Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Цифровой рубль как новый предмет исследований науки гражданского права

Обновлено 04.01.2025 07:20

 

В статье рассматривается цифровой рубль как новое средство платежа на территории Российской Федерации наряду с наличным и безналичным расчетом. Появление у граждан и бизнеса новых финансовых возможностей, соответствующих потребностям цифрового мира, повышает конкурентоспособность всей экономики в целом. Поэтому Центральный банк Российской Федерации, в чьи цели входит развитие национальной платежной системы, изучает возможности выпуска цифровой валюты Центрального банка - цифрового рубля. В научной работе систематизированы нормативные правовые акты, на основании которых в законодательство Российской Федерации внесены изменения относительно правового регулирования цифрового рубля. Так, отмечено, что Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ в абз. 2 п. 1 ст. 140 ГК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми платежи на территории Российской Федерации осуществляются не только путем наличных и безналичных расчетов, но и цифровыми рублями. Кроме того, в статье затронуты преимущества и недостатки цифрового рубля как средства платежа на территории Российской Федерации. Помимо вопроса о правовом регулировании также затрагиваются научные дискуссии между авторами, которые отождествляют цифровой рубль с цифровой валютой Банка России, и наоборот. Также обращено внимание на значение цифрового рубля в различных сферах жизни общества, на основании чего делается вывод о необходимости правового регулирования оборота цифрового рубля.

 

Ключевые слова: цифровой рубль; валюта; платежи; Центральный банк Российской Федерации; экономика; деньги.

 

The article considers digital ruble as a new means of payment in the territory of the Russian Federation, along with cash and non-cash payments. The emergence of new financial opportunities for citizens and businesses that meet the needs of the digital world increases the competitiveness of the entire economy. Therefore, the Central Bank of the Russian Federation, whose goals include the development of the national payment system, is exploring the possibility of issuing a digital currency of the central bank - digital ruble. The scientific work systematizes statutory acts, on the basis of which amendments have been made to the legislation of the Russian Federation regarding the legal regulation of digital ruble. Thus, it is noted that Federal Law No. 340-FZ dated 07.24.2023 introduced the amendments into rubric 2 of paragraph 1 of Article 140 of the Civil Code of the Russian Federation, according to which, payments in the territory of the Russian Federation are made not only by cash and non-cash payments, but also in digital rubles. Besides, the article discusses the advantages and disadvantages of the use of digital ruble as a means of payment in the territory of the Russian Federation. In addition to the issue of legal regulation, scientific discussions between the authors identifying digital ruble with the digital currency of the Bank of Russia and vice versa are also touched upon. Attention is also drawn to the significance of digital ruble in various spheres of social life, based on which it is concluded that there is a need for the legal regulation of the circulation of digital ruble.

 

Key words: digital ruble; currency; payments; Central Bank of the Russian Federation; economy; money.

 

За последние несколько лет в связи с цифровизацией всех сфер жизни общества в России произошли значительные изменения, в том числе в экономической сфере, преимущественно в сфере платежных систем. В связи с ускоренным темпом современной жизни у граждан и бизнеса растет запрос на повышение оперативности, удобства платежей и переводов денежных средств, а также на снижение издержек в финансовой сфере. В ответ на эти запросы и в целях содействия цифровизации финансового рынка Банк России последовательно реализует такие инфраструктурные проекты, как "Система быстрых платежей", "Единая биометрическая система", "Цифровой профиль", платформа "Знай своего клиента" и так далее. Банк России, как и регуляторы других стран, активно рассматривает возможность внедрения цифровой национальной валюты - цифрового рубля <1>.

--------------------------------

<1> Концепция цифрового рубля, апрель 2021 г. [Электронный ресурс].

 

С 1 августа 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> в абз. 2 п. 1 ст. 140 ГК РФ <3> внесены изменения, в соответствии с которыми платежи на территории Российской Федерации осуществляются не только путем наличных и безналичных расчетов, но и цифровыми рублями.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<3> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.

 

Стоит отметить, что правовая сущность такого средства платежа, как цифровой рубль, многими авторами сводится к смене формы российской валюты. В частности, исследователи <4>, <5> исходят из экономической концепции цифрового рубля, которая сформулирована и представлена для ознакомления Банком России, в которой отмечается, что цифровой рубль выступит "третьей формой российской валюты" <6>, которая будет эмитироваться Центральным банком Российской Федерации. В докладе Банк России исходит из понимания цифрового рубля как формы валюты: "Цифровой рубль - это все тот же российский рубль, который будет выпускаться Банком России в цифровой форме дополнительно к существующим формам денег", "единая система денежного обращения, объединяющая три формы российского рубля - наличную, безналичную и цифровую..."; "цифровой рубль будет дополнительной формой российской национальной валюты" <7>.

--------------------------------

<4> См.: Андрюшин С.А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. N 1. С. 56.

<5> См.: Турбанов А.В. Цифровой рубль как новая форма денег // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 5. С. 73 - 90.

<6> Василевская Л.Ю. Гражданско-правовой режим цифровых денег: проблемы определения и толкования // Хозяйство и право. 2021. N 4. С. 3 - 18.

<7> Цифровой рубль. Доклад Центрального банка Российской Федерации для общественных консультаций (октябрь 2020 г.) [Электронный ресурс].

 

С позицией авторов <8>, отождествляющих цифровой рубль с цифровой валютой Банка России, согласиться сложно по причине того, что термин "валюта" применим только для наличных денег. Ссылаясь на ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <9>, следует отметить, что "официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль...", а в положениях п. 1 ст. 140 ГК РФ "Деньги (валюта)" указано: "Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ".

--------------------------------

<8> См.: Габов А.В. Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 4. С. 55 - 65.

<9> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что только рубль является единственным законным средством наличного платежа (п. 1 ст. 140 ГК РФ) и, следовательно, до сих пор исключительно наличные деньги, то есть находящиеся в обращении на территории Российской Федерации денежные купюры и монеты Банка России, выступают валютой, в связи с чем отнесение цифрового рубля к цифровой валюте или к цифровой форме национальной валюты с гражданско-правовой точки зрения ошибочно.

Обратим внимание на то, как определяет цифровую валюту Федеральный закон N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ) <10>, принятый 31 июля 2020 г. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 259-ФЗ "цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам".

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Как правило, определение понятия содержит в себе его признаки. Поэтому исходя из определения цифровой валюты, приведенного в Законе N 259-ФЗ, выделим конститутивные признаки цифровой валюты и сравним их с положениями концепции цифрового рубля, показав основные различия.

1. Цифровая валюта (по Закону N 259-ФЗ) как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) может существовать в особой материальной, то есть цифровой, форме. Можно сказать, что законодатель не различает понятий "электронный" и "цифровой", поскольку информация в технических устройствах и предстает в форме, позволяющей воспринимать ее как поток цифр. Часто под этой формой интерпретации информации понимают и компьютерную, и машинную, и электронную, и цифровую информацию, хотя суть одна - цифровая форма интерпретации информации. Это означает, что нет оснований для разделения понятий "электронные деньги" и "цифровые деньги".

Речь идет о материальной форме, несводимой к вещественной и существующей в виде цифр и иных знаков на особом материальном носителе (способах и средствах хранения информации) - BackUp-системах (USB-флешках, CD-дисках, DVD-дисках, flash-накопителях, серверах (специальных компьютерных системах под управлением специальных программ). Отметить материальность цифровой формы денег следует особо, поскольку в литературе преобладает ошибочный подход, отождествляющий материальность и вещественность, игнорирующий философскую методологию в вопросе разграничения материального и идеального.

В отличие от существующих безналичных рублей, которые хранятся в различных коммерческих банках, цифровые рубли будут храниться в Банке России. Это подразумевает их безопасное хранение (в том числе защищенность от хакерских атак). При этом граждане смогут использовать их через обычные банковские мобильные приложения и через интернет-банкинг. У каждого рубля будет свой уникальный код - как у обычной банкноты.

Будет возможно совершать переводы в цифровых рублях как обычно - только с цифрового кошелька на другой цифровой кошелек. Кроме того, появится возможность оплачивать им товары в магазинах - с помощью QR-кода в приложении банка, установленном на мобильном телефоне и в будущем - с помощью бесконтактной технологии NFC.

Указ о цифровом рубле вступил в силу в России с 1 августа 2023 г. С этого момента Банк России и ограниченное число кредитных организаций и их сотрудников начали пилотное использование цифровых рублей. По оценкам регулятора, граждане как физические лица смогут в полной мере использовать цифровые рубли в 2025 - 2027 гг.

При этом, по словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, использование новой валюты будет добровольным. "Цифровой рубль - это новый вариант для людей. Если они захотят - они будут им пользоваться, если нет - не будут. Никто никого не заставляет использовать цифровой рубль", - отметила она <11>.

--------------------------------

<11> Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 21 июля 2023 года [Электронный ресурс].

 

Таким образом, и цифровая валюта, и цифровой рубль существуют в особой материальной, цифровой форме в виде кода.

2. Цифровая валюта (согласно ч. 8 ст. 1 Закона N 259-ФЗ) существует в информационной системе на основе распределенного реестра, обеспечивающего "тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей". Следовательно, вне информационной системы цифровая валюта существовать не может. Это означает, что ее цифровая форма обусловлена исключительно возможностью возникновения в информационной системе и неспособностью ее "выхода" за рамки цифровой платформы. Цифровой рубль, согласно докладу Банка России, в отличие от цифровой валюты, можно будет использовать не только в онлайн-режиме, но и "в офлайн-режиме, то есть при отсутствии доступа к сети Интернет и мобильной связи" <12>.

--------------------------------

<12> Цифровой рубль. Доклад Центрального банка Российской Федерации...

 

3. Цифровая валюта (по Закону N 259-ФЗ) не является денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей. Это означает, что она является условным понятием, сущность которого не имеет никакого отношения к валюте (наличным деньгам). Следовательно, цифровая валюта не является общеобязательным (законным) средством платежа, поскольку исключается возможность ее использования в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги (ч. 5 ст. 14). Неслучайно в ч. 7 ст. 14 запрещено распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления при совершении различных гражданско-правовых сделок.

4. Цифровая валюта (по Закону N 259-ФЗ) есть самостоятельный объект гражданских прав, ограниченный в обороте, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 14 данного Закона допускается "совершение гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры".

Речь идет о возможности совершения с ней распорядительных сделок: об отчуждении ее на возмездной или безвозмездной основе, о передаче в залог, о возможности завещать либо распорядиться ею иным образом с соблюдением всех правил, предусмотренных ст. 14 Закона N 259-ФЗ. Следовательно, цифровая валюта рассматривается законодателем как определенная экономическая ценность товарного характера, обладающая оборотоспособностью. Цифровой рубль при реализации Банком России обозначенных выше подходов к его трактовке можно будет рассматривать в отличие от цифровой валюты (по Закону N 259-ФЗ) как оборотоспособный объект гражданских прав.

Сопоставив и проанализировав понятия "цифровая валюта" и "цифровой рубль", мы должны сказать о преимуществах цифрового рубля как средства платежа на территории Российской Федерации. Причем в Концепции цифрового рубля, разработанной Центральным банком Российской Федерации, выделяются преимущества цифрового рубля в различных сферах жизни общества:

1. Для граждан и бизнеса:

а) доступ к кошельку через любую финансовую организацию, в которой обслуживается клиент. Клиент может получить доступ к своему кошельку на платформе цифрового рубля через инфраструктуру любой финансовой организации, в которой у него открыт счет;

б) снижение затрат на проведение операций. Операции с цифровым рублем будут тарифицироваться по единым правилам;

в) повышение доступности финансовых услуг на отдаленных и малонаселенных территориях за счет наличия возможности расчетов между физическими лицами и оплаты товаров и услуг без доступа к сети Интернет (офлайн-режим);

г) высокий уровень сохранности средств. Цифровой рубль является обязательством Банка России;

д) расширение линейки инновационных сервисов и продуктов и улучшение условий клиентского обслуживания вследствие усиления конкуренции на финансовом рынке;

е) повышение уровня безопасности за счет наличия уникальных номеров цифровых рублей, позволяющих отследить их движение и упростить восстановление нарушенных прав владельца в случае их утраты или хищения.

2. Для финансового рынка:

а) повышение конкуренции на финансовом рынке. Возможность доступа клиентов к своим кошелькам через любую финансовую организацию будет способствовать усилению конкуренции между высокотехнологичными сервисами на финансовом рынке;

б) создание инновационных финансовых сервисов. Применение технологии распределенных реестров позволит участникам рынка создавать и предлагать клиентам новые технологичные сервисы (смарт-контракты, маркирование платежей);

в) развитие новой платежной инфраструктуры для участников финансового рынка.

3. Для государства:

а) контроль за расходованием бюджетных средств. Платформа цифрового рубля обеспечит гарантированную адресную доставку целевых выплат гражданам и бизнесу;

б) снижение издержек на администрирование бюджетных платежей. Применение смарт-контрактов позволит автоматизировать и значительно упростить процессы администрирования бюджетных средств, повысить их эффективность и минимизировать операционные риски;

в) потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей. Запуск платформы цифрового рубля может стать первым шагом на пути к повышению эффективности трансграничных платежей и расчетов посредством ее дальнейшей интеграции с аналогичными платформами цифровой валюты центральных банков других стран <13>.

--------------------------------

<13> См.: Шумилова В.В. Цифровой рубль Банка России как новая форма национальной валюты // Legal Concept. 2022. Т. 1. N 2. С. 157 - 159.

 

При этом стоит отдельно отметить функциональные возможности цифрового рубля:

1) возможность проведения офлайн-операций, так как этот функционал позволит объединить в цифровом рубле преимущества наличной и безналичной форм расчетов;

2) использование Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы при идентификации пользователя для его регистрации на платформе цифрового рубля и открытия кошелька, а также использование технологий, обеспечивающих возможность проведения офлайн-транзакций между двумя устройствами (например, NFC);

3) применение технологии распределенных реестров при реализации цифрового рубля, в том числе для обеспечения возможности использования смарт-контрактов. При этом технологические инновации в первую очередь должны быть проверены на безопасность их применения.

Для защиты прав потребителей, пользующихся цифровыми рублями, будут обеспечены открытие кошельков клиентам с применением современных способов аутентификации и возможность реализовать эффективные механизмы предотвращения мошенничества и разрешения спорных ситуаций. Отдельным важным направлением должно стать повышение финансовой и цифровой грамотности населения, в том числе с целью снижения рисков мошенничества с применением социальной инженерии. Одной из вероятных мер по защите прав граждан может стать создание специального контактного центра Банка России по вопросам цифрового рубля и связанным с ним претензионным работам.

Помимо преимуществ цифрового рубля, стоит также отметить его недостатки, чтобы граждане могли обоснованно делать выбор в пользу цифрового рубля либо привычного им способа оплаты (наличного либо безналичного расчета):

1. На баланс в цифровом рубле не будут начисляться проценты или кешбэк за покупки - это означает, что инфляция повлияет на цифровые рубли. Также не будет возможности открыть депозит в цифровых рублях или взять кредит.

2. Нет 100% гарантии безопасности цифрового рубля: хакерские атаки и мошенничество по-прежнему возможны. Но вернуть свои деньги будет проще с помощью кода.

Следует отметить, что в законопроектах не приводится конкретный перечень операций с использованием цифрового рубля, заинтересованность к которым граждане, бизнес и государство могли бы проявить. Напротив, ставится условие, которое препятствует хранению свободных денежных средств на цифровых счетах.

Так, согласно ст. 2 законопроекта N 270852-8, вносящей дополнения в ГК РФ (п. 2 ст. 860.17 ГК РФ), недопустимо начисление процентов на остаток цифровых рублей, хранящихся на цифровом счете. Следовательно, отсутствует финансовая выгода для государства, которое размещает бюджетные средства на банковских счетах и получает дополнительный доход, так как хранение цифровых рублей на цифровых счетах не приносит прибыли. Нет стимула для граждан и бизнеса, которые получают пассивный доход от вложений во вклады (депозиты), хранить свои средства на цифровых счетах без начисления процентов на остаток, учитывая рост инфляции.

Таким образом, поскольку цифровой рубль является относительно новым явлением как для экономической сферы общества, так и для правовой, в данной части средством решения проблемы отсутствия правового регулирования оборота цифрового рубля является правотворческая деятельность.

Вместе с тем стоит отметить, что введение цифрового рубля в настоящий момент является преждевременным, поскольку оборот цифрового рубля должен осуществляться строго в соответствии с законодательством, процессы регламентированы, чего, как указано ранее, возможно добиться исключительно посредством правотворческой деятельности. Законопроекты, которые в настоящее время направлены на регулирование оборота цифрового рубля, имеют значительные недостатки и требуют доработки. Также не стоит недооценивать влияние внедрения цифрового рубля на финансовую стабильность. Рубль, являясь национальной валютой, служит средством оплаты товаров и услуг. Выдвигаемая Банком России гипотеза о том, что обеспечению финансовой стабильности может способствовать введение цифрового рубля, должна иметь документальное обоснование и соответствующее нормативное обеспечение.