Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Авторы рассматривают проблему, возникающую при налогообложении коммерческих объектов недвижимости в ходе применения статьи 378.2 НК РФ. Анализируют применение нормативных правовых актов, формулирующих критерии формирования перечня таких объектов. На практических примерах показывают, что отсутствие как законодательно закрепленных критериев для определения вида фактического использования и назначения объектов капитального строительства, так и перечня таких видов негативно сказывается на экономическом положении организаций и предпринимателей - собственников таких объектов. Предлагают систему мероприятий для решения выявленных проблем.
Ключевые слова: кадастровая стоимость коммерческих объектов недвижимости, критерии формирования перечня коммерческих объектов недвижимости, виды использования объектов капитального строительства, специфика применения статьи 378.2 Налогового кодекса, определение функционального назначения объектов капитального строительства.
The authors examine the problem arising in the taxation of commercial real estate objects in the course of applying Article 378.2 of the Tax Code of the Russian Federation. They analyze the application of regulatory legal acts that formulate the criteria for forming a list of such objects. Using practical examples, they show that the absence of both legislatively established criteria for determining the type of actual use and purpose of capital construction objects and a list of such types negatively affects the economic situation of organizations and entrepreneurs - owners of such objects. They propose a system of measures to solve the identified problems.
Key words: cadastral value of commercial real estate objects, criteria for forming a list of commercial real estate objects, types of use of capital construction objects, specifics of application of Article 378.2 of the Tax Code, determination of the functional purpose of capital construction objects.
В соответствии с законодательством Российской Федерации кадастровая стоимость (далее также - КС) объекта недвижимости - это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости на основе ценообразующих факторов (см. [1]). КС определяется на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, методом массовой оценки, когда для получения оценок рыночных стоимостных характеристик большой группы объектов недвижимости на обширной географической территории применяются методы статистической обработки информации на базе сравнительно большого количества аналогов с использованием минимального набора объективно измеряемых ценообразующих факторов, являющихся общими для всех аналогов (см. [2]). Совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости, является кадастровой оценкой. С 2017 года КС определяется в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [3].
Кадастровая оценка объектов недвижимости - одна из важнейших экономических задач федеральных и региональных органов исполнительной власти, от решения которой прямо зависят наполняемость бюджетов и уровень реализации регулирующей функции социально-экономической политики регионов, так как кадастровая стоимость определяется для различных целей, в том числе для целей налогообложения.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 1 марта 2018 года было рекомендовано выработать предложения по совершенствованию налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В документе указано, что "налог на имущество физических лиц должен быть справедливым и посильным для граждан. Кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной, а не превышать ее" [4]. Правительству Российской Федерации было дано поручение обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
1) совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;
2) уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц (см. [5]).
На наш взгляд, несмотря на предпринятые меры, в настоящее время по-прежнему остается ряд нерешенных проблем, связанных с оценкой кадастровой стоимости:
1) недостаточность информации - для оценки требуется наличие точной информации о характеристиках объекта, его местоположении, состоянии рынка и других факторах, которые могут повлиять на стоимость, однако в некоторых случаях такая информация может быть недоступной или неполной;
2) недостаточная квалификация и субъективность оценщика - квалификация оценщика может быть недостаточной для оценки КС специфического объекта недвижимости, поэтому оценка может быть субъективной, так как она зависит от опыта и мнения оценщика. Разные оценщики могут получить разные результаты;
3) изменение рыночных условий - рынок недвижимости постоянно меняется, что может повлиять на стоимость объекта. Такие изменения могут произойти как в краткосрочный, так и в долгосрочный периоды времени;
4) неправильное использование методов оценки - использование неподходящих для конкретного объекта методов оценки может привести к неверным результатам;
5) несоответствие кадастровой и рыночной стоимостей объекта - кадастровая стоимость может не соответствовать рыночной стоимости объекта недвижимости, так как кадастровая стоимость устанавливается на основе определенных правил и процедур массовой оценки, в которых могут не учитываться все факторы, влияющие на рыночную стоимость.
Одни авторы указывают на несовершенство процедур оценки и используемой методологии (см. [6, 7, 8], другие критикуют способы сбора информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, некорректность данных, используемых для оценки (см. [9, 10]). Некоторые авторы описывают правовые проблемы и обобщают судебную практику по результатам множественных обращений собственников недвижимости (см. [11, 12, 13]), а также рассматривают зарубежный опыт определения кадастровой стоимости (см. [14]) для применения в России лучших практик и преодоления негативных тенденций развития системы государственной кадастровой оценки.
Проблемы, систематизированные нами, а также ряд других проблем (авторы не пытаются охватить весь спектр проблем, возникающих при оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости) приводят к завышению (или занижению) кадастровой стоимости, а, следовательно, и налоговой базы, что вносит диспропорции в структуру экономической системы, нарушает принцип экономической справедливости.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) кадастровая стоимость используется в качестве налоговой базы по двум видам налогов:
1) налогу на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
2) земельному налогу (гл. 31 НК РФ).
Один налог является региональным, другой - местным, поэтому правильное определение кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы напрямую влияет на социально-экономическое положение региона и (или) муниципального образования, где находится объект недвижимости. Правильное определение кадастровой стоимости важно, поскольку позволяет:
1) установить справедливость. Налоговая база должна быть определена справедливо, чтобы все владельцы имущества платили налоги в соответствии с его реальной стоимостью. Неправильное определение кадастровой стоимости может привести к неравенству и несправедливости в системе налогообложения;
2) установить величину налоговых доходов соответствующего уровня бюджетной системы. Кадастровая стоимость напрямую влияет на размер налоговых платежей. Неправильное определение кадастровой стоимости может привести к недооценке или переоценке имущества, что может повлиять на размер налоговых платежей и финансовое положение владельцев, снизить их предпринимательскую активность;
3) вести борьбу с уклонением от уплаты налогов. Правильное определение кадастровой стоимости помогает бороться с уклонением от уплаты налогов. Если кадастровая стоимость недвижимости определена неверно, то это может способствовать уклонению от уплаты налогов. Если владельцы имущества уверены, что их налоговые платежи основаны на объективных и надежных данных, то собираемость налогов повышается.
В целом правильное определение КС является ключевым элементом для обеспечения справедливости и эффективности системы налогообложения в России. В то же время анализ судебной практики и обращений собственников объектов недвижимости в последние годы свидетельствует о наличии такой проблемы, как отсутствие законодательно закрепленных видов использования объектов капитального строительства при определении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы. Остановимся на этом подробнее.
За период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в судах были инициированы 14 165 споров о величине внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 24 668 объектов недвижимости. За период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в судах были инициированы 7 879 споров о величине внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 14 134 объектов недвижимости (см. [16]). Чаще всего собственники обращаются за оспариванием кадастровой стоимости в первый год после ее утверждения, и пик обращений пришелся на 2017 - 2018 годы, когда произошел переход к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости (см. [17]).
Недвижимое имущество классифицируют по различным признакам. Если использовать классификацию по степени использования, то его можно разделить на земельные участки и объекты завершенного и незавершенного строительства (объекты капитального строительства - в терминах, использующихся Федеральной службой регистрации, кадастра и картографии). И если оценка кадастровой стоимости для земельных участков в последние несколько лет вызывает все меньше и меньше споров, о чем можно судить по количеству поданных исков в суд и количеству публикаций, то в отношении объектов капитального строительства, налог для которых определяется в соответствии с положениями статьи 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" НК РФ, существует много споров и противоречий, в том числе в судебной практике.
Согласно статье 378.2 НК РФ налогообложение от кадастровой стоимости применяется для следующих видов недвижимого имущества:
"1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
Если налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и могут не превышать 0,1 процента от налогооблагаемой базы, то в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка установлена в размере 2 процентов <1>.
--------------------------------
<1>
То есть налог на имущество в размере 2 процентов от кадастровой стоимости применяется для объектов, традиционно относящихся к коммерческой деятельности, при том что понятие таких объектов в законодательстве формально не закреплено. Отсутствие четких критериев и условий, не подтверждающих фактическое использование, по которым объекты капитального строительства относятся к перечню для применения налога в размере 2 процентов от кадастровой стоимости, порождает порой непреодолимые сложности и, как следствие, финансовые затруднения для собственников при уплате налога.
В некоторых регионах (например город Москва и Московская область, Республика Удмуртия) приняты меры, которые закреплены в подзаконных нормативных актах, по уточнению порядка формирования перечня объектов, что не может решить проблему отсутствия критериев и условий для определения фактического использования объектов недвижимости, существующую на федеральном уровне. С появлением новых правил уплаты налога в размере 2 процентов от кадастровой стоимости в некоторых регионах возникла проблема несоответствия и даже превышения налога над реальной чистой прибылью, генерируемой объектом недвижимости (по имеющимся официальным данным, рентабельность активов по некоторым видам экономической деятельности в последние годы составляет величину, меньшую чем 2 процента, см. табл. 1).
Таблица 1. Рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности за 2022 и 2023 годы, % [19]
Вид экономической деятельности по ОКВЭД |
2022 |
2023 |
Лесоводство и лесозаготовки |
5,2 |
отр. <*> |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
4,6 |
отр. |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
отр. |
4,1 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
отр. |
отр. |
Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха |
отр. |
0,7 |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
отр. |
отр. |
Деятельность воздушного и космического транспорта |
3,1 |
0,5 |
Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность |
отр. |
отр. |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
1,6 |
2,6 |
Научные исследования и разработки |
8,3 |
1,1 |
--------------------------------
<*> Отр. - отрицательное значение показателя рентабельности активов.
Таким образом, нарушен один из принципов налогообложения, задекларированный в статье 3 НК РФ: "Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав". В рассматриваемых нами случаях некоторые налогоплательщики не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, находясь в ситуации, когда ставка налога выше, чем рентабельность активов.
Анализ официальной статистической информации <2> подтверждает отрицательные тенденции в экономике России по ряду показателей:
- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения;
- снижение оборота розничной торговли;
- повышение ключевой ставки;
- рост инфляции;
- рост кредиторской задолженности.
--------------------------------
<2>
При этом наблюдается рост налоговой нагрузки организаций при оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 НК РФ.
Как известно, определение рыночной стоимости объекта прежде всего зависит от его назначения - вида использования объекта недвижимости. Для каждого вида недвижимости существует свой сегмент рынка, на котором ценообразование происходит единообразно. Например, можно выделить следующие сегменты рынка:
- жилых квартир;
- складской недвижимости;
- производственной недвижимости;
- торговых площадей.
Это учтено в Федеральном стандарте оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
При определении кадастровой стоимости земельных участков прежде всего учитываются категория и вид разрешенного использования. Точность наименования вида (фактической цели) использования имеет определяющее значение, поскольку кадастровая стоимость определяется камерально - только на основании регистрационных и технических документальных сведений. Заметим, что Приказом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором указаны все возможные варианты использования земли.
При этом при определении кадастровой стоимости земельных участков и установлении ставок также возникают судебные споры.
В качестве примера, демонстрирующего установление налоговой ставки выше экономически обоснованного значения, может служить судебный спор одного из доверителей авторов статьи, работающего в сфере гостиничного обслуживания в Курской области. Землевладелец пытался оспорить в судебном порядке значение коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (далее - КВИ) для своего вида разрешенного использования земельного участка и доказать, что установленный в субъекте Российской Федерации тариф является экономически не обоснованным, что не отвечает принципу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (в рассматриваемом случае принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель). Доказательством несоблюдения принципа экономической обоснованности, установленного указанным Постановлением, явилась несопоставимость полученного результата с другими (соседними, обладающими сходными социально-экономическими условиями) регионами (см. табл. 2).
Таблица 2. Сопоставительный анализ значений коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков (КВИ) для вида деятельности "Гостиничное обслуживание" (55.1) в соседних с Курской областью субъектах Российской Федерации и основные социально-экономические показатели, влияющие на доходность земли <3>
Субъект Российской Федерации |
Установленное значение КВИ для вида деятельности "Гостиничное обслуживание" (55.1) |
Нормативный документ, устанавливающий значение КВИ в субъекте Российской Федерации |
Показатели, характеризующие социально-экономическое положение в регионе |
||
Место региона в рейтинге по уровню инвестиционной привлекательности, опубликованном Национальным рейтинговым агентством <*> |
Уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду экономической деятельности 55.1 <**> |
Рентабельность активов по виду экономической деятельности 55.1 <***> |
|||
Курская область |
0,05 |
Постановление администрации Курской области от 18 октября 2022 года N 1162-па |
25 |
1,13 |
1,55 |
Белгородская область |
0,03 |
Постановление правительства Белгородской области от 19 июня 2023 года N 326-пп |
8 |
2,69 |
5,07 |
Липецкая область |
0,015 |
Решение Липецкого городского совета депутатов от 26 октября 2010 года N 131 |
12 |
4,88 |
4,04 |
Воронежская область |
0,03 |
Постановление администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 года N 349 |
19 |
11,64 |
0,81 |
Орловская область |
0,0197 |
Постановление правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443 |
64 |
5,82 |
4,28 |
--------------------------------
<3> Таблица составлена Ю.В. Вертаковой по данным из официальных открытых источников по состоянию на 2022 год.
Анализ данных, приведенных в таблице 2, свидетельствует о том, что Курская область (регион нахождения рассматриваемого землепользователя) в рейтинге регионов по уровню инвестиционной привлекательности заняла 25-е место, тогда как соседние регионы занимают следующие места:
- Белгородская область - 8-е место;
- Липецкая область - 12-е место;
- Воронежская область - 19-е место.
Установленные коэффициенты КВИ в указанных регионах меньше (0,03; 0,015 и 0,03 соответственно). При этом установленный КВИ для вида деятельности "Гостиничное обслуживание" в Курской области (см. [33, 34, 35]) ни в коей мере не коррелирует с показателями рентабельности (как рентабельность продаж, так и рентабельность активов). Например, рентабельность активов в Курской области ниже, чем в Белгородской и Липецкой областях, а значение КВИ выше. Таким образом, был сделан вывод о том, что установленный в регионе показатель КВИ для этого вида деятельности не соответствует принципу экономической обоснованности, коэффициент не учитывает доходность земельных участков, а в методике его обоснования имеются противоречия.
Для объектов капитального строительства подобный КВИ классификатор не разработан, однако необходимость указания в регистрационных документах вида использования КС декларируется письмом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от 3 августа 2022 года N 14-6689-ТГ/22.
Изучив требования к регистрации вида использования объекта капитального строительства, авторы приходят к выводу о том, что существующие и регистрируемые по настоящее время наименования не имеют привязки к фактическому использованию объектов, так как указываются на основании либо разрешения на строительство (в дальнейшем собственник не ограничен в изменении вида использования при соблюдении пожарных и иных требований), либо проектной документации, либо это можно не указывать вовсе (см. [36]).
Таким образом, получается, что требования к зданиям, помещениям и сооружениям существуют, налог взимается исходя из вида фактического использования, а сама идентификация (к какому именно виду использования можно отнести при определении кадастровой стоимости то или иное здание, помещение, строение) в ряде случаев невозможна, поскольку законодательно наименования видов функционального использования для этих объектов не закреплены. Так, любые помещения или здания, используемые для предпринимательской (коммерческой, производственной) деятельности, в регистрационных документах могут именоваться "нежилое здание", "нежилое помещение". При этом в законодательстве не содержится определение нежилого помещения, кроме указания в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации на то, что оно не предназначено для проживания и используется в производственных и общественных целях.
Нежилое помещение всегда используется для определенного вида деятельности, и фактическое использование может не совпадать с видом использования, для которого предназначен объект в соответствии с проектной документацией или разрешением на строительство. При этом в документах могут содержаться сведения о виде использования по предназначению, а не по фактическому использованию, потому что сведения о назначении нежилого помещения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в момент его постановки на кадастровый учет согласно пункту 16 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (см. [1]).
С течением времени вид фактического использования объекта может быть беспрепятственно изменен в соответствии с целями собственника, в рамках совпадающих требований для различных видов использования, без осуществления регистрационных действий. Например, здание, построенное как автотехнический центр и автосалон, может быть перепрофилировано и фактически использоваться как магазин промышленных товаров, офисный центр, склад и т.д. При этом отдельные функциональные части здания могут использоваться по-разному, иметь свой кадастровый номер, существовать как отдельный объект налогообложения. Однако ввиду того, что здание изначально зарегистрировано, например, как "здание торгового назначения" (в соответствии с проектной документацией), все входящие в него помещения, указанные как "нежилые помещения" облагаются налогом по ставке 2 процента от кадастровой стоимости. И КС определена для всех помещений как для торговых на основании сведений в регистрационных документах. В то же время помещения, например, склада в обычных условиях рынка могут не иметь такой доходности, которая была бы сопоставима с размером налоговой ставки в размере 2 процента от кадастровой стоимости, но изменить ставку налогообложения не представляется возможным в рамках действующих норм.
Механизм декларирования или изменения сведений о фактическом, целевом использовании, в соответствии с которым и должны определяться кадастровая стоимость и формироваться перечень по правилам статьи 378.2 НК РФ, в настоящее время отсутствует, поскольку в законодательстве не содержится обязательное требование для собственников заявлять об этом (указание на это имеется только в отношении нежилых помещений в составе многоквартирного дома (часть 24 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 304-ФЗ [39]).
Под целевым назначением нежилого помещения, как правило, понимается вид деятельности, для ведения которой оно используется. В последнее время появились новые виды коммерческой и предпринимательской деятельности, однако законодательством не предусмотрена их идентификация, что создает сложности как при определении кадастровой стоимости, так и при включении в перечень объектов с налогообложением по ставке 2 процента от кадастровой стоимости.
Аналогичные по своей сути спорные вопросы возникают и в отношении иных объектов капитального строительства. Например, в последние годы приобретают популярность мойки самообслуживания. Их открытие - довольно распространенный бизнес. По имеющимся оценкам, в России их количество превышает 30 тысяч <4>. Попробуем разобраться, как можно идентифицировать такой объект.
--------------------------------
<4>
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" основное строение (навес с постами для мойки) нельзя считать зданием. Такое сооружение может являться объектом как капитального, так и некапитального строительства. Соответственно, по основному признаку этот вид имущества не может облагаться налогом по правилам статьи 378.2 НК РФ. Здесь также играет роль назначение объекта.
По нашему мнению, мойка самообслуживания оказывает не услуги населению, а услуги технического характера для обеспечения соблюдения автомобилистами Правил дорожного движения (автомобиль должен быть чистым не только по желанию автовладельца, но и по требованиям Правил дорожного движения). В настоящее время многие посты автомоек декларируются как здания, стоимость их определяется по площади навесов методами массовой оценки как стоимость зданий, в которых оказываются услуги автосервиса, или же их позиционируют как здания торгового назначения, бытового обслуживания. А органы местного самоуправления включают их в перечень, интерпретируя главную функцию этих "зданий" как "бытовое обслуживание населения".
Приведем еще один характерный пример. С развитием интернет-торговли и служб доставки появился новый вид использования нежилых объектов - распределительные центры. При этом если помещения распределительного центра размещены в складском здании, то под обложение налогом по ставке 2 процента они не попадают, если же в здании, ранее построенном как торговый или выставочный центр, - то попадают. Налицо несправедливость в распределении налогового бремени.
С аналогичной проблемой сталкиваются и собственники нежилых объектов, перепрофилированных из домов быта (в советский период их было построено довольно много) в производственные помещения. Их не могут убрать из перечня, потому что основное здание, в котором они находятся, в регистрационных сведениях значится как торговое, хотя по факту в нем ведется производственная деятельность.
Еще одна типичная проблема связана с созданием так называемых шоу-румов. По сути, это выставочные площади, на которых производители мебели, строительных материалов, декоративных покрытий и т.п. выставляют образцы своей продукции для предложения покупателям, комплектации предприятий, общественных мест и т.д. По сути, такого рода объекты нельзя отнести к торговым, поскольку они используются не для продажи товаров или услуг, а для формирования заказа на доставку или производство. Выставочные площади обеспечивают связь между производством и конечным потребителем. Деятельность шоу-румов - это деятельность представителей производства, это часть производственного процесса, поскольку сделка заканчивается заказом производителю. По имеющимся у авторов данным, повсеместной практикой является отнесение таких объектов к числу торговых, поэтому их включают в перечень (налог в размере 2 процента) и определяют кадастровую стоимость таких объектов как торговых, стоимость которых на рынке в 2 - 3 раза выше, чем выставочных площадей, исходя из их доходности.
Приведенные рассуждения и иллюстрирующие их примеры (чаще других имеющие место в реальной практике судебных экспертиз, проведенных авторами настоящей статьи) показывают, что при формировании величины ставки налога такие факторы, как вид использования недвижимости и возможность его изменения, имеют ключевое значение. Появление видов использования, сведения о которых отсутствуют в регистрационных данных, не позволяют реализовывать принцип соразмерности при налогообложении для таких объектов.
По результатам проведенного авторами анализа, основанного на практической деятельности и реальных примерах, можно сделать вывод о том, что отсутствие классификатора видов использования объектов капитального строительства приводит к следующим негативным последствиям:
1) создает сложности при определении кадастровой стоимости, вследствие чего зачастую происходит значительное завышение кадастровой стоимости относительно рыночной (реже - занижение). Причиной этого недостатка является то, что на законодательном уровне использование объектов недвижимости не закреплено. При определении КС объекты нежилого фонда объединяются в группы, в рамках которых ценообразование происходит единообразно. При отсутствии информации о фактическом использовании нежилых помещений оценщики пользуются регистрационными сведениями для зданий при оценке помещений. Из этого рождаются ошибки расчета. Например, здание, имеющее в основном выставочные площади или помещения свободного назначения, при определении кадастровой стоимости классифицируется по одному функциональному использованию - здание торгово-офисного назначения. При этом принципы оценки для всех объектов капитального строительства остаются прежними, и в случае обращения собственника в суд с целью реализации своего права на определение кадастровой стоимости равной рыночной исправить такое несоответствие, даже применяя индивидуальный подход, не всегда представляется возможным. Это определяется формализмом оценки на основе регистрационных сведений. Таким образом, обращение в учреждение по кадастровой оценке с заявлением о принятии рыночной стоимости вместо кадастровой в порядке статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ и далее в суд не может решить эту проблему;
2) позволяет неправомерно, используя аналогию и формальный подход, вносить в перечень объекты капитального строительства, налогообложение для которых определяется по правилам статьи 378.2 НК РФ.
Вследствие этого завышается налог и появляется риск негативных последствий для собственников имущества. Обращением в суд ситуацию, как и ранее, не исправить, поскольку для суда отсутствуют аргументы для исключения объекта из перечня ввиду отсутствия четкого разъяснения в законе, какие виды имущества должны, а какие не должны попадать в этот перечень и почему.
Для решения рассмотренной в статье проблемы нами предлагаются следующие рекомендации:
1) утвердить рекомендательный классификатор видов разрешенного использования объектов капитального строительства для применения в нормативных правовых актах, а также в документах рекомендательного значения, в том числе для использования при определении кадастровой стоимости для реализации принципа соразмерности доходов при налогообложении;
2) принять заявительный порядок при предоставлении сведений о функциональном использовании объектов капитального строительства собственниками с момента определения такого вида;
3) функции контроля за достоверностью указанных сведений возложить на органы исполнительной власти, обеспечить открытый порядок доступа к такой информации.