Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией в Китайской Народной Республике
Вопросы эффективного противодействия нелегальной миграции являются приоритетными как для отечественных, так и для большинства иностранных законодателей. С началом политики открытости и модернизации экономики в Китайской Народной Республике (далее - Китай)) государство стало усиленно привлекать в страну квалифицированных иностранных специалистов в различных отраслях науки, промышленности и торговли. Однако наряду с высококвалифицированными специалистами в Китай начался поток и нелегальной миграции. Общины нелегальных мигрантов из беднейших стран Азии и Африки становились ядром уличной преступности, наркоторговли, проституции. Наличие социальных проблем с мигрантами ставило под угрозу национальную безопасность, в связи с чем Китай начал кампанию по ее ликвидации, которая продолжается и по сей день. Какие же инструменты использует Китай для борьбы с данным видом преступности? Насколько они успешны? Способны ли они стать решающим превентивным фактором для упорядочения миграционных процессов? Исследование правовых инструментов, касающихся противодействия нелегальной миграции в Китае, явилось основной задачей, которую поставили авторы при написании статьи.
Ключевые слова: нелегальная миграция, Китай, миграционная политика, преступность мигрантов.
The issues of effective counteraction to illegal migration are a priority for both domestic and most foreign legislators. With the beginning of the policy of openness and modernization of the economy in the People's Republic of China, the state began to intensively attract qualified foreign specialists to the country in various fields of science, industry and trade. However, along with highly qualified specialists, illegal migration began to flow to China. Communities of illegal migrants from the poorest countries of Asia and Africa became the core of street crime, drug trafficking, and prostitution. The presence of social problems with migrants put national security at risk, and therefore China launched a campaign to eliminate it, which continues to this day. What tools does China use to combat this type of crime? How successful are they? Are they capable of becoming a decisive preventive factor for streamlining migration processes? The study of legal instruments related to countering illegal migration in China was the main task set by the authors when writing the article.
Key words: illegal migration, China, migration policy, migrant crime.
С конца 80-х годов XX в. в России принято считать, что Китайская Народная Республика (далее - КНР, Китай) является сугубо эмигрантской страной, из которой сотни тысяч человек ежегодно уезжают в богатые и развитые страны в поисках лучшей жизни и достойной оплаты труда. Однако на сегодняшний день КНР представляет собой передовую экономику мира, активного участника различных международных торгово-экономических соглашений.
Высокие темпы роста китайской экономики обусловливают также необходимость привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе и из числа иностранных граждан. Согласно данным государственного статистического бюро КНР уровень безработицы в Китае за 2023 г. сократился на 0,4% и составил в целом 5,2%, в общей сложности создано более 12 миллионов новых рабочих мест <1>. С учетом того, что недостатка в дешевой рабочей силе в Китае никогда не было, можно сделать вывод о том, что большинство из этих рабочих мест созданы для высококвалифицированных специалистов в той или иной области, как правило, это финансовый маркетинг, программирование, IT-технологии.
--------------------------------
<1> National Economy Witnessed Momentum of Recovery with Solid Progress in High-quality Development in 2023.
Согласно сведениям Национальной переписи населения, опубликованным в 2021 г., в КНР проживало 845 697 иностранцев. Однако ввиду особенностей национального законодательства получить гражданство для подавляющего большинства иностранцев практически нереально, в этой связи на тот же период в Китае проживало лишь чуть более 16 тысяч натурализованных граждан <2>.
--------------------------------
<2> Phoebe Zhang. China to launch revamped smart green card, making it easier for foreigners to book tickets and order online.
Следует отметить, что вместе с необходимостью активного привлечения квалифицированных иностранных специалистов в Китае, так же как и в нашей стране, остро стоит тема противодействия нелегальной трудовой миграции. Уже с конца 80-х годов прошлого века КНР столкнулась с массовой миграцией из Северной Кореи, экономика которой вследствие коллапса мировой социалистической системы переживала тяжелейшие времена. Эти же факторы способствовали перемещению в Китай жителей беднейших африканских стран, дружеские отношения с которыми у китайского правительства укреплялись всю вторую половину XX в. Все 90-е годы Китай не предпринимал особых мер к нелегальным мигрантам из дружественных стран, мотивируя это "братскими отношениями" с их правительствами, а также чувством солидарности, когда в период так называемых "Большого скачка" и "Культурной революции" миллионы китайцев погибали от голода и пытались нелегально заработать в ряде соседних азиатских стран. Вся работа правоохранительных органов по противодействию нелегальной миграции ограничивалась лишь редкими, показательными рейдами для ареста и выдворения небольших групп беженцев, необходимость проведения которых инициировалась напрямую из Пекина.
Однако к началу 2000-х годов генеральная линия проводимой китайским правительством миграционной политики начала все более ужесточаться. Причиной таких изменений послужил ряд социально-экономических и политических факторов. Так, значительная концентрация нелегальных мигрантов в столице страны и крупнейших городах, занимающихся неквалифицированным трудом, в значительной мере повлияла на шансы трудоустройства для самих граждан Китая, прибывающих на заработки из сельской местности.
Значительная часть мигрантов (беженцев), прибывших из таких стран, как Афганистан, Ливия, Йемен и другие, китайскими властями стала рассматриваться с точки зрения их возможного пагубного влияния на общественное мнение жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района, населенного преимущественно мусульманами и известного своими сепаратистскими настроениями. Помимо угрозы дестабилизации социальной обстановки на территориях массового проживания нелегальных мигрантов немаловажным фактором изменения отношения к данной проблеме явилась общая криминализация иммигрантских сообществ. Так, среди преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами, распространена наркоторговля, организация проституции, рэкет и бандитизм. При этом нередко и сами мигранты, в особенности женщины, массово подвергались риску принудительного труда и становились жертвами сексуального насилия со стороны работодателей-китайцев <3>.
--------------------------------
<3> Hampshire, Angharad. Forced labour common among Hong Kong's domestic helpers, study finds. The Guardian.
Первым шагом на пути к повышению эффективности правовых средств противодействия незаконной миграции стало создание в 2004 г. специальной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства, действовавшего в КНР с 1985 г. Итогом работы данной группы стала разработка и принятие в 2012 г. Закона о выезде и въезде. Основная задача данного Закона сформулирована предельно четко - борьба с тремя видами нелегальной миграции: незаконный выезд, незаконное проживание и незаконная работа. Главная цель - охрана суверенитета, безопасности и порядка КНР и содействие политике открытости и добрососедства <4>.
--------------------------------
<4> Закон Китая о выезде и въезде (2012 г.).
В Законе изложены правила оформления иностранных виз, пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Китае, порядок досмотра автомобилей на пограничном контроле, основания и правила для осуществления проверок миграционного законодательства, основания и порядок депортации. Кроме того, новый закон ужесточил санкции за всевозможные нарушения миграционного законодательства, значительно повысив штрафы за их совершение, которые в пересчете на доллары США достигают от сотен до нескольких тысяч, а также увеличив срок миграционного ареста до 60 суток (ранее до 10 суток). Должностные лица организаций, принимающие на работу мигрантов, обязаны своевременно предоставить сведения о них в органы общественной безопасности. В случае нарушения данного требования их ожидает крупный штраф.
Законодательно закреплена практика материального вознаграждения граждан Китая со стороны государства, которые сообщают о ставших им известными фактах нелегальной деятельности иностранных граждан. В рамках государственного контроля за исполнением требований данного Закона правоохранительными органами проводятся рейдовые мероприятия в местах возможного массового нахождения мигрантов, осуществляется постепенная систематизация всекитайской базы иностранных граждан, необходимой для автоматической проверки их документов на предмет возможной подделки и содержащей сведения о мигрантах и совершаемых ими правонарушениях и преступлениях. Все большую роль в борьбе с преступностью мигрантов играет система распознавания лиц, которая отслеживает действия людей, исходя из того, когда и куда подозреваемый ходил и что делал, система может выдать вероятность совершения преступления <5>.
--------------------------------
<5> Завьялов И.А. Зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в раскрытии преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2021. N 3. С. 228 - 236.
Постепенно совершенствуется и система органов, ответственных за соблюдение миграционного законодательства, если раньше данными вопросами одновременно ведали Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения, Государственное управление по делам иностранных специалистов, Управление по делам въезда и выезда КНР Министерства общественной безопасности (далее - МОБ КНР), функции и полномочия которых зачастую дублировались, то с 2018 г. все функции по координации и реализации миграционной политики, организации пограничного контроля, управления дел беженцев, а также вопросы репатриации нелегальных иммигрантов перешли в введение Государственного управления по делам миграции КНР, входящего в МОБ КНР.
Такая институциональная реформа позволила повысить эффективность противодействия нелегальной миграции. Так, согласно заявлению вышеназванного ведомства, с момента его создания по 2022 г. правоохранительные органы вынесли решения по делам в отношении более чем 500 тысяч иностранцев. Раскрыты свыше 70 тысяч дел, связанных с нарушением правил миграционного и пограничного контроля, задержаны 287 тысяч подозреваемых <6>. В 2023 г. арестовано более 23 тысяч подозреваемых в уголовных преступлениях в сфере миграции. Изъято более полутора тонн наркотиков и 37 тонн сырья для их производства, более 500 единиц стрелкового оружия, а также иной контрабанды на сумму 174 миллионов юаней. Только в третьем квартале предыдущего года задержано более 20 тысяч нелегальных мигрантов, из которых более 7 тысяч депортировано за пределы Китая <7>.
--------------------------------
<6> Синхуа. В последние пять лет из Китая было депортировано 351 тыс. иностранцев за незаконный въезд, пребывание или работу в Китае.
<7> В Китае задержали 20,5 тыс. нелегальных иностранцев.
Что касается вопросов закрепления уголовно-правовой ответственности за совершение миграционных правонарушений, то соответствующие нормы закреплены в § 3 "Преступления против режима государственной границы" главы 6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления" Уголовного кодекса КНР (далее - УК КНР). Такое расположение данных норм соответствует закреплению аналогичных статей в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) (глава 32 "Преступления против порядка управления"). Данный параграф включает в себя статьи с 318 по 323 УК КНР.
Анализ норм УК КНР позволяет сделать выводы о некоторой схожести с отечественным законодательством, в частности ст. 318 УК КНР и ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции), ст. 322 УК КНР и ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение границы), ст. 323 УК КНР и ст. 323 УК РФ (противоправное изменение Государственной границы РФ).
Однако присутствуют и существенные отличия. Так, несмотря на то, что вне зависимости от типа визы или вида на жительство всем иностранцам, находящимся на территории КНР, необходимо свидетельство о временной регистрации, в УК КНР, в отличие от российского законодательства, отсутствует специальная норма, устанавливающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет таких граждан. По нашему мнению, наличие данного пробела представляет собой определенную проблему. Дело в том, что согласно положениям Закона Китая о выезде и въезде иностранцы в течение 1 суток с момента въезда на территорию республики обязаны оформить временную регистрацию по месту пребывания и обновлять ее при изменении фактического местонахождения на территории Китая более чем на 24 часа. Несмотря на то, что сама процедура получения временной регистрации в Китае максимально упрощена и автоматизирована, сами по себе строгие требования к соблюдению сроков и оснований для ее получения, нарушение которых влечет денежный штраф или иные меры вплоть до депортации, является благодатной почвой для деятельности различных "дельцов", готовых за сдельную оплату предложить временную регистрацию в находящейся у них в собственности недвижимости.
Вызывают определенный интерес особенности объективной стороны и квалифицирующих признаков ряда преступлений. Так, например, объективная сторона ст. 322 УК КНР предполагает такой обязательный признак при нелегальном пересечении государственной границы, как наличие отягчающих обстоятельств. К ним в соответствии с Разъяснением Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР относятся не менее чем трехкратное незаконное пересечение государственной границы или незаконное пересечение государственной границы группой не менее чем из трех человек, незаконное пересечение государственной границы в сговоре с иностранными организациями или частными лицами, повторное незаконное пересечение государственной границы в течение 1 года с применения административного наказания за незаконное пересечение государственной границы <8>.
--------------------------------
<8> Разъяснение Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР "О некоторых вопросах применения законодательства при производстве по уголовным делам о преступлениях, посягающих на режим государственной границы" (N 17-2012).
При этом указанный перечень является по своей сути открытым. Таким образом, в отличие от УК РФ в УК КНР ответственность за незаконное пересечение границы устанавливается исключительно при наличии ряда отягчающих обстоятельств, что некоторым образом свидетельствует о "либеральном" отношении к лицам, незаконно пересекшим государственную границу Китая без вышеназванных обстоятельств, поскольку они будут привлекаться только к административной ответственности.
Отдельное внимание заслуживают квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки организации незаконной миграции (ст. 318 УК КНР), среди которых: многократное пересечение границы или организация массового пересечения границы; причинение тяжкого вреда здоровью или смерти лиц, нелегальное перемещение которых было организовано виновным; получение незаконного дохода от организации незаконной миграции в крупном размере <9>. Данные признаки отсутствуют в аналогичной норме российского уголовного закона, хотя некоторые из них отвечают современным особенностям организации незаконной миграции. Так, включение квалифицирующего признака - причинение тяжкого вреда здоровью или смерти лиц, нелегальное перемещение которых было организовано виновным, имеет под собой веские основания, так как нередки случаи, когда беженцев-нелегалов перемещают через границу в условиях, создающих опасность для их жизни (без пищи и воды, в антисанитарных условиях, в условиях скученности), что нередко приводит к массовым трагедиям.
--------------------------------
<9> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики.
Подводя определенный итог, резюмируем, что интерес к модели и средствам правового регулирования миграционных процессов и борьбы с незаконной миграцией в Китае важен как с точки зрения юридической компаративистики, так и с учетом все расширяющегося правового и экономического сотрудничества между нашими странами, совместного участия в различных международных организациях.
В целом, проблемы, с которыми сталкивается руководство КНР по вопросу противодействия нелегальной миграции, актуальны и для России. Власти КНР, стремясь, с одной стороны, устранить излишнюю бюрократизацию миграционной сферы для привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, с другой - активно противодействуют нелегальной миграции, создавая специальный орган по вопросам миграции, приводя в соответствие и унифицируя миграционное законодательство, используя в борьбе с незаконной миграцией возможности как уголовного, так и административного законодательства. Не вызывает сомнений, что проблема борьбы с нелегальной миграцией одна из труднейших проблем государственной политики и эффективность применения тех или мер покажет лишь время.