Цифровой рубль и цифровая валюта как инновационные инструменты современной финансовой политики
Цифровая модель развития государства предопределяет необходимость совершенствования форм и механизмов трансформационных процессов финансовых отношений. Внедрение современных технологий в сегменте цифровой валюты и цифрового рубля создает основание для пересмотра политико-правового взаимодействия органов публичной власти и граждан в исполнении экономической функции сквозь призму обеспечения основополагающих начал российской государственности. Появление нового электронного формата платежной системы - цифрового рубля - возобновляет проблему взаимодействия Банка России как органа власти с особым статусом и государства, стремящегося обеспечить финансовый суверенитет, с центральным постулатом создания благоприятного правового режима для граждан, в том числе в условиях использования искусственного интеллекта в транзакциях, способствующих абсолютной подконтрольности финансовых операций, совершаемых на территории страны.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой рубль, цифровая валюта, финансовая политика, финансовый суверенитет, национальная платежная система.
The digital model of state development determines the need to improve the forms and mechanisms of transformational financial policy processes. The introduction of modern technological in the segment of digital currency and digital ruble creates the basis for revising the political and legal interaction of public authorities and citizens in the performance of the economic function through the prism of ensuring the fundamental principles of Russian statehood. The emergence of a new electronic format of the payment system - a digital ruble resumes the problem of the interaction of the Bank of Russia as a body with special status, and a state seeking to ensure financial sovereignty, with the central postulate of the creation of a favorable legal regime for citizens, including the conditions for using an artificial Intelligence in transactions contributes to the absolute control of financial transactions performed in the country.
Key words: digital transformation, digital ruble, digital currency, financial policy, financial sovereignty, National payment system.
Формирование государственных задач, строящихся на политике активного информационного взаимодействия граждан и органов публичной власти в условиях перехода к цифровым стандартам развития, диктует новый вектор внедрения и адаптации использования национальной валюты и, как следствие, появления нового электронного формата платежной системы.
Финансовая политика Российской Федерации в 2022 г. обозначилась рядом ключевых позиций. Банком России разработана Концепция национальной валюты, имеющая форму цифрового рубля <1>, с использованием двухуровневой розничной модели. Такие страны, как Китай, Южная Корея, Швеция, уже запустили пилотные проекты своих CBDC (цифровые валюты), а иные еще находятся в стадии изучения данной формы денег <2>, осторожно подходя к подобным нововведениям <3>.
--------------------------------
<1> Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России). Документ опубликован не был.
<2> Вершинина О.В., Лабушева Я.Г., Султаниев И.С. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере "цифрового рубля" // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. N 1. С. 52.
<3> Затулина Т.Н., Ковалев М.В. Цифровой рубль: новеллы в финансовом законодательстве Российской Федерации // Российское государство и право: история и современность: материалы двадцать второй конференции преподавателей и студентов направления подготовки "Юриспруденция": сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Низовцев, Т.Н. Затулина. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2022. С. 80 - 84.
Учитывая темпы развития цифровых технологий, сквозные облачные системы цифрового государственного управления, активность внедрения нового формата национальной валюты <4>, представляется логичным продолжение государственной политики в области реализации национальных проектов, что, с одной стороны, ведет к повышению эффективности денежно-кредитной политики, снижению рисков кредитного моделирования экономики, снижению стоимости транзакций, уменьшению наличных денежных средств, с другой стороны, к вероятности риска, когда формирование новой цифровой платежной системы ставит под сомнение нормы Основного Закона, заложенные в ст. ст. 3, 75, 75.1 Конституции Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<4> Проект федерального закона N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.12.2022).
<5> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Цифровизация российского финансово-правового пространства становится одним из критериев преодоления мирового финансово-экономического кризиса, утечки денежных средств в зарубежные активы, находящиеся в офшорных зонах, а следовательно, в зонах недосягаемости национальных банков, что в еще большей степени усиливает актуальность изучения своего комплексного подхода в формировании цифровой валюты в форме цифрового рубля.
Однако следует согласиться с авторским мнением <6>, что цифровой рубль в своем содержании представляет собой отдельный институт, обладающий своими, особыми правовыми чертами.
--------------------------------
<6> Правовое регулирование цифровых денег: монография / Е.Н. Абрамова, Е.М. Андреева, А.Ю. Брагинец [и др.]; под ред. Е.Н. Абрамовой. М.: Юстицинформ, 2022. С. 42 - 43.
С одной стороны, авторы обосновывают признание цифрового рубля иным имуществом (наравне с криптовалютой и токенами), отдельно выделив его в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации <7>. С другой стороны, обращает на себя внимание его особая правовая природа, поскольку цифровой рубль не имеет в себе материального носителя в буквальном понимании этого слова, а следовательно, тяготеет к безналичным денежным средствам, которые признаны имущественными правами. В то же самое время в Концепции Центрального банка России цифровой рубль признан обязательством. Хотя это понятие также требует более детальной разработки, поскольку в нем затрагиваются и иные вопросы, в том числе касающиеся финансового права, одними из которых выступают выпуск (обращение) цифрового рубля и роль Центрального банка России в данном процессе. С этой точки зрения следует констатировать, что именно эти отношения обладают публично-правовой природой и не относятся к сфере частного права.
--------------------------------
<7> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
Параллельно возникает ряд вопросов, связанный с конструкцией правового регулирования в денежном обращении и расчетах, что отчасти оговорено на сегодняшний день концептуальными парадигмами национальной платежной системы <8> и не определено нормами денежно-кредитной политики государства <9>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872; 2021. N 27 (ч. I). Ст. 5078.
<9> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов (утв. Банком России). Документ опубликован не был.
Таким образом, введение цифрового рубля значимо повлияет на достижение операционной цели денежно-кредитной политики. В то же время изменение материальной оболочки рубля не меняет государственных устоев нашего общества - рубль остается денежной единицей государства.
При этом следует обратить внимание на особый статус органа, обладающего функцией эмитента цифрового рубля, - самого Банка России, который не подчиняется ни одному органу власти. Исходя из ст. 2 отраслевого законодательства <10>: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами". При этом, как следует из Концепции ЦБ РФ <11>, цифровой рубль - это обязательство ЦБ РФ. А последние изменения Основного Закона страны <12> показали и внесенные дополнения в ст. 75.1, согласно которым ЦБ РФ создает условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. Динамика заинтересованности Банка России в переходе к новым стандартам развития направлена по ускоряющейся траектории, связанной с темпами развития мирового финансового рынка, но тем самым финансовому регулятору придется рано или поздно обеспечить уровень благосостояния граждан новым продуктом, а при условии инфляционных процессов в государстве сделать это весьма сложно. По факту гражданскому обществу придется надеяться, что новый финансовый инструмент даст свои положительные плоды в недалеком 2030 г.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Официальный интернет-портал правовой информации.
<11> Информация Банка России от 8 апреля 2021 г. "Банк России представил Концепцию цифрового рубля" // Официальный интернет-портал правовой информации.
<12> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
Видится, что позиция главного эмиссионного регулятора расширена масштабным содержанием ст. 75.1 Конституции РФ. При этом, как указывает позиция Конституционного Суда РФ <13>, содержащаяся в ст. 75.1 декларативная норма направлена на достижение в государственной политике и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и солидарности.
--------------------------------
<13> Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 12. Ст. 1855.
Таким образом, разносторонняя трактовка исследуемого института в современных условиях и политических реалиях имеет перед собой цель, обозначенную ст. 75.1 Основного Закона. Однако декларативная форма этой статьи может послужить основанием для более масштабных возможностей со стороны Банка России. В государствах с сильной банковской системой введение официальных цифровых валют может пошатнуть финансовую систему, так как кредитные организации ввиду оттока денежных средств в цифровые кошельки могут остаться без оборотных средств, что ведет к риску потери денежных средств, что прямо противоречит ст. 75.1 Конституции РФ в части повышения уровня благосостояния граждан.
В то же время введение цифрового рубля как вариант выхода из кризисной ситуации, своей государственной финансовой независимости и ухода от международной системы SWIFT, в том числе с условиями использования искусственного интеллекта в транзакциях, способствует абсолютной подконтрольности финансовых операций, совершаемых на территории страны.
На II квартал 2023 г. Банк России запланировал и разработку протоколов интероперабельности цифрового рубля с национальными цифровыми валютами других стран, в частности ЕАЭС и СНГ. Проработка таких протоколов позволит проводить трансграничные платежи и откроет второй канал связи между банками. Все это и иные междисциплинарные вопросы требуют от законодателя рассмотрения вопроса внедрения Цифрового кодекса РФ в правовое пространство, о чем уже давно дискутируется в научном сообществе. Российская правовая действительность требует активного пересмотра вновь существующего законодательства и приведения его в единый кодифицированный формат с последующим учетом перспективы развития искусственного интеллекта, в том числе в финансовом развитии государственности.
Представляется, что цифровой рубль, обозначенный как законное платежное средство Банка России или же цифровой код платежа, с 2023 г. станет частью государственной финансовой политики, встроенной в механизм обеспечения государственного финансового суверенитета. Думается, что ст. 75 Конституции Российской Федерации, определяющая законность официальной денежной единицы - рубля, не подвергнется иной законодательной конструкции с учетом превалирования концепции информационного общества в последние годы. При этом наиболее актуальным вопросом сегодняшнего времени остается формирование правового режима цифровой валюты в целом и цифрового рубля в частности.
Необходимо отметить, что в процессе создания правового поля цифрового рубля особое внимание должно уделяться его влиянию на информационную и экономическую безопасность.
Развитие цифровизации и последующая интеграция цифровых технологий в общественную жизнь могут осуществляться различными способами, но основным, оптимальным вариантом является создание условий по формированию цифрового государства, в котором превалирует благоприятная система взаимодействия общества и органов публичной власти сквозь призму способов реализации прав граждан, заложенных в ст. 3 Основного Закона страны, которая прямо корреспондирует со ст. 75.1, где основным участником в исследуемых нами отношениях выступает Банк России. Таким образом, исходя из указанного выше, государство как институт может быть вовлечено в риски с последствиями, несущими угрозу экономической безопасности, которую следует разрешить нормативным путем в ближайшем времени.
Ускоренный темп, взятый со стороны Банка России по введению цифрового рубля, цифровой валюты, может сказаться и на более незащищенной части населения - на пенсионерах и бюджетных работниках, поскольку, исходя из Концепции <14>, предполагается, что участниками отношений по обороту цифрового рубля будут выступать Федеральное казначейство и финансовые посредники. Использование цифрового рубля через офлайн-расчеты, которые предположительно списываются с мобильного или иного электронного устройства одного обладателя, может быть подвергнуто критике, поскольку может возникнуть ситуация, особенно в сфере пенсионного обеспечения, когда у рядового пенсионера или бюджетного работника не окажется цифрового кошелька, в этой части положительной стороной является и право выбора гражданина при переходе на цифровые кошельки. Тем не менее в этом случае вопрос о цифровых кошельках и их защищенности может быть подвергнут критике, поскольку при защите персональных данных участника такого рода правоотношений при условии использования искусственного интеллекта в транзакционных операциях имеют место организационные, управленческие и информационно-технические ошибки, что в конечном итоге поднимает вопрос о необходимости обеспечительных мер безопасности сквозных и оборотных данных в едином распределительном реестре.
--------------------------------
<14> Информация Банка России от 8 апреля 2021 г. "Банк России представил Концепцию цифрового рубля".
Хотелось бы подчеркнуть, что, невзирая на опасности и риски, формирование цифрового государства является неизбежным процессом. Это означает, что необходимо искать оптимальные варианты построения цифрового государства, которые бы способствовали развитию страны. В связи с этим при исследовании проблем, оговоренных автором в работе, необходимо учитывать их влияние на национальную, экономическую, информационную безопасность государства.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости детальной проработки вопросов, прямо затрагивающих финансовый суверенитет, в связи с чем требует внедрения в правовое пространство Цифрового кодекса с установлением четкой регламентации прав и обязанностей всех участников информационных, организационных, технических, технологических отношений, в том числе затрагивающих экономическую функцию государства.