательством об образовании, здравоохранении, социальном развитии, науке и т.д. - в зависимости от того, в какой отрасли (сфере) социальной жизни общества осуществляется охрана медицинской тайны гражданина (вторичная тайна). Таким образом, вторичные тайны (профессиональная, ТПО, общественная тайна) осуществляют обеспечительную функцию охраны первичной тайны.

 

Заключение

 

Законодательство об образовании и о здравоохранении нуждается в развитии регламентированных обязанностей обязанных лиц по неразглашению ими в процессе получения образования различных видов охраняемой информации. Правовой институт ТПО должен формироваться для обучающихся всех видов и уровней профессионального образования - независимо от той отрасли (социальной) сферы, в которой предполагается использование их рабочей силы или осуществление определенного вида экономической (профессиональной) деятельности. Профессиональное образование - тот сектор социальной сферы, в котором закон дозволяет передавать обязанным лицам информацию, составляющую различные тайны, и требует от них ее охраны. Правовая охрана личных неимущественных благ граждан, в том числе принадлежащих им тайн, нуждается в поднятии ее на должный уровень. С указанной целью одним из первых действий видится внесение следующих изменений в ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ:

"2. На лиц, в установленном порядке осуществляющих на профессиональной основе или на общественных началах экономическую (профессиональную) или общественную деятельность либо получающих профессиональное образование всех видов и уровней, возлагаются обязанности по охране информации, составляющей различные тайны гражданина (в том числе медицинскую), в установленном порядке переданной им или ставшей известной в силу обстоятельств в период осуществления указанных видов деятельности, а также при получении профессионального образования. Им пожизненно запрещается раскрытие информации, составляющей медицинскую тайну гражданина, в том числе после его смерти (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом)".