Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Приобретение медицинскими работниками - ординаторами второй специальности: правовые аспекты

Обновлено 11.12.2024 14:24

 

В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты практических проблем, возникающих при реализации медицинскими работниками - ординаторами академического права на одновременное освоение программ профессиональной переподготовки во время обучения в ординатуре. Автор высказывает предложения по совершенствованию законодательства в сфере образования по вопросу поступления в ординатуру лиц, не исполнивших обязательства по осуществлению трудовой деятельности по договору о целевом обучении. В работе обращается внимание на двусмысленность правовых норм об одновременном освоении образовательных программ и предлагается авторский подход к их толкованию.

 

Ключевые слова: одновременное освоение программ, вторая специальность, ординатура, профессиональная переподготовка, договор о целевом обучении.

 

This article discusses the legal aspects of practical problems encountered in the realization of academic right to simultaneously professional retraining by resident medical workers during residency training. The author makes proposals to improve the legislation in the field of education on the issue of the admission to residency of persons who have not fulfilled the obligation to work under a contract for targeted education. The article draws attention to the ambiguity of the rules on the parallel mastering of educational programs and proposes an author's approach to the definition of legal norms.

 

Key words: simultaneously program mastering, second specialty, residency, professional re-training, target education contract.

 

Получение медицинскими работниками второй специальности в ординатуре сопровождается некоторыми практическими проблемами, обусловленными неоднозначностью толкования норм законодательства в сфере образования.

Как известно, медицинские работники, получившие высшее медицинское образование, прошедшие первичную аккредитацию специалиста, имеют право пройти обучение в ординатуре для получения другой специальности.

В то же время на практике возникло определенное ограничение относительно поступления в ординатуру в том случае, если такой работник - бывший студент обучался ранее по программе бакалавриата или специалитета за счет бюджетных средств по договору о целевом обучении.

По данному договору гражданин обязуется по завершении обучения осуществлять трудовую деятельность в течение не менее трех лет у заказчика целевого обучения или иной организации, определенной заказчиком, не позднее срока, установленного договором.

Поскольку гражданин обязан трудиться на условиях полного рабочего дня, а также исходя из того, что обучение в ординатуре предполагает очную форму обучения, одновременное осуществление трудовой деятельности и получение второй специальности в ординатуре не представляется возможным. Гражданин, исполняя обязательства по осуществлению трудовой деятельности, фактически утрачивает возможность посещать очные лекционные и практические занятия, что порождает объективный конфликт в исполнении обязанностей лица в статусе ординатора и одновременно в статусе медицинского работника.

Представляется, что исполнение гражданином договорной обязанности по осуществлению трудовых функций должно приводить к заморозке его права на поступление в ординатуру до того момента, пока обязательство не будет исполнено. В Положении о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденном Постановлением Правительства от 13 октября 2020 г. N 1681 (далее - Положение о целевом обучении), возможность продолжения обучения в ординатуре с отсрочкой исполнения обязанности по осуществлению трудовой деятельности предусмотрена лишь в случае заключения следующего договора о целевом обучении с тем же заказчиком с приостановлением исполнения обязательств по ранее заключенному договору <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" // СЗ РФ. 2020. N 43. Ст. 6783.

 

Однако образовательные организации, основываясь на обязательном к соблюдению Порядке приема на обучение по программам ординатуры, утвержденном приказом Минздрава России от 11 мая 2017 г. N 212н (далее - Порядок приема) <2>, не имеют правовых оснований для отказа в зачислении при наличии у лица неисполненной обязанности по осуществлению трудовой деятельности по договору о целевом обучении. Так, в п. 28 Порядка приема приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых образовательная организация возвращает поступающему документы:

1) заявление содержит не все сведения;

2) представлен неполный пакет документов;

3) поданные документы не соответствуют требованиям;

4) поступающий нарушил требования, предусмотренные п. 14 Порядка.

--------------------------------

<2> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры" // Официальный интернет-портал правовой информации.

 

Такое основание, как наличие у лица неисполненного обязательства по договору о целевом обучении, в данном перечне отсутствует. Следовательно, образовательная организация не вправе отказывать таким гражданам в приеме на обучение и в конечном счете вынуждена будет отчислить ординатора вследствие академической неуспеваемости при совмещении им обучения с трудовой деятельностью.

На данную проблему с практической точки зрения обратил внимание министр здравоохранения Российской Федерации в Письме от 11 августа 2022 г. N 16-2/И/2-13202 <3>. Так, министр указал на невозможность зачисления для обучения по программам ординатуры лиц, не выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении, за исключением граждан, заключивших следующий договор о целевом обучении.

--------------------------------

<3> Письмо министра здравоохранения Российской Федерации от 11 августа 2022 г. N 16-2/И/2-13202.

 

Данное разъяснение следует признать справедливым, так как оно направлено на урегулирование возникающего объективного конфликта, обусловленного невозможностью одновременного исполнения обязанностей по осуществлению трудовой деятельности, с одной стороны, и добросовестное освоение программы ординатуры и выполнение учебного плана, с другой стороны. Вместе с тем оно порождает коллизию иного рода: образовательная организация, действуя с учетом позиции министра, должна отказывать в зачислении поступающим, не исполнившим обязательства по договору о целевом обучении, и при этом не имеет правового основания для отказа в зачислении в ординатуру и возврата документов в соответствии с Порядком приема.

Также необходимо отметить, что основанием прекращения обязательств по договору о целевом обучении, помимо исполнения обязанности по осуществлению гражданином трудовой деятельности, может быть также расторжение договора по инициативе гражданина в случае уплаты им штрафа в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение. В научной литературе отмечается дискуссионность квалификации платы за отказ от договора и стремление судебной практики к пониманию платежа за расторжение договора не как санкции, а определенной сторонами цены за реализацию своего права на выход из договора <4>.

--------------------------------

<4> Кружевникова А.А. Проблема одностороннего отказа от исполнения гражданско-правового договора // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. N 1. С. 156 - 157.

 

В Положении о целевом обучении прямо не закрепляется право гражданина на односторонний отказ от исполнения договора и расторжение договора о целевом обучении в одностороннем порядке в случае полной уплаты им штрафа. Представляется, что уплата гражданином штрафа должна рассматриваться в качестве основания для прекращения обязательств и освобождения сторон от ответственности за неисполнение обязательств <5>.

--------------------------------

<5> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2001. Кн. 1. С. 257.

 

В связи с этим предлагается внести изменения в Порядок приема путем дополнения п. 28 новым основанием для возврата документов поступающему - наличие у лица неисполненных обязательств по осуществлению трудовой деятельности по не расторгнутому договору о целевом обучении. Данное изменение позволит образовательным организациям действовать с учетом позиции министра здравоохранения Российской Федерации, не нарушая при этом положения Порядка приема на обучение по программам ординатуры.

Вторая проблема правового регулирования усматривается в возникающем на практике вопросе последовательности получения медицинскими работниками второй специальности в период обучения в ординатуре.

Как известно, Квалификационными требованиями к медицинским работникам <6> устанавливаются необходимые условия в виде уровня образования и специальности для осуществления медицинской деятельности в должности узкоспециализированного врача. К примеру, для замещения должности врача - детского стоматолога медицинскому работнику необходимо пройти подготовку в ординатуре по специальности "стоматология детская" либо профессиональную переподготовку по специальности "стоматология детская" при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: "стоматология общей практики", "стоматология".

--------------------------------

<6> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "здравоохранения и медицинские науки" // Официальный интернет-портал правовой информации.

 

Формулировка "при наличии подготовки" может быть истолкована неоднозначно. Так, в медицинском сообществе, исходя из приведенного положения, сложилось убеждение о необходимости освоения программы профессиональной переподготовки после окончания ординатуры, поскольку подготовка в ординатуре наличествует тогда, когда обучающийся успешно завершил государственную итоговую аттестацию и ему присвоена соответствующая квалификация. Данный способ толкования можно обозначить как модель последовательного освоения программ.

На приведенном ранее примере эта модель выглядела бы следующим образом: специалист с целью замещения должности врача - детского стоматолога и при невозможности поступления на обучение по программе "стоматология детская" проходит подготовку в ординатуре по специальности "стоматология общей практики", успешно завершает государственную итоговую аттестацию, получает диплом об окончании ординатуры и лишь затем поступает на обучение по программе профессиональной переподготовки.

Думается, что такое толкование логически обоснованно, так как в данном случае получение новой квалификации обусловливается успешным завершением обучения по программе ординатуры.

Так, обучающийся в ординатуре, не прошедший государственную итоговую аттестацию и не получивший диплом об окончании ординатуры, теоретически не может пройти итоговую аттестацию и получить диплом о профессиональной переподготовке по двум причинам:

1) новая квалификация по узкой специальности по программе профессиональной переподготовки должна приобретаться на основе ранее освоенной общей специальности в ординатуре;

2) с точки зрения организации образовательного процесса совпадение и пересечение во времени государственной итоговой аттестации по программе ординатуры и итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки недопустимо.

Подобное толкование хоть и имеет логическое обоснование, но представляется не совсем верным, поскольку не учитывает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) <7>. На основании п. 2 ч. 3 ст. 76 Закона об образовании к освоению программ профессиональной переподготовки допускаются как лица, имеющие высшее образование, так и лица, получающие высшее образование, в том числе по программам ординатуры.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.

 

Следовательно, закон допускает модель одновременного освоения программы ординатуры и программ профессиональной переподготовки, т.е. ординатор, обучающийся по программе "стоматология общей практики", имеет право освоить программу профессиональной переподготовки "стоматология детская" как на первом, так и на втором году обучения.

Также в ч. 7 ст. 10 Закона об образовании закреплено следующее положение: система образования создает условия для непрерывного образования посредством предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ. Как указывают авторы комментариев к Закону об образовании, законодатель подразумевает свободное использование гражданами имеющихся в данной системе возможностей, получение любого вида образования является предметом свободного выбора человека <8>.

--------------------------------

<8> Барабанова С.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный).

 

При этом ни Законом об образовании, ни иными правовыми актами не установлены ограничения на количество возможных к освоению квалификаций, из чего следует вывод о допустимости получения специалистом нескольких специальностей по нескольким программам профессиональной переподготовки в период обучения в ординатуре. Например, ординатор, обучающийся по направлению "стоматология общей практики", может получить в период обучения в ординатуре несколько специальностей: "стоматология детская", "стоматология терапевтическая", "стоматология ортопедическая" и иные.

Таким образом, ординаторы имеют академическое право на параллельное освоение одной или нескольких программ профессиональной подготовки. Вместе с тем реализация данного права имеет одно значительное условие: ч. 16 ст. 76 Закона об образовании закрепляет необходимость выдачи диплома о профессиональной переподготовке одновременно с получением диплома об окончании ординатуры.

Выдача диплома может рассматриваться в двух аспектах: как выдача, определяемая датой, которая указывается в дипломе (юридическая выдача), и как момент вручения (фактическая выдача), определяемая датой торжественной церемонии вручения или получением лицом документа.

Поскольку законодатель использует терминологию "выдается одновременно с получением", представляется, что в данном контексте под выдачей следует понимать фактическую выдачу, т.е. вручение. Следовательно, диплом о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением диплома об окончании ординатуры, но юридическая дата выдачи дипломов не может совпадать в силу необходимости последовательного прохождения обучающимися итоговой аттестации. Таким образом, системное толкование Квалификационных требований и Закона об образовании позволяет сделать вывод о возможности получения медицинскими работниками двух и более специальностей по программам профессиональной переподготовки параллельно с обучением в ординатуре при условии одновременной фактической, но последовательной юридической даты выдачи дипломов.