Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая: анализ поправок к Уголовному кодексу КНР

Обновлено 06.02.2025 05:48

В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII). Анализ показывает, что, с одной стороны, УК КНР уделяет больше внимания соблюдению и защите прав человека, особенно прав несовершеннолетних, а также общественной безопасности. С другой стороны, УК КНР позитивно отреагировал на социальные проблемы, в результате чего ужесточилось наказание за экологические преступления и принято превентивное законодательство о преступлениях в сфере биобезопасности. Особое значение имеет тот факт, что УК КНР придается большое значение в обеспечении экономического развития. Поправки к УК Китая усилили защиту прав интеллектуальной собственности, финансовой безопасности и имущественных прав частных предприятий.

 

Ключевые слова: уголовное законодательство, поправки к Уголовному кодексу КНР.

 

The article provides a detailed analysis of the latest progressive changes in China's criminal law. The object of analysis is the latest amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China: Amendment (XI) and Amendment (XII). The analysis shows that, on the one hand, the Criminal Code of the People's Republic of China pays more attention to the observance and protection of human rights, especially the rights of minors, as well as public safety. On the other hand, the Criminal Code of the People's Republic of China has responded positively to social problems, as a result of which the punishment for environmental crimes has been tightened and preventive legislation on crimes in the field of biosecurity has been adopted. Of particular importance is the fact that the Criminal Code of the People's Republic of China attaches great importance to ensuring economic development. Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China have strengthened the protection of intellectual property rights, financial security and property rights of private enterprises.

 

Key words: criminal law, amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China.

 

Введение. И в Китае, и в России принята кодифицированная модель уголовного законодательства. В настоящее время в Китае действует Уголовный кодекс КНР, принятый в 1997 году. И поскольку социальные условия продолжают меняться, УК Китая также должен меняться. Изменения УК Китая происходят в виде поправок. С 1997 года по настоящее время в Китае было принято 12 поправок к УК. В данной статье анализируются последние поправки: поправка (XI) <1> и поправка (XII) <2> к УК Китая. Надеемся, анализ последних достижений китайского уголовного законодательства будет полезен для совершенствования российского уголовного законодательства.

--------------------------------

<1> Всекитайское собрание народных представителей.

<2> Всекитайское собрание народных представителей.

 

Поправка (XI) к УК Китая, обнародованная 26 декабря 2020 г., содержит в общей сложности сорок восемь статей, что делает ее одной из самых масштабных с момента его обнародования в 1997 году УК КНР. Изменения в основном касаются нижеследующих положений уголовного закона.

Обращается внимание на проблему серьезных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними. Во-первых, снизился минимальный возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних. В связи с частыми случаями таких злостных преступлений, как умышленное убийство и умышленное причинение вреда здоровью, совершаемых несовершеннолетними возрасте до 14 лет, УК Китая несколько снизил возраст наступления уголовной ответственности. До принятия поправки (XI) к УК минимальный возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних составлял 14 лет. В поправке (XI) к УК минимальный возраст наступления уголовной ответственности снижен до 12 лет, но при этом сохранились особые условия, которые должны быть соблюдены: преступление должно быть серьезным и умышленным, а также привлечение к ответственности должно быть одобрено Верховной народной прокуратурой.

Во-вторых, поправка (XI) к УК ужесточает наказание за преступления против несовершеннолетних, подвергшихся сексуальному насилию. Внесены изменения в сфере ответственности за преступления сексуального характера в отношении малолетних детей: прямо предусмотрено более суровое наказание в таких серьезных ситуациях, как изнасилование малолетней девочки в возрасте до 10 лет или причинение вреда ее здоровью. При этом был введен состав преступления, характеризующий сексуальное насилие над несовершеннолетними со стороны лиц с особыми обязанностями, в соответствии с которым лица с особыми обязанностями, такими как опека, усыновление, уход, воспитание и медицинский уход, вступающие в сексуальные отношения с несовершеннолетней девочкой, достигшей 14 лет, но не достигшей 16 лет, подлежат уголовной ответственности независимо от того, давала ли она на это согласие, или нет.

Кроме того, в статью, предусматривающую ответственность за растление малолетних, были внесены изменения, уточняющие конкретные обстоятельства, при которых преступление растления малолетних подлежит более суровому наказанию.

Уделяется повышенное внимание вопросам общественной безопасности. Особое внимание уделяется безопасности общественного транспорта. Поправка (XI) к УК предусматривает, что лицо, применяющее насилие в отношении водителя движущегося общественного транспортного средства или завладевшее контрольным устройством водителя, препятствующее нормальному движению общественного транспортного средства и создающее угрозу общественной безопасности, подлежит уголовной ответственности.

Поправкой (XI) к УК введен состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за бросание предметов с высоты зданий и сооружений при отягчающих обстоятельствах.

Ужесточено уголовное наказание за преступления в сфере безопасности на производстве в ситуации, когда работодатель, зная о наличии серьезной скрытой опасности возникновения несчастного случая, отказывается устранить эту опасность и продолжает рисковать при организации работ, что приводит к тяжким последствиям.

Также введен состав преступлений, связанных с опасной эксплуатацией машин и механизмов; за нарушения требований безопасности производства и тем самым создание реальной угрозы наступления тяжких последствий предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Отдельное внимание уделено безопасности лекарственных средств. Были внесены изменения в некоторые положения статей о преступлениях, связанных с производством и сбытом поддельных лекарств, производством и сбытом некачественных лекарств. Также добавлен состав преступления, связанного с воспрепятствованием управлению лекарственными средствами [1].

Усовершенствованы законодательные положения, касающиеся финансовых преступлений. Во-первых, были ужесточены наказания за преступления, связанные с ценными бумагами. Были внесены изменения и усовершенствования в состав таких преступлений, как мошеннический выпуск акций и облигаций, незаконное раскрытие и неразглашение важной информации, манипулирование рынками ценных бумаг и фьючерсов, а также предоставление поддельных подтверждающих документов. Во-вторых, были усовершенствованы положения в статьях о преступлениях, связанных с незаконным привлечением средств. Учитывая тот факт, что на практике правонарушители занимаются незаконным сбором и накоплением средств с помощью интернет-ресурсов под названием "интернет-финансы", серьезно нарушая экономический и финансовый порядок и подвергая большой опасности имущество людей, в соответствии с поправкой (XI) к УК Китая максимальное наказание за преступление незаконного накопления публичных вкладов увеличено с 10 лет лишения свободы до 15 лет лишения свободы. Одновременно скорректирована структура наказаний за преступление, связанное с накоплением капитала мошенническими способами, а также увеличены сроки наказания за накопление капитала мошенническими способами, совершенное лицом или организацией. В-третьих, усовершенствована уголовная ответственность за отмывание денег и активизированы усилия по розыску скрывающихся преступников и возвращению средств из-за рубежа.

Особое внимание уделяется защите прав интеллектуальной собственности. Ужесточены наказания за пять видов преступлений, включая подделку зарегистрированных товарных знаков, продажу поддельных зарегистрированных товарных знаков, незаконное изготовление или продаже незаконно изготовленных зарегистрированных товарных знаков, нарушение авторских прав и продажу контрафактных произведений.

Добавлены положения в статью о преступлении, связанном с нарушением знаков обслуживания; усовершенствованы виды произведений и обстоятельства нарушения авторских прав, а также добавлены положения о нарушении смежных прав, таких как права исполнителей. Усовершенствованы также положения статей о преступлении, связанном с нарушением коммерческой тайны, и оговорено преступление, связанное с коммерческим шпионажем. Конкретное содержание ст. 219.1 УК Китая гласит: "Кража, шпионаж, подкуп или незаконное предоставление коммерческих секретов учреждениям, организациям или лицам за пределами страны наказываются лишением свободы на срок не более пяти лет и штрафом или однократным штрафом; при серьезных обстоятельствах наказание предусматривает лишение свободы на срок не менее пяти лет и штраф".

Усилена защита прав собственности частных предприятий. В прошлом УК Китая обеспечивало более надежную защиту государственных предприятий, нежели частных. Поправка (XI) к УК обеспечивает равную защиту прав собственности для частных предприятий. Путем корректировки и повышения наказаний за преступления, связанные с получением взятки негосударственным персоналом, присвоением чужого имущества с использованием служебного положения и растратой средств достигается сбалансированное распределение наказаний по сравнению с преступлениями, связанными с получением взятки, коррупцией и использованием общественных средств не по назначению.

Кроме того, в УК Китая были внесены поправки, касающиеся наиболее часто встречающихся преступлений, связанных с частными предприятиями. Поправки внесены в составы преступлений, связанных с получением кредита мошенническими способами и незаконным накоплением публичных вкладов. В частности, к преступлению незаконного накопления публичных вкладов добавлено новое смягчающее обстоятельство "активное возвращение украденного и возмещение ущерба до возбуждения уголовного преследования", что дает частным предприятиям возможность проводить профилактику такой преступности постфактум и возмещать убытки, причиненные преступным деянием после совершения преступления.

Усилено внимание к проблеме экологических преступлений. Экологические преступления всегда занимали одно из ключевых мест в УК Китая. Поправки (II), (IV), (VIII) и (XI) к УК КНР предусматривают пересмотр и совершенствование положений, касающихся экологических преступлений. В поправке (XI) к УК пересмотру подвергнуто наибольшее количество положений закона, связанных с экологическими преступления. В главу, посвященную этим преступлениям, добавлено самое большое количество составов в поправке (XI) к УК Китая.

Во-первых, был добавлен состав преступления, связанный с незаконной охотой, приобретением, транспортировкой или продажей наземных диких животных. Он регулирует действия, касающиеся незаконной охоты с целью потребления, приобретения, транспортировки и продажи наземных диких животных, которые растут и размножаются естественным образом в дикой среде, за исключением ценных и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, находящихся под ключевой охраной государства.

Во-вторых, добавлен состав преступления, связанный с уничтожением природных заповедников. Конкретное положение статьи 342.1 УК Китая гласит: "Нарушение законов и правил управления природными заповедниками путем проведения распахивания, разработки или строительства зданий в национальных парках или национальных заповедниках, повлекшее серьезные последствия или имеющие другие вопиющие обстоятельства, приговаривается к тюремному заключению на срок не более пяти лет или аресту, наказывается штрафом дополнительно или в качестве самостоятельного наказания". Наконец, были ужесточены наказания за преступление, связанное с загрязнением окружающей среды.

Усилено законодательство о преступлениях в области биобезопасности. В целях своевременного и эффективного реагирования на риски биобезопасности поправка (XI) к УК Китая усовершенствовала положения статей, регламентирующих ответственность за преступления в области биобезопасности. С одной стороны, статьей 37 поправки (XI) к УК внесены изменения в статью 330 УК о преступлении, связанном с препятствованием профилактике и лечению инфекционных заболеваний. Расширяется круг объектов преступления, связанного с препятствованием профилактике и лечению инфекционных заболеваний, и предусматривается, что неизбирательное потребление диких животных представляет собой преступление, что позволяет эффективно защищать общественное здравоохранение, а также биологическое разнообразие. С другой стороны, были добавлены три положения, касающиеся преступлений в области биобезопасности.

Статья 38 поправки (XI) к УК Китая гласит, что незаконный сбор генетических человеческих ресурсов Китая или незаконная транспортировка, пересылка или перевозка материалов генетических человеческих ресурсов Китая за пределы страны, ставящая под угрозу здоровье населения или интересы общества, при серьезных обстоятельствах представляет собой преступление.

Статья 39 поправки (XI) к УК Китая предусматривает, что имплантация генетически отредактированных или клонированных эмбрионов человека в организм человека или животного, или имплантация генетически отредактированных или клонированных эмбрионов животных в организм человека при серьезных обстоятельствах представляет собой преступление.

Статья 43 поправки (XI) к УК Китая предусматривает, что незаконные интродукция, выпуск или выброс инвазивных чужеродных видов при нарушении государственных правил представляет собой преступление при серьезных обстоятельствах.

Поправка (XII) к УК Китая, обнародованная 29 декабря 2023 г., содержит в общей сложности восемь статей, и ее изменения касаются двух основных аспектов, один из которых направлен на дальнейшее усиление защиты прав собственности частных предприятий, а другой - на усиление борьбы с дачей взятки.

В целях дальнейшего осуществления политики равной защиты прав собственности для частных предприятий и государственных предприятий поправка (XII) к УК Китая в основном изменила три связанных преступления, а именно: преступление, связанное с незаконным ведением аналогичного бизнеса; преступление, связанное с незаконным получением прибыли для родственников или друзей; преступление, связанное с уценкой или продажей государственного имущества по низкой цене из корыстных побуждений. Основная цель заключается в том, чтобы распространить субъект преступления с первоначального, ограниченного соответствующим персоналом государственных предприятий, на соответствующий персонал частных предприятий [2].

Противодействие коррупционным преступлениям всегда было важным в УК Китая, но особенно - в последнее десятилетие. Китай придерживается позиции "нулевой терпимости" по отношению к коррупции, подчеркивая, что получение взятки и дача взятки должны преследоваться вместе, и поэтому поправка (XII) к УК Китая ужесточила наказание за дачу взятки [3]. В частности, в состав преступления дачи взятки добавлены положения о нескольких взятках или взятках нескольким лицам; положения о даче взятки государственным чиновником; положения о даче взятки в рамках национальных ключевых проектов и крупных проектов; положения о даче взятки с целью получения продвижения по службе или изменения должности или звания; положения о даче взятки сотрудникам надзорных, административных правоохранительных и судебных органов; положения о даче взятки в области экологии, финансов и безопасности производства, продуктов питания и лекарств, предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий, социального обеспечения, образования и медицинского обслуживания с целью совершения незаконной преступной деятельности; использование незаконных доходов для дачи взятки и другие семь отягчающих обстоятельств.

В состав преступления о даче взятки организации добавлено предусмотренное законом наказание: "Если обстоятельства являются серьезными, то наказанием является лишение свободы на срок не менее трех лет и не более семи лет с дополнительным штрафом".

В составе преступления о даче взятки организацией первоначально предусмотренное законом максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы на определенный срок было изменено и теперь предусматривает десять лет лишения свободы на определенный срок.

Выводы. Как видно из законодательных изменений, внесенных поправкой (XI) поправкой (XII) к УК Китая, совершенствование уголовного законодательства Китая выражено в следующих трех основных аспектах: во-первых, более глубокое уважение и защита прав человека, в частности усиление уголовно-правовой защиты несовершеннолетних; забота об общественной безопасности, безопасности лекарств и пищевых продуктов. Во-вторых, УК Китая положительно отреагировал на социальные проблемы: наряду с повышением материального уровня жизни людей поправки в законодательство направлены на усиление охраны окружающей среды и активное обеспечение биобезопасности. Наконец, УК Китая придает большое значение обеспечению экономического развития страны. Уголовный закон Китая постоянно укрепляет защиту прав собственности предприятий, особенно частных, а также защиту прав интеллектуальной собственности и финансовую безопасность, способствуя высококачественному экономическому развитию.