Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Инструменты кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости

Обновлено 20.04.2025 07:28

 

В статье проведен анализ и обобщение актуальных особенностей регулирования инструментов господдержки строительства коммерческой недвижимости. В результате предложена основа единой системы организации, реализации мер кредитной государственной поддержки коммерческого строительства в виде базового элемента регламентации мер поддержки в рамках бюджетного субсидирования и классификационного элемента группировки унифицированных требований и субсидий по видам, определенным бюджетным законодательством.

 

Ключевые слова: кредитная государственная поддержка, строительство коммерческой недвижимости, бюджетные субсидии, объект коммерческой недвижимости.

 

The article analyzes and summarizes the actual features of the regulation of state support instruments for the construction of commercial real estate. As a result, the basis of a unified system of organization, implementation of measures of credit state support for commercial construction is proposed in the form of a basic element of regulation of support measures within the framework of budget subsidies and a classification element of grouping unified requirements and subsidies by types defined by budget legislation.

 

Key words: credit state support, commercial real estate construction, budget subsidies, commercial real estate object.

 

Актуальность исследования кредитных мер господдержки строительства коммерческой недвижимости определяется множеством причин, среди которых стоит выделить ключевое значение недвижимости для развития всей системы российской экономики. Внушительный оборот коммерческой недвижимости связан с соответствующим объемом реализованных вещных прав, обязательственных и других отношений сферы строительного предпринимательства <1>. С учетом важности строительства жилых, производственных и др. прибыльных объектов государством разрабатываются и внедряются новые инструменты поддержки возведения коммерческой недвижимости. По состоянию на 1 августа 2023 г. Портал государственной поддержки предлагал помощь в оформлении 3 актуальных и 2 завершенных федеральных субсидий (кредитов) для коммерческих организаций в сфере строительства, действующих в 2022 и 2023 гг. <2>. На публичном портале российской бюджетной системы приводятся данные о 21 виде субсидирования в виде грантов организациям, индивидуальным предпринимателям для строительства объектов недвижимости <3>. Вместе с этим по информации Минфина России российским законодательством регламентировано 11 видов государственного инвестирования коммерческих организаций <4>.

--------------------------------

<1> Лалетина А.С. Правовой режим газопроводов как объектов предпринимательского права: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.03 / А.С. Лалетина. М., 2011. 48 с.

<2> Сведения Портала предоставления мер финансовой государственной поддержки.

<3> Единый портал бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет" 2013 - 2023.

<4> Информация Минфина России от 20 ноября 2020 г. "Справочная таблица нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам и типовых форм соглашений".

 

Суммарные данные по оказанным видам государственной поддержки приводятся в Едином реестре получателей господдержки. Данные этого реестра указывают на оказание финансовой господдержки 4 743 коммерческим строительным компаниям за период с 2021 г. по текущее время <5> в виде субсидий, грантов, возвратного финансирования, предоставления поручительств, инвестирования в корпоративный капитал.

--------------------------------

<5> Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

 

Указанные обстоятельства характеризуют важность исследования актуальных особенностей правового регулирования методов, средств государственной кредитной поддержки строительства коммерческой недвижимости в силу множества факторов, включающих необходимость господдержки сферы строительства для обеспечения роста экономики, и отсутствие единой системы организации, реализации мер кредитной государственной поддержки коммерческого строительства, о чем отмечается в исследованиях российских правоведов <6>.

--------------------------------

<6> См.: Бикчинтаев А.Т. Правовые формы и средства государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.Т. Бикчинтаев. М., 2012. 29 с.; Борисова А.М. Финансово-правовой механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.04 / А.М. Борисова. М., 2020. 24 с. и др.

 

В начале анализа инструментов господдержки в сфере коммерческого строительства стоит отметить отсутствие в действующем законодательстве единых признаков разграничения объектов коммерческой недвижимости от иных видов объектов недвижимого имущества. При этом термин "недвижимость коммерческого, административного, делового назначения" используется в нормах ст. 378.2 НК РФ <7> для применения специального порядка налогообложения и квалифицируется с помощью налоговых признаков.

--------------------------------

<7> Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

 

В свою очередь, конструкция "объекты недвижимости коммерческого назначения" обозначена в методике кадастровой государственной оценки недвижимого имущества <8> с помощью градостроительных параметров соответствующих объектов.

--------------------------------

<8> Приказ Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке".

 

Термин "коммерческая недвижимость" с квалифицирующими критериями посредничества и нежилого предназначения также применяется в сфере статистики <9>.

--------------------------------

<9> Приказ Росстата от 23 мая 2022 г. N 397 "Об организации пилотного статистического наблюдения за ценами на коммерческую недвижимость".

 

Вместе с этим в п. 11 Обзора Конституционного Суда РФ 2019 г. <10> разъясняется коммерческое предназначение объекта недвижимости на основании объективного критерия квалификации предпринимательской деятельности его владельца, который реализуется передачей в аренду (субаренду) имущественного права на объект нежилой недвижимости либо продажей такого объекта с общей целью получения прибыли.

--------------------------------

<10> Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2019 г. по вопросам налогообложения.

 

Судебная трактовка коммерческой недвижимости по целевым признакам получения субъектом предпринимательства дохода от ее использования представляется наиболее подходящей для сферы гражданско-правового регулирования в силу обусловленности признаков коммерческой недвижимости требованиями к предпринимательской деятельности, установленными п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Поскольку рассматриваемое понятие объекта коммерческой недвижимости отсутствует в законодательстве, предлагается дополнить ст. 141.5 ГК РФ п. 4 следующего содержания: "4. Образование объекта коммерческой недвижимости реализует цели предпринимательской деятельности в получении прибыли".

Следовательно, ключевой квалификационной особенностью регулирования инструментов господдержки строительства коммерческой недвижимости следует отметить наличие у такого строительства цели получения субъектом предпринимательства прибыли от использования этой недвижимости, которую целесообразно закрепить в законодательстве как главный признак строительства коммерческой недвижимости.

Для поддержки строительного бизнеса при возведении объектов коммерческой недвижимости государство разрабатывает различные финансово-кредитные, инновационные и пр. инструменты с целью реализации соответствующих актов российского законодательства и документов стратегического планирования на основе бюджетной системы.

Базовые основы системы кредитной господдержки строительной или другой деятельности коммерческих организаций средствами бюджетной системы регламентированы нормами БК РФ <11>. В этой связи стоит обратить внимание на специальные особенности такой господдержки, поскольку согласно ст. 93.2 БК РФ бюджетные кредиты могут предоставляться организациям только по условиям иностранных целевых кредитов или в рамках бюджетов территорий Крайнего Севера с приравненными местностями для целей доставки, приобретения определенного товара.

--------------------------------

<11> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

Поэтому в рамках кредитной господдержки коммерческого строительства используются инструменты опосредованного кредитования в виде субсидирования государством кредитных и др. организаций с целью возмещения недополученных доходов согласно ст. 78 БК РФ.

То есть можно обозначить косвенную (опосредованную) особенность кредитных мер господдержки строительства коммерческой недвижимости, поскольку бюджетными ассигнованиями государство не кредитует напрямую строительные коммерческие организации, а субсидирует упущенный доход банков в рамках кредитования таких организаций.

Базовые основы правового регулирования инструментов государственного субсидирования приводятся в ст. 78 БК РФ об основах бюджетного субсидирования и ст. 78.5 БК РФ о стандартизации, унификации порядка субсидирования.

Так, в п. 1 - 3 ст. 78 БК РФ установлены ключевые правила субсидирования - кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости: безвозвратность и безвозмездность субсидирования; цели субсидирования в возмещении упущенных доходов, в финансовом возмещении затрат на собственную деятельность коммерческих организаций; нормативный порядок регламентации условий субсидирования соответствующими бюджетными законами, подзаконными актами; унифицированные требования к регламентации условий субсидирования, обозначенные в ст. 78.5 БК РФ и в Постановлении Правительства РФ от 2020 г. N 1492 <12>. Включение в п. 1 ст. 78 БК РФ цели субсидирования в возмещении упущенных доходов предполагает применение всех видов субсидий, установленных ст. 78 БК РФ, для опосредованного кредитования строительства коммерческой недвижимости.

--------------------------------

<12> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492 (ред. от 22.12.2022) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6069.

 

Таким образом, базовой особенностью регулирования инструментов господдержки строительства коммерческой недвижимости представляется регламентация ст. 78, 78.5 БК РФ основ бюджетного субсидирования или опосредованного кредитования коммерческих строительных компаний и унифицированных требований к документам о таком субсидировании.

Предписания Постановления Правительства РФ от 2020 г. N 1492 детализируют унифицированные требования к документам, регламентирующим предоставление субсидий, включающих инструменты кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости.

Анализ содержания Постановления Правительства РФ от 2020 г. N 1492 позволяет выделить пять групп унифицированных требований к документам об оказании кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости:

1. Группа общих правил предоставления субсидий включает: перечень терминов, цели субсидирования по реализации государственной программы или национального проекта, иные цели; наименование главного распорядителя - получателя средств бюджета на субсидии; наименование субъекта субсидирования и т.д.

2. Группа конкурсных норм об условиях отбора субъектов субсидирования, если финансовая господдержка предоставляется на конкурсной основе, которые устанавливают особенности проведения конкурса или запроса предложений с целью определения субъектов субсидирования, включая обязательные требования к полномочиям, компетенции, имущественному статусу субъекта субсидирования.

3. Группа процедурных правил предоставления субсидий: об установлении даты соответствия субъекта субсидирования обязательным требованиям к его статусу; о перечне сведений, документов, которые обязан предоставить субъект субсидирования; о сроках, порядке рассмотрения документов от субъекта субсидирования; об основаниях отказа в субсидировании из-за несоответствия предоставленных документов обязательным требованиям или из-за установления недостоверности информации, полученной от субъекта субсидирования; и т.д.

4. Группа аналитических норм об отчетности субъектов субсидирования: об установлении срока, порядка представления субъектом субсидирования отчетности об исполнении установленных результатов субсидирования; о понесенных расходах в рамках субсидирования по надлежащим формам, которые определяются типовыми соглашениями, обозначенными Приказом Минфина России от 2022 г. N 135н <13>.

5. Группа контрольных требований о проведении согласно Приказу Минфина России от 2021 г. N 138н <14> мониторинговых мероприятий за соблюдением правил предоставления, реализации субсидий в соответствии с нормами об ответственности. В частности, требования мониторинга результатов субсидирования коммерческого строительства включают контроль планового завершения 31 последовательной стадии строительства - от предоставления заказчику земельного участка для строительства надлежащего объекта до стадии подписания акта приемки исполненных работ с передачей объекта коммерческой недвижимости заказчику.

--------------------------------

<13> Приказ Минфина России от 2 сентября 2022 г. N 135н "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам в соответствии с пунктом 8 статьи 78, статьей 78.2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

<14> Приказ Минфина России от 29 сентября 2021 г. N 138н "Об утверждении Порядка проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".

 

То есть классификационная особенность унифицированных правил о господдержке строительства коммерческой недвижимости характеризуется разработкой и применением норм общего, конкурсного, процедурного, аналитического, контрольного содержания для субсидирования строительных коммерческих организаций.

Анализ положений ст. 78 БК РФ позволяет выделить следующие базовые виды государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости.

Обозначенные в пп. 1 - 3 п. 2 ст. 78 БК РФ возможности предоставления субсидий из средств трех видов бюджета означают соответствующее разделение с учетом вида бюджета: субсидии из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Положения п. 4 - 4.1 ст. 78 БК РФ определяют два вида субсидирования возможных издержек организаций на выплату таможенных платежей в виде авансовых платежей: организациям - участницам строительства объектов в составе проекта "Сколково" и организациям - участницам строительства научно-технологического инновационного центра.

Нормы п. 4.2 и п. 8 ст. 78 БК РФ регламентируют корпоративные субсидии в виде имущественных вкладов, которые могут осуществляться согласно специальному закону, и в виде возмещения понесенных затрат, связанных со строительством и ростом объема уставного капитала госкомпаний.

Предписания п. 6 ст. 78 БК РФ устанавливают возможность субсидирования организаций - сторон соглашений о концессиях и государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.

Правила п. 7 ст. 78 БК РФ предусматривают конкурсное предоставление грантов субъектам коммерческого строительства в виде субсидий.

Положения п. 9, 10 ст. 78 БК РФ определяют два вида субсидирования возможных издержек коммерческих строительных организаций, связанных с реализацией инвестиционных специальных контрактов и государственного социального заказа.

То есть можно обобщить классификацию предоставляемых субсидий в рамках господдержки строительства коммерческой недвижимости, которая согласно ст. 78 БК РФ определяет следующие виды опосредованного кредитования: субсидии из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов; субсидии в виде авансовых платежей организациям - участницам строительства в "Сколково" и научно-технологических инновационных центров; корпоративные субсидии в виде имущественных вкладов и возмещения понесенных затрат на рост уставного капитала госкомпаний; субсидии сторон соглашений о концессиях и государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве; конкурсные субсидии-гранты; субсидии сторон инвестиционных специальных контрактов и государственного социального заказа.

Обобщение представленных особенностей господдержки строительных коммерческих компаний в виде соответствующих субсидий позволяет представить следующие актуальные аспекты регулирования инструментов кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости:

1) ключевой квалификационный аспект у строительства цели получения субъектом предпринимательства прибыли от использования этой недвижимости;

2) опосредованный аспект кредитных мер господдержки строительства коммерческой недвижимости, поскольку государство субсидирует упущенный доход банков в рамках кредитования такого строительства;

3) базовый аспект регламентации ст. 78, 78.5 БК РФ основ бюджетного субсидирования и унифицированных требований к документам о таком субсидировании;

4) классификационный аспект группировки унифицированных требований субсидирования на нормы общего, конкурсного, процедурного, аналитического, контрольного содержания и разделения субсидий по видам: субсидий федерального, регионального, муниципального уровня; субсидий - авансовых платежей; корпоративных субсидий; субсидий концессионного и государственно-частного (муниципально-частного) партнерства; субсидий-грантов; субсидий инвестиционно-контрактного и социального содержания.

Обозначенные особенности позволяют предложить основу единой системы организации, реализации мер кредитной государственной поддержки коммерческого строительства, об отсутствии которой отмечалось в начале статьи. Для формирования единой системы организации, реализации мер кредитной государственной поддержки коммерческого строительства рекомендуется использовать следующие элементы: базовый элемент регламентации мер поддержки в рамках бюджетного субсидирования и унифицированных требований положениями ст. 78, 78.5 БК РФ; классификационный элемент группировки унифицированных требований субсидирования согласно Постановлению Правительства РФ от 2020 г. N 1492 <15> и разделения субсидий по видам согласно ст. 78 БК РФ.

--------------------------------

<15> Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1492 (ред. от 22.12.2022) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6069.