Кадастровая стоимость объектов недвижимости: особенности определения, применения и соотношение с рыночной стоимостью
В статье рассмотрен порядок определения и применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Показана значимость кадастровой стоимости для налогоплательщиков посредством анализа ставок налога на имущество и прогноза доли этого налога в доходах. Проведен анализ отличий кадастровой и рыночной стоимостей объектов недвижимости. Сформулированы рекомендации для собственников объектов недвижимости, которые помогут избежать возможных проблем при налогообложении имущества.
Ключевые слова: количественное значение кадастровой стоимости, дифференциация ставок по видам объектов недвижимости, значимость величины налога на имущество для собственников, безналоговый денежный поток, дата начала применения кадастровой стоимости.
The article examines the procedure for determining and applying the cadastral value of real estate objects. It shows the importance of cadastral value for taxpayers by analyzing property tax rates and forecasting the share of this tax in income. An analysis of the differences between the cadastral and market values of real estate objects is conducted. Recommendations are formulated for owners of real estate objects that will help to avoid possible problems in property taxation.
Key words: quantitative value of cadastral value, differentiation of rates by types of real estate, significance of the amount of property tax for owners, tax-free cash flow, date of commencement of application of cadastral value.
Кадастровая стоимость (далее также - КС) объекта недвижимости - это результат массовой оценки недвижимых объектов, полученный на определенную дату и вычисленный на основе ценообразующих факторов в соответствии с совокупностью процедур, установленных Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) и осуществляемых сотрудниками специализированных государственных бюджетных учреждений в порядке, определенном этим же Законом и Методическими указаниями о проведении государственной кадастровой оценки (далее также - ГКО), утвержденными Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке".
Кадастровая стоимость, установленная в результате ГКО, может изменяться по ряду причин. Законом N 237-ФЗ установлены следующие даты применения изменившейся кадастровой стоимости в зависимости от основания ее изменения:
1) "с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения КС объекта, изменяющего ее в сторону увеличения;
2) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, измененных вследствие:
- исправления технической ошибки;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
3) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости;
4) для вновь учтенных объектов со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в сторону ее увеличения;
5) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
6) в отношении объектов, поставленных на учет с 1 января года проведения кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки;
7) с 1 января года, по состоянию на который определен соответствующий индекс рынка недвижимости, которые рассчитываются публично-правовой компанией ежегодно на 1 января и размещаются органом регистрации прав в фонде данных государственной кадастровой оценки. В случае изменения величины индекса рынка недвижимости в сторону уменьшения более чем на 30 процентов по сравнению с величиной индекса рынка недвижимости года, следующего за годом проведения последней государственной кадастровой оценки, включающей объекты недвижимости соответствующих видов, категорий земель, назначений зданий и помещений, публично-правовой компанией изменяется актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости, характеризующихся соответствующим индексом рынка недвижимости, за исключением случаев, если такая стоимость установлена в размере рыночной, путем ее умножения на индекс рынка недвижимости".
Также необходимо помнить о периодичности проведения государственной кадастровой оценки, которая в настоящее время установлена Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 269-ФЗ) следующим образом:
- через четыре года после года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости;
- через два года в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
Как известно, кадастровая стоимость объектов недвижимости имеет широкие сферы практического применения. Ее количественное значение используется для следующих целей:
- налогообложение объектов недвижимости;
- определение величины арендной платы за земельный участок, который находится в публичной собственности;
- определение цены при выкупе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- определение государственной пошлины при разбирательстве в суде.
Следует отметить, что область налогообложения имущества представляет зону повышенного интереса как для юридических, так и для физических лиц. Именно кадастровая стоимость земельных участков является базой для исчисления земельного налога для обеих указанных категорий налогоплательщиков. Ставки земельного налога устанавливаются местным законодательством и дифференцированы в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения. Значение ставки земельного налога может колебаться от 0,3 (в частности, в отношении земель сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (в отношении прочих земель) процента от величины кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ).
Для объектов капитального строительства, принадлежащих физическим лицам, кадастровая стоимость всегда выступает базой для исчисления налога на имущество, хотя в случае юридических лиц в настоящее время не все объекты недвижимости облагаются по кадастровой стоимости, для части из них для этого используется среднегодовая балансовая стоимость. Ставки налога устанавливаются региональным законодательством. Согласно статье 380 НК РФ максимальная величина не может превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта капитального строительства. Также в НК РФ указан критерий кадастровой стоимости - 300 миллионов рублей для жилых помещений, машино-мест и гаражей, принадлежащих физическим лицам. Эти объекты облагаются по ставке, максимальная величина которой составляет не более 2 процентов от КС и устанавливается субъектом Российской Федерации.
С 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,5 процента.
Необходимо выделить особую группу объектов капитального строительства, подпадающих под действие пунктов 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, а также под требования пунктов 3.1 и 3.2 статьи 378.2 НК РФ. Речь идет об объектах, перечень которых в каждом субъекте Российской Федерации утверждается до начала налогового периода, и максимальная ставка налога для которых составляет 2 процента от кадастровой стоимости. Ставка утверждается субъектами Российской Федерации и имеет одинаковое значение для физических и юридических лиц.
Допускается дифференциация ставок по видам объектов недвижимости. Например, на территории Нижегородской области для гостиниц установлена ставка налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости, а для всех остальных объектов, подпадающих под действие статьи 378.2, - в размере 2 процентов. К остальным относятся объекты, предназначенные для размещения офисов, предприятий общественного питания, организаций по оказанию торговых и бытовых услуг населению, придорожного сервиса. Согласно Методическим указаниям [2] в отчетах государственных бюджетных учреждений всех регионов эти объекты объединены в группу 4 "Предпринимательство". Они часто выступают как приносящие доход в виде арендной платы объекты недвижимости.
Целесообразно провести анализ значимости величины налога на имущество для собственников указанных объектов, которые сдают их в аренду. Для этого следует рассчитать долю налога на имущество в годовом безналоговом денежном потоке. Сделав допущение о соответствии кадастровой стоимости рыночным показателям, можно определить распределение доходов арендодателя.
Приняв доходность от сдачи в аренду недвижимости в размере 10 процентов годовых в безналоговом денежном потоке, можно получить долю налога на имущество в размере 20 процентов от доходов арендодателя.
При доходности в 20 процентов годовых доля налога на имущество снижается до 10 процентов от безналогового денежного потока.
При сравнении этих величин, например, с размером ставки налога на доходы при упрощенной системе налогообложения в 6 процентов от дохода видна важность сумм налога на имущество для собственников, и становится понятным, почему большая часть заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной связаны с объектами капитального строительства, которые сдаются в аренду.
Также кадастровая стоимость имеет большое значение для физических лиц как налоговый критерий при установлении минимальной цены сделки с продаваемым объектом недвижимости.
В статье 214.10 НК РФ установлен порядок определения налогообложения доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества ниже кадастровой стоимости. В таких случаях налог по ставке 13 процентов исчисляется как разница между ценой продажи объекта недвижимости и величиной, равной 70 или 100 процентам от его кадастровой стоимости (с 1 января 2025 года каждый субъект устанавливает свой критерий). В настоящее время исключение делается в отношении объектов, находящихся в собственности физического лица более 5 лет. В отношении таких объектов не требуется подавать налоговую декларацию.
Для юридических лиц при определении размера прибыли от такой сделки и, соответственно, налогооблагаемой базы из выручки вычитают себестоимость недвижимости, в качестве которой выступает остаточная балансовая стоимость.
Как уже указано, при использовании кадастровой стоимости ключевое значение имеют дата ее определения и дата начала ее применения. Законом N 269-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации в целом и в Нижегородской области в частности действуют следующие нормативные даты:
- с 1 января 2023 года действует новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 года в отношении земельных участков;
- с 1 января 2024 года - новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2023 в отношении объектов капитального строительства (далее также - ОКС).
Например, согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в 2022 и 2023 годах среди объектов кадастрового учета, для которых КС была определена, количество объектов капитального строительства больше количества земельных участков в рамках одной территории (см. табл. 1).
Таблица 1. Количество объектов, прошедших государственную кадастровую оценку в Нижегородской области [5]
Тип объекта |
Земельный участок |
Объект капитального строительства |
|
Год проведения кадастровой оценки |
2022 |
2023 |
|
Количество объектов |
оценены в рамках единого цикла ГКО, шт. |
1 677 912 |
2 490 315 |
оценены в рамках статьи 17 Закона N 237-ФЗ, шт. |
550 622 |
561 441 |
|
оценены в рамках статьи 15 Закона N 237-ФЗ, шт. |
48 612 |
394 929 |
Рассматривая результаты кадастровой оценки ОКС, действующие с 1 января 2024 года на территории Нижегородской области, можно отметить следующие особенности, указанные в последнем отчете государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" (https://gbunoko.ru/oks/) за 2023 год:
1) учтены результаты установления кадастровой стоимости в размере рыночной объектов, в отношении которых измененные сведения были отражены в ЕГРН до июня 2023 года. Такие объекты выделены в отдельную группу и проиндексированы на индекс роста цен, чего раньше не делалось. В результате такой подход к установлению величины кадастровой стоимости устраивает большинство собственников и государство. Это можно рассматривать как пример учета результатов, полученных при индивидуальной оценке независимыми оценщиками рыночной стоимости объектов для установления ее в размере кадастровой;
2) при расчетах с применением затратного подхода единицей измерения объектов капитального строительства выступает 1 квадратный метр общей площади, ранее единицей измерения являлся 1 кубический метр строительного объема. В связи с этим собственникам необходимо уделить большее внимание технической документации на свои объекты;
3) удельный показатель кадастровой стоимости для помещений и зданий, имеющих одно местоположение, стал одинаковым.
Также следует отметить, что согласно Методическим указаниям [2] в рассматриваемом отчете объекты недвижимости были объединены в следующие группы:
1) многоквартирные дома (дома средне- и многоэтажной жилой застройки);
2) дома малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки - индивидуальные, малоэтажные блокированные (таунхаусы);
3) объекты, предназначенные для хранения транспорта;
4) объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая объекты многофункционального назначения;
5) объекты временного проживания, включая объекты рекреационно-оздоровительного значения;
6) административные и бытовые объекты;
7) объекты производственного назначения, за исключением передаточных устройств и сооружений;
8) учебные, спортивные объекты, объекты культуры и искусства, культовые объекты, музеи, лечебно-оздоровительные объекты и объекты общественного назначения;
9) прочие объекты;
10) сооружения;
11) машино-места.
В результате проведения кадастровой оценки капитализация объектов недвижимости, расположенных на территории области, на базе суммарной кадастровой стоимости этих объектов изменилась следующим образом:
1) согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельных участков составляла 1,9 триллиона рублей, а по итогам определения КС в 2022 году, то есть с 1 января 2023 года, составила 2,6 триллиона рублей, рост - 37 процентов;
2) согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость ОКС составляла 8,2 триллиона рублей, а по итогам определения КС в 2023 году, то есть с 1 января 2024 года, составила 9,2 триллиона рублей, рост - 12 процентов.
В то же время, анализируя полученные в процессе ГКО результаты, собственники объектов недвижимости или аналитики рынка недвижимости могут высказать мнение, что такого изменения цен на рынке недвижимости в 2022 и 2023 годах не было. В связи с этим важно отметить различия кадастровой и рыночной стоимостей.
КС объектов недвижимости далеко не всегда равна их рыночной стоимости. В начале статьи было дано ее определение и далее рассмотрены особенности ее оценки и применения. Когда же речь идет о рыночной стоимости объекта, следует помнить ее определение, данное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": "Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме".
Приведенное определение имеет общий характер для всех видов имущества. Обращаясь же к недвижимости, можно выделить следующие ее свойства как товара:
- отсутствие возможности купить и продать в течение 24 часов;
- использование недвижимости без снабжения энергетическими ресурсами и (или) подъездными путями невозможно;
- правовой режим недвижимости определяет возможные варианты ее использования;
- владение недвижимостью всегда связано с расходами - налоговыми и эксплуатационными;
- колебания цен на недвижимость происходят гораздо медленнее, чем, например, изменение биржевых котировок на ценные бумаги;
- находящееся в собственности недвижимое имущество подлежит государственной регистрации;
- все существующие объекты недвижимости не могут быть выставлены на рынок одномоментно.
В силу указанных особенностей недвижимости при определении рыночной стоимости недвижимых объектов у сотрудников государственных бюджетных учреждений, независимых оценщиков и аналитиков рынка недвижимости возникают вопросы, касающиеся полноты доступной рыночной информации и объективности собранных данных о характеристиках рынка недвижимости.
На взгляд автора, отличия между значениями, полученными при кадастровой оценке и в результате анализа цен предложений недвижимости на открытом рынке, обусловлены следующими причинами:
1) кадастровая оценка проводится абсолютно для всех объектов недвижимости, стоящих на кадастровом учете. В базу же данных для анализа цен предложений попадают только объекты, в отношении которых выставлены оферты;
2) цена оферты не является обязательной ценой для сторон сделки. Отсюда следует, что при совершении сделки возможен торг и, как следствие, цена сделки может существенно отличаться от цены предложения;
3) никто не может одномоментно предложить купить или продать на рынке все или значительную часть объектов недвижимости, имеющихся, например, на территории субъекта, в то время как, например, на биржевом рынке ценных бумаг продавцы (брокеры) в моменты существенных экономических потрясений могут значительно увеличивать или уменьшать объемы предложений конкретных акций, что наряду с другими факторами приводит к снижению или увеличению цен на них. На рынке недвижимости такая ситуация в принципе невозможна.
Для иллюстрации отличий кадастровой и рыночной стоимостей и причин их возникновения целесообразно рассмотреть конкретные примеры.
М.А. Репиным, Л.А. Сегалем и автором настоящей статьи в рамках XV Поволжской конференции оценщиков, проходившей 15 - 17 июня 2023 года в пригороде Нижнего Новгорода, в частном сообщении был представлен сравнительный анализ кадастровых стоимостей и рыночных цен предложений земельных участков в сегментах "Предпринимательство" и "Производство" в Омске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде (характеристики городов представлены в таблице 2, результаты анализа - в таблице 3).
Анализируя приведенные в таблице 2 данные, можно видеть, что по показателям, характеризующим количество жителей, валовой региональный продукт и доходы населения, лидирует Екатеринбург. Максимальные же значения средней кадастровой стоимости и средней цены земельных участков на рынке зафиксированы в Нижнем Новгороде (см. табл. 3). Они отличаются почти в 2 раза от уровня Екатеринбурга. Сложившаяся ситуация (почему при более низких показателях состояния региона цены имеют более высокое значение) требует дальнейших исследований.
Бросается в глаза небольшое количество предложений на открытых рынках названных городов по сравнению с общим количеством объектов, стоящих на кадастровом учете. Вероятнее всего, это объясняется тем, что для анализа выбирались только предложения о продаже незастроенных участков. Этот критерий был применен как основной (после функциональной принадлежности), который используют для отбора аналогов при оценке рыночной стоимости земельных участков с применением сравнительного подхода с целью установления кадастровой стоимости в размере рыночной в рамках процедуры оспаривания. Кроме того, как указывалось ранее, специфика рынка недвижимости такова, что все объекты не могут быть представлены на нем одновременно. Небольшое количество предложений относительно общего количества объектов, стоящих на кадастровом учете, не позволяет корректно сравнить средние величины кадастровой стоимости и цен предложений. Вполне вероятно, что, например, предложения в Нижнем Новгороде относятся к самым привлекательным объектам или на фоне дефицита свободных участков имеют спекулятивный характер при отсутствии конкуренции. Это обстоятельство имеет негативный характер, выявить и удалить из выборки объектов такие спекулятивные предложения сложно. Цены предложений являются основой для проведения кадастровой и рыночной оценок. При длительном нахождении таких предложений на рынке и при условии увеличения их количества можно будет говорить об изменении уровня цен и, как следствие, изменении кадастровой и рыночной стоимостей.
Таблица 2. Сравнение ключевых характеристик городов, для которых был выполнен анализ рынка земельных участков
Показатель |
Нижний Новгород |
Екатеринбург |
Омск |
Количество жителей, чел. |
1 271 767 |
1 539 371 |
1 154 507 |
Валовой региональный продукт региона, млрд руб. |
1 587 |
2 530 |
763 |
Среднемесячный доход, руб/чел. |
48 000 |
53 400 |
41 500 |
Количество объектов в кадастре, шт. |
2 960 |
5 669 |
6 527 |
Таблица 3. Сравнение данных о кадастровой оценке земельных участков и цен их предложений на рынках городов
Показатель |
Нижний Новгород |
Екатеринбург |
Омск |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО |
|||
Количество объектов в кадастре, шт. |
2 960 |
5 669 |
6 527 |
Количество объектов на рынке, шт. |
7 |
17 |
23 |
Средняя кадастровая стоимость, руб/кв. м |
13 435 |
6 157 |
3 487 |
Средняя цена на рынке, руб/кв. м |
8 228 |
5 224 |
3 636 |
ПРОИЗВОДСТВО |
|||
Количество объектов в кадастре, шт. |
6 946 |
9 248 |
2 836 |
Количество объектов на рынке, шт. |
39 |
26 |
13 |
Средняя кадастровая стоимость, руб/кв. м |
1 618 |
1 167 |
913 |
Средняя цена на рынке, руб/кв. м |
1 807 |
1 189 |
400 |
Очевидно, что с развитием экономики регионов количество свободных участков будет сокращаться, что существенно усложнит работу по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной. Сотрудники государственных бюджетных учреждений и независимые оценщики не будут иметь достаточное количество аналогов незастроенных земельных участков, цены которых можно использовать в качестве ориентиров. Это приведет к тому, что и те и другие будут все чаще использовать методы оценки земли, предполагающие выделение ее стоимости из стоимостей единых объектов недвижимости (единый объект недвижимости - это земельный участок с улучшениями), которые и будут рассматриваться как аналоги. Однако следует отметить, что такие методы имеют большое количество допущений, что будет с очевидностью приводить к спорным и результатам.
Еще одним примером причин возникновения различий между кадастровой и рыночной стоимостями может быть ситуация, возникшая в Нижнем Новгороде в отношении объектов 4-й группы.
При анализе рынка недвижимости, как правило, выделяются сегменты офисной и торговой недвижимости, а в случае ГКО все эти объекты наряду с рядом других объединяются в одну 4-ю группу "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая объекты многофункционального назначения". Такая разница в группировке объектов с очевидностью приведет к разным результатам и большим отличиям в величинах кадастровой и рыночной стоимостей. Для подтверждения этого целесообразно сравнить приведенные в отчете государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" данные об оценке кадастровой стоимости объектов капитального строительства 4-й группы за 2023 год (см. табл. 4 на с. 22) и результаты ежемесячного анализа рынка недвижимости Нижнего Новгорода, который с 2003 года проводит Компания "ОСТ" (http://ostnn.ru/), в том числе по сегментам офисной и торговой недвижимости города Нижнего Новгорода (см. рис.).
Как видно, данные из отчета государственного бюджетного учреждения и данные, полученные в результате анализа рынка недвижимости Нижнего Новгорода, разительно отличаются (как средние, так и минимальные и максимальные значения), что подтверждает высказанное ранее предположение.
Учитывая, что в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимости, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки и использующаяся, как было указано, для различных целей, не всегда соответствует рыночным условиям, можно сформулировать следующие рекомендации для собственников объектов недвижимости:
1) целесообразно на регулярной основе хотя бы раз в полгода получать выписки из ЕГРН для уточнения кадастровой стоимости объектов, находящихся в собственности, и проверять, не изменилась ли она по сравнению с предыдущим значением. Хотя ГКО проводится существенно реже, имеет смысл делать это по следующим причинам:
- в населенных пунктах может меняться зонирование, также могут уточняться какие-либо иные градостроительные параметры, в результате будет изменяться и кадастровая стоимость объектов;
- государство, являясь собственником земли, может выступить с инициативой признать кадастровую стоимость равной рыночной, в результате кадастровая стоимость изменится;
- собственник объекта может поменять вид его разрешенного использования, узаконить перепланировку. В этом случае изменится и кадастровая стоимость;
2) необходимо проверять соответствие характеристик своих объектов недвижимости данным, представленным в отчетах государственного бюджетного учреждения. При расхождении данных следует подать декларацию. Надо помнить, что изменение характеристик объекта (смена зоны расположения, вида разрешенного использования, назначения, группы капитальности, площади) приведет к изменению кадастровой стоимости. Назначение объекта капитального строительства и фактическое его использование влияют на включение в перечень или исключение из него объектов, подпадающих под действие статьи 378.2 НК РФ, для которых ставка налога на имущество устанавливается субъектом Российской Федерации в размере от 0,5 процента до 2 процентов от кадастровой стоимости;
3) принимая во внимание рост цен и длительность процесса признания кадастровой стоимости в размере рыночной, следует незамедлительно обратиться к консультантам для установления соответствия кадастровой стоимости объекта рыночным условиям.
Таблица 4. Данные о кадастровой стоимости объектов капитального строительства 4-й группы в Нижнем Новгороде по состоянию на 1 января 2024 года
Территория |
Значение удельного показателя кадастровой стоимости 4-й группы объектов недвижимости, руб/кв. м |
|
Городской округ Нижний Новгород |
минимум |
684 |
среднее |
32 523 |
|
максимум |
89 154 |