Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Конституционное развитие нового Китая: к 70-летию первой Конституции КНР

Обновлено 04.03.2025 13:00

Китайская Народная Республика была образована 1 октября 1949 года в результате победы китайской революции, и в первые годы активно велась правотворческая деятельность, вершиной которой стало принятие 20 сентября 1954 года Конституции, основанной на сталинской Конституции 1936 года и включившей в себя многие советские конституционно-правовые институты. Конституция КНР 1954 года заложила фундамент государственного строя не только КНР начального периода, но и Китая современного: на ее основе принята ныне действующая, четвертая по общему счету Конституция 1982 года. Созданные в первые годы существования КНР основы политической системы и системы высших, местных органов государственной власти и управления действуют в республике до настоящего времени, а дух первой Конституции КНР проник в нормы всего имеющегося в КНР конституционного законодательства. Консультативная демократия, демократический централизм, однопалатный парламент и многое другое, что сейчас успешно функционирует в политической системе китайского государства, - все это было создано первой Конституцией социалистического Китая. Без исследования сути заложенных в нее идей невозможно понять особенности пути конституционного развития КНР, дать обоснованный научный прогноз его развития на будущее.

 

Ключевые слова: Китай, Коммунистическая партия Китая, консультативная демократия, конституция, конституционное развитие, политическая система, незападные политические модели.

 

The People's Republic of China was established on 1 October 1949, and in the initial years after its emergence on the world stage, the country embarked on an active phase of law-making, culminating in the adoption of its first Constitution on September 20, 1954. This constitution was based on the Stalinist Constitution of 1936 and incorporated some of its constitutional and legal institutions, categories, and norms of the time. The 1954 Constitution of the PRC laid the foundation for the state system not only for the early period of the PRC but also for modern China. It served as the basis for the 1982 Constitution, which is the fourth and current Constitution in effect today. The foundational elements of the political system and the structure of the supreme and local bodies of state power and administration established in the early years of the PRC remain in place. The spirit of the 1954 Constitution has permeated all subsequent constitutional legislation in the PRC. Consultative democracy, democratic centralism, a unicameral parliament, and many other features that are now integral to China's political system were established by the first Constitution of socialist China. Understanding the essence of the ideas enshrined in this foundational document is crucial to comprehending China's unique constitutional way of development and providing a reasonable scientific forecast of its future evolution.

 

Key words: China, Communist Party of China, consultative democracy, constitution, constitutional development, political system, non-Western political models.

 

Введение

 

В 2024 году Китайская Народная Республика отмечает 75-летие со дня своего образования. За небольшой по меркам истории китайской цивилизации период новая государственность, появившаяся на карте мира 1 октября 1949 года <1>, прошла достаточно сложный путь: от восстановительного после гражданской войны этапа (1949 - 1956) и различных разрушительных политических кампаний (1957 - 1976), апогеем которых стала Великая пролетарская культурная революция (1966 - 1976), до широкомасштабной политики реформ и открытости (декабрь 1978 года) и последующих крупных преобразований в новую эпоху при Си Цзиньпине (с 2012 года). Новый Китай продемонстрировал необычайную динамику политической системы, которая проявила устойчивость в условиях высокой турбулентности. Современный Китай - государство с уникальной политической и правовой системами, в которых сочетаются древние китайские традиции, основанные на идеях конфуцианства, легизма, даосизма и моизма, присутствует марксизм, подвергшийся своеобразной китаизации <2>, заимствованы некоторые элементы западной демократии, но только в части, отвечающей национальным интересам страны. К КНР неприменимы политико-правовые теории о разделении властей, системе сдержек и противовесов, правовом государстве и демократии в западном их понимании. Китай выступает категорически против навязываемых ему из-за рубежа ценностей, считая, что он имеет право на создание собственной архитектуры государственного управления без вмешательства в нее извне.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Меликсетов А.В. Победа китайской революции: 1945 - 1949. М., 1989.

<2> Буров В.Г. Китаизированный марксизм - теоретическая основа деятельности Компартии Китая // Азия и Африка сегодня. 2019. N 12. С. 9 - 21; Виноградов А.В. Марксизм, КПК и новая эпоха Си Цзиньпина // Ориенталистика. 2022. N 4. С. 944 - 960.

 

Происходившая в первые годы государственного строительства КНР рецепция советского права <3> была направлена не на замещение древней китайской правовой традиции, а на создание собственной социалистической правовой системы с китайской спецификой. Это выражалось, например, в несогласии лидера Китая Мао Цзэдуна с популярным в СССР ленинским принципом права наций на самоопределение. Власти нового Китая выступали против данного принципа: в противовес ему компактно проживающим национальным меньшинствам было предложено создание особых автономных районов с широкими правами, но без права на отделение от китайского государства. Советское право в сталинском варианте (основой правовой системы КНР стало советское право сталинского периода), несмотря на то что Советское государство уже не существует, продолжает жить в КНР, хотя оно и подвергнуто китаизации, т.е. переформатированию под практические потребности китайской цивилизации. Китаизировано было не только советское право в частности и марксизм-ленинизм в целом, но и религия <4> (буддизм, христианство, ислам) и многие другие пришедшие извне политико-правовые и философско-религиозные учения. Китай сложно признать социалистическим государством в том смысле, который закладывался марксистско-ленинской теорией права и государства. Существующая в нем политическая система настолько своеобразна, что ее следует характеризовать в первую очередь как китайскую, а лишь затем как социалистическую.

--------------------------------

<3> Ван Чжихуа. Влияние советского права на право КНР // Государство и право. 2010. N 4. С. 71 - 80.

<4> Ломанов А.В. Адаптация и китаизация: современная религиозная политика руководства КПК // Международная аналитика. 2021. N 4. С. 88 - 105.

 

Становление новой китайской государственности и Народный политический консультативный совет Китая

 

Конституционно-правовой путь, который прошел в своем развитии новый Китай, по-своему уникален. Правовой основой новой китайской государственности в самом ее начале становятся три правовых документа, образовавшие собою неписаную конституцию: Организационный статут Народного политического консультативного совета Китая, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (приняты 27 сентября 1949 года) и Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (принята 29 сентября 1949 года) <5>. В них впервые была закреплена уникальная незападная политическая модель демократии, которая называется консультативной. Ее суть заключается в установлении особой обратной связи между государством и обществом, в возможности получать информацию из различных источников, в создании альтернативной Западу системы коллективного управления обществом не через выборы и голосование, а путем широких общественных обсуждений-консультаций. Государство, по мнению лидеров нового Китая, должно управляться не через индивида, а через коллектив (сообщество), представителем которого стал Народный политический консультативный совет Китая (далее - НПКСК).

--------------------------------

<5> Образование Китайской Народной Республики. Документы и материалы. М., 1950.

 

На практике происходил следующий процесс: накануне образования КНР (1 октября 1949 года) сформировался единый народно-демократический фронт (Единый фронт), главным органом которого становится НПКСК <6>. Он выступил в роли Учредительного собрания или общественного, государственного совещательного органа, приняв решение о создании КНР. НПКСК - центральный орган Единого патриотического фронта, который представлял собой массовое общественно-политическое движение, созданное для борьбы с японским милитаризмом и партией Гоминьдан. НПКСК задумывался как организация, координирующая и направляющая деятельность Единого фронта. Впоследствии утратив функции представительного органа, он существует до настоящего времени в качестве высшего консультативного органа китайского государства. Основная цель деятельности НПКСК, по замыслу его создателей, заключается в том, "чтобы через демократические партии, группы и народные организации сплачивать все демократические классы, все национальности Китая для осуществления функций государства народной демократии" <7>.

--------------------------------

<6> Афонина Л.А., Виноградов А.В. Народный политический консультативный совет Китая // Современное китайское государство. Т. 1: Основные институты государственной власти и управления / Гл. ред. А.В. Виноградов. М., 2022. С. 654 - 740.

<7> Лунев А.Е. Сущность Конституции Китайской Народной Республики. М., 1958. С. 28.

 

НПКСК давно не является органом государственной власти или органом по выработке директив, это платформа участия в обсуждении важнейших вопросов государственного развития для всех слоев общества. Его члены проводят консультации по выработке оптимальных путей решения возникающих в государстве и обществе проблем.

Все участники дискуссий стремятся к поиску компромисса, а не к торпедированию решений других сторон. НПКСК обеспечивает взаимодействие всех общественных и политических сил Китая в целях реализации проводимой в государстве политики в различных областях, способствует выдвижению и поддержке соответствующих инициатив общегосударственного значения.

Он выступает в качестве центрального органа Единого фронта, т.е. особой общественно-политической патриотической организации. Главной движущей силой Единого фронта в целом, а НПКСК в частности является Коммунистическая партия Китая (КПК). Именно через него правящая партия проводит свои решения в политическую жизнь страны. В рамках НПКСК вырабатывается общая позиция по важным вопросам развития страны. Основными формами проведения политических консультаций являются ежегодные сессии Всекитайского комитета НПКСК.

Отметим, что уже в начале создания незападной политической модели НПКСК объединил под руководством Коммунистической партии представителей одиннадцати некоммунистических демократических партий (в настоящее время их в КНР восемь <8>) (существовала возможность быть членом одновременно и коммунистической, и демократической партий) и беспартийных, представителей различных общественных организаций, территориальных единиц, различных кругов населения (торгово-промышленные, служители культа и т.п.), хуацяо <9>, национальных меньшинств, армии и специально приглашенных лиц. Первая сессия Всекитайского комитета НПКСК открылась в Пекине 21 сентября 1949 года, и в ее работе приняли участие свыше 600 делегатов, представлявших интересы всех слоев общества. Первая сессия взяла на себя функции будущего китайского однопалатного парламента - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), приняв целый ряд решений, определивших судьбу Китая вплоть до настоящего времени.

--------------------------------

<8> Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. М., 1999.

<9> Китайцы, проживающие за рубежом (дословно: китайский эмигрант): выходцы из Китая с различным гражданством. Главное - принадлежность к китайской нации.

 

В конце 1952 года Коммунистическая партия через Всекитайский комитет НПКСК инициировала проведение всеобщих выборов для избрания ВСНП и местных собраний народных представителей - местных представительных органов. Первая сессия ВСНП первого созыва прошла 20 сентября 1954 года, и на ней была принята первая в истории нового Китая Конституция, а вместе с ней и ряд организационных (органических) законов.

 

Первая Конституция нового Китая

 

История ее создания достаточно сложная. Руководитель Китая Мао Цзэдун первоначально выступал против принятия Основного закона страны, полагая, что молодая китайская государственность в нем не нуждается. Впоследствии Мао решил принять конституцию и для работы над ее текстом с группой китайских руководителей уехал в г. Ханчжоу, где в течение долгого времени в обстановке сложных дискуссий появился окончательный, согласованный с различными общественными силами текст. В память о том времени, которое было потрачено высшим руководством страны для создания основного закона, в г. Ханчжоу открыт музей первой Конституции КНР, в котором представлены многие уникальные документы той эпохи <10>.

--------------------------------

<10> См. официальный сайт Музея.

 

В обсуждении первоначального текста проекта конституции принимало участие свыше 8 тыс. человек - руководящих работников государственного аппарата и представителей общественности. В него было внесено более 5 900 поправок, изменений и дополнений. Ответственным за подготовку проекта Конституции органом стала созданная в январе 1953 года Конституционная комиссия во главе с Мао Цзэдуном. После согласования окончательной редакции проект конституции был передан на всенародное обсуждение: 15 июня 1954 года все газеты КНР опубликовали ее полный текст.

Обсуждение первого Основного закона страны было настолько широким, что превратилось в общественно-политическое мероприятие общегосударственного масштаба. За три месяца было высказано свыше 1,2 млн предложений, дополнений и поправок. По результатам их анализа в проект конституции было внесено свыше 60 поправок <11>.

--------------------------------

<11> Воеводин Л.Д. Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1956. С. 30 - 32.

 

Был составлен новый текст конституции, который активно начал обсуждаться на первой сессии ВСНП первого созыва депутатами китайского парламента. 20 сентября 1954 года ВСНП единогласно (все 1 197 депутатов - за) приняло первую в истории КНР Конституцию. Всенародное обсуждение проекта конституции свидетельствует об успешности предпринимаемых в те годы попыток создать в стране систему консультативной демократии, которая, к сожалению, в скором времени будет уничтожена и начнет свое восстановление лишь по прошествии нескольких десятилетий.

Первая Конституция КНР закрепила систему организации государственной власти и государственного управления, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Главным стало создание высшего законодательного (представительного) органа в лице ВСНП и его Постоянного комитета. По мысли творцов Основного закона, ВСНП вместе с Председателем КНР выступают в качестве коллегиального главы государства. При этом набор функций ВСНП по первой Конституции был настолько огромен (это сохраняется и сейчас), что никакой другой орган не мог торпедировать его решения. Все иные органы государства подчинялись (были подотчетны) ВСНП, и никакой речи о разделении властей не велось. Председатель КНР, который уже тогда рассматривался в качестве исполнительно-распорядительного органа ВСНП, имел чрезвычайно значительную функцию, впоследствии отобранную у него: он руководил всеми вооруженными силами страны, а также мог созвать Верховное народное совещание (ныне уже не существующее). Таким образом, по первой Конституции ВСНП и Председатель КНР были наделены максимальными полномочиями, что превращало их обоих в коллегиальный руководящий орган Китая. Создателями новой государственной конструкции было задумано так, чтобы в сфере государственного управления всем руководило ВСНП, которое тогда состояло лишь из половины депутатов - членов Коммунистической партии (54,48%) (сейчас депутатский корпус на 70% состоит из членов этой партии). ВСНП должно было принимать законы, основываясь на консенсусе между Коммунистической партией и другими общественными силами, включая демократические партии, беспартийных.

В сложившейся системе не игнорировалась ведущая роль Коммунистической партии, благодаря которой появилась КНР, но существовала идея управления государством всеми присутствующими в нем прогрессивными силами. Эту идею воплощал в себе НПКСК, который до сессий ВСНП должен был обсуждать наиболее острые проблемы и принимать по ним политические решения, ретранслируя их ВСНП для принятия последним необходимых законодательных актов. Преамбулой Основного закона было закреплено руководящее положение Коммунистической партии в системе Единого фронта: "В великой борьбе за создание Китайской Народной Республики народ нашей страны образовал из демократических классов, демократических партий и групп и народных организаций широкий Единый народно-демократический фронт, возглавляемый Коммунистической партией Китая".

Конституция 1954 года также содержала в себе уникальные положения, многие из которых были исключены из текстов последующих конституций. Главным, на наш взгляд, было закрепление в последнем абзаце Преамбулы тезиса о нерушимой дружбе "с великим Союзом Советских Социалистических Республик". К сожалению, совсем скоро отношение к СССР будет кардинально иным и нашу страну начнут именовать "социал-империалистами".

В закрепление установленной первой Конституцией системы в том же 1954 году ВСНП принимает целый пакет органических (организационных) законов, которые точечно регулируют структуру органов государственной власти и государственного управления: Закон КНР об организации Всекитайского собрания народных представителей (принят 20 сентября), Закон КНР об организации Государственного совета и Закон КНР об организации местных собраний народных представителей и местных народных комитетов (оба приняты 21 сентября). Указанные Законы цементировали сложившуюся иерархию государственных органов, не оставляя пробелов в ее регулировании. На основе первой Конституции и принятых вместе с ней органических законов созданная система продолжает в некотором измененном виде существовать и в настоящее время.

 

Конституция "культурной революции"

 

По причине ожесточенной политической борьбы внутри партии и государства, которая стала набирать обороты практически сразу после принятия первой Конституции, созданная система государственного управления подверглась практически полному уничтожению в годы "культурной революции". На смену существующему порядку пришла управляемая анархия, в эти годы перестали функционировать НПКСК и ВСНП, работа центральных и местных органов власти, управления была парализована. Для закрепления нового порядка в феврале 1975 года в нарушение установленных процедур была принята Конституция КНР в обновленном виде, которая легитимизировала произошедшие за годы "культурной революции" изменения в политической и правовой системах <12>. Из ее содержания были изъяты практически все главные принципы государственного и политического устройства, положенные в основу первой китайской Конституции <13>.

--------------------------------

<12> Гудошников Л.М. Антинародная конституционная декларация маоистов // Советское государство и право. 1976. N 2. С. 95 - 102.

<13> Гудошников Л.М. Две конституции Китайской Народной Республики // Проблемы Дальнего Востока. 1975. N 2. С. 61 - 70.

 

Конституция 1975 года, в отличие от Конституции 1954 года, не проходила всенародного обсуждения, ее проект предварительно не публиковался, никаких широких демократических консультаций и обмена мнениями не было.

Еще действовавшая в годы "культурной революции" первая Конституция КНР оставалась, хотя и теоретически, препятствием на пути слома созданной ею политической системы. Ее действие было фактически, но не юридически прервано идеологами "культурной революции", и требовалось принятие нового основного закона для закрепления популярных маоистских установок.

Основным законом страны ВСНП было поставлено под прямой контроль Коммунистической партии, речи о согласованных консультациях между коммунистами и другими политическими силами в рамках работы парламента уже не велось. Функции ВСНП были чрезвычайно сужены. Оказались упразднены пост Председателя КНР (занимавший его Лю Шаоци был снят антиконституционным способом и физически уничтожен <14>) и прокуратура (ее функции переданы органам общественной безопасности). Если Конституция 1954 года была схожа со сталинской Конституцией 1936 года, то в основу Конституции 1975 года лег опыт репрессий в годы "культурной революции", который не предполагал работу ВСНП, Председателя, суда и прокуратуры. Хотя часть из этих органов формально сохранились, их значение в политической жизни страны сводилось к минимуму. Было официально закреплено создание революционных комитетов, которые, впрочем, существовали и до Конституции 1975 года и представляли собой слияние военной, партийной и административной власти.

--------------------------------

<14> Галенович Ю.М. Гибель Лю Шаоци. М., 2000.

 

Из Конституции 1975 года были не просто исключены положения о "вечной дружбе" с СССР - уже в Преамбуле Советский Союз обозначается "социал-империалистом" ("бороться против агрессивной и военной политики империализма, социал-империализма, бороться против гегемонизма сверхдержав" - абз. 6) и закреплен призыв "готовиться к войне" (абз. 5).

В целом Конституция 1975 года продемонстрировала серьезный откат политической системы (фактически - но не юридически - это произошло задолго до ее принятия), можно констатировать существенный регресс в сравнении с первой Конституцией в сфере регулирования государственного управления, экономических и социальных отношений, прав и свобод граждан.

Даже закрепленное в Конституции периода "культурной революции" право на забастовку было включено в нее для легализации разрушительных действий цзаофаней (рабочие-пролетарии, которые, как и хунвейбины, активно участвовали в массовых репрессиях в годы "культурной революции" <15>), прибегавших к срыву рабочего графика для уничтожения руководства заводов и фабрик по указанию идеологов происходящих в стране процессов.

--------------------------------

<15> Гудошников Л.М. Произвол и насилие - основа политики маоистов // Проблемы Дальнего Востока. 1974. N 3. С. 63 - 72.

 

Конституция переходного периода

 

Конституция 1975 года просуществовала совсем недолго. В сентябре 1976 года умирает Мао Цзэдун, что приводит к свертыванию "культурной революции". В результате короткой по времени схватки за власть арестовывают основных идеологов "культурной революции", так называемую банду четырех, и новые лидеры Китая начинают крупномасштабные реформы, которые принято именовать политикой реформ и открытости. До ее начала 5 марта 1978 года на заседании первой сессии ВСНП пятого созыва принимается новая, третья по общему счету Конституция КНР <16>, которая была вдвое больше предыдущей Конституции и, хотя не полностью, воссоздавала первую Конституцию страны <17>. Конституция 1978 года была временной, переходной и требовалась реформаторам для снижения напряженности в обществе, отказа от основных наиболее одиозных формулировок периода "культурной революции", возрождения разрушенных органов государственной власти и государственного управления, политической и правовой систем. Были восстановлены некоторые формулировки первой Конституции, расширены полномочия государственных органов, права и обязанности граждан, при этом не восстановлен пост Председателя КНР (однако возвращена прокуратура), сохранен курс на противостояние с СССР <18>, остались некоторые формулировки-рудименты периода "культурной революции" (например, революционные комитеты, лозунг "Кто не работает, тот не ест", право на забастовку, право на использование "сыда" <19> и другие свойственные предыдущему периоду особенности).

--------------------------------

<16> Гудошников Л.М., Егоров К.А. О третьей конституции КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1978. N 4. С. 57 - 67.

<17> Конституция 1954 года содержала 106 статей; 1975 года - 30; 1978 года - 60.

<18> СССР по-прежнему именуют социал-империалистами, поставив на первое место перед империализмом в качестве главного врага: "быть готовым противостоять подрывной деятельности и агрессии против Китая со стороны социал-империалистов и империалистов" (абз. 5 Преамбулы Конституции 1978 года).

<19> "Сыда" - "четыре больших": "большой крик", "большая разнузданность", "большие дебаты", "большие стенгазеты". Эти "сыда" были особо популярны в годы "культурной революции". Так, на основе содержания "большой стенгазеты", т.е. "дацзыбао", "хунвейбины" и "цзаофани" осуществляли массовый террор против указанных в них лиц, обвиняемых в контрреволюционной деятельности.

 

Третья китайская Конституция носила компромиссный характер и не рассматривалась как нечто фундаментальное и долговечное, в ней еще не была оформлена проводимая политика реформ. При этом именно в ней впервые за всю историю китайских конституций появилось отдельное положение, посвященное тайваньской проблематике: в преамбуле было закреплено, что "Тайвань - священная территория Китая. Мы обязательно должны освободить Тайвань и завершить великое дело воссоединения Родины".

Появление данного положения не случайно: сразу после окончания разрушительной "культурной революции" Китай взял курс на возвращение в лоно Родины ранее отторгнутых от него территорий под лозунгом "Одно государство - два строя", который предполагает присоединение к КНР Сянгана (Гонконга) (осуществлено в 1997 году), Аомэня (Макао) (осуществлено в 1999 году) и Тайваня. Власти КНР никогда не признавали за Тайванем самостоятельности и настаивают на распространении своей юрисдикции на эту территорию. Воплощение китайской мечты о великом возрождении нации предполагает восстановление территориальной целостности и единства китайцев в рамках общего для них пространства. Эта мечта включает также восстановление единства между двумя берегами: континентальной КНР и островным Тайванем - в рамках политики "Одно государство - два строя": "После объединения страны на Тайване по-прежнему будет капитализм, а на континенте - социализм, зато обе части территории образуют единый Китай" <20>.

--------------------------------

<20> Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. С. 52.

 

Действующая Конституция КНР

 

Третья Конституция КНР просуществовала недолго. И хотя в нее в 1979 и 1980 годах вносились точечные изменения, политика латания дыр уже не устраивала новое руководство страны. Было принято решение вернуться к первой Конституции как к образцу комплексного регулирования политической системы и государственного строя, созданных ранее и возрождаемых в моменте. Однако с особенностями, на которых настаивал главный идеолог проводимых реформ Дэн Сяопин. Одним из основных стало его требование об обязательной и регулярной сменяемости политической и государственной элиты, что означало установление ограничения на занимаемые посты в государстве (как и в партии) двумя сроками подряд (пять плюс пять лет).

Ныне действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 года на пятой сессии ВСНП пятого созыва <21>. Проект Конституции проходил четырехмесячное публичное обсуждение, однако не настолько широкое, как это было в отношении первой Конституции. В него в общей сложности было внесено более 100 поправок и дополнений. Затем в период сессии ВСНП проект продолжили обсуждать в рамках депутатских групп. В итоге Конституция была принята 3 037 депутатами из 3 040 присутствующих.

--------------------------------

<21> Согласно Решению четвертого Пленума ЦК КПК XVIII созыва (20.10.2014 - 23.10.2014) и Постановлению ПК ВСНП от 01.11.2014 четвертое декабря было установлено в КНР в качестве "Дня Конституции".

 

Первая Конституция нового Китая стала основой ныне действующей Конституции 1982 года, практически во многом повторившей свою предшественницу. На разработку Конституции 1982 года ушло более двух лет, и она прошла стадию всенародного обсуждения (в отличие от Конституций 1975 и 1978 годов). Ключевые отличия Конституции 1982 года от предшествующих конституций заключаются в следующем:

- в преамбуле отсутствует упоминание о вечной дружбе с СССР (Конституция 1954 года), но исключено и упоминание о социал-империализме (Конституции 1975 и 1978 годов);

- исключены все упоминания о "культурной революции" (Конституции 1975 и 1978 годов);

- глава "Основные права и обязанности гражданина" теперь занимает второе после главы "Общие положения" место (в предшествующих конституциях - глава третья, после главы "Государственная структура");

- восстановлен пост Председателя КНР (в Конституциях 1975 и 1978 годов его не было) (в отличие от Конституции 1954 года Председатель КНР больше не руководит вооруженными силами, нахождение в должности ограничено двумя сроками по пять лет каждый);

- упразднены Верховное государственное совещание и Государственный комитет обороны (существовали по Конституции 1954 года);

- появился новый конституционный орган - Центральный военный совет, который становится во главе Вооруженных сил страны. Во главе этого совета - председатель;

- в преамбуле, в сравнении с предыдущей Конституцией, изменена формулировка, касающаяся тайваньского вопроса, в нее добавлена важная составляющая, возлагающая обязанность по объединению "двух берегов" и на самих тайваньцев: "Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины является священным долгом всего китайского народа, в том числе и тайваньских соотечественников";

и др. (например, много внимания уделено Единому фронту, который именуется патриотическим; при этом принятый в 1978 году новый устав НПКСК закрепил курс на более широкое представительство китайской буржуазии в Едином фронте; в НПКСК также стали включать "всех тех, кто любит родину" (т.е. китайцев, вне зависимости от гражданства).

Создание текста Конституции 1982 года на основе первой Конституции 1954 года свидетельствовало о том, что новые власти не просто восстанавливают разрушенную систему государственного управления, но и делают это на изначально заложенном фундаменте. Вся политическая система также реставрировалась практически в первоначальном виде.

Возобновилась работа НПКСК как главного органа Единого фронта. Консультации стали одним из основных элементов реформ, вместе с экономическими и правотворческими экспериментами для поиска наиболее оптимальных путей развития страны.

В настоящее время сессии НПКСК проходят практически в одно время с сессиями ВСНП, а точнее, прямо накануне их. Со временем две сессии превратились в одно из главных событий политической жизни страны, располагаясь на втором по значимости месте после партийных съездов и пленумов. Коммунистическая партия как создатель КНР продолжает играть главную роль в политической системе. Она доминирует как в НПКСК, так и в ВСНП, направляя их работу в нужное для себя русло. Компартия действует не прямо, а опосредованно через орган Единого фронта и орган законодательной власти, который можно назвать органом "резиновой печати" (rubber stamp). Налицо функционирование двойного управления в Китае: партийного и государственного. При этом в действующих законах отсутствуют нормы, раскрывающие конституционные положения о руководящей роли коммунистов, что делает механизм партийного управления Китае "в значительной степени скрытым от внешнего наблюдения и одновременно затрудняет исследование партийно-политических процессов" <22>.

--------------------------------

<22> Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978 - 2005) / Рук. авт. колл. Л.М. Гудошников. М., 2007. С. 7.

 

НПКСК по представительству многим шире, чем ВСНП, однако не имеет правомочий на принятие законов. Входящие в него массовые общественные организации и иные объединения, политические партии и др. играют иногда реальную, иногда номинальную роль связующего звена между коммунистической партией и обществом. Они ретранслируют мнение населения в ВСНП, которое должно прислушиваться к нему. Отметим также, что в КНР действует такой порядок принятия законов, при котором их проекты подлежат обязательному опубликованию на сайте законодательного органа для принятия мнения населения по их содержанию.

 

Изменения действующей Конституции

 

Конституция 1982 года не сохранилась в своем первоначальном виде. С течением времени в нее вносились изменения - в общей сложности пять раз. Самые незначительные датируются 1988 годом, самые крупные - 2018-м <23>. Так, в 1988 году ст. 10 Конституции была дополнена правом землевладельцев сдавать землю в аренду другим лицам, а ст. 11 - положением о том, что государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. В 1993 году изменения прежде всего коснулись Преамбулы и были направлены на конституционное закрепление "социализма с китайской спецификой", т.е. рыночной экономики в сочетании с государственным регулированием. В Основной закон страны введено понятие "начальная стадия социализма", добавлено положение о многопартийном сотрудничестве и демократических консультациях под руководством Коммунистической партии. В 1999 году в ст. 5 было добавлено: "Китайская Народная Республика осуществляет управление согласно закону и строит социалистическое правовое государство". Частный сектор экономики, легализованный Конституцией в 1988 году, получил статус "важной составляющей социалистической рыночной экономики". В этом же году из текста Конституции (ранее, в 1997 году, - из текста УК КНР) исключено понятие "контрреволюционные преступления". В 2004 году в ст. 33, открывающую главу об основных правах и обязанностях китайских граждан, было добавлено: "Государство уважает и защищает права человека".

--------------------------------

<23> Гудошников Л.М., Поляков В.П. Развитие конституционного права Китайской Народной Республики (1988 - 2004 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. N 4. С. 47 - 52; Виноградов А.В., Трощинский П.В. Первая сессия ВСНП 13-го созыва и конституционные поправки // Проблемы Дальнего Востока. 2018. N 2. С. 15 - 31.

 

Самые крупные по объему изменения Конституции 1982 года произошли в 2018 году, общее количество внесенных поправок составило 21. Они затронули многие важные вопросы, в том числе и идеологического характера. Так, в Преамбулу наряду с фамилиями Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина был вписан Си Цзиньпин и его "идеи о социализме с китайской спецификой в новую эпоху". Упоминание Мао Цзэдуна в Конституции 1975 года было сделано еще при его жизни, а Дэн Сяопина в ныне действующем Основном законе - лишь после его смерти. Си Цзиньпин поставлен в один ряд с Мао, что характерно в контексте усиливающегося институционального авторитаризма действующего руководителя страны. Отметим также, что в Конституции, кроме фамилий Мао, Дэна и Си, отсутствует упоминание о других лидерах КНР, хотя присутствуют их идеи и концепции: важнейшие идеи о трех представительствах Цзян Цзэминя и концепция научного развития Ху Цзиньтао.

В контексте системы высших органов государственной власти и управления отметим исключение из текста ограничения по сроку нахождения в должности Председателя КНР (возвращение к положениям первой Конституции 1954 года) и включение в государственную структуру нового конституционного органа - Государственного контрольного комитета, отвечающего за борьбу с коррупцией.

Компартия по-прежнему стоит во главе антикоррупционной кампании, а ее главный антикоррупционный орган - Центральная комиссия по проверке дисциплины - теперь концентрирует свои усилия на противодействии нарушениям партийной дисциплины <24>, отдав расследования коррупционных преступлений в ведение контрольного комитета. Правоохранительные функции в сфере борьбы с коррупцией сейчас полностью в руках нового конституционного контрольного органа, созданного из существовавших ранее Министерства контроля (Государственный совет - Правительство), Государственного управления КНР по предупреждению коррупции (Государственный совет - Правительство) и Управления народной прокуратуры по борьбе с коррупцией, взяточничеством и должностными преступлениями (Прокуратура). Государственный контрольный комитет обладает обширными правоохранительными полномочиями, которые предполагают возбуждение уголовного дела, проведение допросов, арест счетов, арест подозреваемых и обвиняемых по коррупционным делам лиц и заключение их под стражу до 6 месяцев и многое другое.

--------------------------------

<24> До конституционной реформы 2018 года Коммунистическая партия в лице Центральной комиссии по проверке дисциплины вторгалась в правоохранительную сферу, осуществляя квазипроцессуальные действия в отношении своих членов, подозреваемых в коррупции, применяя к ним ограничение свободы, обыски, блокировку счетов, слежение и т.п. без каких-либо санкций суда, прокуратуры, возбуждения уголовного дела.

 

Критические замечания

 

Создаваемая в начале образования КНР модель управления государством предполагала принятие наиболее значимых решений путем широких консультаций между Коммунистической партией Китая и всеми прогрессивными общественными силами через НПКСК и ВСНП с обязательным учетом "линии масс". Хотя доминирование Коммунистической партии в политической жизни нового Китая не подвергалось сомнению, однако ее деятельность должна была осуществляться в рамках консультативной демократии, основываться на принципе демократического централизма. Тем не менее в различные периоды развития страны действующий политический механизм неоднократно подвергался серьезной деформации. В истории КНР было время, когда вектор развития государства определялся не путем широких консультаций и даже не самой Коммунистической партией через ее Всекитайский съезд или пленум, а отдельной конкретной личностью. Это касается таких фигур в политической истории Китая, как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин, единолично определявших судьбу государства.

Нечто подобное происходит и в настоящее время: центром принятия ключевых для общества решений является Си Цзиньпин. Налицо существование в КНР институционального авторитаризма, при котором одно лицо занимает главные посты в партии, армии и государстве. Си Цзиньпин является Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Китая, Председателем Военного совета ЦК Коммунистической партии Китая, Председателем Центрального военного совета КНР, Председателем КНР, руководителем целого ряда комиссий ЦК Коммунистической партии Китая по национальной безопасности, экономической реформе, Интернету и т.п.

Однако не все так однозначно, как может показаться при поверхностном анализе сложившейся в современном Китае системы государственного управления. Максимальная концентрация властных полномочий в одних руках, с одной стороны, нарушает принцип коллегиального управления, подрывает авторитет Коммунистической партии как органа коллективного принятия решений, надежду на реальность существования консультативной демократии в стране. С другой - в условиях разворачивающегося противостояния с Западом позволяет населению и иностранным инвесторам быть уверенными в неизменности проводимого политического и экономического курса на многие годы вперед. Это, несомненно, придает решимости китайскому и зарубежному бизнесу инвестировать в экономику КНР, полагая, что установленные Си Цзиньпином правила игры не будут в ближайшей перспективе изменены, а Китай продолжит поступательное развитие, несмотря на существующие вызовы и угрозы его государственности. Иными словами, мы видим размен экономических свобод на политические, что соответствует китайской культуре и философии, предполагающих абсолютное верховенство прав коллектива над правами индивида, приоритет интересов государства и общества над интересами личности.

 

Заключение

 

Ныне действующая Конституция КНР 1982 года в редакции 2018 года, основанная на первой китайской Конституции 1954 года, как и прежде, состоит из Преамбулы (Введения) и четырех глав: общие положения (глава первая), основные права и обязанности граждан (глава вторая), государственная структура (глава 3), государственный флаг, государственный гимн, государственный герб, столица (глава четвертая), всего 143 статьи. Несмотря на то что структура осталась прежней (только поменялись местами главы 2 и 3), все же Конституция 1982 года содержит множество новых положений и даже новые высшие органы государственной власти - Центральный военный совет и Государственный контрольный комитет. В целом признаем, что заложенные в восстановительный период основы государственного (конституционного) строя КНР не претерпели кардинальных изменений. На этом фундаменте, появившемся в далеком 1954 году, стоит современное китайское государство с его институтами власти и управления.

В отрыве от понимания сущности первой Конституции нового Китая невозможно понять содержание конституционных реформ прошлого и настоящего, а также сделать научный прогноз конституционно-правового развития КНР на будущее.

Представляется, что рано или поздно в систему органов государственной власти будет включена власть экзаменационная <25> (институционализация по типу Государственного контрольного комитета, возможно появление Государственного экзаменационного комитета), принят отдельный закон о Председателе КНР, воссоздано Верховное государственное совещание, конституционному регулированию подвергнется НПКСК - головной орган Единого фронта и центральный орган для осуществляемой в Китае консультативной демократии. Первая Конституция КНР 1954 года создала для подобных институциональных реформ все необходимые условия.

--------------------------------

<25> По модели государственного управления, существовавшей в традиционном (старом) Китае, под воздействием конфуцианства предполагалось обязательное наличие отдельной экзаменационной власти, отвечающей за назначение на административные должности наиболее подготовленных, образованных и квалифицированных претендентов. В свое время она была теоретически развита отцом китайской нации Сунь Ятсеном (1866 - 1925) в "Конституции пяти властей" (1906) и существовала на практике в Китайской Республике (1912 - 1949), она же действует сейчас в Китайской Республике на Тайване в лице "пяти юаней/ветвей": Законодательный, Исполнительный, Судебный, Контрольный и Экзаменационный юани (пять ветвей власти).