О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
Статья посвящена вопросам, связанным с привлечением водителей транспортных средств к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств в случае их отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. На основе проведенного анализа автором предлагается определенная последовательность действий сотрудников полиции при отказе водителем пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, когда у него имеются признаки наркотического опьянения.
Ключевые слова: меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, полиция, потребление наркотических средств, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, управление транспортным средством.
The article is devoted to issues related to bringing drivers of vehicles to administrative responsibility for illegal consumption of narcotic drugs in case of refusal to undergo a medical examination for intoxication. Based on the analysis, the author suggests a certain sequence of actions of police officers when the driver refuses to undergo a medical examination for intoxication, when he has signs of drug intoxication.
Key words: measures to ensure the production of cases of administrative offenses, police, drug use, medical examination for intoxication, vehicle managemen.
Потребление наркотических средств является общемировой проблемой. В соответствии с докладом Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в 2021 г. около 280 млн человек в мире потребляли наркотики <1>. Одним из негативных следствий такого потребления является управление гражданами транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения. Согласно статистическим данным МВД Российской Федерации, в 2021 г. было возбуждено 486 270 дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортными средствами водителями с признаками опьянения, при этом каждое третье (36,2%) подобное административное правонарушение связано с отказом водителем пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ). На протяжении нескольких последних лет прослеживается общее снижение количества возбужденных дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортными средствами водителями с признаками опьянения, однако в 2021 г. количество отказов от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения заметно увеличилось и составило 176 774 <2>. При этом сложно оценить, какое количество лиц, которые отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, находились под воздействием наркотических средств.
--------------------------------
<1> Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год.
<2> Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор / К.С. Баканов, П.В. Ляхов, М.М. Исаев и др. М.: Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 17 - 18.
Практика отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения показывает, что если у водителя транспортного средства имеются признаки наркотического опьянения и он отказывается от прохождения медицинского освидетельствования (ст. 27.12 КоАП РФ), то сотрудники полиции ограничиваются привлечением такого гражданина к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.26 КоАП РФ, при этом, как правило, не предпринимая никаких действий по пресечению административного правонарушения, связанного с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
На несовершенство подобного механизма неоднократно обращали свое внимание и отдельные ученые. Так, Н.Н. Цуканов, занимающийся рассмотрением вопроса административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9 КоАП РФ, отмечает: "...при отказе водителя транспортного средства от прохождения медицинского освидетельствования применяется ст. 12.26 КоАП РФ, при этом вопрос о возможности наличия оснований для применения ст. 6.9 КоАП РФ, как правило, не рассматривается" <3>. Изучение К.С. Бакановым мнения сотрудников Госавтоинспекции по обозначенной проблематике показывает, что в 92% случаев к наиболее вероятной причине отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения относится опасение лица, находящегося в наркотическом опьянении, наступления дополнительных негативных последствий в случае установления такого состояния <4>.
--------------------------------
<3> Цуканов Н.Н. Статья 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как средство противодействия незаконному наркопотреблению // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. N 4. С. 100.
<4> Баканов К.С. Отказ водителя транспортного средства от медицинского освидетельствования и его взаимосвязь с потреблением наркотических средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 83.
Согласно мнению авторского коллектива СибЮИ МВД России, которое разделяем и мы, содержанием административной ответственности выступает совокупность негативных последствий правового характера, выражающихся наравне с признанием действия или бездействия гражданина административным правонарушением и административными наказаниями, также и иные негативные последствия правового характера, которые наступают для гражданина в соответствии с требованиями закона в связи с его привлечением к административной ответственности <5>. И если первый и второй признак административной ответственности в учебной и научной литературе, как правило, не оспаривается, то третий признак содержания административной ответственности многими авторами вовсе не выделяется <6>, что представляется неверным.
--------------------------------
<5> Административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков: учеб. пособие / Н.Н. Цуканов, Н.А. Рябинин, А.В. Жильцов и др. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2020. С. 15.
<6> См., например: Четвериков В.С. Административное право: учеб. пособие. 7-е изд. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 167 - 172; Миронов А.Н. Административное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2022. С. 293; Губарева Т.И. Административное право: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 337 - 339.
В частности, анализ административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в немедицинском потреблении наркотических средств и психотропных веществ, а равно и отказ от прохождения медицинского освидетельствования на установление подобного состояния показывает, что помимо санкции, указанной в ст. 6.9 КоАП РФ, гражданин может столкнуться и с иными негативными последствиями правового характера, такими как: а) аннулирование удостоверения частного охранника; б) отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия; в) отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу (аннулирование ранее выданного разрешения); г) запрет на допуск к работе на судне; отказ в приеме лица на должности специалистов авиационного персонала и т.д. <7>.
--------------------------------
<7> Административная ответственность за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков: учеб. пособие. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2020. С. 16.
Например, анализ судебной практики Советского районного суда г. Красноярска по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 2021 - 2022 гг. показал, что по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ (немедицинское потребление наркотических средств иностранным гражданином) за указанный период вынесенных постановлений не было, однако за этот же период иностранные граждане неоднократно привлекались к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ <8>. Вследствие этого стоит констатировать, что когда иностранный гражданин находится в состоянии наркотического опьянения и управляет транспортным средством, то ему выгоднее отказаться от подобного освидетельствования, так как в случае установления наркотического опьянения фиксация подобного факта может стать основанием для его выдворения за территорию Российской Федерации, что значительно серьезнее санкции, предусмотренной ст. 12.26 КоАП РФ.
--------------------------------
<8> Сидоров Я.С. Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков // Административное право и процесс. 2022. N 8. С. 39.
Порядок действия сотрудников полиции в случае выявления признаков опьянения у водителей транспортных средств предусмотрен Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <9>. Стоит отметить, что данный Приказ не содержит детальных указаний на то, как действовать должностным лицам полиции при отказе водителем пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, когда у сотрудников имеются достаточные основания полагать, что такое лицо находится в состоянии наркотического опьянения.
--------------------------------
<9> Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459).
Ввиду того что п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" обязывает уполномоченных лиц выявлять и пресекать административные правонарушения, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, сотрудники полиции не должны ограничиваться привлечением лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.26 КоАП РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в наркотическом опьянении.
Решение данной проблемы заключается в следующем: при отказе гражданином пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в порядке ст. 27.12 КоАП РФ и при наличии достаточных оснований полагать, что такое лицо находится в наркотическом опьянении, направлять его на медицинское освидетельствование на основании ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон о наркотиках) или на основании ст. 27.12.1 КоАП РФ как лицо, заподозренное в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ.
Отчасти о необходимости следовать именно таким путем говорится в Письме МВД от 26 мая 2021 г. N 1/5432: "...при направлении на медицинское освидетельствование лиц, заподозренных в совершении административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в ходе составления предусмотренного статьей 27.12.1 КоАП РФ протокола необходимо в качестве правового основания указывать основания направления лица на медицинское освидетельствование в соответствии со ст. 44 Закона о наркотиках".
Возможно, такая рекомендация со стороны МВД России обусловлена тем, что в разных субъектах Российской Федерации практика выбора нормативного основания при проведении медицинского освидетельствования существенно отличается, о чем, в частности, свидетельствует проведенное Р.Ю. Коханом интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по контролю за оборотом наркотиков из 59 субъектов Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<10> Кохан Р.Ю., Цуканов Н.Н. Административно-правовые основы применения полицией медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2022. С. 80.
В результате этого необходимо констатировать, что в случае, если лицо отказывается от направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения на основании ст. 44 Закона о наркотиках, вопрос об ответственности очевиден, должна применяться ст. 6.9 КоАП РФ. В регионах же, в которых при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии наркотического опьянения и оно направляется на него на основании ст. 27.12.1 КоАП РФ, в протоколе должны подробно указываться признаки наркотического опьянения, так как медицинское освидетельствование, предусмотренное ст. 27.12.1 КоАП РФ, охватывает опьянение, вызванное не только наркотическими средствами, психотропными веществами, новыми потенциально опасными психоактивными веществами, но и алкоголем и иными токсическими веществами. В свою очередь, лицу, направляемому на такое медицинское освидетельствование, должно быть разъяснено, что основанием его направления служит наличие у него признаков наркотического опьянения.
При этом стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что более перспективным при наличии признаков наркотического опьянения является применение медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 44 Закона о наркотиках <11>. Ввиду этого административный регламент, регулирующий деятельность по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения <12>, должен дополниться положением о возможности проведения медицинского освидетельствования на основании и в порядке ст. 44 Закона о наркотиках.
--------------------------------
<11> См., например: Цуканов Н.Н. К вопросу о соотношении ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и ст. 27.12.1 КоАП РФ при реализации ст. 6.9 КоАП РФ // Алтайский юридический вестник. 2015. N 2 (10). С. 50.
<12> Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 // СПС "КонсультантПлюс".
В общем виде рекомендуемая последовательность действий сотрудников полиции при отказе водителем пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ) и при наличии достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения, должна выглядеть следующим образом:
1) отстранить водителя от управления ТС на основании ст. 27.12 КоАП РФ;
2) предложить водителю пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
3) в случае получения отказа водителем пройти освидетельствование на состояние опьянения предложить гражданину пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения на основании ст. 27.12 КоАП РФ в соответствующем медицинском учреждении;
4) после получения отказа пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения на основании ст. 27.12 КоАП РФ составить протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 12.26 КоАП РФ, а в случае наличия достаточных оснований полагать, что водитель находится в наркотическом опьянении, предложить пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения на основании ст. 44 Закона о наркотиках или на основании ст. 27.12.1 КоАП РФ;
5) при получении отказа пройти медицинское освидетельствование на основании ст. 44 Закона о наркотиках или ст. 27.12.1 КоАП РФ сотрудникам ГИБДД необходимо проследовать с таким гражданином в ОВД, так как в соответствии с Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 сотрудники полиции имеют право составлять протоколы об административном правонарушении только в силу своих полномочий. Сотрудники же ГИБДД осуществляют свою деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения, а составление протокола по основаниям административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, относится к деяниям, посягающим на здоровье населения, что свидетельствует о невозможности принятия самостоятельного решения <13>. Следовать таким образом предписывает п. 13.1 Положения о взаимодействии при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, в котором говорится: "При направлении в суд материалов по делу об административном правонарушении по факту управления транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения копии материалов дела направляют в соответствующий территориальный орган МВД России для принятия мер реагирования".
--------------------------------
<13> Порядок привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.9 КоАП РФ. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2020. С. 39.
Таким образом, предложенная последовательность действий позволит восполнить имеющиеся пробелы, связанные с направлением водителей транспортных средств, находящихся под воздействием наркотических средств, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и их дальнейшим привлечением к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9 КоАП РФ.