К вопросу об эвтаназии: уголовно-правовые и этические аспекты
В настоящее время в уголовно-правовой доктрине Российской Федерации отсутствует однозначная правовая квалификация такого понятия, как эвтаназия, существующего лишь в латентном состоянии. Подобной двусмысленностью проблемы эвтаназии обусловливается актуальность предлагаемого исследования, поскольку очевиден тот факт, что это проблема из числа тех, что переходят из разряда личных в разряд социальных проблем общества. Исходя из этого целью работы является исследование вопроса уголовно-правовой квалификации такого явления, как эвтаназия. Методологическую основу исследования составляют метод научного синтеза, метод классификации и сравнительно-правовой метод. На методологической периферии находится аналитический метод. В исследовании были выявлены основные правовые характеристики эвтаназии как явления, рассматриваемого через призму общеправовой доктрины естественных прав человека и гражданина. В результате проведенного исследования авторы сформулировали вывод, что вопрос об эвтаназии в конечном счете сводится к вопросу о дееспособности пациента, выражающейся в его желании прибегнуть к эвтаназии. На сегодняшний момент в российском обществе нет однозначного подхода к разрешению вопроса об эвтаназии, поскольку основополагающее право человека на жизнь является комплексным явлением, выражающимся в правовой системе как таковой, а противоречие между гипотетическим правом на эвтаназию и реальным правом на жизнь не удается привести к единому значению на уровне понятийного аппарата.
Ключевые слова: эвтаназия, законодательство, общественные отношения, интерес личности, деяние, внутренний порядок.
Currently, the criminal law doctrine of the Russian Federation lacks an unambiguous legal qualification of such a concept as euthanasia, which exists only in a latent state. Such ambiguity of the problem of euthanasia is due to the relevance of the proposed study, since it is obvious that this is one of those problems that pass from the category of personal to the category of social problems of society. Based on this, the purpose of the work is to investigate the issue of criminal legal qualification of such a phenomenon as euthanasia. The methodological basis of the research is the method of scientific synthesis, the method of classification and the comparative legal method. On the methodological periphery is the analytical method. The study identified the main legal characteristics of euthanasia as a phenomenon viewed through the prism of the general legal doctrine of natural human and civil rights. As a result of the study, the authors have formulated the conclusion that the question of euthanasia, ultimately, comes down to the question of the patient's capacity, expressed in his desire to resort to euthanasia. At the moment, there is no unambiguous approach to resolving the issue of euthanasia in Russian society, since the fundamental human right to life is a complex phenomenon expressed in the legal system as such, and the contradiction between the hypothetical right to euthanasia and the real right to life cannot be brought to a single meaning at the level of the conceptual apparatus.
Key words: euthanasia, legislation, public relations, personal interest, deed, internal order.
Эвтаназия является одним из центральных правовых вопросов, связанных с правами личности. Право на жизнь исторически оценивается как ключевая ценность для каждой личности, тогда как право на смерть в законодательстве Российской Федерации официально не признается.
Допустимость эвтаназии является этически сложным вопросом, который служит причиной активной общественной дискуссии, в настоящее время так и не имеющей определенных итогов. Данный термин обозначает акт преднамеренного прекращения жизни человека, обычно с целью облегчения его страданий в случаях тяжелой и неизлечимой болезни или состояния.
Медицина, как известно, сфера чрезвычайно деликатная, ее предназначение состоит в оказании больному пассивной помощи в сохранении жизни и здоровья и облегчении его физических страданий, вызванных различными недугами <1>. С учетом этого определения медицинские работники обычно вынуждены принимать на себя ответственность за проведение эвтаназии по просьбе неизлечимо больного пациента, они сталкиваются с этическими дилеммами, связанными с осуществлением данной практики, обладающей весьма спорными этическими и правовыми аспектами.
--------------------------------
<1> Рарог А.И., Понятовская Т.Г. Медицинский риск в уголовном праве // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. N 3. С. 321 - 331.
Эвтаназия как форма прекращения жизни по согласию пациента с целью облегчения его страданий может принимать различные формы. В зависимости от методов, используемых для осуществления эвтаназии, можно выделить две формы этой практики <2>.
--------------------------------
<2> Андрианов А. Понимание термина "эвтаназия" // Ипатьевский вестник. 2019. N 1-2 (7-8). С. 171 - 177; Рарог А.И., Понятовская Т.Г. Указ. соч.
1. Пассивная эвтаназия.
Пассивная эвтаназия предполагает прекращение медицинского вмешательства, впоследствии приводящего к смерти пациента. Это может, например, предполагать отказ от искусственной поддержки жизни, такой как отключение аппаратов искусственной вентиляции легких или прекращение питания и гидратации. Пациенту предоставляется возможность умереть естественным путем, без продолжения медицинских процедур, которые лишь замедляют процесс смерти.
Пассивная эвтаназия часто применяется в случаях, когда пациент находится в бесперспективном состоянии, не ведущем к выздоровлению. Она основывается на принципе автономии пациента и его праве на отказ от медицинских процедур, которые он считает бесполезными и недостаточно эффективными.
В настоящее время дискуссия о том, насколько позволительно прекращение лечения, особенно когда речь идет о лишении пациента базового медицинского ухода, такого как питание и гидратация, очень активна. Одни исследователи считают, что это форма уважения к автономии пациента, другие же сомневаются в правомерности такого решения, особенно в случаях, когда пациент не способен выразить свою волю.
2. Активная эвтаназия.
Активная эвтаназия представляет собой активное применение препаратов или других средств для намеренного прекращения жизни пациента. В отличие от пассивной эвтаназии активная эвтаназия требует активного вмешательства медицинского персонала или других лиц.
В некоторых странах, где активная эвтаназия легализована, пациенту предоставляется возможность самостоятельно принять смертельную дозу лекарств, которая приведет к его смерти. В других случаях, когда пациент не способен выполнить это самостоятельно, активная эвтаназия может быть выполнена медицинскими специалистами. Как правило, это осуществляется по желанию самого пациента, после внимательной оценки его медицинского состояния и подтверждения его намерений <3>.
--------------------------------
<3> Алиев Т.Т. Эвтаназия в России: право человека на ее осуществление // Современное право. 2008. N 4. С. 35.
Тем не менее активная эвтаназия по-прежнему является незаконной в большинстве стран мира. Существует множество этических и юридических аспектов, которые препятствуют ее легализации. Противники активной эвтаназии считают, что она нарушает принципы медицинской этики, право на жизнь и создает риски злоупотреблений и ошибок <4>.
--------------------------------
<4> Цыганков А.Ю. Медицинский риск и уголовная ответственность медицинских работников // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023. N 4 (309). С. 87 - 92.
В настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего эвтаназию и устанавливающего четкие правила и условия ее применения. В статье 45 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) закреплено: "Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента" <5>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
В данном Федеральном законе также имеется ч. 3 ст. 20 "Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства", в которой закреплено: "Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения". Суть этой статьи заключается в том, что никто не может заставить человека с тяжелым или смертельным заболеванием получать полное медицинское лечение. Пациенты имеют право отказаться от медицинской помощи по своему усмотрению, без вмешательства третьих лиц.
Однако стоит отметить, что российское уголовное законодательство содержит некоторые нормы, которые могут быть применимы к случаям, связанным с эвтаназией <6>.
--------------------------------
<6> Елисеева Г.В. Эвтаназия: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19. N 1. С. 23 - 38.
Статья 105 "Убийство" Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовное наказание за преднамеренное лишение жизни другого человека. Если смерть наступает с согласия потерпевшего, это не освобождает от уголовной ответственности. Это связано с тем, что в России право на жизнь считается неделимым и неприкосновенным и любой акт, приводящий к прекращению чьей-либо жизни, считается противозаконным <7>.
--------------------------------
<7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
По российскому законодательству уголовная ответственность за эвтаназию устанавливается без учета отягчающих и смягчающих факторов и квалифицируется по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Тем не менее мотив сострадания, указывающий на низкую общественную опасность человека, может считаться смягчающим обстоятельством (п. "д" ст. 61 УК РФ).
При вынесении приговора за эвтаназию суд должен учитывать несколько факторов, включая:
- наличие запроса от пострадавшего;
- наличие сострадательного мотива у человека, совершившего этот поступок;
- отсутствие материальной выгоды или корыстных намерений.
Хотя эвтаназия напоминает убийство, ее квалификация по ч. 1 ст. 105 УК РФ ставит под сомнение принцип справедливости в уголовном праве. Этот принцип требует, чтобы наказание соответствовало характеру и степени общественной опасности преступления, а также учитывало обстоятельства его совершения.
Несмотря на то что состав ст. 110 УК РФ пересекается с составом эвтаназии, существует множество спорных моментов. Например, человек может покончить с собой не по своей воле, а под влиянием психических или физических факторов, таких как угрозы или моральное давление. В таких случаях нельзя утверждать, что решение о прекращении жизни было полностью добровольным <8>.
--------------------------------
<8> Карасева М.Ю. Понятие свободы личности как объекта уголовно-правовой охраны // Гуманитарный вестник. 2012. N 2 (2). С. 1.
Таким образом, квалификация по ст. 110 УК РФ невозможна без доказательств влияния на пациента и определения источника этого влияния. Если воздействие оказывали третьи лица, не являющиеся врачами, медицинские работники не могут быть признаны виновными. Уголовной ответственности подлежат только те, кто непосредственно влиял на пациента, в то время как действия медиков останутся неясными.
Кроме того, стоит обратить внимание на состав преступления - медицинская халатность, который может возникнуть в контексте эвтаназии. Медицинская халатность характеризуется небрежностью или непрофессионализмом медицинского работника, в результате чего причиняется тяжкий вред здоровью или смерть пациента.
При эвтаназии медицинская халатность может возникнуть, если врачи не соблюдают протоколы или процедуры либо если их действия приводят к непредвиденным последствиям, включая смерть пациента.
В российском законодательстве медицинская халатность регулируется ст. 238 УК РФ, которая предусматривает уголовные наказания, включая лишение свободы, штраф или другие меры.
Важно отметить, что уголовно-правовой аспект эвтаназии и связанных с ней составов преступлений является сложным и требует тщательного исследования. Каждая страна имеет свои собственные законодательство и подход к регулированию этой проблемы. В свете быстро меняющихся в современном мире этических норм возможны изменения в уголовно-правовом статусе эвтаназии и связанных с ней преступлений.
Имея в виду все вышесказанное, автор считает целесообразным обратиться к судебной практике по вопросам эвтаназии.
Первый приговор за эвтаназию в России был вынесен в 2004 г. двум девушкам, которые помогли парализованной женщине, стремясь облегчить ее страдания. Они были осуждены по ст. 105 "Убийство", и суд не принял во внимание мотив сострадания и просьбы женщины как смягчающие обстоятельства. Кроме того, родственники утверждали, что женщина страдала от депрессии, что могло повлиять на ее желание покончить с жизнью.
Учитывая эту тенденцию, можно сделать вывод о необходимости законодательного оформления эвтаназии как особого вида деяния, сопряженного с меньшей степенью общественной опасности, чем убийство.
Какова же этическая сторона вопросов, связанных с эвтаназией?
Этические соображения играют ключевую роль в обсуждении эвтаназии. Проблема, связанная с правом завершать жизнь по собственному желанию или по желанию пациента, порождает множество моральных споров и дискуссий в обществе.
Одним из основных этических понятий, касающихся эвтаназии, является право на жизнь и самоопределение. Сторонники эвтаназии утверждают, что каждый имеет право решать о своей жизни, включая возможность прекращения ее из-за тяжелых и неизлечимых болезней или невыносимых страданий. Они считают, что в таких ситуациях эвтаназия может быть актом сострадания и уважения к автономии пациента <9>.
--------------------------------
<9> Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013.
Тем не менее существуют и противники эвтаназии, опирающиеся на различные этические доводы. Один из таких аргументов касается неделимости права на жизнь. Они утверждают, что жизнь человека имеет ценность сама по себе и является неприкосновенной и никто, включая самого человека, не вправе решать о ее прекращении. Противники эвтаназии подчеркивают, что она нарушает этот принцип и может привести к непредсказуемым последствиям, включая потенциальное злоупотребление и неправомерное прекращение жизни людей.
Другой этический аргумент против эвтаназии связан с возможностью ошибок и неправильных медицинских диагнозов. При определении неизлечимости или безнадежности состояния пациента всегда существует риск неправильной оценки, что может привести к нежелательным последствиям. Противники эвтаназии указывают на то, что лучшим решением в таких случаях является обеспечение должного уровня паллиативной медицинской помощи и поддержки для пациентов, чтобы облегчить их страдания и повысить качество жизни.
Кроме того, этические вопросы возникают и в контексте роли медицинского персонала. Врачи и медицинский персонал сталкиваются с этическими дилеммами, когда им предлагается участвовать в актах эвтаназии. Некоторые врачи могут испытывать этическое беспокойство и конфликт между своими обязанностями помогать пациентам и принципами эвтаназии. Они могут ощущать противоречие между сохранением жизни и соблюдением желаний пациента. Эти этические дилеммы подчеркивают сложность проблемы эвтаназии и необходимость более глубокого обсуждения и регулирования этой практики <10>.
--------------------------------
<10> Плаксина Т.А. Социальные основания квалифицирующих убийство обстоятельств и их юридическое выражение в признаках состава преступления: монография. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2006. 431 с.
В зарубежной практике имеются различные подходы к этическим проблемам, связанным с эвтаназией. Некоторые страны легализовали эвтаназию или активную помощь в смерти, устанавливая определенные критерии и процедуры, которые должны быть соблюдены. Другие страны запрещают эвтаназию и считают ее недопустимой в любых обстоятельствах.
Одним из сторонников легализации эвтаназии является уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Она открыто заявила, что прекращение страданий пациента - это вполне гуманное действие <11>.
--------------------------------
<11> Калинин А. Легализация эвтаназии: за и против // Российское информационное агентство "Росбалт". 2016.
Мнения врачей по этому вопросу различаются. С одной стороны, большинство медицинских специалистов считают, что освобождение человека от сильных физических страданий - это благородный акт. С другой стороны, возникает этический вопрос: имеет ли врач право отнимать жизнь у другого человека, которую он не даровал <12>?
--------------------------------
<12> Уварова И.А. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья: проблемы теории и практики. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2015. 230 с.
Этический аспект эвтаназии остается предметом широкой общественной дискуссии, и различные точки зрения и аргументы привлекают внимание исследователей, активистов и Правительства.
Учитывая все сказанное ранее, необходимо подчеркнуть, что проблема эвтаназии несет в себе значительно больше смыслов, нежели просто право человека добровольно уйти из жизни вследствие невыносимых страданий от неизлечимого заболевания. Этот вопрос отражает то, что в обществе по-прежнему существуют значимые взгляды и ценности, коренящиеся в прошлом и передающиеся через религиозные и семейные устои. Кроме того, она демонстрирует неизбежное взаимодействие современных правовых норм, стремящихся к беспристрастности, с этическими принципами, которые не основаны на юридических аспектах, а исходят из духовных концепций.
Немецкий юрист Карл Шмитт справедливо отметил тесную связь ряда юридических вопросов с духовной этикой. Тезис Карла Шмитта о том, что основы современной политической теории (например, право, суверенитет) уходят корнями в теологию, получил признание в научных кругах. Он утверждал, что право тесно связано с историческими и религиозными представлениями, которые продолжают влиять на общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что для правового закрепления данной процедуры необходимо выработать четкую государственную позицию по вопросу эвтаназии. Чтобы законодательно оформить процедуру эвтаназии, государству необходимо занять четкую позицию. Она может быть основана на светских принципах, игнорируя этику, либо учитывать моральные убеждения общества. Это согласуется с мнением Шмитта о том, что правовые и политические категории связаны с религиозными понятиями, ставшими основой "общечеловеческих ценностей" <13>.
--------------------------------
<13> Александров А.С., Шоткинов С.А. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии // Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 2 декабря 2022 г.): сб. науч. статей. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. С. 752 - 758.
При анализе проблемы эвтаназии следует учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт, для которого эта проблема в целом стала предметом не только активного обсуждения, но и законодательной оценки раньше, нежели в России.
Нидерланды стали первой страной, официально разрешившей как активную, так и пассивную эвтаназию. До принятия Закона об эвтаназии в 2001 г. Уголовный кодекс Нидерландов (ст. 293) категорически запрещал лишение жизни другого человека по его просьбе.
Несмотря на легализацию эвтаназии в стране, уголовное преследование может быть инициировано в случае нарушения установленных принципов. К таким принципам относятся:
1) строгое соблюдение медицинских стандартов: процедура эвтаназии должна осуществляться в полном соответствии с официальными медицинскими рекомендациями;
2) уведомление судебной экспертизы: врач, осуществляющий процедуру, должен уведомить местного судмедэксперта и следовать установленным рекомендациям;
3) согласие родителей: несовершеннолетние пациенты в возрасте от 12 до 16 лет должны получить согласие своих родителей на проведение эвтаназии;
4) сознание пациента: пациент должен находиться в ясном сознании и отдавать отчет в своих действиях;
5) добровольный запрос: просьба о проведении эвтаназии должна быть выражена добровольно и осознанно;
6) отсутствие альтернативных решений: необходимо убедиться, что для решения проблемы не существует других разумных и приемлемых вариантов.
Медицинские работники, которые не соблюдают законодательные нормы, регулирующие процедуру эвтаназии, могут быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет.
В отличие от Нидерландов и Бельгии, где эвтаназия допускается лишь в строго ограниченных случаях, Швейцария придерживается концепции "помощи в самоубийстве". В этой стране пациенту предоставляется возможность получить смертельную дозу медикаментов, которую он принимает самостоятельно. Право на получение помощи в самоубийстве в Швейцарии распространяется не только на граждан страны, но и на иностранцев.
В ряде стран, включая Люксембург и Канаду, а также в некоторых штатах США законодательно регламентированы случаи эвтаназии или оказания помощи в самоубийстве при определенных условиях.
Несмотря на это, авторы настоящего исследования, проведя самостоятельный теоретический анализ с точки зрения уголовного права, занимают принципиально негативную позицию по всем аспектам практики эвтаназии.
Авторы статьи утверждают, что российский законодатель пока не готов к легализации эвтаназии в Российской Федерации. Это объясняется недостатком правовой базы и значительным воздействием этических аспектов, таких как религиозность большинства граждан, консервативная позиция законодателей и традиционные моральные нормы, рассматривающие эвтаназию как убийство, а не акт сострадания. Авторы предлагают внести изменения в УК РФ, отделив понятие "эвтаназия" от "убийства" и предусмотрев отдельную статью за это деяние. Важно точно сформулировать состав этого преступления и его юридическое определение.
Основным объектом преступления, которое квалифицируется как эвтаназия, выступают общественные отношения, связанные с защитой права человека на жизнь. Объективная сторона такого преступления может выражаться как в активных действиях, так и в бездействии, включая оба вида эвтаназии. Субъектом преступления является специально уполномоченный медицинский работник. Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла с обязательным мотивом сострадания. Следовательно, состав преступления является материальным, поскольку его следствием становится смерть неизлечимо больного пациента.
Несмотря на наличие положительного опыта легализации эвтаназии в ряде зарубежных стран, Российская Федерация пока не готова к ее внедрению. Вопрос об эвтаназии в России по-прежнему остается предметом дискуссий и не выходит за рамки теоретических обсуждений.
Право на жизнь подразумевает не только физическое существование, но и возможность жить достойно и осмысленно. Оно защищает от произвольного лишения жизни и насилия, независимо от социальных, расовых, половых или религиозных различий. Это право тесно связано с другими правами, например на здоровье и образование. Без гарантии на жизнь остальные права теряют свою значимость.
Международные конвенции и национальные законодательства подтверждают этот принцип, закрепляя защиту права на жизнь в качестве одного из основополагающих элементов современной правосистемы. Особенное внимание уделяется вопросам, связанным с ролью государства в обеспечении этого права, что включает право индивидов на защиту и безопасность от насилия и угроз.
Таким образом, право на жизнь не просто элемент правовой системы, но и социальный контракт, который подчеркивает ответственность общества за своих членов. Уважение и защита этого права должны быть центральными в любой культуре и сообществе, служа основой для построения социальной справедливости и гуманности.