Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Назначение судебно-медицинских экспертиз в условиях вступления в силу Приказа Минздрава России N 491н

Обновлено 31.01.2025 14:15

 

В статье проводится анализ изменений, произошедших в процедуре назначения судебно-медицинских экспертиз в связи с вступлением в силу Приказа Минздрава России от 25 сентября 2023 г. N 491н. Автор приходит к выводу об обоснованности принятых изменений и обращает внимание на необходимость неукоснительно соблюдать нормативно-правовые положения УПК РФ в части обязательного установления причины смерти сотрудниками правоохранительных органов. Также предлагается сохранить схему взаимодействия правоохранительных органов с судебно-медицинской службой в целях недопущения сокрытия преступлений против здоровья и жизни граждан.

 

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, судебно-медицинское исследование, акт судебно-медицинского исследования, доказательство, уголовный процесс.

 

The article analyses the changes that have occurred in the procedure for the appointment of forensic medical examinations due to the entry into force of the order no. 491n of the Ministry of Health of the Russian Federation dated September 25, 2023. The author comes to the conclusion about the validity of the adopted changes and draws attention to the need to strictly comply with the normative legal provisions of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding the mandatory establishment of the cause of death by law enforcement officers. He also proposes to preserve the scheme of cooperation between law enforcement agencies and forensic medical services in order to prevent the concealment of crimes against the health and life of citizens.

 

Key words: forensic medical examination, forensic medical research, act of forensic medical research, evidence, criminal procedure.

 

Вопросы, касающиеся производства судебно-медицинских экспертиз и исследований в судебно-экспертных учреждениях России, а также значения соответствующих экспертиз для расследования уголовного дела, широко освещены в научной и учебной литературе. Отдельные процессуальные аспекты проведения судебно-медицинских экспертиз нашли отражение в работах В.С. Балакшина <1>, Р.С. Белкина <2>, А.М. Ларина <3> и других ученых.

--------------------------------

<1> Балакшин В.С. Признание доказательств, полученных с нарушением требований уголовно-процессуального закона, недопустимыми и исключение их из уголовного дела // Российский судья. 2018. N 1. С. 38 - 45.

<2> Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М.: Наука, 1966.

<3> Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика: науч.-практ. и учеб. пособие. М.: БЕК, 1996. 179 с.

 

Производство судебно-медицинских экспертиз и исследований в судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 62, 67), а до 1 сентября 2024 г. регламентировалось также Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ N 346н).

В соответствии со ст. 195, 29 УПК РФ судебно-медицинская экспертиза проводится только на основании постановления либо определения судебных органов. Прерогативой принятия решения о проведении судебно-медицинского исследования (освидетельствования) или судебно-медицинской экспертизы того или иного объекта обладают следователь, дознаватель или судья.

Приказом N 346н было предусмотрено две формы экспертного документа - заключение эксперта и акт судебно-медицинского исследования (освидетельствования).

В прошлые годы в Свердловской области из общего объема экспертиз и исследований около 70 - 80% были оформлены как акты судебно-медицинского исследования (обследования). Трупы в основном (около 90%) поступали на судебно-медицинское исследование с оформлением актов, и лишь незначительное их количество (около 10%) - сразу на судебно-медицинскую экспертизу. Около 70 - 75% потерпевших, обвиняемых и других лиц направлялись на судебно-медицинскую экспертизу и около 20 - 25% - на судебно-медицинское освидетельствование.

Почти все лабораторные подразделения в бюро судебно-медицинской экспертизы также составляют экспертные документы - акты исследования.

Согласно ч. 1 ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. При этом, согласно ч. 2 ст. 74 УПК РФ, в качестве доказательств допускаются только такие сведения, которые облечены в процессуальную форму.

Уголовно-процессуальный закон допускает получение доказательств только посредством следственных или иных действий, прямо поименованных УПК РФ. Результатом проведения следственных действий выступает оформление процессуального документа - заключения или протокола осмотра места преступления. Только при соблюдении установленного порядка сведения перестают быть просто информацией и приобретают статус доказательств по уголовному делу, из чего следует, что доказательство есть процессуальная форма фиксации полученных сведений.

Исходя из буквального толкования уголовно-процессуального закона источником доказательств может быть только эксперт.

Пункт 31 Приказа N 346н запрещал оформление иных экспертных документов, не предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 80 УПК РФ под заключением эксперта понимаются представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами. В ст. 144 УПК РФ закреплено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе назначать судебную экспертизу. Однако ее назначение и производство обязательны, если необходимо установить: 1) причину смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью (ст. 196 УПК РФ). Таким образом, в названных случаях право дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа превращается в обязанность.

Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. В соответствии с п. 2 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 24 апреля 2008 г. N 194н, медицинские критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Согласно п. 4 Медицинских критериев степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом - судебно-медицинским экспертом, а при его отсутствии - врачом иной специальности, привлеченным для производства экспертизы, в порядке, установленном законодательством РФ, и в соответствии с двумя названными актами.

Нередко акт судебно-медицинского исследования после возбуждения уголовного дела или по материалам проверки предоставляется эксперту в качестве объекта исследования. Таким образом, при производстве экспертизы используется документ, который по сути своей не может быть объектом экспертизы (вещественным доказательством).

Зачастую эксперту в судебном заседании задают вопросы о том, чем регламентировано оформление актов судебно-медицинских исследований; почему результаты дополнительных методов исследования при производстве экспертизы трупа оформлены в виде актов; предупреждался ли эксперт - химик или гистолог - при оформлении актов судебно-медицинского исследования дополнительного материала, при производстве экспертизы трупа об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 57 УПК РФ и ст. 307 УК РФ), а также прочие процессуальные вопросы, ответа на которые, по существу, у эксперта нет.

В связи с этим сложилась ситуация, при которой ряд судебно-медицинских экспертиз, в основу которых положены ранее выполненные акты судебно-медицинского исследования, могут быть признаны в суде недопустимым доказательством.

Еще несколько лет назад предлагалось исключить проведение судебно-медицинских исследований (освидетельствований) с оформлением актов и поручить сотрудникам судебно-следственных органов все объекты направлять по постановлениям на судебно-медицинскую экспертизу с оформлением заключения эксперта.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подп. 5.2.77 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, с 1 сентября 2024 г. вступил в силу Приказ Минздрава России от 25 сентября 2023 г. N 491н, утверждающий новый порядок проведения судебно-медицинской экспертизы в России. В указанном документе предусмотрена такая форма экспертного документа, как заключение эксперта, а акт судебно-медицинского исследования отсутствует. Таким образом, нормативный акт Минздрава России приведен в соответствие с УПК РФ.

Подводя итог, отметим, что изменения в нормативных правовых актах, касающиеся оформления актов судебно-медицинского исследования, необходимы для обеспечения соответствия процессуальных требований и установления причины смерти в рамках уголовного дела. Приказ Минздрава России, предусматривающий в качестве формы экспертного документа заключение эксперта вместо акта судебно-медицинского исследования, является обоснованной мерой. Однако необходимо соблюдать схему взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов для эффективной работы по установлению причин смерти и предотвращению преступлений против здоровья и жизни граждан.