К вопросу о перспективах российско-монгольских отношений в сфере туризма с учетом многовековых историко-культурных традиций
В статье рассматриваются вопросы, связанные с межгосударственными отношениями России и Монголии, а также перспективами, которые они открывают для международных проектов в сфере туризма. Анализируются некоторые приоритетные направления; подчеркивается их историко-культурная обусловленность.
Ключевые слова: Монголия, туризм, культура.
The article discusses issues related to interstate relations between Russia and Mongolia, as well as the prospects that they open up for international projects in the field of tourism. Some priority areas are analyzed; their historical and cultural conditionality is emphasized.
Key words: Mongolia, tourism, culture.
Монголия - это государство, являющееся не только "географическим соседом" нашей страны, граничащее с Россией на севере; но и важнейший стратегический партнер, с которым связывают давняя и крепкая дружба, а также общее историческое прошлое и богатейшее культурное наследие. История современных дипломатических отношений двух государств насчитывает уже более 100 лет (напомним, что после Монгольской народной революции 1921 г. <1> между Монголией и РСФСР было подписано соглашение об установлении дружественных отношений). За весь период существования СССР, а также за то время, что существует его правопреемница, Российская Федерация, насчитывается великое множество примеров искренней поддержки и взаимовыручки сторон. Например, в годы таких тяжелейших испытаний для нашей страны, каким стала Великая Отечественная война, Монголия внесла неоценимый вклад в приближение победы над фашистскими захватчиками. По данным исследователей, "совокупная безвозмездная помощь Монголии Советскому государству и Красной Армии составила два годовых бюджета страны" <2>. К тому же не стоит забывать, что "война (с мая по сентябрь 1939 года) с Японией и Маньчжоуго на территории Монголии завершилась полной победой советско-монгольских войск", и, как отмечают историки, эта победа (у реки Халхин-Гол) "имеет колоссальное международное значение"; более того, в "июле 1945 г. было принято решение о совместном участии советских и монгольских войск в военной кампании на Дальнем Востоке", которая "завершилась подписанием 2 сентября 1945 г. акта о безоговорочной капитуляции Японии" <3>. В прошлом, 2024 г. состоялся визит Президента РФ Владимира Владимировича Путина в Монголию в рамках празднования 85-летия победы на реке Халхин-Гол, что стало поводом для обсуждения руководством обеих стран планов дальнейшего сотрудничества, при этом в ходе переговоров <4> стороны неоднократно ссылались на Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией (подписан 3 сентября 2019 г.) <5>, который заложил основы для дальнейшего партнерства на стабильной и долговременной основе, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в самых различных областях: политике, безопасности и обороне, экономике, экологии, санитарно-эпидемиологическом благополучии, здравоохранении, торговле, финансах и инвестициях, инфраструктуре, транспорте и коммуникациях, энергетике, информационных технологиях, технике, а также гуманитарных отношениях и в таких сферах, как культура и искусство, образование и наука. Статья 16 указанного Договора подчеркивает также и то, что стороны стремятся к углублению сотрудничества в области туризма.
--------------------------------
<1> Военный энциклопедический словарь / Пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М.: Воениздат, 1984. С. 458.
<2> Об этом сообщает К.В. Орлова (со ссылками на: Базаров Б.В., Курас Л.В. Монголия во Второй мировой войне // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2015. Т. 12. С. 30 - 39; а также на устную информацию д-ра ист. наук, профессора, главного научного сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Л.В. Кураса). См.: Орлова К.В. Россия - Монголия: век дружбы и сотрудничества (к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений) // Oriental studies. 2021. T. 14(5). C. 892.
<3> Цитаты в предложении в кавычках: Орлова К.В. Указ. соч. С. 891 - 893.
<4> См.: По итогам двусторонних переговоров президенты России и Монголии сделали заявления для представителей СМИ (Улан-Батор, 3 сентября 2024 г.).
<5> См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru; Бюллетень международных договоров. 2020. N 12. С. 28 - 33.
В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <6> полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами. В 2006 году в диссертационном исследовании по экономике Баясгалана Цэцгээ было отмечено, что "в Монголии, обладающей колоссальными... ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям"; однако поддержка туризма "ставится в числе приоритетных задач государства", и целью его "политики в области туризма является формирование в Монголии современной высокоэффективной конкурентоспособной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики страны" <7>. С тех пор государством был сделан ряд шагов, направленных на развитие данного сектора: так, в 2015 г. утверждена "Национальная программа по развитию туризма в Монголии на 2016 - 2025 годы", и, как отмечают многие специалисты, и не только в сфере экономики (например, Бямба Оюунханд), на современном этапе "туризм в Монголии вносит свой существенный вклад в обеспечение экономического роста и социально-культурного благополучия страны" <8>. В Российской Федерации, соответственно, в 2019 г. принята "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" <9>, которая обозначила важность использования комплексного подхода при развитии туризма, позволяющего учитывать экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности. С нашей точки зрения, здесь стоит отметить, что обе страны объединяет не только богатое историческое прошлое, но и существенный этнокультурный аспект, связанный с тем, что на территории России проживают монголы и родственные им народы; а на территории Монголии - русские и иные выходцы с территории нашей страны, а также других постсоветских республик. Более того, не стоит забывать и о смешанных браках представителей различных национальностей. Стоит вспомнить о том, что в ходе международного взаимодействия странам стратегически важно учитывать культурное и этническое, религиозное разнообразие, а также все формы межкультурной коммуникации, способные привести к развитию максимально тесного добрососедства. Важно стремиться к формированию культурно-нравственного потенциала населения обозначенных регионов, развивать патриотические чувства, опираясь на взаимную толерантность и помня о важности общих ценностей. В данной связи еще раз обратим внимание на общее героическое прошлое и воинскую доблесть, неразрывно связывающие население двух стран и упомянутые в начале настоящей статьи. Поэтому не должен терять своей актуальности культурно-познавательный туризм историко-культурной направленности. Как пишет С.А. Васютин, "территория Внешней и Внутренней Монголии - одна из колыбелей кочевых цивилизаций, обладающая огромными историко-культурными богатствами, представленными разнообразными погребальными, поминальными, религиозными, городскими памятниками" <10>. Здесь стоит вспомнить и объекты, относящиеся к истории хунну (например, могильник Дурлиг-Нарс, курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула) и др.), и такие памятники, как Шороон Дов и Шороон Бумбагар, а также иные. Всемирно известными объектами в Монголии являются: комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; развалины города Каракорума; монастыри Эрдэни-Дзу, Тувхэн-хийд и иные. Социологи (в частности, И.Ц. Доржиева и Э.В. Цыремпилова) также приводят данные о том, что среди туристов выделяются те, для кого приоритетным является посещение именно религиозных объектов <11> как на территории Монголии, так и на территории России; в последнем случае монгольских туристов, конечно же, интересует Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ" в Бурятии с возможностью посетить нетленное тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
<7> См.: Баясгалан Цэцгээ. Моделирование развития туризма в Монголии: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 4, 11, 13.
<8> Бямба Оюунханд. Методика создания туристской карты на основе ГИС (на примере Хэнтий аймака Монголии): Дис. ... канд. техн. наук. Новосибирск, 2023. С. 17.
<9> Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (ред. от 07.02.2022) "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г." // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Васютин С.А. Проблемы сохранения историко-культурного наследия кочевых империй Внутренней Азии // Вестник КемГУКИ. 2019. Т. 46. С. 177.
<11> См.: Доржиева И.Ц., Цыремпилова Э.В. Роль туризма в современных российско-монгольских отношениях // Вестник ЗабГУ. 2022. Т. 28. N 6. С. 59.
Если говорить о Республике Бурятии, то традиционным местом посещения стало озеро Байкал, которое является священным местом для местного населения, а также для носителей бурятско-монгольской культуры, проживающих в иных местах. В Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года подчеркнуто, что благодаря уникальным природным ресурсам Россия является перспективным направлением для развития экологического туризма. То же самое можно сказать и о Монголии (в частности, популярностью среди туристов пользуются пустыня Гоби; национальные парки Горхи-Тэрэлж и Алтай-Таван-Богд; горный хребет Цаган-Шибэту; река Ховд; озера Ачит-Нуур, Дурген-Нуур, Уурэг-Нуур, ТолбоНуур, Хубсугул и др.). Однако в данном случае не только природные богатства страны заслуживают особого внимания, но и такое явление, как "номадизм" (от греч. "кочевники"), которое может быть рассмотрено и как особый вид экономики, и как особый социально-культурный феномен, и как по-своему уникальный образ жизни человека. В работе, посвященной исследованию кочевого образа жизни в современном мире, С.Г. Жамбалова указывает со ссылкой на Д.Д. Нимаева, что почти "двадцать монголоязычных народов расселены компактными группами в Азии и Европе: в Монголии - холх-монголы, ойраты, дарханы, урянхайцы, хамниганы, буряты; в КНР - монголы Внутренней Монголии, дагуры, дунсяне, монголы, баоани; в Афганистане - монголы; в России - буряты и калмыки" <12>. Она пишет: "Налицо факт масштабного существования в XXI в. номадизма, он успешно сохраняется в одних пределах (Монголия, Китай), но постепенно утрачивается в других (Россия)" <13>. Однако, как отмечает Д.Д. Бадараев, несмотря на то что "традиционные хозяйственные практики монголоязычных номадов России и Монголии испытывают серьезные изменения, вызванные" ускорением "социально-экономических процессов в мире", "тема сохранения традиционного скотоводства является предметом... широкого научного и общественного обсуждения в Монголии и Бурятии" <14>. По мнению указанного автора, "сохранение и развитие номадного животноводства на сопредельных территориях России и Монголии имеет стратегически важное значение" <15>. Стоит напомнить, что в Бурятии веками в рамках кочевого скотоводства разводили крупный рогатый скот, коз и овец, верблюдов, лошадей. Говоря о важности сохранения традиционных форм скотоводства, являющихся достоянием кочевой цивилизации, уместно говорить также о проблеме возрождения и сохранения генофонда, а также поддержания необходимого поголовья редких, исчезающих видов сельскохозяйственных животных Бурятии. В частности, среди таковых видов В.А. Тайшин называет яка, бурятских аборигенных грубошерстных овец, верблюдов, тофаларского оленя, бурятскую лошадь (происходящую от монгольской породы), бурятский крупный рогатый скот <16>. Большим вкладом в развитие данного направления может стать и международное сотрудничество стран, в том числе посредством привлечения внимания к имеющимся проблемам. Грамотное взаимодействие в сфере туризма способствует этому. К тому же не стоит забывать, что разведение яков и двугорбых верблюдов (бактрианов) в сельскохозяйственной сфере осуществляется в соседней Монголии, о важности данных пород для традиционного животноводства упоминает О.Н. Гурова <17> и иные авторы. Полагаем, в данном случае имеются все предпосылки к разработке совместных международных проектов двух соседствующих стран (России и Монголии) в сфере развития образовательно-научного и сельскохозяйственного туризма. Безусловно, здесь важна не только нацеленность на использование рекреационной и гедонистической функций туризма. Важнее добиться создания максимальных условий не только для возможности приобщения к культуре номадов в формате ознакомления, но и для дополнительного стимулирования процессов обмена опытом, даже косвенного получения знаний, усвоения навыков, исследования "номадного образа жизни", его модернизаций в условиях постоянно изменяющегося мира. В данном случае важен диалог не только государств, но и диалог людей, совершенно естественный и по своей сути ежедневный. Несомненно, при участии государственных структур все условия для организации такого диалога в рамках туристской действительности не просто возможны, но и могут быть весьма продуктивны.
--------------------------------
<12> Нимаев Д.Д. Бурятские диаспоры // Диаспоры в современном мире: материалы межд. круглого стола. Улан-Удэ (15 октября 2007 г.); Хулун-Буйр (13 декабря 2007 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. С. 11; Жамбалова С.Г. Кочевой образ жизни в современном мире: проблемы традиционализма и модернизации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2012. С. 143.
<13> Жамбалова С.Г. Указ. соч. С. 149.
<14> Цит. по: Бадараев Д.Д. Традиционные хозяйственные практики монголоязычных номадов: скотоводство на сопредельных территориях Монголии и России // Вестник Института социологии. 2016. N 3 (18). С. 190, 188.
<15> Там же. С. 190.
<16> См.: Тайшин В.А. Редкие исчезающие виды сельскохозяйственных животных Бурятии // Сельскохозяйственный журнал. 2009 // ciberleninka.ru (дата обращения: 10.09.2024).
<17> Гурова О.Н. Традиционное животноводство Монголии // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. N 11. С. 158, 160.
Останавливаясь на вопросах животноводства, невозможно отдельно не сказать о том, что особое место в мировой культуре, в том числе кочевнической, в особенности монгольского народа, занимает лошадь. Как пишут С.Г. Жамбалова и Данзангийн Эрдэнэбат, "традиционализм монголов, сберегающих кочевой образ жизни, полно отражает" их "отношение... к лошади", "нигде коневодство и признание коня верным товарищем, сакральным животным не сохранилось в исконной традиции, как в Монголии"; также они отмечают, что и у "бурят конь драгоценный" (мори-ин эрдэни) - дар богов <18>. Стоит заметить, что образ коня буквально пропитывает всю монгольскую культуру, он находит отражение во всех сферах искусства монголов и близкородственных им народов. Не случайно в современной Монголии все больше возрастает интерес к развитию различных направлений декоративно-прикладного искусства, связанного с изготовлением конской амуниции (это касается кожевенного мастерства; металлообработки, в том числе ювелирной; технологий обработки шерсти, изготовления изделий из войлока; деревообработки и косторезного мастерства). В стране стараются поддерживать традиции изготовления седел, стремян, различных элементов конской сбруи, обладающих высокохудожественными характеристиками, богато и со вкусом украшенных и при этом не потерявших своих функциональных качеств; что делает их не просто атрибутом в интерьере, а позволяет сохранять "живую связь" с тем, кого прославляет мастер, - с самым "драгоценным подарком богов" - конем. Особое, сакральное значение имеют и иные атрибуты, связанные с коневодством, например: плеть "Ташуур"; ножи монгольского типа (распространенные также в Бурятии и Калмыкии); традиционные огнива; по-своему уникальный инструмент "Морин хуур" (от монг. "морь, морин" - конь; "хуур" - музыкальный инструмент); а также тамга (клеймо). В данном случае речь в первую очередь идет о поддержании традиций, что необходимо учитывать при формировании туристских маршрутов и при "наполнении" содержанием, а именно смыслом того, что принято именовать в сфере туристской деятельности "туристским продуктом". Дело в том, что многие из этих направлений декоративно-прикладного мастерства не могут развиваться как направления сувенирной продукции по целому ряду причин: начиная от их трудозатратности и необходимости использовать качественный и порой дорогостоящий материал (при этом выбор материала часто не случайный, так как он может нести дополнительную, в том числе семиотическую нагрузку, от которой отказаться невозможно), заканчивая тем, что в случае "сведения" их до статуса сувенирной продукции они потеряют свой глубинный, священный смысл. Многие творения рук человеческих достойны быть ценным подарком, передаваемым из поколения в поколение. С нашей точки зрения, для понимания истинного значения таких предметов и их ценности, главным образом нематериальной, недостаточно государственной помощи, обеспечивающей поддержание возможности их производства, и недостаточно одной лишь поддержки народных мастеров. Здесь очень важен культурно-просветительский компонент, в обеспечении которого могут быть задействованы образовательные организации и, конечно же, музейные.
--------------------------------
<18> Цит. по: Жамбалова С.Г., Данзангийн Эрдэнэбат. Монгольская лошадь в войнах и культуре монгольского народа // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11. N 1. С. 84.
Необходимо формировать правильное, научно обоснованное понимание значения различных культурных традиций, этнических артефактов. Поэтому любой проект, в котором задействованы общественные институты, имеющие необходимую образовательную базу, заслуживает внимания. Не случайно многими исследователями позитивно, а вернее сказать, с надеждой было воспринято международное заявление, сделанное в 2023 г., о намерении в рамках совместного соглашения между Россией, Китаем и Монголией развить туристический маршрут "Великий чайный путь", география которого "повторяет торговый путь из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург, созданный в XVIII веке для экспорта чая" <19>. При этом разработчиками проекта приоритет был отдан такому направлению, как экскурсионно-образовательный туризм, соответственно, для создания инфраструктуры подобного рода маршрутов значение приобретают не только природные объекты, места размещения, гостиницы, организации торговли и питания, но и музеи, выставочные залы и прочие объекты историко-культурного значения. По мнению экономистов (например, А. Мигранян и Д. Динец), "данное предложение крайне актуально", в том числе потому, что "российские туристы представляют базовый поток" <20> посещающих Монголию; к тому же соглашение было достигнуто в трехстороннем порядке, странами, провозглашающими курс на сближение в рамках реализации общих проектов в регионе. Полагаем, России есть что представить со своей стороны, и это далеко не только Москва, Санкт-Петербург, курорты Причерноморья, и даже не только лишь озеро Байкал; несомненно, каждый субъект нашей страны может поделиться уникальными природными и историко-культурными объектами, заслуживающими внимания. Не умаляя значения иных регионов, объектов и проектов, укажем, что недавно в городе Улан-Удэ Республики Бурятии, на площади Революции, у Гостиных рядов был установлен монумент Ж. Баясхаланова "Великий чайный путь. Отражение" <21>. Он представляет собой арку, сквозь которую тянутся по "Чайному пути" караваны верблюдов (материал - мрамор), которые отражаются в полированных фигурах шаров из стали; также автором использована символика традиционного зеркала "толи", которое принято считать оберегом, отгоняющим зло. По замыслу автора, в монументе заложена идея единства времени и истории, процветания народа <22>. Художник прав, что особенно важным во все времена является сохранение исторической преемственности поколений, бережное отношение к культурному наследию народов (в самом широком его понимании). Это должно достигаться всеми доступными путями, в том числе это касается и отношений России и Монголии в самых разнообразных сферах, и туризм здесь не исключение.
--------------------------------
<19> Россия, Китай и Монголия запустят межгосударственный туристический маршрут "Великий чайный путь" / Министерство экономического развития РФ // Новости. 10.10.2023.
<20> Цит. по: Мигранян А.А., Динец Д.А. Векторы российско-монгольского сотрудничества // Геоэкономика энергетики. 2023. N 4 (24). С. 55 - 76.
<21> Новый арт-объект сегодня открыли в Улан-Удэ // Вести-Бурятия. 23.01.2024.
<22>