Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Концептуальные проблемы формирования правовых основ цифрового рубля

Обновлено 04.01.2025 07:16

 

В статье автор пришел к выводу о наличии противоречий и неточностей в правовых основах цифрового рубля, устранение которых требует законодательного разграничения безналичных денег и цифровых рублей как самостоятельных форм денег, в том числе посредством закрепления отличительных характеристик последних в нормативных правовых актах. Указав на то, что правовое регулирование выпуска и обращения цифровых денег в настоящее время только формируется и в дальнейшем будет дорабатываться, автор обозначил направления совершенствования законодательства о цифровом рубле.

 

Ключевые слова: цифровой рубль, счет цифрового рубля, оператор цифрового рубля, платформа цифрового рубля, формы денег, цифровые деньги.

 

Conceptual Issues of the Digital Ruble Legal Framework Establishment

 

E.G. Kostikova

 

Kostikova Ekaterina G., Professor of the Department of Financial Law of the Russian State University of Justice, PhD (Law), Associate Professor.

 

In the article, the author came to the conclusion that there are contradictions and inaccuracies in the legal foundations of the digital ruble, the elimination of which requires a legislative distinction between non-cash money and digital rubles as independent forms of money, including by establishing the distinctive characteristics of the latter in regulatory legal acts. Pointing out that the legal regulation of the issue and circulation of digital money is currently just being formed and will be further developed, the author outlined directions for improving the legislation on the digital ruble.

 

Key words: digital ruble, digital ruble account, digital ruble operator, digital ruble platform, forms of money, digital money.

 

Многие современные государства озадачены выпуском цифровых валют центральных банков (Central Bank Digital Currency, CBDC <1>, ЦВЦБ). Оценка масштабов таких инициатив приводится на сайте Международного валютного фонда (далее - МВФ) <2>: еще в 2022 г. около сотни стран изучали, проектировали или тестировали в рамках пилотных проектов ЦВЦБ, а в двух странах - Федеративной Республике Нигерии <3> и Содружестве Багамских Островов <4> - масштабно применялись. Причины такой активности заключаются в стремлении государств предложить потребителям официальную альтернативу децентрализованным криптовалютам, а также использовать иные экономические, технологические, социальные преимущества ЦВЦБ. Следует констатировать значительное разнообразие идей, концепций и проектов, связанных с выпуском и обращением ЦВЦБ, в различных государствах. Опыт и перспективы введения ЦВЦБ изучаются международными финансовыми организациями <5>. В результате проведенных исследований разработаны обобщенные материалы, которыми могут руководствоваться государства при формировании концепции, оценке финансово-экономических и правовых рисков, формировании стратегии, денежно-кредитной политики и нормативных основ централизованного выпуска цифровой валюты. К таким материалам, в частности, относятся виртуальный справочник МВФ по ЦВЦБ <6>, отчет Банка международных расчетов (БМР) "Информационная безопасность цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ) и операционные риски для центральных банков" <7>.

--------------------------------

<1> Широко применяемая аббревиатура Central Bank Digital Currency.

<2> См.: Стенли Э. Восхождение ЦВЦБ.

<3> О реализации проекта eNaira в Нигерии подготовлен отчет МВФ. См.: Nigeria's eNaira, One Year After, WP/23/104, May 2023.

<4> Этапы реализации проекта по выпуску багамского "песчаного" доллара приводятся на официальном сайте Sand Dollar.

<5> Так, на сайте МВФ размещены материалы, касающиеся внедрения ЦВЦБ стран Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии, островов Тихого океана. См.: More African Central Banks Are Exploring Digital Currencies.; Central Bank Digital Currencies in the Middle East and Central Asia; IMF Departmental Paper No. DP/2024/004; April 2024.; Rise of Digital Money: Implications for Pacific Island Countries; IMF Departmental Paper No. DP/2024/003.

<6> См.: Central Bank Digital Currency (CBDC) Virtual Handbook.

<7> См.: Central bank digital currency (CBDC) information security and operational risks to central banks.

 

Россия в соответствии с мировыми трендами тоже планомерно движется к введению ЦВЦБ - цифрового рубля. Реализацией этого проекта занимается Центробанк: в октябре 2020 г. он анонсировал намерения по выпуску цифрового рубля <8>; в апреле 2021 г. представил Концепцию цифрового рубля <9> (далее - Концепция), в которой обозначил модель новой формы национальной валюты, ее преимущества, допустимые операции, связанные с нею риски; в 2022 г. начал тестирование прототипа платформы цифрового рубля; в августе 2023 г. запустил апробацию операций с реальными цифровыми рублями с участием ограниченного круга банков, торговых точек и потребителей, которая продолжается по настоящее время; в 2025 г. запланировал введение цифрового рубля в широкий оборот <10>.

--------------------------------

<8> См.: Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций (октябрь 2020 года) (утв. Банком России).

<9> См.: Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России).

<10> Информация размещена на сайте Банка России. См. также: Цифровой рубль: старт пилота. Новости от 9 августа 2023 года.; Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 26 апреля 2024 года.

 

Реализация проекта по внедрению в российскую денежную систему цифрового рубля потребовала формирования правовых основ выпуска и обращения новой формы национальной валюты. В этих целях в 2022 г. были разработаны проекты внесения поправок в законодательство <11>, а 24 июля 2023 г. - после существенной переработки законопроектов - были приняты Федеральные законы: N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" <12> (далее - Федеральный закон N 339-ФЗ) и N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ).

--------------------------------

<11> Проект Федерального закона N 270852-8 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"; проект Федерального закона N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля".

<12>

<13> Там же.

 

Критическое изучение указанных Законов позволяет сделать ряд выводов, свидетельствующих о несоответствии внесенных поправок Концепции <14>, а также о противоречивости правового регулирования цифрового рубля.

--------------------------------

<14> Концепция сама по себе содержит множество неточностей и противоречий. Об этом подробно пишет А.В. Габов. См.: Габов А.В. Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 4. С. 55 - 65. Тем не менее в документе определены концептуальные характеристики цифрового рубля, которые должны найти закрепление в законодательстве, поскольку ими обусловлена необходимость введения в обращение цифровой валюты Центробанка.

 

Прежде всего необходимо констатировать, что законодатель приравнял цифровые рубли к безналичным деньгам, хотя в Концепции цифровой рубль позиционировался как третья форма российской национальной валюты.

Это прямо предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона N 339-ФЗ: соответствующие поправки внесены в ст. 128 ГК РФ <15>; из дополнения абз. 2 п. 1 ст. 140 ГК РФ следует, что расчеты цифровыми рублями относятся к безналичным расчетам; в ст. 861 "Наличные и безналичные расчеты" введен отдельный абзац, касающийся расчетов цифровыми рублями, при этом название статьи не изменено.

--------------------------------

<15> В новой редакции ст. 128 ГК РФ сформулирована следующим образом: "К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага".

 

Такой же подход прослеживается в изменениях, внесенных в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <16> (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле") Федеральным законом N 340-ФЗ. Законодатель, подразумевая, что цифровые рубли - это безналичные деньги, не стал расширять содержание понятия валюты Российской Федерации, закрепленное в п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", поэтому к этой категории по-прежнему относятся банкноты и монеты Банка России, а также средства на банковских счетах и во вкладах <17>. А чтобы формально подвести цифровые рубли под термин "средства на банковских счетах и во вкладах", законодатель включил в ст. 30.8 "Договор счета цифрового рубля", которой дополнен Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <18> (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе"), оговорку о том, что "счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета" (п. 2). В понятие иностранной валюты дополнение, касающееся ЦВЦБ, внесено: согласно подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 1 в новой редакции к иностранной валюте теперь относится и "национальная денежная единица иностранного государства (группы иностранных государств), выпускаемая в цифровой форме национальным центральным банком иностранного государства (группы иностранных государств) или иным органом иностранного государства (группы иностранных государств), в функции которого входит выпуск таких денежных единиц". Но при этом ЦВЦБ иностранных юрисдикций включены в тот же подпункт, что и безналичные деньги ("средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах..."), и далее по тексту Закона специальных правил валютного регулирования для таких ЦВЦБ не предусмотрено, из чего может следовать вывод о применении в отношении их правил, установленных для безналичных денег.

--------------------------------

<16>

<17> То есть безналичные деньги.

<18>

 

Такой подход законодателя представляется неверным. Следует различать безналичные деньги и цифровые деньги как самостоятельные формы денег. Это обусловлено существенными различиями в технологиях, обеспечивающих их эмиссию и обращение, что, собственно, и предопределило формирование специальных правовых основ цифрового рубля. В частности, инфраструктурой для выпуска и обращения безналичных денег является банковская система России, а для цифровых денег - специальная платформа цифрового рубля, оператором которой является Банк России <19>.

--------------------------------

<19> Федеральный закон N 340-ФЗ дополнил Федеральный закон "О национальной платежной системе" гл. 4.2 "Платформа цифрового рубля", а Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") - гл. XII.2 "Организация и обеспечение функционирования платформы цифрового рубля", в которой определен статус Банка России как оператора платформы цифрового рубля.

 

Указанные отличия обусловили разграничение цифровых и безналичных денег в целях денежного регулирования. В частности, Банк России получил полномочия ограничивать хождение цифровых денег в пользу безналичных денег: за Советом директоров Центробанка закреплено право определять максимальные суммы операций с цифровыми рублями и (или) суммы остатков цифровых рублей на счетах цифрового рубля <20>. Цель таких ограничений - исключить критичное замещение безналичных денег цифровыми, поскольку это может фатально снизить доходность национальной банковской системы, а следовательно, существенно отразиться на ее финансовой стабильности. Дело в том, что с введением цифрового рубля банки заведомо теряют в доходах из-за относительной дешивизны операций с цифровыми рублями, которая презентуется как преимущество цифровых денег, способное обеспечить их востребованность при введении в широкое обращение <21>. Также кредитным организациям не будут доступны отдельные банковские операции с цифровыми деньгами <22>, что также может негативно сказаться на их прибыльности. Эти последствия введения в обращение ЦВЦБ заведомо очевидны <23>, и российское государство предусмотрело меры по их нивелированию <24>.

--------------------------------

<20> Это правило предусмотрено в ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ - в п. 17.18.

<21> Официальный представитель Банка России озвучивал идею о том, что плату за транзакции с цифровыми рублями будет взимать только Центробанк, при этом для граждан такие операции будут бесплатными. См.: Интервью директора Департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной "Все ответы о цифровом рубле" от 20 апреля 2023 г. Тем не менее ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ дополнена п. 17.16 - 17.17, которыми установлено, что Совет директоров Центробанка получит полномочия определять максимальное значение размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля (п. 17.17). То есть кредитные организации - вопреки озвученным планам - все-таки получили право взимать плату по операциям с цифровыми рублями.

<22> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ запрещает привлекать цифровые рубли во вклады (депозиты) (ч. 8 ст. 5). Официальный представитель Банка России говорил о том, что цифровые рубли нельзя будет использовать для выдачи кредитов. См.: Интервью директора Департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной "Все ответы о цифровом рубле" от 20 апреля 2023 г. Однако в законодательстве такой запрет прямого отражения не нашел. Также в новую редакцию Закона не вошел запрет размещать цифровые рубли в ценных бумагах, который планировался в законопроекте (поправки в ст. 5.1, 6).

<23> В Концепции указывалось, что "запуск цифрового рубля потенциально может оказать влияние на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, финансовую стабильность, ликвидность и прибыльность банковского сектора". См.: Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России). С. 25. О рисках введения ЦВЦБ говорится и в документах международных финансовых организаций. См., например: Стенли Э. Восхождение ЦВЦБ...

<24> Помимо ограничений на операции и счета с цифровыми рублями ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ дополнена п. 17.16, которым предусмотрено, что Совет директоров Центробанка уполномочен определять размер вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля. Таким образом, Центробанк нацелен выплачивать вознаграждение кредитным организациям как участникам платформы цифрового рубля. Тем самым будут возмещаться выпадающие доходы банковской системы.

 

Кстати, представляется уместной параллель между ограничениями, предусмотренными для операций и счетов с цифровыми рублями, и ограничениями, действующими в отношении операций с наличными денежными средствами <25>: они обеспечивают приоритет безналичных денег в обращении, хотя и вводятся с разными целями <26>.

--------------------------------

<25> В части наличных денег предусмотрены ограничения сумм в кассах хозяйствующих субъектов, а также наличных расчетов для этих же лиц. См.: указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"; указание Банка России от 9 декабря 2019 г. N 5348-У "О правилах наличных расчетов".

<26> Основная цель введения ограничений в сфере наличного обращения - сократить количество денежных операций, которые государству сложно контролировать, что чревато различными правонарушениями, в том числе неуплатой налогов. Безналичные расчеты более прозрачны, поэтому государство обеспечивает их приоритет, вводя ограничения на операции с наличными деньгами. В то же время такие ограничения отражаются на прибыльности банковской системы.

 

Таким образом, цифровые деньги и безналичные деньги "конкурируют" в денежной массе - как разные формы денег. В целях денежного регулирования цифровые деньги даже ближе к наличным деньгам: как указано в Концепции, "в статистике денежной массы цифровой рубль будет учитываться в агрегате М0" <27>, который учитывает долю наличных денег в обращении вне банковской системы <28>. То есть сходство цифровых и наличных денег заключается в том, что и те и другие могут обращаться вне банковской системы.

--------------------------------

<27> См.: Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России). С. 25.

<28> См.: Информационный материал "О наличном денежном обороте". 2023. N 1. С. 3.

 

Приведенные доводы о необходимости разграничения цифровых и безналичных денег как двух разных форм денег основаны на рассмотрении публично-правового аспекта изучаемого вопроса. Однако и цивилисты указывают на различие правовой природы безналичных денег и цифровых рублей, что также не допускает их уравнивания. Так, Л.Г. Ефимова пришла к выводу, что цифровые рубли <29> представляют собой новый объект гражданских прав - нематериальное (цифровое) имущество, представляющее собой цифровой код, который в силу законов экономики превратился в имущественное благо, в отношении которого могут совершаться сделки. Цифровые рубли "с точки зрения своей правовой природы обязательственными правами (требованиями) не являются", в отличие от безналичных денег, "которые изначально являются обязательственными правами (требованиями)". Общее между цифровыми и безналичными деньгами лишь то, что их можно объединить с безналичными деньгами в единую категорию - нематериальное имущество <30>. Схожей точки зрения придерживаются и другие ученые <31>.

--------------------------------

<29> Наряду с криптовалютой, цифровой валютой в том смысле, который заложен в это понятие Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<30> Ефимова Л.Г. О правовой природе безналичных денег, цифровой валюты и цифрового рубля // Цивилист. 2022. N 4 (40). С. 6 - 15.

<31> Отдельные ученые признают цифровые рубли как третью форму денег, как новую цифровую форму движения национальной валюты. См.: Омелехина Н.В. Цифровой образ объектов финансовых правоотношений: перспективы и риски введения цифрового рубля // Финансовое право. 2021. N 4. С. 8 - 12; Шапсугова М.Д. Анализ модели цифрового рубля, предложенной в Концепции цифрового рубля Банка России // Право и цифровая экономика. 2022. N 2 (16). С. 5 - 9; Андрюшин С.А. Цифровая валюта центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. N 1. С. 66 и др. В то же время новизна феномена ЦВЦБ порождает сомнения относительно подобной характеристики. По утверждению В.В. Пшеничникова, "позиционирование цифрового рубля как третьей формы денег в качестве основной или дополнительной по отношению к наличной и безналичной формам не находит абсолютной поддержки ни в среде экономистов, ни в среде юристов, ни в действующем законодательстве Российской Федерации". См.: Пшеничников В.В. Цифровой рубль и его противоречивый статус в трактовках экономистов и юристов // Cifra. Экономика. 2023. N 2 (2). Например, А.В. Турбанов сначала высказывал мнение, что цифровые рубли относятся к безналичным деньгам, являясь их разновидностью, поскольку не имеют материальной (вещественной) формы. Однако в дальнейшем ученый стал ссылаться на три разновидности формы российского рубля. См.: Турбанов А.В. Цифровой рубль как новая форма денег // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 5. С. 73 - 90; Турбанов А.В. Цифровой рубль как обязательство Центрального банка // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18. N 4 (149). С. 41 - 60.

 

Возникает вопрос о причинах, по которым законодатель отказался от закрепления за цифровым рублем статуса третьей формы денег. Можно предположить, что приравнивание цифровых денег к безналичным деньгам обусловлено попыткой законодателя упростить их "встраивание" в существующее правовое регулирование. Однако такой подход не оправдал себя. Об этом, в частности, свидетельствует противоречивость поправок, внесенных в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", когда при одинаковой сути ЦВЦБ иностранных юрисдикций определяется как "национальная денежная единица иностранного государства (группы иностранных государств), выпускаемая в цифровой форме...", а российская ЦВЦБ - как "средства на банковских счетах". Нелогичным представляется и отнесение счета цифрового рубля к банковским счетам - хотя бы потому, что его правовое регулирование не предусмотрено в гл. 45 "Банковский счет" ГК РФ, а вынесено в Федеральный закон "О национальной платежной системе".

О противоречивости правовых основ цифрового рубля свидетельствуют и поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в декабре 2023 г. <32>: налоговый закон, в отличие от других законов, различает безналичные и цифровые деньги <33>.

--------------------------------

<32> См.: Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 610-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

<33> Например, в новой редакции ст. 46 НК РФ называется "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля".

 

Также важно отметить, что в законодательстве не получили закрепления характеристики цифрового рубля, которые предопределяют его преимущества по сравнению с наличными и безналичными деньгами и в том числе характеризуют его как третью форму денег. Эти преимущества транслировались в Концепции. Ими объяснялась необходимость и важность введения цифрового рубля в обращение, хотя высказывались сомнения относительно целесообразности этого <34>. В частности, поправки не предусматривают присвоения уникальных номеров каждому цифровому рублю, что позволило бы, как указано в Концепции, "отследить их движение и упростить восстановление нарушенных прав владельца в случае их утраты или хищения", а также стало бы препятствием для коррупционных правонарушений. Не предусмотрены и правила о маркировании цифровых денег, которое заключается в программировании целей, на которые допустимо израсходовать выделенные денежные средства. Хотя это тоже та технологическая особенность, которая отличает цифровые деньги и обеспечивает их преимущества перед остальными формами денег в борьбе с коррупцией, хищениями бюджетных средств, нецелевыми тратами при условии закрепления гарантий, исключающих злоупотребление этой опцией.

--------------------------------

<34> См., например: Kostikova E., Alekseeva D., Rybakova S., Savina A. Prospects of legal regulation and use of the digital rouble // International Scientific and Practical Conference "Law and the Information Society: Digital Approach" (LISID-2020): SHS Web Conf. 2021. Vol. 109.

 

Таким образом, чтобы исключить противоречия и неточности в правовом регулировании цифрового рубля, законодателю необходимо четко разграничить безналичные и цифровые деньги как две отдельные формы денег, в том числе путем закрепления отличительных характеристик последних, в нормативных правовых актах.

В целом следует констатировать, что правовые основы, обеспечивающие выпуск и обращение цифровых денег, в настоящее время только формируются и в дальнейшем будут дорабатываться. В частности, требуется имплементация цифрового рубля в бюджетное законодательство. Будет правильным все-таки ввести прямой обмен цифровых денег на наличные: об этом ранее заявлялось в Концепции, однако принятые поправки такой обмен не предусмотрели <35>, что может негативно сказаться на доверии населения к новой цифровой форме денег. Также в законодательстве следует урегулировать процедуру эмиссии цифровых рублей в соответствии с Концепцией: тем самым будет обеспечена прозрачность эмиссионной деятельности Банка России и проводимой им денежно-кредитной политики. Целесообразно пересмотреть в соответствии с современными трендами подход к определению понятия "цифровая валюта": по действующему законодательству под это понятие подпадает только криптовалюта (децентрализованная цифровая валюта) <36>; при этом в мировой практике широко используется термин "цифровая валюта центральных банков" <37>, к которой относится и цифровой рубль; с учетом изложенного термин "цифровая валюта" должен быть родовым понятием как для децентрализованных, так и для централизованных цифровых валют <38>.

--------------------------------

<35> Из ст. 7.1 и 30.8 Федерального закона "О национальной платежной системе" следует, что цифровые рубли со счета цифрового рубля могут переводиться на банковский счет либо направляться на увеличение остатка электронных денежных средств. Их обмен на наличные денежные средства не предусмотрен.

<36> В ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано: "Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам".

<37> Central Bank Digital Currency, CBDC, ЦВЦБ.

<38> Понятие "цифровая валюта" изучалось многими учеными. См., например: Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. 2021. N 4. С. 3 - 8; Сарнакова А.В., Жижин Н.С. Вопросы соотношения безналичных денежных средств, электронных денежных средств и цифрового рубля // Юрист. 2022. N 5. С. 26 - 33 и др. О термине "цифровая валюта" как о родовом понятии пишет Никитин Д.В. См.: Никитин Д.В. Виды цифровых валют и специфика их правового режима // Образование и право. 2022. N 1. С. 168 - 173.