Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Основные модели и подходы к организации здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт)

Обновлено 13.05.2025 06:45

Статья посвящена анализу ключевых моделей и подходов к организации здравоохранения в различных странах мира, включая зарубежный и отечественный опыт. Рассматриваются основные типы систем здравоохранения, такие как государственная, частная и смешанная, их принципы финансирования и управления. В работе также обсуждаются перспективы развития отечественной системы здравоохранения с учетом мирового опыта.

 

Ключевые слова: система управления здравоохранением, модели организации, государственная система, социальная политика, международный опыт.

 

The article is devoted to the analysis of key models and approaches to the organization of health care in various countries of the world, including foreign and domestic experience. The main types of health care systems, such as public, private and mixed, their principles of financing and management are considered. The work also discusses the prospects for the development of the domestic health care system taking into account international experience.

 

Key words: health care management system, organization models, state system, social policy, international experience.

 

Система здравоохранения является одной из ключевых сфер социальной политики каждого государства, определяющей уровень жизни и благополучия населения. В зависимости от социально-экономических условий, исторических традиций и политического устройства в разных странах сформировались различные модели организации здравоохранения. Они различаются по уровню государственного регулирования, источникам финансирования, степени доступности медицинских услуг для граждан и участию частного сектора. В мировой практике сложились три основные модели здравоохранения: государственная (бюджетная), страховая (социальное медицинское страхование) и либеральная (частная). Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Государственная (бюджетная) модель здравоохранения основана на централизованном финансировании медицинских услуг из государственного бюджета. Основоположником данной системы в СССР был Николай Семашко, и эта модель до сих пор применяется в ряде стран, таких как Куба и Северная Корея. Она характеризуется полным государственным контролем за здравоохранением, бесплатностью медицинской помощи для всех граждан и жесткой централизацией управления. Основными преимуществами данной системы являются доступность медицинской помощи для всех слоев населения, единые стандарты медицинского обслуживания и государственный контроль за качеством услуг. Однако среди минусов можно выделить недостаток финансирования, высокую бюрократизацию, нехватку кадров и ограниченные возможности инновационного развития медицины.

Страховая (социальная) модель здравоохранения, разработанная канцлером Германии Отто фон Бисмарком, основана на обязательном медицинском страховании (ОМС), при котором финансирование здравоохранения осуществляется за счет страховых взносов работников, работодателей и государства <1>. В этой системе медицинские учреждения могут быть как государственными, так и частными, а пациенты имеют возможность выбора врача и больницы. Данная модель широко применяется в Германии, Франции, Японии, Нидерландах, а также частично в России. Среди ее преимуществ можно выделить финансовую устойчивость за счет страховых взносов, конкуренцию между медицинскими учреждениями, которая способствует повышению качества услуг, и гарантированный пакет медицинской помощи. Однако данная система также имеет свои недостатки, такие как высокая стоимость страховых взносов, бюрократическая сложность, а также возможные различия в качестве медицинской помощи в зависимости от уровня страхования.

--------------------------------

<1> Гайфуллин А.Н. Система здравоохранения РФ, элементы и социально-экономические факторы оценки ее экономического развития // Russian Journal of Management. 2021. Т. 9. N 2. С. 44.

 

Либеральная (частная) модель здравоохранения, известная также как система Бевериджа, основана на рыночных принципах, при которых граждане самостоятельно несут ответственность за свое здоровье, оплачивая медицинские услуги напрямую или через добровольное медицинское страхование (ДМС). Эта система характерна для таких стран, как США, Сингапур и частично Швейцария. Основными преимуществами данного подхода являются высокое качество медицинских услуг, инновационное развитие медицинских технологий, конкуренция между клиниками, что стимулирует повышение уровня сервиса и эффективности лечения. Однако в такой системе здравоохранения медицинские услуги доступны далеко не всем гражданам, так как их стоимость может быть чрезвычайно высокой, а отсутствие страховки может привести к отказу в медицинской помощи.

Российская система здравоохранения представляет собой смешанную модель, включающую элементы бюджетного, страхового и частного финансирования. Основу системы составляет обязательное медицинское страхование (ОМС), финансируемое за счет взносов работодателей и государства, при этом сохраняется бюджетное финансирование государственных медицинских учреждений. Также активно развивается сектор частной медицины и добровольного медицинского страхования (ДМС). Источниками финансирования здравоохранения в России являются государственный бюджет, страховые фонды, добровольные страховые программы и личные платежи граждан за платные медицинские услуги. Однако, несмотря на наличие ОМС, доступность и качество медицинской помощи остаются неравномерными: в регионах наблюдаются нехватка медицинских кадров, длинные очереди и устаревшая инфраструктура больниц.

Система управления здравоохранением в России включает различные структуры и функции, направленные на поддержание и совершенствование медицинской помощи. Это позволяет обеспечивать комплексный подход к решению проблем здоровья населения и снижению социального неравенства. Система управления здравоохранением представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов; имеет сложную систему управления конкретной социальной сферой деятельности; является единым целым с остальными системами управления, которые относительно независимы по отношению друг к другу, но оказывают взаимное влияние; имеет взаимосвязи как внутреннего (между частями системы), так и внешнего (с другими системами) характера, обладает иерархической структурой, определяющейся составом подсистем, компонентов и их связей, и включает ряд уровней управления - по отношению к отдельным структурным образованиям, которые различаются между собой набором полномочий (прав и обязанностей); имеет определенные стабильные свойства; обладает динамикой, т.е. способностью развиваться и самосовершенствоваться под влиянием условий показателей социально-экономической жизни <2>.

--------------------------------

<2> Кулик Д.Ю. Российская система здравоохранения: проблемы и ее возможности по преодолению пандемии // Студенческий вестник. 2020. N 44-6 (142). С. 74.

 

Управленческие решения должны соответствовать следующим требованиям, представленным <3>.

--------------------------------

<3> Козя И.Я. Система государственного регулирования в сфере здравоохранения: нормативно-правовой подход // Вестник науки. 2023. Т. 4. N 1 (58). С. 115.

 

Управление в сфере здравоохранения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности медицинских учреждений и организаций.

Общее управление здравоохранением осуществляется на уровне всей системы здравоохранения. Но также управление здравоохранением разделяется на:

- государственное управление здравоохранением - осуществляется через систему законодательных, исполнительных и судебных органов;

- муниципальное управление здравоохранением - осуществляется через систему органов местного самоуправления;

- частное управление здравоохранением - осуществляется через систему негосударственных организаций, в том числе медицинских страховых компаний, медицинских учреждений и др.

Управление может иметь директивный, предварительный, фильтрующий и последующий характер. В осуществление контроля входит четыре этапа <4>.

--------------------------------

<4> Характеристики моделей территориального планирования в здравоохранении / А.В. Поликарпов, М.В. Санькова, Н.А. Голубев [и др.] // Профилактическая медицина. 2023. Т. 26. N 7. С. 48.

 

Контроль позволяет отслеживать ход выполнения поставленных задач, выявлять отклонения от плана и принимать корректирующие меры. В сфере здравоохранения контроль бывает двух видов:

- административный контроль - осуществляется сверху вниз и заключается в том, что вышестоящие органы управления проверяют деятельность нижестоящих органов и подчиненных учреждений. В рамках административного контроля проверяются соблюдение законодательных и нормативных актов, выполнение плановых заданий, соблюдение технологии;

- общественный контроль - осуществляется снизу вверх и заключается в том, что общество контролирует деятельность органов власти и управления. Такой контроль направлен на защиту прав и интересов граждан, повышение качества и эффективности работы государственных органов и организаций, соблюдение законности.

Методы и формы управления здравоохранением должны обеспечивать эффективное функционирование системы здравоохранения, достижение целей и задач здравоохранения, а также защиту прав и интересов граждан в сфере здравоохранения.

То, насколько эффективно регулируется и контролируется система здравоохранения, стало видно в чрезвычайных обстоятельствах в период пандемии. Экстренная ситуация продемонстрировала необходимость комплексной и радикальной трансформации регулирования здравоохранения. Современная система регулирования здравоохранения должна быть способна быстро перестраиваться в условиях меняющейся ситуации. Архаичные и неповоротливые системы, неспособные быстро адаптироваться к меняющимся условиям, стали препятствием для эффективной борьбы с эпидемией.

Существуют препятствия, ограничивающие повсеместную реализацию стратегии цифровизации системы здравоохранения на территории России.

1. На сегодняшний день автоматизированные информационные системы (АИС) учреждений здравоохранения не всегда совместимы друг с другом. Это затрудняет обмен данными между учреждениями и создание единого информационного пространства в отрасли. Так, данные электронных медицинских карт, создаваемых в различных медицинских учреждениях, не могут быть использованы в другой организации.

При обращении пациента в любое новое медицинское учреждение приходится собирать данные для медицинской карты в ручном режиме, что увеличивает время оказания медицинской помощи.

2. В России отсутствуют единые стандарты для реализации проектов в области цифровизации здравоохранения. Из-за этого возникают сложности при разработке и внедрении типовых решений, которые могли бы использоваться в различных организациях.

Проблемой является отсутствие единых технических требований и стандартов по цифровизации, а также единой архитектуры построения цифровых систем. Несоблюдение единых стандартов в реализации цифровизации приводит к тому, что системы, которые внедряются для оптимизации процессов здравоохранения, уже через несколько лет будут не отвечать поставленным целям.

3. В России не проводится достаточное количество научных исследований для оценки эффективности проектов в области цифровизации здравоохранения. Из-за этого сложно обосновать необходимость выделения средств на такие проекты и оценить ожидаемый эффект от их реализации.

4. Для реализации проектов в области цифровизации здравоохранения необходимы квалифицированные кадры. В России наблюдается дефицит медицинских специалистов, имеющих навыки работы с информационными технологиями <5>.

--------------------------------

<5> Буканов Е.К. Методический подход к оценке эффективности процесса цифровизации системы государственного управления в области здравоохранения // Торговля и рынок. 2022. Т. 2. N 4-2 (64). С. 27.

 

Основными проблемами российского здравоохранения являются недостаток финансирования <6>, высокий уровень бюрократии, нехватка кадров, особенно в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовых актов в области здравоохранения, неисполнение норм, закрепленных в здравоохранительном законодательстве, а также недостаточное развитие инноваций и цифровых технологий в медицине. Перспективы улучшения системы здравоохранения связаны с цифровизацией медицинских услуг, развитием государственно-частного партнерства, увеличением финансирования и модернизацией медицинской инфраструктуры. Необходимо проводить мероприятия по здоровому образу жизни, пропаганде правильного питания, профилактическим осмотрам и диспансеризации населения, вакцинации и иммунизации. Для повышения качества медицинской помощи необходимо постоянно повышать квалификацию медицинского персонала, проводить обучение и переподготовку медицинских работников, а также внедрять современные методы диагностики и лечения заболеваний. Для повышения качества медицинской помощи следует улучшать материально-техническую базу медицинских организаций, осуществлять закупку современного медицинского оборудования, проведение ремонтов и реконструкций медицинских учреждений, а также оснащение медицинских организаций современными информационными системами. Реализация этих мер позволит повысить доступность и значительно улучшить качество оказываемой населению медицинской помощи, что приведет к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.

--------------------------------

<6> Беляев С.А. О проблемах финансового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации // Региональный вестник. 2019. N 16. С. 55.

 

Таким образом, анализ мировых моделей здравоохранения показывает, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. В России используется смешанная система, объединяющая элементы бюджетного финансирования, страховой медицины и частного сектора. Для повышения эффективности здравоохранения необходимы совершенствование механизмов финансирования, развитие цифровых технологий и расширение доступности медицинской помощи для всех слоев населения.