Проблемы правового регулирования обязательственных правоотношений суррогатного материнства
На сегодняшнем этапе развития общества государство стремится к увеличению демографического положения в стране с учетом всех событий, происходящих в мире. К сожалению, не все семьи способны продолжать свой род исключительно по медицинским причинам. Суррогатное материнство как способ лечения бесплодия и возможность продолжения рода в техническом смысле приходит на помощь современным семьям. Однако на законодательном уровне такая процедура урегулирована лишь частично, да и нормативная база довольно спорная, учитывая положения закона, регулирующие данную отрасль. Выявление проблем правового регулирования института суррогатного материнства является одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства.
Ключевые слова: семейное право, медицинское право, вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, договор, обязательственное право.
At the current stage of development of society, the state is striving to increase the demographic situation in the country, taking into account all the events taking place in the world. Unfortunately, not all families are able to continue their kind solely for medical reasons. Surrogate motherhood, as a method of infertility treatment and the possibility of procreation in a technical sense, comes to the aid of modern families. However, at the legislative level, such a procedure is only partially regulated, and the regulatory framework is quite controversial, given the provisions of the law regulating this industry. Identification of problems of legal regulation of the institute of surrogate motherhood is one of the priority areas for improving legislation.
Key words: family law, medical law, assisted reproductive technologies, surrogacy, contract, law of obligations.
Современные технологии стремительно развиваются. Они внедряются во многие общественные отношения и часто имеют прикладное значение. Это происходит из-за того, что вновь появляющиеся проблемы в определенных сферах общественных отношений требуют высокотехнологического разрешения, что и приводит к внедрению и применению суперсовременных инновационных технологий.
Так, отрасль семейных отношений в последнее время претерпевает ряд значительных изменений. Связано это и с общей концепцией развития семейных отношений, и с ситуацией в большинстве развитых стран, и с демографической ситуацией в нашей стране. Одной из самых актуальных проблем современности, связанных с семьей, стала проблема превышения смертности над числом рожденных. Социологические исследования связывают этот феномен не только с нестабильным социальным положением многих семей, невысоким материальным положением, ставящим супругов перед вопросом о возможности обеспечения будущего потомства, но и с развитием различного рода теорий о субъектном составе современной семьи и развитии семейных отношений в целом.
Зачастую проблема с продолжением рода связана и с биологическим и физиологическим состоянием партнеров. Исследования медицины в этом направлении свидетельствует о различных отклонениях в организмах пары, ставящих вопрос о невозможности зачатия ребенка естественным способом.
На помощь приходят инновационные технологии, результатом которых в медицине стали не только различные методы, способы и инструменты лечения бесплодия и различных заболеваний и патологий, связанных с невозможностью воспроизводства рода, но и имеющие прикладное значение для пополнения семьи.
Итак, речь идет о репродуктивных технологиях, т.е. таких высокотехнологических технологиях, которые направлены на лечение бесплодия, при применении которых или отдельные, или все этапы зачатия эмбриона осуществляются вне организма биологической матери. Одним из самых эффективных инструментов реализации высокотехнологичных репродуктивных технологий является суррогатное материнство.
С точки зрения правового регулирования суррогатное материнство определяется как вынашивание и рождение ребенка по обязательству посредством составления гражданско-правового договора, обусловленного обязательствами сторон, в том числе суррогатной матерью, вынашивающей плод в результате переноса донорского эмбриона и потенциальными родителями, чьи клетки использовались для оплодотворения. Суррогатное материнство может осуществляться в двух формах: традиционное, в основу которого легло родство на биологическом уровне между женщиной, вынашивающей ребенка для другой пары, и ребенком; гестационное - где центральное место занимает отсутствие связи на генетическом уровне между суррогатной матерью и ребенком.
Суррогатное материнство как институт регулируется нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1>. Также в Приказе Министерства здравоохранения России от 30 августа 2012 г. N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологиях, противопоказаниях и ограничениях к их применению" раскрыто определение суррогатного материнства, как способа лечения бесплодия <2>. Суррогатное материнство также регулируется частично и другими нормативными актами, в том числе Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ), ст. ст. 51 и 52, где указан порядок государственной регистрации ребенка, рожденного в результате суррогатного материнства <3>; ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <4>, в которой закреплен порядок регистрации ребенка, рожденного по программе суррогатного материнства в органах записи актов гражданского состояния; и, наконец, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и терапии женского и мужского бесплодия", описавшего в законодательстве процедуру проведения суррогатного материнства.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
<2> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаний и ограничений к их применению".
<3> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16, 51.
<4> Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Как видно из перечисленных выше нормативных актов, на сегодняшний день не так много норм законодательства, регулирующих процесс суррогатного материнства. Исходя из этого возникает ряд правовых проблем регулирования института суррогатного материнства. Рассмотрим их более подробно.
По нашему мнению, следует начать с субъектного состава суррогатного материнства. Так, в законодательстве полностью отсутствует законодательное определение понятия "суррогатная мать", несмотря на то что именно эта участница процесса является ключевой. Правда, законодательно предусмотрены условия, при которых женщина может стать суррогатной матерью, и они включают в себя возраст от двадцати до тридцати пяти лет; наличие как минимум одного рожденного ею ребенка; заключение медицинской организации об удовлетворительном состоянии здоровья. Также женщина, являющаяся потенциальной суррогатной матерью, должна дать письменное согласие на медицинское вмешательство. Таким образом, мы считаем, что законодательно необходимо закрепить определение "суррогатная мать" с указанием не только на то, что она является субъектом договора суррогатного материнства, имеющим права и обязанности, но и на существенные условия и требования, предъявляемые к женщине, согласившейся оказать такую услугу.
Рассматривая проблему законодательного определения суррогатной матери, встает еще одна не менее важная проблема - круг субъектов, допущенных к участию в суррогатном материнстве. Так, законодатель существенным образом ограничил круг лиц, которые могут обратиться к суррогатному материнству. К ним относятся женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью, и потенциальные родители. Логичный вопрос к законодателю встает к тому, какой правовой статус имеют потенциальные родители и кто вообще может стать ими. Так, законодатель указывает посредством СК РФ только на тот факт, что потенциальными родителями могут стать мужчина и женщина, официально зарегистрировавшие свои отношения в органах ЗАГС. Однако не указано, что одинокий мужчина не имеет такого права. Считаем, что необходимо в законодательстве в таком случае выделить перечень субъектов, которые не могут претендовать на категорию "потенциальные родители" с аргументацией.
Одной из самых насущных проблем суррогатного материнства является отсутствие в законодательстве прямой ссылки на понятие договора о суррогатном материнстве. Законодатель определил только само понятие "суррогатное материнство" и условия, при которых оно может быть реализовано, но не регламентирован договор о суррогатном материнстве, как и не определены существенные условия такого договора, в том числе права, обязанности и ответственность сторон.
Рассматривая правовую природу гражданско-правового договора, стоит сказать о том, что именно договор оказания услуг представляет собой способ формирования правовых связей между контрагентами, т.е. таким образом определяет порядок и последовательность исполнения услуг и расчетов за предоставленные услуги.
Как уже отмечалось, действующее законодательство не дает нормативное определение договора суррогатного материнства, всего лишь указывает на то, что этот договор должен включать в себя все признаки договора предоставления услуг. Однако такой договор должен также отражать правовую связь между суррогатной матерью и потенциальными родителями <5>. Представляется, что в форму договору стоит также внести обязательное положение о необходимости предоставления согласия суррогатной матери на эту процедуру, а также фактического согласия суррогатной матери на запись рожденного ею в результате такой процедуры ребенка потенциальных родителей, вписанных в договор как сторона заказчика. Пока что такой нормы нет ни в семейном законодательстве, ни в федеральных законах, регулирующих суррогатное материнство.
--------------------------------
<5> Шалина Е.И. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства: отказ суррогатной матери передать ребенка потенциальным родителям // Инновация. Наука. Образование. 2020. N 15. С. 482 - 488.
Исследуя нормативные источники, необходимым считаем отметить тот факт, что семейное законодательство настаивает, что суррогатная мать должна не только дать согласие на процедуру, прохождение медицинского осмотра перед ней, но и на то, чтобы потенциальных родителей вписали в органах записи гражданских актов как родителей рожденного ею ребенка, при этом абз. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ отмечает только право супругов, решившихся на применение вспомогательных репродуктивных технологий, согласиться на то, что суррогатная мать даст согласие на запись их в виде родителей рожденного ею ребенка, что в целом предопределяет возможность суррогатной матери решать судьбу ребенка. Но ведь, исходя из способов осуществления суррогатного материнства, только один способ, по сути, может дать ей такую возможность, исходя из биологического родства <6>. При гестационном методе суррогатного материнства единственное, что связывает ребенка и вынашивающую его женщину, - это только сам процесс вынашивания, ведь весь предоставляемый материал при переносе клеток эмбриона целиком взят от потенциальных родителей. Таким образом, это положение идет вразрез с положениями Семейного кодекса, где говорится о реализации права материнства и отцовства, на которое в целом и направлено правовое регулирование семейных правоотношений, связанных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Также, рассматривая особенности суррогатного материнства, стоит отметить немаловажный факт, связанный с возможностью суррогатной матери отказаться передавать рожденного ей ребенка, особенно если использовался традиционный метод, но даже при использовании гестационного метода переноса материала суррогатная мать может сжиться с мыслью о том, что она мать, и отказаться передавать ребенка биологическим родителям <7>. Этот момент очень важен как условие заключения договора суррогатного материнства. Как правило, обычный договор возмездного оказания услуг предусматривает положения, при нарушении которых возможен отказ (полный или частичный) от самой услуги с возмещением или без затраченных средств. Во-первых, при реализации договора суррогатного материнства частичного отказа в принципе не может быть предусмотрено, исходя из предмета договора и существенных условий. Так что самой сложной задачей законодателя представляется именно регламентация договора суррогатного материнства в рамках положений, связанных с отказом суррогатной матери от передачи рожденного ею ребенка гестационным методом потенциальным родителям.
--------------------------------
<7> Болдырев Н.А. Институт суррогатного материнства в Российской Федерации: правовые проблемы и пути их решения // Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2019. С. 363 - 364.
Еще одной сложностью становится уточнение момента отказа потенциальных родителей от зачатого посредством суррогатного материнства ребенка при обнаружении каких-либо дефектов у него. Сложность заключается именно в самом временном моменте определения отклонений эмбриона. Не на каждом этапе беременности могут быть определены отклонения, и это существенным образом осложняет выполнение условий договора, равно как и регламентацию такого рода положений в самом договоре.
Немаловажным моментом также выступает определение отцовства ребенка в том случае, если суррогатная мать в итоге отказывается от передачи рожденного ей ребенка потенциальным родителям.
Ну и ключевой момент, прежде всего, связан с количеством детей, необходимых к передаче по договору суррогатного материнства. Речь идет о той ситуации, в которой суррогатная мать рождает двух или более детей. Из-за отсутствия регламентации и формы договора суррогатного материнства вопросы о том, согласятся ли потенциальные родители взять двух детей вместо одного и что делать в ситуации, если одного ребенка придется оставить, какова будет его дальнейшая судьба, как выбрать одного из нескольких детей, остаются по-прежнему открытыми, а законодатель, к сожалению, не спешит не только за регламентировать данные положения в соответствующих нормах права, но и даже относительно разъяснить возможные варианты решения возникших в этих сферах правовых проблем <8>. Как расторгать договор суррогатного материнства, если в результате оплодотворения оказался не один плод, а несколько? Все эти вопросы пока что открыты для законодателя.
--------------------------------
<8> Зацепина А.В. Правовые аспекты использования материнского капитала при усыновлении ребенка в соответствии с изменениями Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 125 - 129.
Проанализировав материал, стоит отметить, что институт суррогатного материнства еще далеко не совершенен в правовом смысле и требует дальнейшего развития, в частности в сфере защиты прав и законных личных интересов сторон, участвующих в процедуре суррогатного материнства.
В общем-то, проблема правового регулирования суррогатного материнства является одной из самых деликатных сфер, где присутствуют пробелы в праве, что, собственно, и приводит к возникновению различного рода споров, разрешение которых требует участия суда. Отсюда возникает еще одна правовая проблема, опосредованная отсутствием законодательного регламентирования большого количества так называемых узких моментов в процессе реализации суррогатного материнства - отсутствие грамотного иска по спорам, возникающим в этой сфере. Зачастую отсутствие регламентации положений, регулирующих суррогатное материнство, или пробелы в законодательстве открывают проблему правильного корректного формулирования исковых требований по такого рода спорам.
Таким образом, высокотехнологичные репродуктивные технологии возникли и развиваются в результате быстрого прогресса медицинской науки и использования научных достижений в лечебной практике борьбы с бесплодием. Суррогатное материнство как инструмент ВРТ не только является успешно применимым в современной акушерской практике, но и закреплено государством на нормативно-правовом законодательном уровне. Однако обязательственные отношения между субъектным составом осуществления суррогатного материнства не имеют четкой правовой регламентации в законодательстве. Необходимым представляется не только внесение изменений и дополнений в существующую нормативно-правовую законодательную базу уточнений, касающихся понятия "суррогатное материнство", но и усовершенствование положения гражданского законодательства, регулирующего этот институт посредством регламентации договора суррогатного материнства, закрепив при этом в Гражданском кодексе Российской Федерации <9> не только основные его условия, форму, права и обязанности сторон, но и их ответственность, т.е. такой договор должен существенно отличаться своими основными положениями от договора возмездного оказания услуг. К тому же необходимым также представляется внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты, регулирующие суррогатное материнства, где будут отражены и закреплены законные права генетических родителей ребенка, рожденного при помощи использования метода суррогатного материнства. Как итог, к сожалению, в вопросах правового регулирования суррогатного материнства пока что достаточно много неясностей и проблем, что ставит законодателя перед необходимостью совершенствования существующей нормативной базы.
--------------------------------
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.