К вопросу о разграничении административно-правового статуса медицинского работника с представителями смежных профессий
В статье рассмотрены вопросы дифференциации административно-правового статуса медицинских работников в контексте их взаимодействия с представителями смежных профессий, таких как фармацевты и ветеринары. Одной из важных задач является определение их прав и обязанностей, а также разграничение функций данных специалистов, учитывая их схожесть в ряде аспектов профессиональной деятельности. В статье предлагаются рекомендации по улучшению правового регулирования в данной области. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость реформирования существующей системы для повышения качества медицинских услуг и защиты прав всех участников процесса.
Ключевые слова: здравоохранение, участник правовых отношений, медицинский работник, смежные профессии, правовое регулирование, административно-правовой статус медицинских работников.
The purpose of the work is to consider the problems of differentiation of the administrative and legal status of medical workers in the context of their interaction with representatives of related professions, such as pharmacists and veterinarians. One of the important tasks is to determine their rights and obligations, as well as the differentiation of the functions of these specialists, taking into account their similarity in a number of aspects of professional activity. The article offers recommendations for improving legal regulation in this area. Empirical data obtained during the study confirm the need to reform the existing system to improve the quality of medical services and protect the rights of all participants in the process.
Key words: healthcare, participant in legal relations, medical worker, related professions, legal regulation, administrative and legal status of medical workers.
В современном обществе роль медицинских работников особо значима. Они являются ключевыми фигурами в системе здравоохранения, обеспечивая здоровье населения. В данной области основополагающим элементом выступает административно-правовой статус медицинского работника, который регламентирует его права, обязанности и пределы ответственности. Административно-правовой статус медицинского работника представляет собой комплекс правовых норм, регламентирующих его профессиональную деятельность. Данный статус формируется на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1>, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения. В условиях современного здравоохранения и стремительного прогресса медицинских технологий становится все более актуальным четкое определение административно-правового статуса медицинских работников. На сегодняшний день понятие "медицинский работник", которое определено Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не полностью отражает его административно-правовой статус. Имеется необходимость более детального и всестороннего рассмотрения этого понятия, учитывая все требования, предъявляемые к медицинским работникам в современных условиях. В научной среде существуют различные подходы к пониманию рассматриваемого термина. Так, например, М.Ю. Старчиков <2> выделяет основным критерием для определения понятий "врач" и "медицинский работник" наличие трудового договора между лицом и медицинской организацией, в рамках которого сотрудник выполняет свои профессиональные обязанности в сфере медицины.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.
<2> См.: Старчиков М.Ю. О юридических понятиях "врач" и "медицинский работник": проблемные вопросы и пути их разрешения // Гражданин и право. 2020. N 2. С. 76 - 82.
На протяжении длительного времени многие ученые уделяют большое внимание исследованию административно-правового регулирования отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи, а также административно-правовому статусу медицинских работников. Научные исследования посвящены отдельным аспектам правового регулирования и реализации административно-правового статуса медицинского работника. Так, например, труды Т.Е. Сучковой <3>, М.А. Винокуровой <4> и Т.О. Шилюк <5> посвящены исследованию правового регулирования в сфере здравоохранения и обеспечения качественной медицинской помощи; порядок взаимодействия врачей с органами власти отражен в работе М.В. Еремина <6>, ответственности медицинских работников - в диссертациях О.Н. Дунина <7> и Н.Н. Аськова <8>; вопросам публично-правового регулирования охраны здоровья населения уделено внимание в работах Е.В. Епифановой <9>.
--------------------------------
<3> См.: Сучкова Т.Е. Основы административно-правового регулирования врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи гражданам в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
<4> См.: Винокурова М.А. Административно-правовое регулирование профилактики нарушений обязательных требований в области оказания качественной медицинской помощи: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2019.
<5> См.: Шилюк Т.О. Административно-правовое регулирование в области здравоохранения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
<6> См.: Еремин М.В. Правовая природа административных регламентов в сфере здравоохранения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
<7> См.: Дунин О.Н. Уголовная ответственность медицинских работников за преступления против жизни: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2023.
<8> См.: Аськов Н.Н. Уголовно-правовые предписания об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в применении к медицинскому работнику: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2021.
<9> См.: Епифанова Е.В. Актуальные вопросы публично-правового регулирования охраны здоровья населения в Российской Федерации: монография. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2022.
В современном законодательстве в сфере здравоохранения при определении статуса медицинского работника, а также при его дифференциации со статусом смежных с ним профессий, например фармацевтов и ветеринаров, возникает ряд вопросов. Для разграничения статуса указанных категорий необходимо учитывать требования к уровню образования и квалификации их права и обязанности. Кроме того, важно учитывать их взаимодействие и взаимозависимость в пределах профессиональной деятельности.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 2 мая 2023 г. N 205н <10>, можно выделить несколько категорий должностей медицинских работников, при этом к категории медицинских должностей не относятся должности провизора и фармацевта, что, в свою очередь, подтверждает тот факт, что фармацевт не является медицинским работником. С одной стороны, фармацевтическую организацию можно отнести к организации в сфере здравоохранения по обеспечению населения лекарствами, а с другой - она является торговой организацией, нацеленной на получение прибыли или на выполнение функций социального характера <11>. Смещение функций между медицинскими работниками, ветеринарами и фармацевтами порождает этические проблемы.
--------------------------------
<10> Приказ Минздрава России от 2 мая 2023 г. N 205н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2023 N 73664).
<11> См.: Мохов А.А. Медицинское право России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. М.: Проспект, 2022.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" права медицинских и фармацевтических работников совпадают, однако круг обязанностей медицинских работников более широкий исходя из специфики их деятельности. Так, например, медицинские работники обязаны оказывать пациентам квалифицированную медицинскую помощь и назначать лекарственные препараты <12>. Возможность фармацевтов самостоятельно назначать лечение может привести к конфликтам интересов и угрожать безопасности пациентов. Таким образом, фармацевт лишь предоставляет покупателям информацию о правильном применении и использовании лекарственных средств. Эта информация включает данные о дозировке, возможных противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов и правилах их хранения. Рекомендации фармацевта при продаже лекарств легальны, так как это является обязательным этапом при отпуске препаратов. Это регулируется Правилами, установленными Приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" <13>. Однако рекомендации фармацевта не могут заменять назначения лечащего врача <14>. Пренебрежение этим принципом может привести к непреднамеренному ущербу здоровью пациента, что может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Таким образом, одной из важных задач при дифференциации административно-правового статуса медицинского работника с представителями смежных профессий является разграничение их полномочий и функций.
--------------------------------
<12> См.: Басова А.В. Медицинское право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025.
<13> Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2017 N 45113) // Официальный интернет-портал правовой информации.
<14> См.: Юдакова Т.В. Этический смысл взаимоотношений провизора и врача // Scientist (Russia). 2018. N 1 (1). С. 19.
Медицинские работники, ветеринары и фармацевты выполняют схожие функции, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний. Однако требования к уровню образования и квалификации у них разные. Так, например, требования к квалификации главного ветеринарного врача и ветеринарного врача, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2012 г. N 126н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства" <15>, не предусматривают наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, что, в свою очередь, является обязательным требованием как для медицинского работника, так и для фармацевтического работника. Так, для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности требуется наличие соответствующего образования в этих областях, а также наличие свидетельства об аккредитации специалиста. Кроме того, право заниматься фармацевтической деятельностью имеют лица с медицинским образованием, которые дополнительно прошли обучение в сфере розничной торговли лекарственными препаратами <16>. К должностным обязанностям ветеринарного врача относятся лечение, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных, а также осуществление контроля за хранением и расходованием лекарственных средств для ветеринарного применения, что в определенных случаях пересекается с практикой медицинских работников, особенно в области зоонозов. Следовательно, ветеринары, работающие с зоонозами, не всегда могут иметь доступ к необходимым медицинским данным о пациентах, что также ставит под угрозу здоровье населения. В процессе своей деятельности у них может возникнуть необходимость сотрудничества с медицинскими работниками, особенно в случаях, когда животные являются переносчиками инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья человека. В соответствии с указаниями главных санитарных врачей при возникновении угрозы распространения инфекционных заболеваний вводятся ограничительные меры. Порядок реализации ограничительных мер (карантин) определяется санитарными нормами и другими нормативными актами Российской Федерации.
--------------------------------
<15> Приказ Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2012 г. N 126н (зарегистрирован в Минюсте России 15.03.2012 N 23484) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 28.
<16> См.: Басова А.В. Медицинское право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025.
Важно отметить, что контроль за выполнением ветеринарных мероприятий, направленных на борьбу с заболеваниями, общими для людей и животных, возложен на органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора <17>. В то же время органы государственного ветеринарного надзора не имеют полномочий контролировать медицинские мероприятия, касающиеся борьбы с такими заболеваниями <18>. Фармацевты, в свою очередь, играют важную роль в обеспечении доступа пациентов к лекарственным средствам, что также делает их деятельность связанной с медицинскими работниками. В некоторых случаях фармацевты могут предоставлять консультации по применению лекарств, что может пересекаться с функциями врачей. Существующие правовые нормы не всегда четко определяют границы полномочий между этими профессиями.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
<18> См.: Калинин Г.И. Государственное управление в сфере ветеринарии: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024.
Организация системы здравоохранения и условия предоставления медицинской помощи представляют собой вопросы, имеющие важное социальное значение. В этом контексте возникают определенные трудности при установлении административно-правового статуса медицинских работников, а также при их разграничении с представителями смежных профессий. Действующие нормативные правовые акты не всегда эффективно выполняют свои регулятивные функции и задачи, что создает дополнительные сложности в правоприменении и организации медицинской деятельности. Возникает необходимость в систематизации, кодификации законодательства в сфере здравоохранения <19>. Разграничение административно-правового статуса медицинских работников со статусом смежных профессий является важной задачей, способствующей улучшению качества медицинских услуг и защите прав пациентов. Необходимость четкого определения функций и полномочий этих специалистов будет способствовать более эффективному взаимодействию и повышению безопасности в сфере здравоохранения.
--------------------------------
<19> Епифанова Е.В. Актуальные вопросы публично-правового регулирования охраны здоровья населения в Российской Федерации: монография. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2022.
Для решения указанных проблем важно разработать четкие нормативные правовые акты, которые будут определять общие и специальные права и обязанности медицинских работников, ветеринаров и фармацевтов, с особенностью разграничения их функций. Также решением проблемы дифференциации административно-правового статуса медицинского работника со статусом смежных с ним профессий может стать внедрение междисциплинарных подходов в подготовке специалистов, что позволит им лучше понимать границы своей ответственности и поспособствует их эффективному взаимодействию. Законодательство в сфере здравоохранения нуждается в реформе, но совершенствование системы не стоит подменять количеством вновь принятых законов <20>. Создание нового системообъединяющего акта - Медицинского кодекса, который включит в себя все законы и подзаконные акты, что, в свою очередь, сделает прозрачной и понятной позицию государства в вопросах здравоохранения, является большой надеждой для многих исследователей <21>.
--------------------------------
<20> См.: Малеина М.Н. Законодательство о здравоохранении в России: современное состояние и перспективы развития // Современное медицинское право в России и за рубежом: сб. науч. трудов / Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отд. правоведения; ИГП; Центр эколого-правовых исслед.; Центр адм.-правовых исслед.; отв. ред.: О.Л. Дубовик, Ю.С. Пивоваров. М., 2003. С. 19 - 34.
<21> См.: Епифанова Е.В. К вопросу о систематизации медицинского законодательства (теоретико-правовой аспект) // Право и государство: теория и практика. 2019. N 12 (180). С. 46 - 49.