Организационно-правовые направления совершенствования системы обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта: приоритет современных информационных технологий
В статье обосновывается актуальность развития системы нормативных и иных организационных мер в области обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Предлагаются направления применения современных информационных технологий для усиления защищенности объектов транспорта. Анализируются перспективы применения технологий "интернета вещей", "больших данных" в целях обеспечения защищенности объектов транспорта. Приводится обзор публикаций о применении схожих технологий в правоохранительной системе США. Исследуются фрагменты Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "интернета вещей" на территории Российской Федерации. Обобщаются предложения экспертов по теме внесения дополнений в законодательство о транспортной безопасности, о контроле и надзоре в области транспортной безопасности, в том числе предусматривающие необходимость создания нормативных оснований для изменения уровней безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на основании математических моделей прогнозирования рисков, применение моделей риск-менеджмента, автоматизацию контрольных процедур с применением современных систем видеоаналитики.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная безопасность, антитеррористическая защищенность, общественная безопасность, современные информационные технологии, контроль и надзор в области транспортной безопасности.
Authors validate the relevance of development for regulatory and other organizational measures, which ensure public safety in railway transport. Internet of Things and Big Data technologies are inspected in part of ensuring the security of transport facilities. Fragments of the Concept for the construction and development of narrow-band wireless communication networks "Internet of Things" in the territory of the Russian Federation are being studied. Directions for the use of modern information technologies are proposed. Authors summarize expert opinions on amendments to the legislation on transport security, on control and supervision in the field of transport security.
Key words: railway transport, transportation security, anti-terrorist security, public safety, modern information technologies, control and supervision in the field of transport security.
Рассмотрим некоторые направления совершенствования существующей системы мер по защите объектов железнодорожного транспорта, которые представляются авторам актуальными, своевременными и имеющими потенциал существенно повысить эффективность обозначенной системы.
Прежде всего полагаем возможным выделить две категории подобных "улучшений": к первой категории отнесем меры, связанные с применением новых технологий, внедрение которых может помочь субъектам обеспечения общественной безопасности усовершенствовать подходы и методы работы; ко второй категории отнесем меры, связанные с организационными и (или) правовыми изменениями, в результате которых существующие элементы системы обеспечения общественной безопасности могут более результативно достигать цели обеспечения общественной безопасности на транспорте. Приведем для каждого из предложений некоторое обоснование.
Стремительно протекающий процесс совершенствования технологий предоставляет субъектам обеспечения общественной безопасности новые инструменты для выявления, предупреждения и пресечения правонарушений на транспорте, а также для документирования обстоятельств, имеющих существенное значение для последующего расследования каждого выявленного правонарушения.
К наиболее перспективным технологическим средствам обеспечения общественной безопасности, по мнению авторов, целесообразно отнести следующие.
Во-первых, технологии анализа "больших данных", содержащихся во множественных информационных системах, используемых как органами государственной власти, так и самостоятельными хозяйственными обществами.
Качественный поиск, обработка данных из разрозненных информационных систем (к примеру, фрагментов записей с камер видеонаблюдения, видеорегистраторов, данных, накопленных автоматизированным досмотровым оборудованием, сведений о проведенных платежах между покупателем - физическим лицом и продавцом - юридическим лицом, а также взаиморасчетах между контрагентами - юридическими лицами) уже сегодня позволяет лицам, ведущим административные производства или расследования в иных процессуальных рамках, ретроспективно устанавливать существенные факты и формировать картину правонарушения, документировать соответствующий состав. При этом положенные в основу расследований алгоритмы при их автоматизации и создании специализированных программных средств позволят спрогнозировать вероятное правонарушение с учетом оценки происходящих событий, в совокупности создающих предпосылки или условия для проявления противоправного поведения.
Теория и методы "больших данных", применяемые в целях обеспечения правопорядка, активно осмысляются в профессиональной среде отечественных ученых и практиков, а также являются популярной областью исследований зарубежных исследователей.
Тезисы об использовании "больших данных" как одном из обязательных условий обеспечения требуемого уровня эффективности государственного управления все чаще встречаются в работах отечественных исследователей. В этом же контексте ученые-юристы задаются закономерными вопросами о правовых основах и нормативном регулировании обработки больших объемов данных.
К примеру, О.А. Ижаев и Д.Л. Кутейников рассматривают актуальный вопрос правового регулирования предоставления информации ограниченного доступа из государственных информационных систем <1>. В своей статье авторы раскрывают примечательный факт: по состоянию на 2022 г. количество государственных информационных систем превышает 600 единиц.
--------------------------------
<1> Ижаев О.А., Кутейников Д.Л. Использование информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах: правовое регулирование порядка предоставления информации третьим лицам // Актуальные проблемы российского права. 2023. N 2. С. 61 - 70.
Э.И. Лескина обозначает ряд направлений применения "больших данных" в государственном управлении, включая:
"пресечение правонарушений в областях государственного управления, использование наборов данных для выявления потенциальных неправомерных действий, содействие кибербезопасности;
автоматизацию организационных процессов (на примере проверки документов);
автоматизацию организационных процессов, например проверки документов;
использование "больших данных" в деятельности правоохранительных органов и иных органов правоприменения, создание так называемого персонифицированного и машиночитаемого права" <2>.
--------------------------------
<2> Лескина Э.И. Правовые и организационные задачи аналитики и управления Big Data в государственном управлении // Хозяйство и право. 2022. N 3.
А.В. Минбалеев и О.В. Петровская, в свою очередь, подчеркивают, что реализация принципа достоверности информации в особенности значима для цифрового профилирования граждан и организаций и формирования достоверных профилей в рамках различных государственных информационных систем <3>.
--------------------------------
<3> Минбалеев А.В., Петровская О.В. Проблемы реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации // Российский юридический журнал. 2022. N 4. С. 22.
Ю.В. Гаврилин выделяет 5 основных направлений использования "больших данных" в криминалистической деятельности. Ниже ограничимся их перечислением в авторском заглавии и последовательности:
"1. Использование данных государственных и муниципальных информационных систем, а также открытых интернет-ресурсов для получения криминалистически значимой информации, необходимой при выдвижении и проверке следственных версий.
2. Проверка лиц, субъективных портретов, предметов, веществ по экспертно-криминалистическим учетам и иным информационным ресурсам криминалистической регистрации.
3. Систематизация и визуализация результатов получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, об операциях по счетам (вкладам, депозитам) граждан и организаций, о фактах приема-передачи электронных сообщений (текста, изображений, звуков, видео- или иных) пользователей сети Интернет.
4. Выявление цифровых следов преступления в результате анализа информации, создаваемой в процессе работы технических устройств, созданных для удовлетворения потребностей человека и обеспечения его безопасности ("интернет вещей", АПК "Безопасный город" и т.п.).
5. Криминалистическое прогнозирование совершения конкретного противоправного деяния на основе закономерностей механизма предкриминального поведения в цифровом пространстве" <4>.
--------------------------------
<4> Гаврилин Ю.В. Технологии обработки больших объемов данных в решении задач криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности // Российский следователь. 2019. N 7. С. 5.
Вопросы перехода отечественного транспорта к цифровым методам являются, не ограничиваясь областью защиты объектов транспорта от противоправных посягательств, предметом системного осмысления научного коллектива Российского университета транспорта. Признавая перспективы такого перехода, ученые-юристы (Е.А. Нестеров, В.Я. Цветков) обозначают значимые риски, а именно риск неопределенности и риск ошибочных действий в управлении <5>.
--------------------------------
<5> Нестеров Е.А., Цветков В.Я. Информационные коммуникационные риски цифрового развития // Транспортное право и безопасность. 2023. N 2 (46). С. 58 - 65.
Примечательными в этом контексте видятся тезисы, отмеченные в статье популярного зарубежного издания The Economist, посвященной актуальным на момент публикации статьи (2018 г.) технологиям обработки данных в полицейских подразделениях США.
Авторы материала отмечают, что совокупность данных с персональных видеорегистраторов, носимых сотрудниками полиции, стационарных записей с камер видеонаблюдения, систем распознавания номерных знаков на автомобилях, с одной стороны, в совокупности предоставляет правоохранительным органам некое подобие "машины времени", с помощью которой возможно восстановить последовательность событий и "вести" подозреваемого с момента возникновения в отношении него обоснованных подозрений ретроспективно до произвольного момента в прошлом, устанавливая обстоятельства произошедшего и формируя доказательства (либо опровержения) состава правонарушения. С другой стороны, по мнению авторов названного материала, совокупность уже хранящейся в множественных информационных системах информации создает угрозу тайны личной жизни для законопослушных граждан.
Также в статье приводится мнение, что ранее следами преступления являлись механические следы, такие как отпечатки пальцев, оттиски подошвы на грунте и прочие физически измеримые материальные следы, тогда как на текущий момент существенно больше следов остается в "цифровом" мире, в том числе архивы переписки, истории обращений к страницам в Интернете, сведения о подключениях к конкретным станциям раздачи беспроводного Интернета и т.д.
При этом наиболее примечательным представляется освещение в данной статье технологий прогнозирования преступлений, принятых в эксплуатацию в полицейском департаменте Лос-Анджелеса. Применяемая система, пользуясь данными из не менее чем 50 информационных систем причастных ведомств, сигнализирует об участках (районах) наиболее вероятного совершения очередного правонарушения. В результате патрульные наряды направляются по маршруту наиболее вероятного проявления противоправного поведения с целью пресечения преступлений, что благоприятно сказывается на общей системе профилактики общественной безопасности в данном муниципальном образовании <6>.
--------------------------------
<6> More data and surveillance are transforming justice systems. The Economist.
Авторы настоящей работы полагают, что в Российской Федерации также имеются все технологические предпосылки для формирования подобных прогностических интеллектуальных моделей, направленных на профилактику правонарушений.
Сочтем заслуживающим внимания наблюдение (в том числе основанное на анализе вышеприведенных работ) о том, что вопросы прогнозирования противоправного поведения и моделирования предпосылок к возникновению правонарушений одновременно являются предметом осмыслений как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Вторым перспективным направлением применения современных технологий в целях совершенствования системы обеспечения общественной безопасности можно признать технологию "интернета вещей" и "умных устройств".
В утвержденной Минкомсвязи России Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "интернета вещей" на территории Российской Федерации (далее - Концепция) предполагается применение данной технологии в целях частичной автоматизации транспорта, управления транспортными потоками, оптимизации работы общественного транспорта в городских условиях.
В Концепции отмечается, что технология "интернета вещей" подходит для отслеживания местоположения транспортных средств и получения телеметрических данных о состоянии транспортного средства или грузов. Все эти сведения могут собираться в соответствующих интеллектуальных системах для оптимизации технологических процессов.
Также в названной Концепции утверждается, что для правоохранительных органов могут представлять интерес информация в отношении разрозненных пользователей, групп таких пользователей и результаты комплексного анализа массивов данных для поиска различных корреляций, учитывающих наряду с содержанием исследуемого массива иные сведения, полученные из других источников <7>.
--------------------------------
<7> Приказ Минцифры России от 29 марта 2019 г. N 113 "Об утверждении Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "интернета вещей" на территории Российской Федерации" // Интернет-портал Минцифры России.
Рассматриваемая Концепция включает в себя перечень предложений по организации проведения оперативно-разыскных мероприятий в узкополосных беспроводных сетях "интернета вещей" и ключевые технические требования к проектированию и реализации перспективных систем содействия оперативно-разыскным мероприятиям (далее - СОРМ).
Тот факт, что на этапе концептуального закрепления основ создания системы "интернета вещей" профильным органом государственной власти уже принимаются во внимание полезные свойства данной системы для целей выявления и предупреждения преступлений, а также определяются технологические основы для проектирования специфических СОРМ, работоспособных в данной виртуальной среде, по мнению авторов, подтверждает тезис о том, что технологии "интернета вещей" в перспективе могут стать одним из средств обеспечения общественной безопасности, в том числе на объектах транспорта.
С всеобщей "цифровизацией" городов стремительно увеличивается число источников информации для сегментов систем "интернета вещей", которые в результате взаимодействия с внешней средой и друг с другом объединяются в "умные города".
Наряду с использованием подобных массивов данных в интересах правоприменения возникает закономерный вопрос об обеспечении защищенности собственно таких систем. В этой связи необходимо согласиться с тезисом А.К. Жаровой о том, что "обеспечение информационной безопасности жителей "умного города" связано с формированием политики государственной безопасности и разработкой стандартов для всех потенциально связанных между собой систем, а также обеспечением мониторинга потенциальных и реальных рисков и угроз" <8>.
--------------------------------
<8> Жарова А.К. Правовое обеспечение информационной безопасности в "умных городах" // Юрист. 2019. N 12. С. 70.
Переходя к организационным новеллам, принятие которых может содействовать укреплению общей системы мер по обеспечению безопасности транспорта, обратимся и обобщим предложения профессиональных участников данной области общественных отношений (субъектов системы обеспечения общественной безопасности на транспорте).
Содержательными в данном ракурсе представляются материалы отраслевой конференции "Транспортная безопасность: от замысла к практической реализации и долгосрочной стратегии развития", проведенной Департаментом транспортной безопасности Минтранса России 16 ноября 2022 г. на полях "Транспортной недели" 2022 г.
Обобщив доклады выступавших экспертов (депутата Государственной Думы Российской Федерации В.Б. Ефимова, заместителя начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Госсовета А.А. Юрчика, президента Международной ассоциации по опасным грузам и контейнерам Г.Ю. Мошкова и других экспертов в области защиты объектов транспорта), можно констатировать, что профессиональное сообщество ожидает от нормотворческих органов преобразований по следующим направлениям <9>:
1. Исключение избыточных нормативных предписаний, обязывающих владельцев объектов железнодорожного транспорта выполнять затратные мероприятия в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые в существенной степени не повышают защищенность таких объектов. Реализация дифференцированного подхода к реализации нормативных актов в области транспортной безопасности.
2. Создание нормативных оснований для введения более "высоких" уровней безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (сопряженных с привлечением дополнительного контингента сил обеспечения транспортной безопасности, более интенсивного досмотра объектов досмотра и т.д.) на основании математических моделей прогнозирования рисков. Переход на расчетную систему допустимого уровня безопасности на основании моделей риск-менеджмента, а также с учетом экономических реалий отрасли.
3. Автоматизация контрольных процедур с применением современных систем видеоаналитики, включая распознавание лиц, перемещающихся через границу транспортного объекта, а также идентификацию транспортных средств (в том числе по номерным знакам), въезжающих или выезжающих с охраняемой территории. Применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования оперативной обстановки на объектах транспорта и в подвижном составе.
4. Законодательное закрепление оснований для применения беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) в целях обеспечения защиты транспортных объектов от актов незаконного вмешательства, а также предоставление прав силам обеспечения транспортной безопасности осуществлять борьбу с БПЛА в интересах защиты таких объектов.
--------------------------------
<9> Видеоархив отраслевой конференции "Транспортная безопасность: от замысла к практической реализации и долгосрочной стратегии развития".
В завершение сформулируем тезисы, основанные на приведенном выше материале.
Современные информационные технологии, и в частности технологии "больших данных" и "интернета вещей", имеют потенциал стать значимым инструментом в системе противодействия преступности на транспорте.
Профессиональное сообщество имеет запрос на трансформацию нормативно-правового регулирования области защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. К числу ожидаемых нормативных изменений относятся возможность более глубокого вовлечения программных алгоритмов и информационных технологий в систему обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта.