Информационно-мировоззренческая безопасность в области образования как фактор безопасного социально-экономического развития
Современные социально-экономические и геополитические реалии не могут не вызывать реакцию со стороны государства, которая проявляется в комплексной системе экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на преодоление вызовов и угроз мировоззренческого характера. И в юридической науке в последние десятилетия неуклонно возрастает интерес к вопросам мировоззрения в связи с объективной необходимостью формирования надежного и эффективного правового сопровождения конструкции национальной безопасности. Особое значение вопросы мировоззренческого характера имеют для образования как социального института, создающего в современном обществе фундамент безопасного социально-экономического развития, поскольку именно образование призвано транслировать через систему специализированных институтов социально значимый опыт в тех или иных формах в целях обеспечения преемственности поколений. Соответственно, современные образовательные стратегии, технологии и институты должны выстраиваться в таком контексте, который позволит обеспечить в наибольшей мере достоверную трансляцию "мировоззренческого кода".
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, информационная безопасность, угрозы безопасности, образование, социально-экономическое развитие.
Modern socio-economic and geopolitical realities cannot but provoke a reaction from the state, which is manifested in a complex system of economic, political, organizational, legal and other measures aimed at overcoming challenges and threats of a worldview nature. And in legal science in recent decades, interest in issues of worldview has steadily increased due to the objective need to form a reliable and effective legal support for the construction of national security. Of particular importance are issues of a worldview nature for education as a social institution that creates the foundation for safe socio-economic development in modern society, since it is education that is designed to translate socially significant experience in various forms through the system of specialized institutions in order to ensure the continuity of generations. Accordingly, modern educational strategies, technologies and institutions should be built in such a context that will ensure the most reliable translation of the "worldview code".
Key words: security, national security, information security, security threats, education, socio-economic development.
Любое общество всегда оперирует тем или иным мировоззрением, делая это в той или иной степени открытости. То же самое касается отдельного человека, даже если он не осознает своего мировоззрения и логики его формирования, что не препятствует его эффективному использованию, и это составляет одну из основных трудностей для официального регулирования и нормирования мировоззренческих кодов при общем понимании и признании принципиальной важности соответствующего государственного воздействия.
В нормативном поле термин (слово) "мировоззрение" используется достаточно активно, но контекстуально и при отсутствии попыток дефиниции. Можно наблюдать следующие случаи его использования:
мировоззрение определенного круга субъектов (детей и молодежи <1>, коренных малочисленных народов <2>);
мировоззрение определенной направленности (экологически ответственное <3>, антикоррупционное);
мировоззрение как определенная социальная характеристика (мировоззрение современного человека <4>);
мировоззрение определенного качества (оптимистичное мировоззрение <5>, гуманистическое <6>, созидательное <7>);
мировоззрение определенного качества и элемент универсальной или профессиональной компетенции выпускника в образовательных стандартах (научное мировоззрение, собственное мировоззрение).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи". URL: http://pravo.gov.ru, 14.07.2022.
<2> Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. N 978-р (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации".
<3> Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
<4> Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года".
<5> Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения (направлены Письмом Минпросвещения России от 30 июня 2022 г. N 07-4237) // Администратор образования. 2022. N 15.
<6> Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утв. Минкультуры России 29.12.2014).
<7> Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Мировоззрение позиционируется как элемент профессионального воспитания <8>, формы общественной позиции <9>, профессиональной поведенческой модели <10>. Формирование мировоззрения транслируется как одна из задач образования в сфере культуры и искусства <11>, как одной из приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021 - 2030 гг. <12>. Можно наблюдать некоторые версии определения содержания термина "мировоззрение", например как следование социально значимым ценностям <13>. Некоторые квалифицирующие признаки интерпретируются с использованием этого понятия, например, признаки достоинства <14>. Конституционный Суд РФ указывает на мировоззрение как на субъективную категорию, обеспечивающую беспристрастное разрешение спора <15>.
--------------------------------
<8> Приказ Генпрокуратуры России от 17 марта 2010 г. N 114 (ред. от 16.09.2020) "Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2021. N 6.
<9> Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (утв. Минкультуры России).
<10> Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2018 год.
<11> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России).
<12> Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 3684-р (ред. от 21.04.2022) "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы)".
<13> Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций".
<14> Письмо ФССП России от 30 марта 2017 г. N 00043/17/ 27998-ДА "О Памятке дознавателя ФССП России" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2017. N 5.
<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. N 30-П.
Таким образом, можно наблюдать отсутствие понятия мировоззрения и его концептуального осмысления в рамках национальной правовой системы, хотя сам термин (слово) "мировоззрение" и сопутствующая терминология, прежде всего термин (слово) "идеология", не являются редким явлением в содержании нормативных правовых актов, более того, они позиционируются как объективно необходимые составляющие жизни общества и особая забота государства, стремящегося к его формированию и выстраиванию.
В нормативном поле термин (слово) "идеология" используется достаточно активно, но абсолютно контекстуально. Прежде всего, общезначимому государственному использованию препятствует непосредственно Конституция Российской Федерации, которая в ст. 13 провозглашает идеологический плюрализм и исключает признание государственной или обязательной идеологии, а равно идеологии национально небезопасной, основанной на различного рода экстремистских проявлениях. Национальная правовая система включает достаточное количество правовых актов различных юридических свойств в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма, коррупции, ксенофобии, национализма, политического террора, включая акты международно-правового регулирования и федеральные законы, в том числе законы об ответственности (УК РФ и КоАП РФ). Законодательство о политических партиях <16> указывает на идеологию партии, которая формулируется в ее программных документах. Есть комплекс актов, упоминающих идеологию нацизма <17>. Присутствует использование термина "идеология" по отношению к определенным процессам и документам <18>. Можно указать и на конкретные нормативные дефиниции идеологии в актах стратегического планирования и программно-ценностных актах: антинаркотическая идеология <19>, идеология насилия <20> - в обоих случаях речь идет о совокупности взглядов и идей, но с различной основой (позитивной/негативной). Также можно вспомнить идеологию гражданского участия в рамках инициативного бюджетирования <21>, идеологию развития отраслей народного хозяйства (активно используется в связи с характеристикой области профессиональной деятельности в образовательных стандартах <22>), идеологию инклюзивного образования, идеологию восстановительного правосудия и др. Обращает на себя внимание указание на прямое тождество в некоторых случаях понятий идеологии и политики: "политика (идеология) превенции нарушений обязательных требований и рисков причинения вреда общественно значимым благам" <23>. И здесь следует отметить, что общая смысловая нагрузка понятия идеологии, которая выявляется в результате анализа нормативного материала, позволяет утверждать, что это тождество поддерживается нормотворцем. Косвенно на это указывает также тот факт, что представления о содержании основ государственной политики, концепций и стратегий как актов, определяющих политико-правовой вектор развития, базируется на совокупности официально взглядов и идей относительно того или иного конкретного направления государственной политики. Соответственно, можно сделать вывод о том, что официальная идеология все же имеет место; более того, в ее отсутствие развитие государства не представляется возможным. Присутствие (содержательное, смысловое, интерпретационное) идеологии мы можем наблюдать в любом политико-правовом документе.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
<17> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1928.
<18> Стандарт Банка России "Финансовые сообщения в НПС. Общие положения" СТО БР НПС-1.1-2020" (принят и введен в действие Приказом Банка России от 03.03.2017 N ОД-568).
<19> Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года".
<20> Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года".
<21> Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации (утв. Минфином России) (в ред. от 22.12.2021).
<22> Например, Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. N 295 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения (уровень магистратуры)".
<23> Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований (утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12 сентября 2017 г. N 61 (11)).
Наиболее активно мировоззренческие парадигмы проявляются в сфере обеспечения информационной безопасности как идея воспитания и продвижения толерантности социальных активностей и взаимосвязей, которая имеет прямую связь с образованием в единстве обучения и воспитания, поскольку именно образование призвано транслировать то, что сейчас принято называть "мировоззренческим кодом", через систему специализированных институтов передачи любого социально значимого опыта (национального, государственного, общечеловеческого) в тех или иных формах в целях обеспечения преемственности поколений. Соответственно, современные образовательные стратегии, технологии и институты должны выстраиваться в таком контексте, который позволит обеспечить в наибольшей мере достоверную трансляцию "мировоззренческого кода", а это, в свою очередь, предполагает определенную унификацию образовательных программ всех образовательных уровней и формирование ядра (основы) единства образовательного пространства в целях формирования и стабилизации гражданской идентичности на основе определенной ценностной системы.
Образование не является и не может являться нейтральной и объективной сферой социальной жизнедеятельности и в этом смысле в рамках современной организации общества составляет функцию и компетенцию государства как публично-правового образования со всеми его особенностями и свойствами. Соответственно, именно государство формирует определенный тип гражданина. И в этом смысле образование, с одной стороны, провозглашено как конституционное право и представляет собой меру возможной реализации социальных активностей и взаимосвязей по усмотрению того, кто этим правом обладает. С другой стороны, образование является благом, которое позволяет обеспечить субъекту реализацию социальных активностей и взаимосвязей, и продуцентом этого блага могут выступать различные субъекты, но прерогативы всеобщей модели образования в современном обществе принадлежат только государству, которое создает его институциональную форму. Образование представляет собой также услугу, которая обладает четкими признаками и параметрами, как экономическими и социально-культурными, так и сугубо юридическими, включая защиту прав потребителей и ответственность за качество предоставления такой услуги. Но, помимо этого, образование выступает фактически как обязанность, учитывая обязательность основного общего образования, подкрепленного, в частности, ответственностью родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию и обучению. И именно эта составляющая образования может очевидно продемонстрировать инструментальный характер образования по формированию определенного типа гражданина и прямое воздействие (включая контроль) государства на эту социальную сферу.
И здесь крайне важно, чтобы государство было способно создать признаваемый обществом, эффективный образовательный канон и выступить его гарантом. Соответственно, принципиально важно, какова будет организационно-правовая модель продвижения информации и формирования приемлемого для большей части общества информационного фона, обеспечивающая, с одной стороны, социальный компромисс, с другой стороны, информационную, а значит, и национальную безопасность (качество нормативно-регулятивного сопровождения, распределение компетенции между уровнями публичной власти и уполномоченными органами и проч.). Кроме того, на государство в этой связи возлагается особая ответственность, которую вряд ли можно формализовать правовыми средствами, - ответственность за фактическое воздействие принятых образовательных стратегий, поскольку их реализация связана прежде всего с уровнем обязательного образования, следовательно, с той частью населения, которая является одной из самых незащищенных с точки зрения критичности восприятия и интерпретации предлагаемой информации. Соответственно, этот подход предполагает обоснование информационно-мировоззренческой безопасности в области образования как фактора безопасного социально-экономического развития.
В то же время информационно-мировоззренческая безопасность на сегодняшний день не является самостоятельным правовым институтом и не имеет очевидного институционального обеспечения. Этот вид безопасности не прослеживается ни в Стратегии национальной безопасности <24>, ни в Доктрине информационной безопасности <25>, ни в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <26>, ни в законодательстве об образовании. Признание информационно-мировоззренческой безопасности в качестве самостоятельного правового института позволит обеспечить официальное нормативное признание правовых форм и методов ее обеспечения, прежде всего выстраивание приоритетов через формулирование базовых мировоззренческих принципов, которые будут опосредовать защиту от информации, негативно влияющей на состояние мировоззрения, и принципы идеологического влияния. В этой связи представляется целесообразным в образовательные стандарты и образовательные программы среднего профессионального и высшего образования в области государственного и муниципального управления и национальной безопасности ввести обязательный курс по информационно-мировоззренческой безопасности, информационному противоборству и гибридным войнам. По специальностям и направлениям подготовки, не связанным с подготовкой специалистов в области государственного и муниципального управления и национальной безопасности, в рамках внеучебной работы в обязательном порядке предусмотреть дополнительные формы изучения вопросов информационно-мировоззренческой безопасности (методологические семинары и проч.).
--------------------------------
<24> Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
<25> Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".
<26> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.