Административно-правовые аспекты кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений
В статье проведен комплексный анализ правовых аспектов кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений в современных условиях. Рассмотрены ключевые проблемы в сфере управления медицинскими кадрами, включая территориальный дисбаланс в их распределении, несовершенство системы непрерывного медицинского образования и профессиональной аккредитации специалистов. Исследованы особенности финансового обеспечения медицинских организаций, в том числе вопросы разграничения платных и бесплатных медицинских услуг, развития одноканальной модели финансирования и повышения эффективности использования ресурсов. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы цифровизации здравоохранения и внедрения телемедицинских технологий. Предложены направления совершенствования правового регулирования кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства и создание единой информационной системы мониторинга кадрового потенциала отрасли.
Ключевые слова: медицинские учреждения, кадровое обеспечение, финансовое обеспечение, непрерывное медицинское образование, аккредитация специалистов, цифровизация здравоохранения, правовое регулирование, государственно-частное партнерство, телемедицинские технологии, система здравоохранения.
This article presents a comprehensive analysis of the legal aspects of HR and financial support for medical institutions in contemporary conditions. Key issues in the management of medical personnel are examined, including territorial imbalances in their distribution, the imperfection of the system for continuous medical education, and the professional accreditation of specialists. The features of financial support for medical organizations are investigated, including issues related to the delineation of paid and free medical services, the development of a single-channel financing model, and enhancing the efficiency of resource utilization. The regulatory framework governing the issues of healthcare digitalization and the implementation of telemedicine technologies is analyzed. Directions for improving the legal regulation of HR and financial support for medical institutions are proposed, including the development of public-private partnership mechanisms and the creation of a unified information system for monitoring the workforce potential in the sector.
Key words: medical institutions, HR support, financial support, continuous medical education, specialist accreditation, healthcare digitalization, legal regulation, public-private partnership, telemedicine technologies, healthcare system.
В современных условиях развития системы здравоохранения особую актуальность приобретают вопросы правового регулирования кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений. Специфика подготовки медицинских кадров и профессионального развития человеческих ресурсов обусловлена необходимостью постоянного обучения и развития в связи с быстрым прогрессом медицинских технологий, появлением новых лекарственных препаратов и оборудования. Это требует постоянного освоения сотрудниками новых профессиональных компетенций и поиска современных управленческих подходов к руководству коллективом медицинской организации.
Анализ научной литературы показывает наличие комплекса проблем в сфере кадрового обеспечения медицинских учреждений. По мнению А.Х. Файзуллаева, основные проблемы профессионального развития медицинского персонала связаны с неэффективностью использования рабочего времени, выполнением дополнительных обязанностей, низкой вовлеченностью персонала в решение поставленных руководством задач <1>. П.В. Дерюга отмечает, что сохраняются устаревшие подходы к подготовке, распределению и управлению кадровыми ресурсами, существует дисбаланс в географическом распределении и профессиональной структуре сотрудников, наблюдается дефицит кадров и неравномерное размещение персонала по уровню специализации, особенно остро стоит проблема нехватки специалистов в сельской местности <2>.
--------------------------------
<1> Файзуллаев А.Х. Особенности кадровой политики в медицинской организации, кадровая стратегия / А.Х. Файзуллаев, И.Р. Фатихов, Т.Н. Конькова // Вестник Медицинского стоматологического института. 2023. N 1 (64). С. 49 - 50.
<2> Дерюга П.В. Кадровая политика в медицинской организации // Молодой ученый. 2019. N 39. С. 19.
Особое внимание исследователи уделяют вопросам непрерывного медицинского образования (НМО). Н.Н. Ветшева подчеркивает необходимость соответствия программ НМО актуальным практическим задачам отрасли и современным образовательным тенденциям, включая использование дистанционных технологий и проблемно-ориентированного обучения в малых группах <3>. Зарубежные исследователи, в частности Sh. Merkur, отмечают преимущества европейской системы резидентуры, основанной на принципе полной самостоятельности выпускника и его готовности к практической работе <4>. Важным элементом является система вверяемых профессиональных полномочий, позволяющая оценивать готовность специалиста к самостоятельной деятельности.
--------------------------------
<3> Ветшева Н.Н. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. N 2-3. С. 63.
<4> Merkur Sh. Analysis of health systems and policies. Brief analytical review. Report. London, 2016. 26 p.
В сфере финансового обеспечения медицинских учреждений наблюдаются свои специфические проблемы. Существующая нормативно-правовая база не позволяет четко разграничить платные и бесплатные медицинские услуги, что создает риски замещения бесплатной медицинской помощи платными услугами. Использование инфраструктуры и материально-технической базы, приобретенных за бюджетные средства, для оказания платных услуг может приводить к увеличению времени ожидания пациентами бесплатной медицинской помощи. Требуется совершенствование механизмов финансирования учреждений здравоохранения, в том числе развитие преимущественно одноканальной модели финансирования.
Особую актуальность приобретает проблема дифференциации медицинских организаций по уровню финансовой устойчивости, особенно на сельских территориях. Как отмечает Т.Х. Савинов, наблюдается значительная дифференциация медицинских организаций сельских территорий по величине просроченной кредиторской задолженности, что свидетельствует о системных проблемах в финансовом обеспечении учреждений здравоохранения. Требуется совершенствование механизмов бюджетного финансирования и повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов <5>.
--------------------------------
<5> Савинов Т.Х. Анализ управления финансово-экономической деятельностью государственной сельской медицинской организации // Международные научные исследования. 2017. N 2 (31). С. 269 - 270.
Анализ кадровой ситуации в региональном здравоохранении, проведенный Т.И. Валецкой и И.Н. Донских, показывает недостаточную обеспеченность сельских территорий медицинскими работниками. Существующие меры поддержки, включая компенсацию коммунальных услуг и дополнительные выплаты сельским врачам, оказываются недостаточно эффективными для разрешения проблемы кадрового дефицита. Необходим поиск новых механизмов привлечения и закрепления медицинских специалистов в сельской местности, включая развитие системы целевого обучения и создание привлекательных условий для профессиональной деятельности <6>.
--------------------------------
<6> Валецкая Т.И. Обеспеченность здравоохранения сельских территорий Алтайского края медицинскими работниками / Т.И. Валецкая, И.Н. Донских // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2016. N 12-13. С. 246 - 247.
Важным аспектом совершенствования системы подготовки медицинских кадров является внедрение современных образовательных технологий и методик. Зарубежный опыт, описанный K. Sutherland и S. Leatherman, демонстрирует эффективность многоступенчатой системы оценки профессиональных компетенций, включающей наблюдение за практической деятельностью, ведение профессионального портфолио и регулярную аттестацию. Особое внимание уделяется документированию профессионального прогресса и оценке реальных практических навыков в условиях клинической деятельности <7>.
--------------------------------
<7> Sutherland K. Does certification improve medical standards? / K. Sutherland, S. Leatherman // British Medical Journal. 2016. N 333. P. 440.
Существенной проблемой остается несовершенство системы статистического учета и мониторинга кадровых ресурсов здравоохранения. В.А. Марценюк указывает на сложность кадровой структуры отрасли и недостатки существующей системы кадрового учета, что приводит к искажению информации и снижает эффективность планирования подготовки и переподготовки медицинских работников <8>. Требуется разработка единых методологических подходов к статистическому учету и анализу кадрового потенциала здравоохранения.
--------------------------------
<8> Марценюк В.А. Управление человеческими ресурсами в медицинской организации: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2017. С. 98.
Особого внимания заслуживает проблема организации труда медицинского персонала. Исследования показывают, что значительная часть рабочего времени медицинских работников тратится на выполнение несвойственных функций и заполнение документации. Необходима оптимизация трудовых процессов, внедрение современных информационных технологий и систем электронного документооборота, что позволит повысить эффективность использования рабочего времени и качество медицинской помощи.
Немаловажным направлением является внедрение современных управленческих технологий в медицинских организациях. Опыт развитых стран показывает, что эффективное управление человеческими ресурсами является ключевым фактором повышения качества медицинской помощи. При этом важно учитывать, что кадры бюджетных медицинских учреждений имеют свою специфику мотивации, где материальные стимулы не всегда играют определяющую роль.
Также важным представляется вопрос аккредитации медицинских специалистов как важного элемента системы контроля качества профессиональной подготовки. Статистические данные показывают рост количества специалистов, проходящих процедуру аккредитации, что свидетельствует о постепенном внедрении новых механизмов оценки профессиональной компетентности. Однако существует необходимость дальнейшего совершенствования процедуры аккредитации, включая разработку объективных критериев оценки и учет специфики различных медицинских специальностей <9>.
--------------------------------
<9> Пивень Д.В. Об оценке отчета врача при прохождении процедуры аккредитации / Д.В. Пивень, И.С. Кицул // Менеджер здравоохранения. 2017. N 3. С. 6.
Важным направлением развития системы здравоохранения является создание эффективной модели взаимодействия образовательных и медицинских организаций. Необходимо обеспечить более тесную интеграцию теоретической подготовки с практической деятельностью, что позволит сократить разрыв между полученными в процессе обучения знаниями и реальными требованиями практического здравоохранения. Особую роль в этом процессе играет развитие системы наставничества и создание условий для передачи профессионального опыта молодым специалистам.
Анализ международного опыта показывает эффективность создания центров компетенций и учебно-клинических центров, где происходит отработка практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. Такой подход позволяет повысить уровень практической подготовки специалистов и снизить риски в начале самостоятельной профессиональной деятельности. При этом важно обеспечить постоянное обновление материально-технической базы этих центров в соответствии с развитием медицинских технологий.
В сфере финансового обеспечения медицинских организаций требуется совершенствование механизмов планирования и распределения ресурсов. Необходимо развитие системы нормативно-подушевого финансирования с учетом региональных особенностей и специфики деятельности различных типов медицинских учреждений. Особое внимание следует уделить разработке механизмов стимулирования эффективного использования ресурсов при сохранении качества и доступности медицинской помощи.
Современные тенденции развития здравоохранения требуют особого внимания к вопросам цифровизации и внедрения информационных технологий в медицинских учреждениях. Цифровая трансформация затрагивает все аспекты деятельности медицинских организаций, включая кадровое и финансовое обеспечение. В этой связи возникает необходимость совершенствования правового регулирования использования цифровых технологий в здравоохранении.
В современных условиях развития здравоохранения особую актуальность приобретает внедрение телемедицинских технологий и цифровых решений, что регламентируется Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" <10>. Развитие телемедицины направлено на повышение доступности медицинской помощи в удаленных районах, оптимизацию использования кадровых ресурсов и обеспечение возможности получения консультаций ведущих специалистов при существенном снижении затрат на оказание медицинской помощи.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".
Важнейшим аспектом развития отрасли является система непрерывного медицинского образования, регулируемая Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <11> и Приказом Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года" <12>. В условиях цифровой трансформации особое значение приобретают дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие доступность образовательных программ, оптимизацию затрат на повышение квалификации и возможность индивидуализации образовательных траекторий.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
<12> Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".
Финансовое обеспечение здравоохранения требует внедрения современных информационных систем управления ресурсами, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" <13>. Это позволяет повысить прозрачность финансовых потоков, оптимизировать расходование средств и обеспечить эффективный контроль за использованием ресурсов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ <14> и Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <15>.
--------------------------------
<13> Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 (ред. от 04.03.2024) "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения").
<14> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
<15> Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
В сфере управления кадровыми ресурсами необходимо создание единой информационной системы мониторинга кадрового потенциала отрасли, что соответствует положениям Государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ <16>. Данная система должна обеспечивать учет профессиональных компетенций, планирование потребности в специалистах и оценку эффективности использования кадровых ресурсов.
--------------------------------
<16> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 (ред. от 13.07.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Развитие государственно-частного партнерства регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации" <17> и требует совершенствования механизмов взаимодействия государственных и частных медицинских организаций, включая вопросы финансирования совместных проектов, использования ресурсов и распределения ответственности между участниками.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18>, необходимо развивать систему стимулирования медицинского персонала, включающую как материальные, так и нематериальные механизмы мотивации. Важным аспектом является внедрение дифференцированной оплаты труда, основанной на показателях эффективности деятельности медицинских работников, что регламентируется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 <19>.
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
<19> Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 (ред. от 31.01.2024) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений...".
Проведенное исследование правовых аспектов кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений позволило выявить комплекс системных проблем в данной сфере. В области кадрового обеспечения наблюдается существенный территориальный дисбаланс в распределении медицинских кадров, который особенно остро проявляется в дефиците специалистов в сельской местности. Действующие меры поддержки медицинских работников демонстрируют недостаточную эффективность, а система статистического учета и мониторинга кадровых ресурсов требует значительной модернизации для обеспечения достоверности данных и повышения качества планирования.
Исследование показало необходимость комплексного совершенствования системы непрерывного медицинского образования. Приоритетными направлениями развития являются внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные формы обучения, формирование эффективной модели взаимодействия между образовательными и медицинскими организациями, а также модернизация процедуры аккредитации специалистов с учетом актуальных требований здравоохранения. Особую значимость приобретает создание интегрированной системы профессионального развития медицинских работников, основанной на принципах непрерывности и преемственности образования.
В сфере финансового обеспечения медицинских учреждений выявлена необходимость структурных преобразований, направленных на четкое разграничение платных и бесплатных медицинских услуг, совершенствование механизмов одноканального финансирования и развитие системы нормативно-подушевого финансирования с учетом региональной специфики. Принципиальное значение имеет повышение эффективности использования имеющихся ресурсов через внедрение современных методов финансового менеджмента и информационных технологий.
Дальнейшее развитие правового регулирования должно быть направлено на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, нормативное обеспечение процессов цифровизации здравоохранения, оптимизацию системы оплаты труда медицинских работников и создание единой информационной системы мониторинга кадрового потенциала отрасли. Реализация комплекса предложенных мер позволит существенно повысить эффективность кадрового и финансового обеспечения медицинских учреждений, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи для населения.