Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Порядок осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Обновлено 19.03.2025 05:36

В статье анализируются меры защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Освещается роль судебной системы и органов опеки в реализации и защите этих прав, подчеркивается важность усиления контроля за исполнением жилищного законодательства. Также рассматриваются проблемы и даются предложения по улучшению механизмов предоставления и сохранности жилья для уязвимых категорий граждан.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние, жилищные права, опека и попечительство, судебная защита, жилищное законодательство, реформы.

 

The article analyzes measures to protect the housing rights of minors left without parental care in the Russian Federation. The role of the judicial system and guardianship authorities in the implementation and protection of these rights is highlighted, and the importance of strengthening control over the implementation of housing legislation is emphasized. Problems are also being considered and proposals are being made to improve the mechanisms for providing and preserving housing for vulnerable categories of citizens.

 

Key words: minors, housing rights, guardianship and guardianship, judicial protection, housing legislation, reforms.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закрепленное право каждого гражданина на жилище не подлежит произвольному нарушению, никто не может быть лишен своего жилья вне рамок закона <1>. Существенная значимость данного положения особенно проявляется в отношении несовершеннолетних лиц, которые относятся к категориям наиболее уязвимых слоев населения. Защита жилищных прав таких граждан признана приоритетной задачей нашего государства. Отличительной чертой правового статуса несовершеннолетних является их невозможность влиять на принятие решений со стороны родителей или иных законных представителей. Это обстоятельство затрудняет возможности несовершеннолетних по защите своих жилищных и прочих прав, что подчеркивает необходимость усиления защитных механизмов в данной сфере.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. N 1. Ст. 1416.

 

В законодательстве Российской Федерации разработана и активно реализуется национальная стратегия, которая направлена на защиту и поддержку жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительской опеки. Априори такая защита необходима, учитывая те трудности, с которыми сталкиваются сироты и дети без родительской заботы, стремясь к обеспечению жильем. Согласно ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ такие несовершеннолетние имеют право на заключение бессрочного договора социального найма, что закрепляет их право на жилье до момента изменения первоначальных условий, послуживших основанием для его предоставления <2>.

--------------------------------

<2> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ.

 

Процесс реализации и обеспечения жилищных прав несовершеннолетних в России, лишенных родительского попечения, инициируется с момента официального признания ребенка в таком статусе. Причины для такого признания могут включать в себя такие события, как лишение родителей их прав, смерть или необъяснимое исчезновение родителей, - обстоятельства, которые должны быть выяснены и подтверждены судом. В результате утверждения в данном статусе органы опеки и попечительства принимают на себя обязанности по защите прав несовершеннолетних, включая жилищные права, что становится основополагающим для их защищенности и устойчивого развития.

После подтверждения статуса несовершеннолетнего, лишенного родительской опеки, соответствующие органы опеки и попечительства обязаны провести оценку его жилищных условий. При необходимости улучшения условий проживания несовершеннолетнего принимаются такие меры, как: предоставление жилья из государственного или муниципального фонда, выделенного для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Процесс предоставления такого жилья регламентируется императивными положениями жилищного законодательства, обязывающего местные органы власти обеспечить жильем, отвечающим нормам, способствующим здоровью и благоприятному развитию ребенка.

Жилищные права несовершеннолетних реализуются через систему опеки и попечительства, направленную на гарантирование их права на проживание в безопасной и здоровой среде. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" несовершеннолетним предоставляется жилое помещение. Эти права распространяются не только на получение жилья, но и на его сохранение и управление, что обеспечивается государственными мерами социальной поддержки <3>.

--------------------------------

<3> Личковаха А.В. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сб. науч. статей. М.: Московский психолого-социальный университет, 2022. С. 363 - 365.

 

При управлении жилищными правами несовершеннолетних крайне важно принимать во внимание их возрастные и индивидуальные особенности. К примеру, для маленьких детей важно наличие безопасного пространства, способствующего их развитию. Для подростков важен доступ к образовательным и социальным услугам, что предполагает расположение жилья в доступности школ, медицинских учреждений, культурных и спортивных центров.

Защита жилищных прав несовершеннолетних в Российской Федерации также предполагает право на обжалование решений органов опеки в судебном порядке. Это обеспечивает возможность защиты законных интересов детей в соответствии с действующим законодательством. В случае возникновения споров или нарушений судебные органы выносят решения против органов опеки, обязывая их совершить возложенные на них обязанности в целях эффективной защиты интересов ребенка.

Судебная защита жилищных прав - один из основополагающих аспектов жилищного законодательства Российской Федерации, закрепленный на уровне Конституции. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе несовершеннолетний, имеет право обратиться в суд для защиты своих прав в случае их нарушения вследствие действий или бездействия государственных органов или должностных лиц. Конституционные гарантии также предоставляют право на обращение в международные судебные органы по вопросам защиты прав и свобод.

Законодательное положение, урегулированное Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1, устанавливает, что с 14 лет несовершеннолетние имеют право самостоятельно инициировать судебные процессы, если их права и свободы подвергаются нарушениям. Тем не менее, как отмечает Д.Г. Цергой, в рамках жилищного права наблюдается недостаток надежных средств защиты конституционных прав на жилище, что вызывает разногласия в судебной практике и затруднения при реализации законных судебных решений <4>.

--------------------------------

<4> Цергой Д.Г. Защита жилищных прав несовершеннолетних // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. N 6 (58). С. 93 - 97.

 

В процессе защиты интересов ребенка суд применяет как семейно-правовые, так и гражданско-правовые механизмы, закрепленные в законе. М.Н. Гавичюс определяет "судебные методы защиты семейных прав и интересов ребенка как комплекс мер, предусмотренных семейным и, в определенных случаях, гражданским законодательством. Эти меры включают государственное принуждение и направлены на эффективное обеспечение защиты прав ребенка, включая восстановление нарушенных или оспоренных прав, устранение угроз правам ребенка, а также принудительные действия в отношении лиц, нарушивших эти права" <5>.

--------------------------------

<5> Гавичюс М.Н. Проблемы реализации и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные исследования. 2024. N 17 (199). С. 45 - 51.

 

Несмотря на четкое законодательное обеспечение прав детей-сирот на жилье и указания Президента России о необходимости эффективного решения данной проблемы, количество судебных исков, подаваемых прокуратурой от имени таких детей, продолжает расти каждый год. В одном из таких случаев прокурор выступил истцом от имени А., подав иск в суд против мэрии города Томска. Иск основывался на том, что "А., лишенная в несовершеннолетнем возрасте попечения родителей Б. и В. после лишения их родительских прав решением районного суда, была включена заместителем мэра в список нуждающихся в предоставлении жилья из муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма. Тем не менее, несмотря на наличие всех необходимых документальных подтверждений и законных оснований, А. до сих пор не получила жилое помещение, в связи с чем прокурор потребовал судебного предоставления ей жилья" <6>.

--------------------------------

<6> Решение Кировского районного суда г. Томска от 27 октября 2023 г. по делу N 2-2505/2023.

 

Изложенная проблема с непредоставлением жилья детям-сиротам, несмотря на законодательное обеспечение их прав и прямые указания Президента России, свидетельствует о серьезных системных недостатках в механизме исполнения законов. Увеличение числа исков, поданных прокуратурой, подчеркивает неэффективность местных властей в решении этой проблемы и указывает на необходимость усиления контроля и ответственности за исполнение законодательных требований. Вывод здесь следующий: требуется существенное улучшение работы муниципальных структур и более строгий надзор за их деятельностью, чтобы обеспечить исполнение законных прав детей-сирот на жилье.

В России вопросы, связанные с жилищными правами этой категории граждан, находятся в центре внимания как законодателя и ученых, так и судебной практики. Внимание к этой теме объяснимо, поскольку для эффективного решения проблемы обеспечения жилищных прав несовершеннолетних необходимо не только наличие законодательства, но и правильная реализация основополагающих прав, которые будут направлены на улучшение жилищных условий. "Детальный анализ норм гражданского, семейного и жилищного законодательства выявляет пробелы в регулировании управления и сохранения жилых помещений, которые находятся в собственности у этой уязвимой категории граждан" <7>. К примеру, отсутствует четко урегулированная обязанность по управлению и сохранению предоставленного жилья. В ст. 31 Жилищного кодекса РФ изложены обязанности собственников по использованию жилых помещений, но не содержатся конкретные указания относительно управления и сохранения жилья, которое находится в ведении несовершеннолетних без попечения родителей.

--------------------------------

<7> Шкилева Н.Л. Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище // Вестник экономической безопасности. 2023. N 5. С. 175.

 

С учетом этого возникает настоятельная потребность во внесении поправок в Жилищный кодекс РФ. Основополагающие права граждан, в том числе несовершеннолетних, на жилище должны подкрепляться обязанностью органов опеки и попечительства, опекунов управлять предоставляемыми жилыми помещениями и обеспечивать их сохранность.

Итак, можно сделать вывод, что процесс реализации и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в России характеризуется развитым законодательным регулированием и предусматривает ряд мер по обеспечению прав на жилье. Однако, несмотря на законодательное обеспечение, проблемы в исполнении этих законов указывают на необходимость более строгого контроля и ответственности со стороны муниципальных органов. Это подчеркивает важность судебной защиты и возможности обжалования в судах решений органов опеки и попечительства.