Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Цифровой рубль и искусственный интеллект - необходимые инструменты инновационного развития современного общества

Обновлено 05.01.2025 06:36

 

В статье анализируется повсеместное внедрение искусственного интеллекта и цифровых технологий во все области развития современного инновационного общества. Раскрывается содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих исследуемые проблемы. Справедливо отмечено о возможном противозаконном использовании террористами искусственного интеллекта и обеспечении кибербезопасности. В статье рассматриваются правовые аспекты введения в оборот цифрового рубля. Особое внимание уделено противодействию коррупции при использовании искусственного интеллекта.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровой рубль, цифровизация, кибербезопасность, инновационная активность, единая биометрическая система, Центробанк, коррупция.

 

The article analyzes the widespread introduction of artificial intelligence and digital technologies in all areas of the development of the contemporary innovation-based society. The author describes the content of regulatory acts that govern the problems under review. It is fairly noted that there is a possibility of the illegal use of artificial intelligence by terrorists and a need to ensure cyber security. The article reviews legal aspects of the introduction of the digital ruble into the economic turnover. Special attention is paid to combating corruption in the use of artificial intelligence.

 

Key words: artificial intelligence, digital ruble, digitalization, cyber security, innovative activities, single biometric system, Central Bank, corruption.

 

Инновационное развитие современного общества уже невозможно представить без внедрения цифровых технологий во все сферы общественной жизни, и это должно обеспечить перевод общества на качественно новый уровень информационного развития науки, высокодиверсифицированной экономики и всех отраслей народного хозяйства. Только научно-техническая и инновационная активность с использованием новейших компьютерных технологий позволит проводить исследования во многих областях науки и техники, а без внедрения новых цифровых технологий будет невозможно совершенствовать многие прогрессивные производства и дальнейшее развитие народного хозяйства.

В целях ускоренной реализации Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Указом Президента РФ В.В. Путиным от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. <1>, которая должна создать условия для эффективного взаимодействия государства, организаций, в том числе научных, и граждан в сфере развития искусственного интеллекта, что позволит российским технологиям искусственного интеллекта занять значительную долю мирового рынка.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года).

 

Электронные курсы, обучающие компьютерные программы, цифровизация бизнес-процессов, квантовые компьютерные технологии, применяемые для проведения сверхбыстрых расчетов, электронные средства связи, электронные подписи, цифровой (электронный) документооборот используются повсеместно. Более того, на основании Постановления Правительства Российской Федерации с 1 июля 2023 г. проводится эксперимент по формированию цифровых документов об образовании <2>. В рамках Национальной программы "Цифровая экономика РФ" создана Единая биометрическая система (ЕБС), в которой собираются и обрабатываются изображения лица человека (его фото или видео) и записанный голос. В ЕБС обязаны передавать биометрические персональные данные своих клиентов все организации, занимающиеся на своем предприятии обработкой этих данных <3>. Даже наша судебная система плавно внедряет цифровое правосудие. А в зарубежных странах, например в Китае, протестировали новую технологию по использованию в судебном заседании в качестве обвинителя электронного прокурора на основе искусственного интеллекта, который ранее "обучался" на тысячи подобных дел, заложенных в его программу <4>.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 г. N 1023 "О проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля "Единый реестр цифровых документов об образовании" федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" в 2023 году".

<3> Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

<4>

 

За последние годы искусственный интеллект проник во все области экономики, бизнеса, частного сектора, да и в политическую систему государств. В развитие искусственного интеллекта вкладывают миллиарды долларов как частные компании, крупные корпорации, так и различные государственные структуры. Искусственный интеллект вторгается в различные секторы промышленности, в банковскую и финансовую сферы, в здравоохранение и медицину, образование и культуру. Искусственный интеллект пишет статьи, сценарии фильмов, назначает лечение больным пациентам, отвечает на письма и телефонные звонки, управляет беспилотными автомобилями и поездами, умные машины-роботы учатся думать и решать поставленные человеком задачи.

В ногу со временем идут наши высшие учебные заведения, в которых создаются институты, готовящие специалистов в новых направлениях, связанных с применением искусственного интеллекта. Так, в МГУ имени М.В. Ломоносова создан Институт перспективных исследований проблем искусственного интеллекта и интеллектуальных систем, а в МИРЭА - Российском технологическом университете - Институт искусственного интеллекта, в которых готовят специалистов в области внедрения технологий искусственного интеллекта во все сферы народного хозяйства, государственные органы власти, коммерческие фирмы, корпорации и силовые структуры. Аналогичные институты открывают и в других престижных вузах.

Конечно, потенциальные возможности искусственного интеллекта, его преимущества для людей неоспоримы и необходимы, особенно там, где требуется обработка огромных объемов данных как в промышленности, так и при обеспечении общественной безопасности и правопорядка. Но какой вред искусственный интеллект может принести человечеству? Ни политиков, ни экономистов, ни психологов и медиков, да и ученых это пока в должной мере не интересует.

Следует напомнить о Глобальной контртеррористической программе по кибербезопасности и новым технологиям, разработанной в соответствии с Дорожной картой Контртеррористического Управления Организации Объединенных Наций, а также о докладе Межрегионального научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия, которые должны послужить предупреждением о возможном противозаконном использовании террористами искусственного интеллекта в своих злонамеренных целях, для содействия насильственному экстремизму и терроризму <5>.

--------------------------------

<5> Контртеррористическое управление Организации Объединенных Наций (КТУ ООН).

 

Еще один шаг в использовании современных цифровых технологий был сделан Государственной Думой, которая приняла Закон о цифровом рубле, одобрив законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" <6>, а 24 июля 2023 г. президент России В.В. Путин подписал Закон о внедрении цифрового рубля и создании соответствующей электронной платформы <7>. Названные нормативные акты предусматривают внесение в федеральные законы целого ряда изменений, в том числе следующего: "Банк России является оператором платформы цифрового рубля, организует и обеспечивает бесперебойность ее функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля".

--------------------------------

<6> Законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля".

<7> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Особый интерес представляют мнения специалистов, которые с введением в обращение цифрового рубля допускают возникновение геополитических рисков и дополнительных угроз при обеспечении кибербезопасности и повышенной активности киберпреступников, организации ими кибер- и фишинговых атак, наносящих финансовый ущерб компаниям и частным лицам.

В пояснительной записке к проекту федерального закона о цифровом рубле сказано, что целью законопроекта является развитие платежной инфраструктуры в части расширения применения цифровых технологий гражданами, бизнесом и государством, повышения доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек посредством законодательного закрепления подходов к осуществлению перевода цифровых рублей, в том числе установления основ правового регулирования порядка осуществления перевода цифровых рублей <8>.

--------------------------------

<8> Подберезкин А.И. Становление государственности России в нынешних и различных исторических этапах (часть II).

 

При подготовке вышеназванного Закона был проанализирован зарубежный опыт внедрения цифровых валют в ряде стран Евразийского экономического союза, а также в Китайской Народной Республике, Турции, в странах Европейского союза, Великобритании и США <9>. Основным разработчиком законопроекта являлись представители Банка России, хотя не обошлось и без некоторых участников научного сообщества, а также обсуждения правовых аспектов введения в оборот цифрового рубля в рамках проводимых отдельных научно-практических мероприятий и круглых столов. Необходимо особо выделить, что мнения ученых по введению в оборот цифровых валют разделились.

--------------------------------

<9> Следует заметить, что в этот список вошли в большем количестве недружественные России страны, что более ста стран в настоящее время стремятся ввести у себя цифровую денежную единицу.

 

Также Закон предусматривает на первоначальном этапе проведение в Российской Федерации пилотирования использования цифрового рубля в переводах между гражданами и расчетах между гражданами и юридическими лицами, таким образом, начнется тестирование цифрового рубля при проведении реальных операций, по итогам которых будут оценены направления дальнейшего совершенствования и развития применения новых российских электронных денег, то есть цифровой валюты Центрального банка. Отсюда следует, что к наличным банкнотам и монетам, безналичным деньгам, находящимся на банковских счетах и на картах, прибавился цифровой рубль.

С введением в оборот цифрового рубля необходимо будет внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации: потребуется изменить или дополнить Федеральные законы: от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"; от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и ряд других нормативно-правовых актов.

Следует согласиться с Е.И. Дюдиковой, что проект "Цифровой рубль" отличается скрытостью реализации, при этом общедоступная информация не позволяет однозначно оценить масштабы и глубину перемен. Закрытый режим общих сведений о проекте препятствует формированию представления о новации и оценке ее перспективности в части воплощения возможностей цифровых валют как элемента полнофункциональной метавселенной <10>.

--------------------------------

<10> Дюдикова Е.И. Асимметричность восприятия модернизации денежного оборота в векторе смены экономического уклада // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. N 3. С. 33.

 

Вместе с тем следует не забывать, что в ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" <11> сказано, что "государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства". Согласно Конституции - Основному Закону Российской Федерации Банк России напрямую не подчиняется ни Президенту, ни Правительству, ни парламенту. Центробанк не является органом государственной власти, не входит в структуру ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной власти, поэтому на его решения никто не может повлиять <12>.

--------------------------------

<11> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

<12> Коренев А. Чем занимается Центральный банк России.

 

Таким образом, Банк России, наряду с выпуском бумажных и металлических денег, по своему усмотрению будет выпускать и цифровую валюту.

Инновационное развитие современного общества предполагает цивилизованные изменения в ближайшем будущем, которые невозможны без использования цифровой валюты и искусственного интеллекта, являющихся неизменными атрибутами научно-технического прогресса.

Искусственный интеллект незаменим при обработке больших объемов данных и для того, чтобы уйти от субъективизма, что и используется в ряде государств с целью недопущения коррупционных проявлений. Так, например, в Китае активно используют систему "Zero Trust", имеющую доступ к более чем 150 базам данных, содержащим информацию о чиновниках, должностных лицах, а искусственный интеллект обрабатывает эти данные с целью выявления нарушений закона и недопущения коррупционных проявлений. В России в борьбе с коррупцией используется государственная информационная аналитическая система противодействия коррупции под названием "Посейдон" <13>, целью которой является повышение эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Таким образом, использование научно-технического прогресса и искусственного интеллекта способствует поиску коррупционеров среди тех, кто призван служить закону, а не нарушать его.

--------------------------------

<13> Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.

 

Цифровой рубль, судя по всему, станет средством управления поведением людей, а также может рассматриваться еще как один инструмент борьбы с коррупцией и контроля поступления и расходования денежных средств, в первую очередь бюджетных, так как платежи, проводящиеся в цифровых рублях, станут полностью контролируемыми и отслеживаемыми, то есть прозрачность их прохождения будет обеспечена и будет известно, откуда деньги приходят, как они расходуются, на какие нужды используются.

А если чиновникам, должностным лицам, государственным служащим, то есть всем тем, кто является основным субъектом, подпадающим под действие нормативных актов в сфере противодействия коррупции, выплачивать зарплату цифровыми рублями, то, наряду с заполнением деклараций о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также расходах, будет обеспечен дополнительный контроль по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Следует учитывать, что при использовании искусственного интеллекта недопустимо полностью полагаться на его результаты и сделанные выводы. Человеческий разум несравним с машинным, и каждое заключение, выдвинутое искусственным интеллектом, требует человеческого вмешательства. Оставленные без должного внимания действия, проводимые искусственным интеллектом, могут привести к проблемам и необратимым последствиям, и прежде, чем прийти к конечному выводу и вынести окончательный вердикт, необходимо позаботиться о справедливости, безопасности и учесть все последствия принятого решения.