Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения в сфере защиты информации
В статье представлен краткий анализ положений законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования по защите сведений, составляющих государственную тайну и служебную тайну, за нарушение которых военнослужащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности <*>.
--------------------------------
<*>
Военная служба, представляя собой особый вид государственной службы <1>, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, обусловливает особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к лицам, несущим такой вид службы и выполняющим конституционно значимые функции.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан".
Указанный вид государственной службы требует от военнослужащих выполнения ряда обязательств.
Согласно положениям ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ <2> защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих, в частности:
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, Корабельного устава Военно-морского флота, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну.
--------------------------------
<2> Далее - Закон о статусе военнослужащих.
Также п. 1 ст. 28 Закона о статусе военнослужащих предусмотрено, что военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с данным Законом и другими федеральными законами.
Основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности предусмотрены ст. 28.2 Закона о статусе военнослужащих. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т.е. за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. При этом военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Деяниями, повлекшими за собой привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности, также могут быть нарушения в сфере защиты информации.
Следует отметить, что поддержание обороноспособности и безопасности государства является одним из важных условий, необходимых для его существования, а также обеспечения жизнедеятельности его населения. В свою очередь, организация безопасности страны невозможна без надлежащего функционирования системы защиты информации, разглашение которой может нанести существенный вред интересам государства, т.е. без обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну <3>.
--------------------------------
<3> Кириченко Н.С., Вологжина Ю.В. Правовое регулирование защиты государственной тайны в области обороны государства // Воен. право: электрон. науч. изд. 2024. Вып. N 1. С. 8 - 14.
Данная тематика была предметом рассмотрения в различных научных работах российских ученых <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Холиков И.В. Актуальные вопросы правового обеспечения сил и средств обороны и безопасности России в условиях современных вызовов и угроз // Право в Вооруженных Силах. 2021. N 12. С. 116 - 120; Нестеренко Д.Т., Кудашкин А.В. К вопросу о сущности секретного изобретения и признании недействительным патента на него // Там же. 2018. N 2. С. 106 - 110; Кириченко Н.С. О причинении военнослужащим материального ущерба государству вследствие утраты (разглашения) информации // Там же. 2020. N 8. С. 41; Сливков А.С., Шнякина Т.С. Приказ ФСБ России от 4 ноября 2022 г. N 547 в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Воен. право: электрон. науч. изд. 2023. Вып. N 1. С. 25 - 42; Коробков В.С. К вопросу о правовых аспектах обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны, при комплектовании личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации // Там же. 2022. Вып. N 1. С. 100 - 107.
Правовую основу для организации работы по защите информации в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации и принятые на ее основе законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Наряду с вышесказанным, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ организация обороны включает обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны и служебную тайну в области обороны.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "Об обороне" служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий. Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенные ст. 2 указанного Федерального закона. Право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при наличии такой информации). Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе. Основанием для отнесения сведений к служебной тайне в области обороны является их соответствие перечням сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденным руководителями федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, определяется Правительством Российской Федерации. Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению. Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не разглашать указанные сведения без согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предоставивших данные сведения. Лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Кроме того, отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", согласно ст. 2 которого государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. При этом согласно ст. 26 указанного Закона должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 был утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также издано распоряжение Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне" (в редакции от 9 сентября 2022 г.). Во исполнение указанных актов Президента Российской Федерации руководителями определенных федеральных органов исполнительной власти (в том числе тех, в которых предусмотрена военная служба) утверждены соответствующие перечни сведений.
Также необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определен общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Пунктом 1.8 данного Положения предусмотрено, что за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.
Таким образом, перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательства по защите информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, а также служебной информации, является обширным. Однако приведенные правовые акты не носят исчерпывающего характера, так как некоторые из них также содержат соответствующие сведения, которые не могут быть опубликованы в открытых источниках. Кроме того, федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции могут быть изданы нормативные правовые (правовые) акты в указанном направлении деятельности. За любое нарушение в данной сфере военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Важно отметить, что согласно п. 2 ст. 28.5 Закона о статусе военнослужащих нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства, относится к грубому дисциплинарному проступку.
В некоторых случаях в результате допущенных нарушений военнослужащий в установленном порядке может быть лишен допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, что также может стать основанием для досрочного увольнения его с военной службы <5>.
--------------------------------
<5> Харитонов С.С. О последствиях прекращения военнослужащим допуска к государственной тайне // Право в Вооруженных Силах. 2020. N 10. С. 33 - 42.
Кроме этого, если совершенное военнослужащим противоправное деяние в указанной области повлечет за собой причинение более существенного вреда охраняемым законом интересам государства и такое деяние будет содержать в себе признаки состава преступления, то в данном случае вместо дисциплинарной ответственности наступит уже уголовная.