Цифровой рубль, его внедрение: правовая природа в контексте частноправового и публично-правового регулирования
В статье кратко рассматривается история появления и развития представлений о цифровом рубле в России и за рубежом, его преимуществах для современного государства. Анализируются правовые нормы, закрепляющие введение в оборот цифрового рубля. В итоге делается вывод о том, что в регулировании цифрового рубля со стороны частного (гражданского) и публичного (финансового) права прослеживаются два различных подхода: если нормы гражданского права регулируют цифровой рубль как разновидность безналичных денег, то нормы публичного права, устанавливая особый порядок его обращения, выделяют цифровой рубль в самостоятельную форму денег.
Ключевые слова: цифровой рубль, публично-правовое регулирование, частноправовое регулирование, криптовалюты.
The article briefly examines the history of the emergence and development of ideas about the digital ruble in Russia and abroad, its advantages for the modern state. The legal norms that consolidate the introduction of the digital ruble into circulation are analyzed. As a result, it is concluded that two different approaches can be traced in the regulation of the digital ruble by private (civil) and public (financial) law: if the norms of civil law regulate the digital ruble as a kind of non-cash money, then the norms of public law, establishing a special procedure for its circulation, allocate the digital ruble into an independent form of money.
Key words: digital ruble, Public Law regulation, Private Law regulation, cryptocurrencies.
В рамках реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации заявлено о создании новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы в целях повышения качества жизни граждан на основе широкого применения отечественных информационных и коммуникационных технологий <1>. В рамках осуществления Стратегии разработаны основные государственные программы, направленные на цифровизацию отечественной экономики, и прежде всего в сфере финансов. Внедрение цифровых ресурсов в финансовой сфере расширяет возможности использования финансовых инструментов и способствует устойчивому повышению качества и уровня жизни граждан. Цифровая и платежная инфраструктура обеспечивает потребности экономики и финансового рынка, в рамках реализованных государственных проектов цифровой трансформации экономики данная сфера продолжает совершенствоваться. Потребители демонстрируют доверие в отношении цифровых платежных инструментов и пользуются ими все активнее: об этом наглядно говорит тот факт, что доля безналичных платежей в розничном обороте превысила 82,4% на конец сентября 2023 г. <2>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
<2> Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов: разработаны Банком России.
В связи с этим в последние годы все чаще стали проводиться дискуссии о введении цифрового рубля. Одним из первых о цифровом рубле начал заявлять советник президента РФ академик С.Ю. Глазьев. По его мнению, назрела настоятельная необходимость внедрения цифрового рубля по ряду причин. Во-первых, цифровой рубль может стать крайне эффективным орудием в борьбе с коррупцией ввиду высокой степени прозрачности его обращения <3>. Во-вторых, эти средства можно использовать для внутреннего развития, и даже более того, позволяет выйти за пределы нашей страны в рамках построения новой системы межгосударственных финансовых и торговых отношений для большого евразийского партнерства <4>.
--------------------------------
<3> По словам ученого, "преимущество цифровых денег заключается в том, что их нельзя украсть, не будучи незамеченным... Обращение этих денег будет видно оператору, который, по логике нашего законодательства, должен быть подразделением Центробанка или казначейства, это может быть общий и между правительством, и Центробанком оператор, который будет заниматься преобразованием денег из обычной безналичной формы в форму оцифрованную". См.: Глазьев Сергей: Российской экономике нужны цифровые рубли. 31 декабря 2018 г.
<4> Там же.
Перспективы применения национальной цифровой валюты занимают умы не только в России, но и в зарубежных странах. Опыт внедрения и широкого обращения криптовалют дал возможность говорить о возможности применения государственной цифровой валюты <5>, которая бы пользовалась гораздо большим доверием населения и поддержкой правительства. Иными словами, под государственной цифровой валютой (CBDC) понимают токены, эмитированные центральным банком и привязанные к стоимости фиатной валюты соответствующего государства. Еще одним немаловажным фактором интереса к государственным цифровым валютам выступают потенциальные риски, связанные с высокой волатильностью и нестабильностью криптовалют, с возможностью замещения криптовалютами национальных валют, и в целом - снижением эффективности монетарной политики и способности государства влиять на свою экономику. Поэтому попытки государственной цифровой валюты уже реализуются в некоторых странах (Китай, Швеция, Таиланд и др.) <6>.
--------------------------------
<5> По-английски звучит как Central Bank Digital Currency, CBDC.
<6> Кораблева Н.А., Краснов Б.В. Цифровые валюты. Мировой опыт // Финансовые рынки и банки. 2023. N 1. С. 31 - 32; Чапышев И., Шайдуллин А. Исследование проблемы интероперабельности цифровой валюты Банка России // Деньги и кредит. 2024. 83 (1). С. 104 - 126.
Тему внедрения цифрового рубля продолжили не только представители научной общественности, но и сотрудники Банка России, раскрывая особенности экономической и правовой природы цифрового рубля. Так, в соответствии с позицией Банка России "цифровой рубль - это третья форма рубля" <7>. Имеется в виду, что наряду с наличными и безналичными денежными средствами, т.е. соответственно с банкнотами, монетой и записями на счетах в банках в дополнение появилась еще и третья форма - цифровая.
--------------------------------
<7>
Как поясняет Банк России, хранение цифровых рублей будет осуществляться не на банковских счетах, а на так называемых счетах цифрового рубля (цифровых кошельках) физических и юридических лиц. Эти счета будут открываться на специальном сервисе - платформе Банка России. На этой же платформе также будут выполняться операции с цифровыми рублями. Вместе с тем доступ к счетам цифрового рубля будет возможен только через дистанционные каналы: мобильные приложения банков и интернет-банки. Также анонсируется, что операции для граждан будут бесплатными, а для бизнеса - с минимальной комиссией. При этом "цифровые рубли эквивалентны наличным и безналичным: 1 рубль = 1 безналичный рубль = 1 цифровой рубль" <8>.
--------------------------------
<8> Там же.
В принятой в 2021 г. Концепции цифрового рубля Банк России выделил ключевые преимущества цифрового рубля для граждан и бизнеса, финансового рынка, государства. Преимущества для граждан и бизнеса можно разделить на 3 группы: во-первых, доступность операционная (осуществление доступа через любую обслуживающую финансовую организацию), географическая (за счет наличия возможности расчетов между физическими лицами в отдаленных регионах и оплаты товаров и услуг без доступа к Интернету), финансовая (снижение операционных затрат). Во-вторых, более высокий уровень безопасности операций и сохранности средств <9>. В-третьих, диверсификация или предложение новых продуктов, повышение качества и условий обслуживания по причине усиления конкуренции на финансовом рынке.
--------------------------------
<9> В том числе за счет наличия уникальных номеров цифровых рублей, позволяющих отследить их движение и упростить восстановление нарушенных прав владельца в случае их утраты или хищения.
Последнее из отмеченных является преимуществом и для финансового рынка в целом. Более того, как представляется, оно напрямую корреспондирует таким целям Банка России, как обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, финансового рынка <10>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 3.
И наконец, в качестве преимуществ введения цифрового рубля для государства называются: контроль за бюджетными расходами; дешевизна бюджетного администрирования; новые возможности для осуществления международных платежей.
В августе 2023 г. вступили в силу два Федеральных закона, создающих основу для эмиссии и обращения цифрового рубля <11>. Первый из них содержит поправки в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а второй - значимые изменения нескольких нормативных правовых актов публично-правового характера, в том числе Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС). Как видно, введение цифрового рубля обеспечивается актами как частноправового, так и публично-правового характера, что обусловлено двойственной правовой природой денег <12>.
--------------------------------
<11>
<12> Финансовое право: учебник / под ред. К.С. Бельского, С.С. Тропской. М., 2022. С. 106 - 120.
Анализ указанных актов позволяет увидеть, что частноправовые (гражданско-правовые) нормы регулируют цифровые рубли как разновидность безналичных денег, а расчеты цифровыми рублями - как разновидность безналичных расчетов. Так, ст. 128 ГК РФ к числу объектов гражданских прав относит имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли). Согласно ст. 140 ГК РФ "платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями". Иными словами, с точки зрения гражданского законодательства цифровой рубль следует рассматривать как разновидность денег безналичных и "третьей формой денег" не является.
Вместе с тем п. 7 ст. 845 ГК РФ содержит оговорку о том, что к отношениям по договору счета цифрового рубля нормы настоящей главы ("Банковский счет") применяются, если иное не установлено законодательством о национальной платежной системе. Также ст. 862 ГК РФ не распространяет традиционные формы безналичных расчетов на расчеты цифровыми рублями и указывает на то, что формы расчетов цифровыми рублями устанавливаются законодательством о платежной системе.
И действительно, нормами публичного права установлен особый порядок осуществления расчетов цифровыми рублями, а именно что расчеты цифровыми рублями будут производиться путем их перевода Банком России на специальной платформе. Из положений ст. 3 <13> и других норм указанного Закона можно выделить ключевые элементы платформы цифрового рубля. Во-первых, это технологический комплекс строго целевого назначения: осуществление расчетов цифровыми рублями; во-вторых, имеет уникальный правовой режим, регулируется исключительно законодательством о национальной платежной системе и актами Банка России; в-третьих, имеет специальный субъектный состав, включающий оператора платформы - Банк России, пользователей платформы - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих доступ к платформе <14>, а также участников платформы - операторов по переводу денежных средств (за исключением Банка России) или иностранных банков, предоставляющих пользователям доступ к платформе в целях осуществления операций с цифровыми рублями; в-четвертых, перечень операций на счету цифрового рубля строго ограничен.
--------------------------------
<13> Согласно ст. 3 Закона о НПС платформа цифрового рубля - информационная система, посредством которой, в соответствии с правилами платформы цифрового рубля, взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля и пользователи платформы цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями.
<14> Для пользователей платформы устанавливается обязательное условие для совершения операций с цифровыми рублями, которые должны быть зарегистрированы в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и получить ключ простой электронной подписи при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". См.: Положение Банка России от 3 августа 2023 г. N 820-П "О платформе цифрового рубля" (вместе с Порядком урегулирования споров и разногласий) (зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2023 N 74716).
К последним относятся: перевод цифровых рублей (например, другому пользователю платформы), пополнение счета цифрового рубля (с банковского счета того же пользователя), вывод средств со счета (на банковский счет того же пользователя). Законодательством не допускается кредитование счета цифрового рубля, равно как и начисление процентов на остаток цифровых рублей (п. 4 ст. 30.8 Закона о НПС). Оператор платформы - Банк России также не может использовать цифровые рубли, учитываемые на счетах цифрового рубля пользователей платформы. Кроме того, привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется <15>. Отсюда видно, что в отношении обращения цифрового рубля Банк России выполняет исключительно монетарную функцию (организатора и участника денежного обращения), а вот функцию финансового посредничества в отношении обращения безналичных денег не осуществляет.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статья 5.
Между оператором платформы цифрового рубля и участником платформы должен быть заключен договор счета цифрового рубля (ст. 30.8 Закона о НПС) <16>. Здесь же указывается, что счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета. Однако можно увидеть ряд особенностей договора счета цифрового рубля, что дает основания говорить о его особой - публично-правовой природе. Так, помимо перечисленных выше ограничений (запретов) по проведению операций по счету, не допускается оформлять совместный счет цифрового рубля (путем заключения договора с несколькими пользователями платформы), заключать договор счета цифрового рубля в драгоценных металлах, а также формирование группы счетов цифрового рубля. Размеры оплаты услуг оператора платформы определяются не произвольно, а на основании тарифов, утвержденных Советом директоров Банка России.
--------------------------------
<16> В соответствии со ст. 30.8 Закона о НПС по данному договору оператор платформы цифрового рубля обязуется зачислять цифровые рубли, поступающие на открытый на платформе цифрового рубля счет цифрового рубля пользователя платформы цифрового рубля, списывать цифровые рубли, учитываемые на счете цифрового рубля пользователя платформы цифрового рубля, а также выполнять распоряжения пользователей платформы цифрового рубля о совершении операций с цифровыми рублями.
В качестве гарантии прав пользователей можно рассматривать норму данной статьи о том, что оператор платформы не вправе определять и контролировать направления использования цифровых рублей пользователем платформы и устанавливать не предусмотренные федеральными законами или договором счета цифрового рубля ограничения права пользователя платформы распоряжаться цифровыми рублями по своему усмотрению.
Помимо сказанного, были внесены изменения и в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <17>, где установлено теперь право нерезидентов на территории России открывать счет цифрового рубля. Доступ к платформе нерезидентам предоставляют участники платформы цифрового рубля - уполномоченные банки или иностранные банки, являющиеся участниками платформы цифрового рубля, а в некоторых случаях - оператор платформы цифрового рубля. Нерезиденты по общему правилу имеют право без ограничений осуществлять операции с цифровыми рублями.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2023. N 31 (часть III). Ст. 5766.
Еще больший интерес вызывает трактовка в Законе понятия иностранной валюты. К ней, наряду с традиционными формами - денежными средствами в виде банкнот, казначейских билетов и монет иностранных государств (группы иностранных государств), средств на банковских счетах и в банковских вкладах, теперь относятся также цифровые валюты иностранных государств <18>. Исходя из буквального толкования этой нормы, цифровые деньги иностранных государств рассматриваются как самостоятельная форма денег. Заметим, к слову, что цифровые рубли пока что не отнесены к числу форм валюты Российской Федерации, что, по-видимому, является вопросом времени.
--------------------------------
<18> Как указано в Законе, "а также национальная денежная единица иностранного государства (группы иностранных государств), выпускаемая в цифровой форме национальным центральным банком иностранного государства (группы иностранных государств) или иным органом иностранного государства (группы иностранных государств), в функции которого входит выпуск таких денежных единиц, находящаяся в обращении и являющаяся законным средством платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств)" (п. 2 ст. 1).
Рассмотренные нормы позволяют прийти к заключению о том, что в регулировании цифрового рубля со стороны частного (гражданского) и публичного (финансового) права прослеживаются два различных подхода: если нормы гражданского права регулируют цифровой рубль как разновидность безналичных денег, то нормы публичного права, устанавливая особый порядок его эмиссии и обращения, выделяют цифровой рубль в самостоятельную форму денег.