Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Правовое регулирование труда медицинских работников: отдельные аспекты

Обновлено 12.12.2024 06:02

Статья посвящена исследованию отдельных аспектов правового регулирования труда медицинских работников. Регулирование труда работников системы здравоохранения имеет ряд существенных особенностей, учитывающих специфический характер их профессиональной деятельности. Проведенный анализ показал, что специальные нормы по отдельным вопросам (рабочее время, время отдыха, оплата труда и др.) приняты в разное время на различных уровнях, что затрудняет их правоприменение. Предлагается обобщить существующие нормы в рамках единого нормативного правового акта федерального уровня, что позволит, с одной стороны, упростить их применение на практике, с другой стороны, создаст равные условия труда для всех медицинских работников независимо от ведомственной принадлежности медицинского учреждения.

 

Ключевые слова: медицинские работники, отдельные категории работников, особенности правового регулирования труда, прием на работу, рабочее время, время отдыха, оплата труда.

 

The article is devoted to the study of certain aspects of the legal regulation of the work of medical personal. The regulation of the work of employees of the health care system has a number of significant features that take into account the specific nature of their professional activities. The analysis showed that special rules on certain issues (working hours, rest time, remuneration, etc.) were adopted at different times at different levels, which makes it difficult to enforce them. It is proposed to summarize the existing rules within the framework of a single normative legal act of the federal level, which will allow, on the one hand, to simplify their application in practice, on the other hand, will create equal working conditions for all medical personal, regardless of the departmental affiliation of the medical institution.

 

Key words: medical personnel, certain categories of employees, features of legal regulation of labor, hiring, working hours, rest time, remuneration.

 

В отношении лиц, занимающихся медицинской деятельностью, законодательством установлено значительное количество специальных норм правового регулирования труда медицинских работников, что обусловлено существенными особенностями их профессиональной деятельности.

В последние годы уделяется особое внимание профессиональной квалификации медицинских работников. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста <1>. Помимо получения медицинского образования, лицо, претендующее на занятие должности медицинского работника, также должно пройти процедуру аккредитации специалиста, утвержденную Приказом Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1081н <2>. Приказом предусмотрено прохождение аккредитации: первичной, первичной специализированной и периодической. Первичную и первичную специализированную аккредитацию должны проходить лица, завершившие медицинское образование разных уровней; имеющие высшее немедицинское образование после прохождения программ профессиональной переподготовки; имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более пяти лет и завершившие освоение дополнительных профессиональных программ. Прохождение периодической аккредитации предусмотрено для лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования - программ повышения квалификации с целью повышения профессионального уровня и расширения квалификации. Повышать свою квалификацию медицинские работники должны не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности <3>, что, соответственно, указывает на периодичность прохождения аккредитации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 69).

<2> Приказ Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1081н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов"; Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. N 1043н (ред. от 04.08.2020) "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов".

<3> Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

 

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения РФ в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а по просьбе лица, прошедшего аккредитацию, свидетельство об аккредитации специалиста должно быть выдано на бумажном носителе. Таким образом, лицо, претендующее на занятие должности медицинского работника, кроме обязательных для всех документов при приеме на работу, должно представить документы о профессиональном медицинском образовании, дополнительном профессиональном образовании или профессиональной переподготовке в соответствии с Квалификационными требованиями, утвержденными Минздравом РФ <4>, и об аккредитации. Сведения об аккредитации работодатель может получить, обратившись к данным ЕГИСЗ, не требуя предъявления бумажного свидетельства.

--------------------------------

<4> Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н (ред. от 04.09.2020) "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки Здравоохранение и медицинские науки".

 

Следует уточнить, что предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации до 31 декабря 2025 г., сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.

Помимо обязательных медицинских осмотров для работников медицинских организаций, предусмотренных ст. 220 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), медицинские работники, допущенные к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, при приеме на работу должны предоставить справку об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом и справку органов внутренних дел об отсутствие непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений <5>.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".

 

Основная проблема в применении норм о рабочем времени и времени отдыха медицинских работников заключается в большом количестве нормативных правовых актов, их регулирующих. В настоящее время действуют отдельные нормативные правовые акты, которые устанавливают продолжительность рабочего времени медицинских работников <6>, особенности режима и учета рабочего времени, в том числе при осуществлении дежурств на дому <7>, продолжительность работы по совместительству в городах <8> и сельской местности <9> и др.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 (ред. от 24.12.2014) "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

<7> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2014 г. N 148н "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому".

<8> Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

<9> Приказ Минздрава СССР от 31 октября 1984 г. N 1240 "Об утверждении отраслевых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих учреждений, организаций, предприятий системы Министерства здравоохранения СССР" (с изм. на 15 мая 1987 г.); Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа".

 

В соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Более детально продолжительность рабочего времени отдельных категорий медицинских работников регулируется Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 и устанавливается в диапазоне от 24 часов до 36 часов в неделю в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности. Для медицинских работников, чьи должности и (или) специальности не указаны в приложениях к приведенному Постановлению, норма рабочего времени соответствует положению Трудового кодекса РФ.

Особенность учета рабочего времени работников медицинских организаций, осуществляющих дежурства на дому, состоит в том, что время ожидания вызова учитывается как 1/2 часа рабочего времени (и оплачивается, соответственно, исходя из данной нормы, например, восемь часов дежурства без вызова на оказание медицинской помощи оплачиваются как четыре часа рабочего времени). Время следования к месту выполнения работы и обратно, а также время, затраченное непосредственно на оказание медицинской помощи, учитывается в полном объеме. Возможна корректировка дежурства на дому в учетном периоде для того, чтобы продолжительность рабочего времени медицинского работника не превышала норму рабочего времени за соответствующий период.

Что касается работы по совместительству, то и в этом вопросе установлены значительные особенности для медицинских работников, во-первых, в части продолжительности такой работы. По общему правилу, закрепленному в ст. 284 ТК РФ, продолжительность рабочего времени при работе по совместительству в течение учетного периода не должна превышать половины нормы рабочего времени за этот учетный период, установленной для соответствующей категории работников. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 устанавливает иные нормы для отдельных категорий медицинских работников. Например, для младшего медицинского персонала продолжительность работы по совместительству не может превышать месячную норму рабочего времени. Аналогичная продолжительность рабочего времени при выполнении работы по совместительству допускается для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток. Без ссылок на недостаток медицинского персонала Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 разрешает устанавливать продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Очевидно, что подобные законодательные допущения значительного превышения общеустановленных стандартов рабочего времени при выполнении работы по совместительству для медицинских работников вызваны социальной значимостью деятельности медицинских работников, необходимостью обеспечения медицинских учреждений квалифицированными кадрами, в значительной степени в сельских населенных пунктах, где отмечается постоянный их недостаток. Однако объективным фактором дифференциации при установлении сокращенного рабочего времени для медицинских работников является именно характер работы. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа "человек - человек" <10>, "помогающим" профессиям, к которым, безусловно, относится работа врачей и медицинского персонала. Труд большинства работников здравоохранения связан с высоким эмоциональным, психологическим, интеллектуальным и физическим напряжением, с вредными и (или) опасными условиями их труда, что оказывает негативное воздействие на их здоровье, приводящее к преждевременному старению организма, профессиональному выгоранию. Эти факторы сказываются прежде всего на профессиональной трудоспособности <11>. Соответственно, выполнение работы по совместительству в объеме нормы рабочего времени по основному месту работы не позволяет работнику полноценно восстановиться и нивелирует установление сокращенной продолжительности рабочего времени для данной категории работников.

--------------------------------

<10> Шалагинова К.С. Опыт работы с медицинскими работниками по профилактике профессиональных деструкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. N 8. С. 445.

<11> Астраханцева Е.В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 130.

 

Отдельные вопросы регулирования времени отдыха медицинских работников также закреплены в различных нормативных актах, в основном в части предоставления дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (психиатрические, противотуберкулезные учреждения, патолого-анатомические отделения и др.) <12>, главным медицинским сестрам учреждений здравоохранения федерального подчинения <13>, отдельным категориям медицинских работников <14>, работникам организаций здравоохранения и иных организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека <15>.

--------------------------------

<12> Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников" (с изм. от 24 июня 2014 г.); Постановление Госкомтруда СССР и Постановление Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (раздел XL) (с изм. от 29 мая 1991 г.) (в части, не противоречащей ТК РФ).

<13> Приказ Минздравмедпрома РФ от 22 декабря 1994 г. N 297 "О ежегодных отпусках главных медицинских сестер учреждений здравоохранения федерального подчинения".

<14> Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. N 2365 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям медицинских работников".

<15> Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей".

 

Особенности правового регулирования оплаты труда медицинских работников устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне в зависимости от ведомственной подчиненности медицинского учреждения, а также положением об оплате труда конкретного учреждения. Такой многоуровневый подход не всегда позволяет установить понятные для работника критерии эффективности его труда и, соответственно, размера заработной платы <16>. Для оплаты труда медицинских работников на основании эффективного контракта предусмотрены различные выплаты стимулирующего характера к должностному окладу: надбавка за квалификационную категорию (10 - 20%); надбавка за выслугу лет (10 - 20%); надбавка за высокие результаты работы (например, при отсутствии чрезвычайных происшествий в отделении, обоснованных жалоб на качество, объем оказания медицинской помощи, дефектов оформления медицинской документации, несоблюдения сроков представления отчетности и др.); премиальные выплаты по итогам работы <17>.

--------------------------------

<16> Сапфирова А.А., Сапожникова Н.И. Оплата труда медицинских работников в сельской местности: проблемы правового регулирования // Право и практика. 2020. N 2. С. 112.

<17> Приказ Минздрава России от 31 октября 2014 г. N 696н (ред. от 07.05.2018) "Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг"; Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях".

 

В 2021 г. было принято Постановление Правительства РФ, которым предусматривалась реализация пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В ходе осуществления проекта в ряде субъектов Российской Федерации <18> предполагалось установить для федеральных и региональных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения размеры должностных окладов по группам должностей, единые перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые Правительством РФ <19>. Единый подход к правовому регулированию оплаты труда позволил бы реализовать в сфере здравоохранения принцип равной оплаты за труд равной ценности, так как в любом медицинском учреждении, независимо от его местонахождения и подчиненности, оплата труда работников осуществлялась бы единообразно. К сожалению, реализация пилотного проекта приостановлена до 1 января 2025 г.

--------------------------------

<18> Республика Саха (Якутия), Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская, Тамбовская области и г. Севастополь.

<19> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 847 (ред. от 30.11.2021, с изм. от 05.07.2022) "О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

 

В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 принимались значительные меры материальной поддержки медицинских работников. В связи со стабилизацией эпидемической ситуации Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" с 1 июля 2022 г. установлены компенсационные выплаты в размере 25% оклада (оклада по воинской должности, оклада по занимаемой должности) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. К таким категориям относятся врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний и младший медицинский персонал, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях; отдельные специалисты-врачи и средний медицинский персонал, работающий с данными врачами, фельдшеры, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях; некоторые категории медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование труда работников системы здравоохранения имеет ряд существенных особенностей, учитывающих специфический характер их деятельности, однако не во всех случаях эти особенности следует оценивать с положительной точки зрения. Кроме того, значительное количество нормативных актов, принятых в разное время на различных уровнях по отдельным вопросам правового регулирования, не способствует их понятному правоприменению. Учитывая обоснованность установления специальных норм разных институтов трудового права для медицинских работников, представляется целесообразным принятие единого нормативного правового акта, включающего в себя все особенности правового регулирования их труда.