Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Реабилитационный механизм на стадии предупреждения и восстановительной стадии процесса несостоятельности (банкротства) юридического лица: отличительные особенности

Обновлено 13.03.2025 09:36

В настоящей статье автор предлагает доктринальное определение реабилитационного механизма, а также выделяет элементный состав реабилитационного механизма на предупреждающей и восстановительной стадиях процесса несостоятельности (банкротства) должника. Автором анализируется зарубежный опыт применения доктрины cram down и механизма предварительного плана финансового оздоровления prepackaged plan.

 

Ключевые слова: реабилитационный механизм, правореализация, элементный состав реабилитационного механизма, предупреждающая и восстановительная стадии.

 

In this article, the author proposes a doctrinal definition of the rehabilitation mechanism and identifies its elemental constituents at both the preventive and restorative stages of the bankruptcy process of a debtor. The author analyses foreign experience in applying the cram down doctrine and the mechanism of the preliminary financial recovery plan known as the "prepackaged plan".

 

Key words: rehabilitation mechanism, enforcement of rights, elemental constituents of the rehabilitation mechanism, preventive and restorative stages.

 

Вопросы правореализации традиционно становились предметом исследования научного сообщества. Учеными отмечается, что реализация права являет собой один из существенных аспектов бытия права как особого социального регулятора <1>.

--------------------------------

<1> Пискунова О.В. Формы реализации права: дискуссионные вопросы общетеоретической трактовки // Вестник экономики, права и социологии. 2020. N 3. С. 110.

 

Под правореализацией предлагается понимать процесс превращения юридически значимых идеальных моделей поведения в практическую реальность, в действенную систему общественных отношений <2>. По мнению Н.И. Матузова, правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов <3>.

--------------------------------

<2> Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правореализация как компонент правовой реальности: философско-правовое исследование // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2022. С. 543.

<3> Теория государства и права: Учебник (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004). С. 159.

 

Некоторые ученые в качестве важного элемента правореализационной деятельности выделяют эффективность, так, по мнению Д.В. Просандеева, "комплексная характеристика категории "правореализационный процесс" в системе правового регулирования позволяет проводить взаимозависимость между поставленными целями и задачами регулирования, потребностями субъекта, реализующего правовые нормы, и эффективностью осуществляемых им действий, которые характеризуют результат регулирования, переход от одного правового состояния процесса претворения права к другому качественному его проявлению" <4>.

--------------------------------

<4> Просандеев А.В. Эффективность правореализационного процесса. Дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 16.

 

Существенным инструментом правореализационной деятельности автор считает реабилитационный механизм, который в рамках действующего законодательства обеспечивает восстановление платежеспособности должника и сохранение его предприятия как имущественного комплекса, т.е. способствует правомерному поведению участников отношений несостоятельности (банкротства) при реализации восстановительных (реабилитационных) мероприятий.

В настоящей статье предлагается доктринальное определение реабилитационного механизма, а также выделяется его элементный состав в зависимости от стадии процесса несостоятельности (банкротства) должника, анализируется зарубежный опыт США и Европейских стран, связанный с применением доктрины cram down и реализацией механизма антикризисного управления prepackaged plan как эффективных инструментов правореализационной деятельности.

Как справедливо отмечает С.А. Карелина, "сохранение хозяйствующего субъекта с возможностью после реабилитации не только удовлетворить требования кредиторов, но и создать условия для продолжения нормальной хозяйственной деятельности - вот что должно стать основной целью восстановительных мероприятий" <5>.

--------------------------------

<5> Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). Дис. д-ра юрид. наук. Москва, 2008. С. 321.

 

По мнению С.С. Алексеева, "отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения" <6>.

--------------------------------

<6> Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 215.

 

Механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью, может быть определен как система средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляется эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей <7>.

--------------------------------

<7> Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). Дис. д-ра юрид. наук. Москва, 2008. С. 324.

 

Автор предлагает выделить из механизма правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) реабилитационный механизм и рассмотреть его в качестве одного из элементов (подсистемы) более сложной системы - механизма правового регулирования.

По мнению автора, реабилитационный механизм - система правовых средств реабилитационной направленности (включая средства организационного, экономического, информационного и иного характера, которые первоначально не являются правовыми, но приобретают правовую форму в процессе реализации нормы права), правовых способов и форм, которая обеспечивает восстановление платежеспособности конкурсоспособного должника <8> и продолжение осуществления им нормальной хозяйственной деятельности. Основная цель реабилитационного механизма - восстановление платежеспособности должника и продолжение осуществления им нормальной хозяйственной деятельности, т.е. сохранение предприятия должника как имущественного комплекса - "работающего бизнеса". Кроме того, реабилитационный механизм является самостоятельной системой с присущим только ей определенным структурным (элементным) составом.

--------------------------------

<8> Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д. ю. н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. М.: Статут, 2019. С. 274; Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 30.

 

Под структурой реабилитационного механизма понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей, их соотношение и взаимодействие друг с другом. Структура реабилитационного механизма - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит реабилитационный механизм и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют реабилитационный механизм как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление, характеризующееся специфическими функциями.

В качестве основных элементов реабилитационного механизма можно выделить:

1) правовые средства реабилитационной направленности <9> - инструменты, обеспечивающие результативное правовое воздействие на отношения несостоятельности (банкротства) конкурсоспособного должника в целях восстановления его платежеспособности и продолжения осуществления им нормальной хозяйственной деятельности. Как отмечает Е.П. Губин, "средства - это инструменты, с помощью которых в процессе деятельности, тот или иной субъект достигает цели и результата" <10>.

--------------------------------

<9> Гаевский С.В. Правовые средства реабилитационной направленности в процессе несостоятельности (банкротства) // Право и экономика. 2024. N 9 (439). С. 43 - 50.

<10> Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 68.

 

В нашем случае с помощью инструмента - правовых средств реабилитационной направленности и иных средств, приобретающих правовую форму в процессе реализации нормы права, - участники отношений несостоятельности (банкротства) достигают цели восстановления платежеспособности должника и продолжения осуществления им нормальной хозяйственной деятельности, результатом чего является сохранение предприятия должника как имущественного комплекса - "Работающего бизнеса" <11>.

--------------------------------

<11> Маликов А.Ф. Правовое регулирование реабилитационных процедур несостоятельности (банкротства): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2017. С. 11.

 

Помимо правовых средств необходимо выделить и иные средства организационного, экономического, информационного и иного характера, которые первоначально не являются правовыми, но приобретают правовую форму в процессе реализации нормы права.

Основными признаками правовых средств реабилитационной направленности можно считать: а) субстанциональность; б) специальную целевую направленность; в) выступают в качестве одного из элементов реабилитационного механизма; г) применяются исключительно в процессе несостоятельности (банкротства); д) имеют многоуровневый характер; е) сочетают частноправовые и публично-правовые начала.

Как отмечает С.С. Алексеев, "субстанциональность призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления - то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности" <12>.

--------------------------------

<12> Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 218.

 

Субстанциональность правового средства реабилитационной направленности выражается через его письменную форму, например, соглашение о предоставлении финансовой помощи должнику (п. 1 ст. 113 Закона N 127-ФЗ), заключаемое в рамках внешнего управления, оформляется в письменной форме в виде реального документа.

Специальная целевая направленность правовых средств реабилитационной направленности определяется посредством их применения - исключительно в целях восстановления платежеспособности должника и продолжения осуществления им нормальной хозяйственной деятельности, например, погашение требований кредиторов Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией (п. 1 ст. 174 Закона N 127-ФЗ) обусловлено намерением государственных или муниципальных органов восстановить платежеспособность градообразующего должника и сохранить предприятие как имущественный комплекс <13>.

--------------------------------

<13> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.03.2006, 28.02.2006 N Ф03-А59/05-1/3680 по делу N А59-2258/04-С12; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А74-5384/2015; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2022 N Ф06-16564/2013 по делу N А72-15481/2013.

 

О том, что правовые средства являются одним из элементов реабилитационного механизма, автор указывал выше.

Исключительность применения правовых средств реабилитационной направленности в процессе несостоятельности (банкротства) опосредуется их специальным целеполаганием: применяются исключительно в целях восстановления платежеспособности должника и продолжения осуществления им нормальной хозяйственной деятельности. Появление данной цели правовых средств реабилитационной направленности возможно не ранее даты истечения трехмесячного срока на исполнение должником своих денежных обязательств перед кредиторами и/или обязанности по уплате обязательных платежей, когда отношения между должником и кредитором (кредиторами) подлежат регулированию Законом о несостоятельности (банкротстве), т.е. должник начинает отвечать признакам неплатежеспособности <14>.

--------------------------------

<14> Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ).

 

Многоуровневость характера правовых средств реабилитационной направленности возможно описать, в частности, исходя из методов регулирования, в соответствии с которыми выделяют правовые средства, основанные на централизованных (дозволения, запреты, позитивные обязывания), например, п. 2 ст. 30 Закона N 127-ФЗ, обязывающий учредителей (участников) должника, собственника имущества должника унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций и децентрализованных (хозяйственные договоры, односторонний отказ, акцепт и т.д.) началах, например, отказ от исполнения сделок должника (ст. 102 Закона N 127-ФЗ); соглашения о мерах, направленных на восстановление платежеспособности должника (п. 3 ст. 30 Закона N 127-ФЗ) и т.д.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал выражается в интересах участников соответствующих отношений несостоятельности (банкротства), который может быть как публичным, так и частным, например, на предупреждающей стадии возможно установить организационно-публичные отношения <15> путем принятия уполномоченным органом решения о предоставлении должнику отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ N 146-ФЗ) <16>, п. 1 Приказа ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1134@ <17>), а на восстановительной стадии (например, в процедуре внешнего управления) возможно установить частноправовые отношения между должником и гражданско-правовым сообществом кредиторов, заключив мировое соглашение в целях восстановления платежеспособности должника и продолжения осуществления им нормальной хозяйственной деятельности (ст. 153 Закона N 127-ФЗ).

--------------------------------

<15> Фролов И.В. Правовое регулирование и механизмы управления финансовой несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов: вопросы теории и практики: Учебное пособие. Новосибирск, 2011. С. 72.

<16> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

<17> В данном виде документ опубликован не был.

 

Кроме того, в качестве элементов реабилитационного механизма автор выделяет:

2) правовые способы;

3) правовые формы: досудебное урегулирование спора и исковое производство, реабилитационные процедуры банкротства, включая весь процедурный механизм в целом.

В качестве характерных признаков правовых способов следует отметить: 1) определенный субъектный состав (на предупреждающей стадии: истец, ответчик, арбитражный суд <18>), на восстановительной стадии <19>: должник, кредиторы, арбитражный управляющий, уполномоченный орган, арбитражный суд и т.д.; 2) применяются в порядке искового производства (на предупреждающей стадии) и/или в рамках дела о банкротстве (на восстановительной стадии); 3) на предупреждающей стадии - спор о праве, на восстановительной - разрешение вопроса о спорности или бесспорности заявленного требования <20>; 4) на восстановительной стадии имеют императивный характер <21>; 5) специальное целеполагание: на предупреждающей стадии - недопущение вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, на восстановительной стадии - формирование конкурсной массы должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов; 6) являются процессуальными средствами защиты.

--------------------------------

<18> Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий и др.; Отв. ред. В.В. Ярков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017. 752 с.

<19> Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы и т.д. (ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

<20> Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. 3-е изд. Москва: Статут, 2021. С. 401.

<21> Например, внешний управляющий обязан заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником и т.д. (п. 2 ст. 99 Закона N 127-ФЗ).

 

В качестве характерных признаков правовых форм возможно выделить: 1) определенный субъектный состав (на предупреждающей стадии: истец, ответчик, арбитражный суд), на восстановительной стадии: должник, кредитор, арбитражный управляющий, уполномоченный орган, арбитражный суд и т.д.; 2) на предупреждающей стадии: досудебное урегулирование спора и исковое производство, на восстановительной - исковое производство, включая реабилитационные процедуры в соответствии с Законом N 127-ФЗ; 3) регулируют процессуальные права и обязанности субъектов правоотношений; 4) закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права <22>; 5) для реализации необходима последовательная совокупность элементов фактического состава, например, для признания должника несостоятельным (банкротом) необходим юридический состав, включающий в себя: а) наличие признаков несостоятельности (банкротства); б) совершение определенных процессуальных действий; в) отсутствие оснований для введения восстановительных процедур; г) вынесение решения арбитражным судом <23>.

--------------------------------

<22> Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: Учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с..

<23> Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). Дис. д-ра юрид. наук. Москва, 2008. С. 20 - 21.

 

В условиях современного рынка процесс несостоятельности (банкротства) является многостадийным процессом, который включает в себя несколько стадий: 1) предупреждающая стадия; 2) восстановительная стадия; 3) ликвидационная стадия.

В зависимости от стадии процесса несостоятельности (банкротства) будут меняться элементы реабилитационного механизма, субъектный состав отношений несостоятельности (банкротства), субъективные права и обязанности участников данных правоотношений, правовая форма осуществляемых реабилитационных процедур (исковое производство и/или банкротные процедуры), правосубъектность должника и т.д.

В рамках данной статьи автором будут рассмотрены только предупреждающая и восстановительные стадии процесса несостоятельности (банкротства) должника.

 

Реабилитационный механизм на стадии предупреждения банкротства

 

Предупреждение банкротства - комплексная система экономических, организационных, управленческих, финансовых и иных мероприятий антикризисного характера, применяемых к должнику в целях недопущения его несостоятельности, которая может включать оценку вероятности банкротства <24>.

--------------------------------

<24> Львова О.А. Оценка вероятности банкротства на примере российских компаний // Государственное управление в XXI веке: Российская Федерация в современном мире. 11-я Международная конференция (30 мая - 1 июня 2013 г.). М.: Инфра-М, 2014. С. 669 - 675.

 

Под предупредительным механизмом, по мнению С.А. Карелиной, понимается "совокупность средств правового регулирования, призванных обеспечить осуществление профилактических (превентивных) мер в целях предупреждения несостоятельности (банкротства) субъекта, а также принятия мер, направленных на восстановление платежеспособности должника до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом" <25>.

--------------------------------

<25> Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): Дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008. С. 319 - 320.

 

Зарубежные правопорядки отводят значительную роль предупреждению банкротства, когда должники обращаются в суд фактически за защитой от кредиторов.

Например, Франция в 2005 г. внедрила так называемую процедуру судебной защиты должника от кредиторов (франц. procedure de sauvegarde), которая позволяет обычно крупным, но еще платежеспособным компаниям, испытывающим временные финансовые трудности, провести реорганизацию или реструктуризацию долга под защитой суда и согласовать с кредиторами план восстановления <26>.

--------------------------------

<26> Львова О.А. Реабилитационный потенциал банкротства бизнеса: определить, измерить, увеличить // ЭКО. 2019. N 6. С. 83 - 102.

 

В Великобритании 25 июня 2020 года вступил в силу Закон о корпоративной несостоятельности и управлении (Corporate Insolvency and Governance Act 2020), который ввел новые инструменты корпоративной реструктуризации такие, как временное приостановление действия части закона о несостоятельности, чтобы помочь директорам продолжить торговлю в условиях чрезвычайной ситуации без угрозы личной ответственности за неправомерную торговлю и защитить компании от исков кредиторов и т.п. <27>

--------------------------------

<27>

 

США используют процедуру подготовленного банкротства (prepackaged bankruptcy), когда план реорганизации оговаривается со всеми кредиторами до фактической подачи заявления по гл. 11 "Реорганизация" Кодекса США о банкротстве.

В российском законодательстве вопросу предупреждения банкротства посвящена гл. II Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) <28>, в соответствии с которой учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация) (п. 1 ст. 31 Закона N 127-ФЗ). Судебная практика рассматривает досудебную санацию в форме финансовой помощи (компенсационного финансирования) <29>, предоставляемой должнику в целях восстановления его платежеспособности на этапе предупреждения банкротства должника.

--------------------------------

<28> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<29> Пункт 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020).

 

Понятие реабилитации в банкротстве, ввиду отсутствия четкого законодательного определения, применяется авторами в достаточно свободных трактовках (реабилитация, реабилитационные процедуры, реабилитационные механизмы).

Комплексные проблемы правового регулирования реабилитационных процедур, а также отдельных реабилитационных мероприятий затрагивались в трудах С.Е. Андреева <30>, Д.В. Егорова <31>, С.А. Карелиной <32> и др. Вопросам отдельных реабилитационных процедур посвящены труды зарубежных исследователей, в числе которых можно отметить: Finch V. <33>, Goode R. <34>, LoPucki L. <35> и др.

--------------------------------

<30> Андреев С.Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

<31> Егоров Д.В. Правовое регулирование продажи предприятия в процедуре внешнего управления при несостоятельности (банкротстве) должника. Дис. канд. юрид. наук. М., 2013.

<32> Карелина С.А. Замещение активов как мера по восстановлению платежеспособности должника по законодательству РФ // Предпринимательское право. 2014. N 2. С. 23 - 29.

<33> Finch V. Corporate insolvency law: perspectives and principles. Cambridge: Cambridge University Press. 2002.

<34> Goode R., Principles of corporate insolvency law. London: Sweet & Maxwell. 2011.

<35> Lynn M. LoPucki. The Nature of the Bankrupt Firm: A Reply to Baird and Rasmussen's The End of Bankruptcy // Stanford Law Review. Т. 56. N 3. November 2003.

 

В настоящее время в отечественной доктрине формируется правовой подход, в силу которого смысл реабилитации заключается в попытке сохранить функцию должника как производственной единицы, то есть экономического субъекта, производящего товары, работы и услуги с целью извлечения прибыли <36>.

--------------------------------

<36> Денисов С.А., Егоров А.В., Сарбаш С.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главам V, VI, VIII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". М.: Статут, 2003. С. 19.

 

Предупреждающая стадия процесса несостоятельности (банкротства) начинается с даты истечения трехмесячного срока на исполнение должником своих денежных обязательств перед кредиторами и/или обязанности по уплате обязательных платежей <37> и завершается вынесением арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом. До истечения вышеуказанного трехмесячного срока отношения между должником и его кредиторами регулируются гражданским законодательством, и положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к данным правоотношениям не применяются.

--------------------------------

<37> Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем два миллиона рублей (п. 2 ст. 6 Закона N 127-ФЗ).

 

Можно выделить характерную особенность понятия "предупреждение банкротства" и "предупредительный механизм", отличающую их от понятий "восстановление платежеспособности", "реабилитация" и "реструктуризация", которая выражается в следующем: "предупреждение банкротства" должника и "предупредительный механизм" используются участниками отношений несостоятельности (банкротства) исключительно до вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, в то время как "восстановление платежеспособности", "реабилитация" и "реструктуризация" могут происходить на любой стадии процесса несостоятельности (банкротства). Основная цель "предупреждения банкротства" и "предупредительного механизма" - недопущение несостоятельности (банкротства) должника путем восстановления его платежеспособности до вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Следует выделить отличительные особенности элементного состава реабилитационного механизма на стадии предупреждения банкротства.

1. В качестве правовых средств реабилитационной направленности следует отметить: а) предоставление финансовой помощи (п. 1 ст. 31 Закона N 127-ФЗ), которое по своей природе является частным случаем досудебной санации и может оформляться, например, в виде соглашения о предоставлении контролирующим должника лицом компенсационного финансирования должнику в целях реализации плана по преодолению кризиса <38>; б) соглашения о мерах, направленных на восстановление платежеспособности должника (п. 3 ст. 30 Закона N 127-ФЗ) в качестве которых могут выступать, например, соглашения о реструктуризации задолженности, заключаемые с кредиторами должника, или план (комплекс мероприятий) выхода из кризисной ситуации <39>; в) соглашения о реструктуризации (п. 1 ст. 450 ГК РФ N 51-ФЗ), заключаемые между должником и кредиторами до их обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; г) меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника (ст. 46 Закона N 127-ФЗ), испрашиваемые меры направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между лицами, вовлеченными в процесс банкротства, и предотвращение причинения значительного ущерба, должны быть связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию и по своему характеру направлены на защиту от противоправного поведения или возможных негативных последствий <40> и т.д.

--------------------------------

<38> Пункт 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020); Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2023 N 307-ЭС19-23448(4) по делу N А56-78582/2016.

<39> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.06.2024 N Ф02-2865/2024, Ф02-2819/2024, Ф02-2640/2024 по делу N А69-2932/2021; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2022 N Ф05-13709/2022 по делу N А40-230124/2021; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2020 N Ф05-18768/2019 по делу N А40-175039/2018.

<40> Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"; п. 8 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020); Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 N 20АП-7431/2023 по делу N А23-1609/2016.

 

Помимо правовых средств необходимо выделить и иные средства организационного, экономического, информационного и иного характера, которые первоначально не являются правовыми, но приобретают правовую форму в процессе реализации нормы права.

В качестве таковых можно выделить: а) мораторий на возбуждение дел о банкротстве (ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ) главная цель которого заключается в создании предпосылок для финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, положение которых ухудшилось по объективным, непредвиденным и экстраординарным обстоятельствам, возникшим вследствие сложившейся экономической ситуации <41>; б) уведомление о созыве внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника (п. 3.1 ст. 9 Закона N 127-ФЗ), которое обеспечивает реализацию руководителем должника принципов добросовестности и разумности при исполнении последним своих управленческих функций и является возможным основанием для освобождения его от субсидиарной ответственности <42>; в) уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ) подтверждает право заявителя на подачу соответствующего заявления, с целью исключения необоснованного принятия к производству заявления о банкротстве и возникновения в связи с этим негативных последствий, а также оповещения всех заинтересованных лиц о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о признании должника - банкротом <43>; г) включение сведений о возникновении признаков банкротства или наличии определенных обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 1 ст. 30 Закона N 127-ФЗ), применительно к гражданским договорным отношениям невыполнение руководителем требований Закона о банкротстве об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве свидетельствует о недобросовестном сокрытии от кредиторов информации о неудовлетворительном имущественном положении юридического лица и может являться основанием для привлечения к субсидиарной ответственности <44> и т.д.

--------------------------------

<41> Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2024 N 307-ЭС24-1458 по делу N А56-63949/2022; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2024 N 305-ЭС24-7916 по делу N А40-282890/2022.

<42> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.09.2024 N Ф03-3513/2024 по делу N А73-4866/2018.

<43> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2024 N Ф05-24019/2024 по делу N А41-46737/2023; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2024 N Ф10-1461/2024 по делу N А84-353/2022.

<44> Пункт 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016); Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2024 N Ф05-13043/2024 по делу N А40-34961/2018.

 

2. В качестве правовых способов возможно выделить: а) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки <45> (ст. 12, 166, 167 ГК РФ N 51-ФЗ); б) отказ от договора <46> (ст. 450.1 ГК РФ N 51-ФЗ); в) возмещение убытков <47> (ст. 15, 53.1 ГК РФ N 51-ФЗ) и т.д.

--------------------------------

<45> Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2024 N Ф03-4717/2024 по делу N А51-1509/2023; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2024 N Ф08-8115/2024 по делу N А15-5105/2022.

<46> Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2024 N Ф03-4615/2024 по делу N А51-21900/2023; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2024 N Ф07-14268/2024 по делу N А56-57198/2023.

<47> Пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023); Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.11.2024 N Ф09-6343/24 по делу N А50-30204/2023.

 

3. В качестве правовой формы следует отметить - досудебное урегулирование спора и исковое производство, например, а) досудебная санация <48> б) переговоры <49> (ст. 138.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (далее - АПК РФ N 95-ФЗ) <50>; в) медиация <51> (ст. 138.4 АПК РФ N 95-ФЗ); в) судебное примирение <52> (ст. 138.5 АПК РФ N 95-ФЗ) и т.д.

--------------------------------

<48> Пункт 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020).

<49> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2024 N Ф05-16427/2024 по делу N А41-60303/2023.

<50> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

<51> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2023 N Ф05-4664/2023 по делу N А41-48696/2022.

<52> Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2024 N 12АП-4600/2024 по делу N А12-20705/2023.

 

Реабилитационный механизм на восстановительной стадии

 

Восстановительная стадия процесса несостоятельности (банкротства) начинается с даты вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления должника или кредитора, а заканчивается вынесением арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства <53>.

--------------------------------

<53> На ликвидационной стадии в процедуре конкурсного производства также может применяться реабилитационный механизм, например: а) возможность перехода к внешнему управлению (ст. 146 Закона N 127-ФЗ); б) мировое соглашение как способ прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 150 Закона N 127-ФЗ); замещение активов должника в ходе конкурсного производства (ст. 141 Закона о банкротстве N 127-ФЗ) и т.д.

 

На восстановительной стадии процесса несостоятельности (банкротства) усиливается государственное вмешательство в отношения между должником и его кредиторами, которое выражается в следующем:

1) применение механизма судебного контроля (например, ст. 60, п. 2 ст. 20.2, п. 6 ст. 42, п. 2 ст. 71 Закона N 127-ФЗ и т.д.);

2) участие в процессе несостоятельности (банкротстве) специальных органов: а) арбитражный управляющий; б) уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; в) саморегулируемая организация арбитражных управляющих; г) орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; д) регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

3) применение судейского усмотрения (например, п. 2 ст. 75, п. 2 ст. 82, п. 2 ст. 146 Закона N 127-ФЗ и т.д.);

4) ограничение правоспособности должника (например, ст. 99, п. 2 ст. 126, ст. 189.25 Закона N 127-ФЗ и т.д.);

5) федеральные (государственные) и муниципальные органы могут выбирать соответствующую процедуру банкротства должника, участвовать в управлении делами должника и определять его дальнейшую судьбу (например, ст. 171 Закона N 127-ФЗ).

Следует выделить отличительные особенности элементного состава реабилитационного механизма на восстановительной стадии:

1. Применение таких правовых средств реабилитационной направленности, как: а) предоставление финансовой помощи <54> (ст. 85.1, ст. 89, ст. 112.1, ст. 113, ст. 125, ст. 129.1 Закона N 127-ФЗ); б) субсидиарная ответственность <55> (ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ) и т.д.

--------------------------------

<54> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.10.2024 N Ф04-4359/2024 по делу N А02-2072/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2024 N Ф07-12911/2024 по делу N А21-15441/2019.

<55> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.11.2024 N Ф04-7626/2022 по делу N А46-3672/2021; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2024 N Ф08-9332/2024 по делу N А32-26720/2023.

 

В качестве иных средств организационного, экономического, информационного и иного характера, которые первоначально не являются правовыми, но приобретают правовую форму в процессе правового воздействия на отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) должника, возможно отметить: а) мораторий на удовлетворение требований кредиторов <56> (ст. 95 Закона N 127-ФЗ); б) оценка имущества <57> (ст. 130 Закона N 127-ФЗ) и т.д.

--------------------------------

<56> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2024 N Ф05-6457/2022 по делу N А40-98459/2020; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2023 N Ф09-939/23 по делу N А07-6212/2022.

<57> Пункт 22 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018); Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2024 N Ф08-8040/2024 по делу N А18-1635/2020.

 

2. Применение таких правовых способов, как: а) отказ от исполнения сделок должника <58> (ст. 102 Закона N 127-ФЗ); б) взыскание убытков <59> (ст. 61.20 Закона N 127-ФЗ) и т.д.

--------------------------------

<58> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2024 N Ф05-24624/2021 по делу N А40-62412/2020; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2024 N Ф09-3302/24 по делу N А47-7799/2023.

<59> Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.10.2024 N Ф03-3874/2024 по делу N А51-12762/2021; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2024 N Ф05-23926/2024 по делу N А40-243322/2022.

 

3. Использование преимущественно такой правовой формы, как: реабилитационные процедуры: а) финансовое оздоровление (п. 2 и п. 3 ст. 75, п. 1 ст. 80 Закона N 127-ФЗ); б) внешнее управление (абз. 4 п. 2 ст. 75, п. 6 ст. 87, п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 93 Закона N 127-ФЗ) и т.д.

Таким образом, стадия предупреждения процесса несостоятельности (банкротства) должника имеет характерную целевую особенность, отличающую ее от восстановительной стадии, а именно: цель предупреждающей стадии - недопущение несостоятельности (банкротства) должника путем восстановления его платежеспособности до вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, в то время как цель восстановительной стадии - восстановление платежеспособности должника и продолжение осуществления им нормальной хозяйственной деятельности в процессе несостоятельности (банкротства) должника в период с даты вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом до даты вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Заметим, что значимым механизмом антикризисного управления в зарубежных правопорядках (среди которых США, Австрия, Австралия) являются доктрина cram down и механизм предварительного плана финансового оздоровления (pre-packaged plan) в качестве эффективных правовых инструментов, используемых при реализации плана финансового оздоровления компании-должника.

Практикующие зарубежные юристы отмечают эффективность данного механизма, позволяющего достичь компромисса между различными классами кредиторов <60>.

--------------------------------

<60> Cram down in Australia - does it work?

 

Cram down превращает "правило собственности" внесудебной реструктуризации, согласно которому кредитор всегда может сказать "нет", в правило ответственности, согласно которому кредитор может быть вынужден принять реструктуризацию, если будет уплачена минимальная "цена" (соблюдение правил cram down) <61>.

--------------------------------

<61> Adam J. Levitin business bankruptcy financial restructuring and modern commercial markets. P. 431 - 432.

 

В США полномочия DIP (должник во владении) и возможность принуждения уравновешиваются значительной судебной защитой кредиторов при реорганизации, режим строго регулируется Судом по делам о банкротстве <62>.

--------------------------------

<62> Finch V. Corporate insolvency law: perspectives and principles. Cambridge: Cambridge University Press. 2009. P. 282.

 

Основной принцип доктрины cram down - недопущение ухудшения положения кредиторов по сравнению с тем, в каком они оказались бы в случае проведения ликвидационных процедур. Суть данной доктрины сводится к следующему: если один или несколько классов кредиторов голосуют против удовлетворения плана, план может быть утвержден арбитражным судом вопреки воле кредиторов при соблюдении определенных условий. Указанная доктрина используется с целью не допустить злоупотреблений со стороны кредиторов, направленных на блокировку потенциально осуществимого плана финансового оздоровления компании <63>.

--------------------------------

<63> Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д. ю. н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. М.: Статут, 2019. С. 607.

 

Вместе с тем доктрина cram down предполагает также подавление воли кредиторов и иных лиц, выступающих против реабилитационных мероприятий в пользу ликвидационных, если применение реабилитационных процедур позволит должнику как рассчитаться с требованиями кредиторов, так и продолжить осуществлять нормальную хозяйственную деятельность.

Министерство экономического развития Российской Федерации планировало ввести cram down в рамках реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве). Заместитель министра экономического развития Илья Торосов в рамках Второго Всероссийского совещания арбитражных управляющих заявлял об эффективности этого механизма <64>, однако в настоящий момент полноценно такой механизм законодательно не закреплен. Представляется возможным говорить лишь об использовании некоторых элементов cram down. Так, п. 3.1 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ предоставляет право должнику, в отношении которого действует мораторий, обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему судебной рассрочки и в данном случае суд не будет связан мнением кредиторов должника. Однако, как свидетельствует судебная практика, суд вправе отказать в ее предоставлении, если возражающие против рассрочки кредиторы представят убедительные доказательства невозможности восстановления платежеспособности должника, не опровергнутые последним. Равным образом не подлежит удовлетворению ходатайство о предоставлении судебной рассрочки в случае, если будет доказано, что после удовлетворения требований кредиторов, к которым применяется рассрочка, должник будет заведомо неспособен расплатиться с остальными кредиторами <65>.

--------------------------------

<64> Минэкономразвития готово ввести механизм cram down в законопроект о банкротстве.

<65> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 N 09АП-54908/2022 по делу N А40-155962/2021; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2022 N Ф04-156/2022 по делу N А03-9267/2020.

 

Различные проявления доктрины cram down мы можем обнаружить в судебной практике. Так, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.08.2024 N Ф04-3241/2024 по делу N А70-18755/2022 <66> оставлены в силе акты нижестоящих судов, которыми утверждено мировое соглашение, против утверждения которого выступал арбитражный управляющий должника. В рамках другого дела о банкротстве ООО "Лафер-Юг" Верховный Суд Российской Федерации принял достаточно интересное решение об отмене мирового соглашения, в результате выполнения условий которого реестр требований кредиторов оказался бы закрытым, но при этом должник лишился бы единственного значимого актива (таким образом мировым соглашением не была бы достигнута цель реабилитации) <67>.

--------------------------------

<66> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.08.2024 N Ф04-3241/2024 по делу N А70-18755/2022.

<67> Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2023 N 308-ЭС20-3526 (9,10,12-14) по делу N А32-26161/2019.

 

Еще одним результативным механизмом, направленным на восстановление платежеспособности должника, является предварительно подготовленный план финансового оздоровления компании (pre-packaged plan) или предварительно согласованный план финансового оздоровления компании (pre-negotiated plan).

В отличие от традиционных дел о банкротстве предварительный план финансового оздоровления (реструктуризации) предоставляет возможность должникам вступить в банкротство с заранее подготовленными и согласованными мероприятиями, которые позволят компании, испытывающей финансовые трудности, преодолеть их, восстановив свою платежеспособность.

Механизм pre-packaged plan рассматривался как один из способов спасти крупнейшую американскую автомобильную корпорацию - General Motors <68>.

--------------------------------

<68> Как спасли GM: подлинная история самого важного банкротства в истории США.

 

Как отмечает О.А. Львова, "в США и в странах Европы pre-packaged plan позволяет снизить затраты на проведение судебных процедур, значительно сократить сроки таких процедур (сделать участие суда "техническим")" <69>.

--------------------------------

<69> Львова О.А. Антикризисный потенциал банкротства // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. N 4. С. 91.

 

Одно из самых очевидных различий заключается в продолжительности дела - в то время как традиционные дела о банкротстве (гл. 11 Кодекса о банкротстве США) <70> могут длиться более года, дела с заранее подготовленными (prepackaged plans) или предварительно согласованными планами (pre-negotiated plans) могут быть разрешены в течение нескольких недель, что значительно снижает стоимость администрирования дела. Дела с заранее подготовленными и предварительно согласованными планами, как правило, имеют большую определенность в исходе дела о банкротстве, поскольку оба типа планов требуют поддержки со стороны ключевых групп кредиторов. Однако существуют важные различия между заранее подготовленным планом и предварительно согласованным планом.

--------------------------------

<70> Chapter 11 USC: Reorganization // Office of the Law Revision Counsel, US Code.

 

В случаях с предварительно подготовленным планом (pre-packaged plan) должник не только уже полностью составил план до подачи заявления о банкротстве, но план был принят и одобрен соответствующим классами кредиторов, которые проголосовали за его утверждение. Таким образом, должник имеет утвержденный кредиторами план, и по этой причине дело о банкротстве с предварительно подготовленным планом будет рассмотрено и завершено в максимально сжатые сроки.

Предварительно согласованный план (pre-negotiated plan) - это план, который должник уже согласовал с определенными ключевыми кредиторами, но еще не начал процесс привлечения кредиторов в процедуру банкротства, и кредиторы еще не проголосовали за принятие плана. Поэтому, чтобы гарантировать намерение должника и поддерживающих его план кредиторов двигаться вперед в соответствии с предварительно согласованным планом, они заключают между собой соглашение о поддержке реструктуризации (Restructuring Support Agreement, RSA) <71>. RSA обеспечивает баланс между обеспечением определенного результата и гибкостью. В отличие от заранее подготовленного плана, когда кредиторы уже проголосовали за его принятие, RSA требует от должника предложить план, предусматривающий определенное согласованное отношение к требованиям поддерживающих кредиторов, устанавливает сроки для подтверждения плана и иные ключевые условия (например, если в плане предусмотрена продажа имущества в процедуре банкротства, то необходимо установить крайний срок для подачи распоряжения о его продаже и т.д.), требует от поддерживающих кредиторов проголосовать за план, предложенный должником, при условии, что он соответствует требованиям RSA.

--------------------------------

<71> What Is the Difference Between Pre-Packaged and Pre-Negotiated Bankruptcy Plans, and What Are Restructuring Support Agreements?

 

Можно провести аналогию между сообществом участников RSA и гражданско-правовым сообществом кредиторов должника (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ N 51-ФЗ). Как следует из п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Как отмечает Е.Д. Суворов, "интерес гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов, как отдельный от индивидуальных интересов каждого из его членов, признан на уровне Пленума Верховного Суда Российской Федерации <72>, Президиума ВС РФ <73>. Несмотря на отсутствие правосубъектности, такое сообщество принимает собственные решения, может отменять их <74>, то есть не является простой совокупностью соответствующих членов" <75>.

--------------------------------

<72> Пункт 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве".

<73> Пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).

<74> Пункт 3 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).

<75> Суворов Е.Д. Проблемы реализации принципа равенства кредиторов несостоятельного должника. Дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2022. С. 195 - 196.

 

Возможно выделить характерные особенности данных сообществ, которые выражаются в следующем:

1) устанавливаются внутренние отношения между членами сообщества;

2) устанавливаются внешние отношения между должником и сообществом;

3) добровольность исполнения участниками сообщества и должником принятых на себя обязательств;

4) соблюдается принцип свободы договора;

5) внутренние отношения участников сообщества имеют частноправовой характер (воля кредиторов формируется путем взаимного согласия, а не посредством подчинения воли меньшинства воле большинства).

Зарубежный опыт показывает, что использование вышеназванных механизмов позволяет должнику и кредиторам прийти к конструктивному диалогу, который необходимо начинать выстраивать на ранней стадии финансового "недомогания" компании-должника. Потому что в ситуации, связанной с кризисом неплатежей, важно выиграть время и найти наиболее эффективные решения, позволяющие восстановить платежеспособность должника в условиях конфликта интересов различных групп кредиторов.

В современном отечественном законодательстве о несостоятельности (банкротстве) и судебной практике отсутствует упоминание и применение такого или аналогичного механизмов.

На наш взгляд, возможно использовать доктрину cram down и механизм предварительного плана финансового оздоровления (pre-packaged plan) в российском законодательстве о несостоятельности (банкротства).

Например, дополнить гл. II "Предупреждение банкротства" (Закона N 127-ФЗ) положениями о досудебной санации. На сегодняшний день досудебная санация рассматривается правоприменительной практикой исключительно в форме финансовой помощи (компенсационного финансирования) <76>, предоставляемой должнику в целях восстановления его платежеспособности. Как отмечает А. Каверзина, "необходимо развить положения главы II Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 30 и 31) в части описания конкретных мер и порядка досудебной санации, а также дополнить ее положениями о проведении реструктуризации под контролем суда" <77>.

--------------------------------

<76> Пункт 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020).

<77> В ТПП РФ обсудили основные спорные вопросы процедуры банкротства // Арбитражный управляющий. 2023. N 2. С. 8 - 9.

 

По мнению автора, следует закрепить данное понятие "досудебная санация" на законодательном уровне и детализировать мероприятия, предусмотренные ею.

Например, сформулировать следующие положения:

1) руководитель юридического лица в течение пяти календарных дней с даты выявления признаков объективного банкротства извещает об этом своих кредиторов и предлагает им провести собрание кредиторов для рассмотрения и утверждения плана финансового оздоровления;

2) собрание кредиторов должно быть созвано и проведено руководителем юридического лица в течение 45 календарных дней с даты обнаружения признаков объективного банкротства;

3) собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

- утвердить план финансового оздоровления и направить его в арбитражный суд;

- отказать в утверждении плана финансового оздоровления;

4) в течение трех календарных дней с даты утверждения плана финансового оздоровления кредиторами руководитель должника направляет утвержденный план в арбитражный суд;

5) арбитражный суд в течение пяти рабочих дней с даты получения утвержденного кредиторами плана финансового оздоровления открывает в отношении должника процедуру реорганизации (финансового оздоровления) сроком на шесть месяцев;

6) в течение шестимесячного срока с даты открытия процедуры реорганизации (финансового оздоровления) кредиторы должника не имеют права инициировать дело о банкротстве должника, включая кредиторов, которые не принимали участия в утверждении плана финансового оздоровления;

7) в случае отказа собранием кредиторов руководителю должника в утверждении плана финансового оздоровления собрание кредиторов устанавливает новый срок, который не может быть более 60 календарных дней с даты проведения собрания кредиторов, на представление руководителем должника собранию кредиторов повторного плана финансового оздоровления и т.д.

Порядок проведения собрания кредиторов, внесения изменений и дополнений в план финансового оздоровления и иные мероприятия досудебной санации должны быть регламентированы Законом о банкротстве, включающей дополнительную гл. "Досудебная санация".

Кроме того, выполнение надлежащим образом - с учетом принципов добросовестности <78> и разумности <79> - должником мероприятий, предусмотренных гл. "Досудебная санация", может являться основанием для освобождения контролирующих должника лиц от субсидиарной ответственности.

--------------------------------

<78> Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".

<79> Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".

 

Таким образом, применение реабилитационного механизма и использование зарубежного опыта, связанного с реализацией доктрины cram down и механизма антикризисного управления prepackaged plan как эффективных инструментов правореализационной деятельности, направленной на финансовое оздоровление компаний-должников, может помочь российской экономике развивать институт антикризисного управления, используя данные механизмы в практической плоскости (в реальном секторе экономики, в отношении конкретных компаний), тем самым формируя новый класс высокоэффективных менеджеров (управленцев).