Особенности защиты прав групп лиц в Китайской Народной Республике
В статье рассматриваются особенности осуществления защиты прав, свобод и законных интересов групп лиц по законодательству Китайской Народной Республики, анализируется нормативное правовое регулирование групповых исков, а также правоприменительная практика. Автором предлагается ряд положений, наличествующих в настоящее время в правовой системе Китайской Народной Республики, имплементация которых в современное российское законодательство и правоприменительную практику могла бы повысить эффективность защиты прав, свобод и законных интересов групп лиц в Российской Федерации.
Ключевые слова: групповые иски, коллективные иски, защита прав групп лиц, гражданский процесс, законодательство Китайской Народной Республики.
In this article author considers peculiar features of protection of rights, liberties and interests of groups of people according to People's Republic of China. Author analyzes legal regulations of class actions and law enforcement practices in PRC. Author provides some regulations that exist in People's Republic of China's legal acts and which can be provided to ensure more effective legal regulation of protection of rights, liberties and interests of groups of people in Russian Federation.
Key words: class actions, class action lawsuit, rights protection of group of people, civil procedure, legal regulations in People's Republic of China.
В настоящее время развитие гражданско-правовых отношений, а также гражданского оборота в целом обусловливают возникновение не только новых видов гражданских правоотношений, но и увеличение количества правоотношений, а также числа участвующих в них лиц.
Правовые отношения, в рамках которых затрагиваются права, свободы и законные интересы большого числа лиц, в случае возникновения спора или совершения правонарушения выступают в качестве основы для исковых требований сразу для большого числа лиц, в результате чего в последние десятилетия по всему миру увеличивается количество как групповых исков, так и нормативного правового регулирования вопросов разрешения данной категории гражданско-правовых споров [3, с. 119].
Законодательство и правоприменительная практика Китайской Народной Республики как государства с развитой экономикой и большими объемами производства (по оценкам исследователей, в настоящее время Китайская Народная Республика является крупнейшим производителем товаров, работ и услуг во всем мире [1 с. 7]) являются примером правовой системы, в которой нормативное правовое регулирование защиты прав групп лиц занимает важное место. В рамках данного нормативного правового регулирования встречаются положения, которые могут отсутствовать или закрепляться иным образом в системах законодательства иностранных государств.
Основным нормативным правовым актом в Китайской Народной Республике, регулирующим защиту прав, свобод и законных интересов групп лиц, является Гражданский процессуальный кодекс Китайской Народной Республики <1>. При этом также вопросы защиты прав, свобод и законных интересов групп лиц рассматриваются и в специальных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды гражданско-правовых отношений, например в Законе КНР "О рынке ценных бумаг" <2> и др.
--------------------------------
<1> Civil Procedure Law of the People's Republic of China // The National People's Congress of the People's Republic of China [Электронный ресурс].
<2> Securities Law of the People's Republic of China // The National People's Congress of the People's Republic of China [Электронный ресурс].
В соответствии с данными нормативными правовыми актами в современном гражданско-правовом законодательстве Китайской Народной Республики можно выделить следующие виды защиты прав, свобод и законных интересов групп лиц:
1) совместные иски;
2) представительские иски;
3) иски в защиту публичных интересов [2, с. 57].
При этом следует отметить, что в правовой доктрине Китая выделяются такие виды совместных исков, как существенные и ординарные. Отличие их заключается в том, что в рамках существенного совместного иска предмет спора каждого из процессуальных соучастников является одинаковым, что может проявляться в:
1) наличии общих и неразделимых интересов в отношении другой стороны;
2) возникновении основания для предъявления иска из совместного кредита или долгового обязательства;
3) наличии одинаковых фактов и правовых оснований как основания для предъявления иска [2, с. 57].
В рамках ординарного иска предмет спора процессуальных соучастников может различаться, но при этом соответствовать одинаковой категории требования. В рамках данного вида совместных исков суд выносит решение по каждой стороне отдельно.
Представительские иски, в соответствии с положениями ГПК КНР, делятся на представительские иски с установленным числом участников и на представительские иски без установленного числа участников.
В соответствии с положениями ст. 55 ГПК КНР участники группового иска могут избрать представителя для непосредственного участия в судебном производстве. При этом в случаях, если участники группы лиц не могут избрать представителя, суд может назначить представителя из числа участников группы лиц, обратившихся в суд в рамках группового производства.
По нашему мнению, в случае имплементации в гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации подобной меры это позволит ускорить ход рассмотрения группового иска, в частности в ситуациях, когда участники группы лиц на протяжении длительного периода времени не могут определить лицо, которое будет непосредственно представлять интересы группы в рамках судебного разбирательства, что может произойти как при отсутствии однозначно подходящей кандидатуры, так и в случае наличия между участниками группы противоречий, как относящихся к рассматриваемому делу, так и не относящихся к ним. В то же время в рамках реализации подобного выбора возникает риск того, что суд выберет лицо, которое по своим личностным качествам, знаниям и навыкам не сможет эффективно участвовать в судебном разбирательстве.
Полагаем, что подобная мера может быть имплементирована в гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации посредством нормативного правового закрепления обязанности суда в случае возникновения ситуации, когда в течение определенного срока участники группы лиц не могут определить представителя, по уведомлению участников группы лиц о возможности обращения в прокуратуру для осуществления публичной защиты прав, свобод и законных интересов участников группы лиц, а также закрепления обязанности органов прокуратуры Российской Федерации в силу п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ <3> по участию в деле в качестве представителя группы лиц.
--------------------------------
<3> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
Подобная мера, по нашему мнению, позволит обеспечить реализацию как интересов суда в осуществлении эффективного судебного разбирательства, так и интересов участников группы лиц в качественном и эффективном представителе их интересов.
В то же время, полагаем, с целью недопущения конфликта интересов, когда прокурор одновременно участвует в деле с целью защиты прав, свобод и законных интересов как группы истцов, так и группы ответчиков, необходимо определить дополнительные критерии применимости подобной меры к конкретному групповому иску, взяв в качестве основы следующие показатели:
1) характер исковых требований;
2) характер правоотношений между истцами и ответчиками;
3) правовой статус и организационно-правовая форма истцов и ответчиков.
В заключение можно отметить, что внесение изменений в гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации, равно как и иные федеральные законы и нормативные правовые акты, должно осуществляться с учетом интересов всех участников гражданско-правовых отношений и результатов публичной дискуссии, в рамках которой возможно выявление спорных моментов, а также возникновение потенциально спорных моментов и нарушения прав, свобод и законных интересов других лиц, что является недопустимым для правовой системы Российской Федерации как правового государства.