К вопросу о правовом положении туристического агрегатора
В настоящей статье рассматривается правовая природа и специфика правового положения туристических агрегаторов. В статье указывается на необходимость отграничения туристического агрегатора от субъектов туристской деятельности, а также высказываются предложения по закреплению особенностей правового положения туристического агрегатора в законодательстве о туристской деятельности.
Ключевые слова: туристический агрегатор, владелец агрегатора информации о товарах (услугах), субъекты туристской деятельности, туроператор, турагент, субагент.
This article examines the legal nature and specific characteristics of the legal standing of travel aggregators. It highlights the need to differentiate travel aggregators from subjects involved in tourist activities. Additionally, the article proposes measures to formalize the specific features of legal standing of travel aggregators in laws on tourism activities.
Key words: travel aggregator, owner aggregator of information about goods (services), subjects of tourist activities, tour operator, travel agent, subagent.
В последние годы активное внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на различные сферы жизни современного общества. По экспертным оценкам, объем российского рынка электронной коммерции за 2024 г. составил не менее 9 трлн руб., что более чем на 40% выше показателя прошлого года <1>.
--------------------------------
<1> Объем онлайн-продаж в России в 2024 году достигнет 9 - 11 трлн рублей.
Туристическая отрасль не стала исключением. Сегодня любой человек вправе организовать свое путешествие посредством сети Интернет. Тема внедрения и продвижения цифровых технологий в туристской индустрии активно обсуждается в научной литературе. И.В. Погодиной, О.С. Кулаковой предлагается дополнить положения Федерального закона об основах туристской деятельности <2> положениями, которые позволят сделать цифровой туризм легальной сферой туристской отрасли, обосновать обращение и коммерциализацию виртуальных экскурсий (туров) и защитить интересы создателей, иных правообладателей, а также потребителей подобных продуктов <3>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
<3> См., например: Погодина И.В., Кулакова О.С. Цифровой туристический продукт: правовое регулирование новой реальности // Туризм: право и экономика. 2021. N 2. С. 3 - 7.
Вопросам развития самостоятельного туризма уделяется большое внимание со стороны государства, о чем свидетельствует закрепление таких положений в документах стратегического планирования.
Как указано в Стратегии развития туризма, рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Подробнее см. положения раздела "II. Ключевые цели и задачи развития туризма" ("3. Развитие отдельных видов туризма") Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
Стратегия развития экспорта услуг до 2025 г. закрепляет в качестве одной из приоритетных мер по развитию сферы туристических услуг развитие условий для самостоятельных путешественников (продвижение туристского потенциала Российской Федерации в сети Интернет, развитие онлайн-инструментов для самостоятельного конструирования поездок и покупок туров "в один клик") <5>.
--------------------------------
<5> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р "Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года".
Под самостоятельным (самодеятельным) туризмом понимается туризм, организованный туристами самостоятельно <6>. В целях выбора интересующего предложения и заказа туристических услуг туристами активно используются специальные платформы-агрегаторы. Ассоциация туристических агрегаторов отмечает, что по итогам 2024 г. количество бронирований иностранцами на сайтах российских туристических агрегаторов увеличилось на 40% <7>.
--------------------------------
<6> Статья 1 Федерального закона об основах туристской деятельности.
<7> Туристические агрегаторы РФ прогнозируют рост бронирований от иностранцев на 40%.
На практике термин "туристический агрегатор" применяется не только к самим платформам, но и к владельцам агрегаторов информации о туристических услугах <8>.
--------------------------------
<8> Отраслевое объединение владельцев агрегаторов информации об услугах в сфере туризма носит наименование "Ассоциация туристических агрегаторов". Подробнее см.: Официальный сайт ассоциации. В этой связи в названии и тексте настоящей статьи термин "туристический агрегатор" будет использоваться применительно к владельцам агрегаторов информации о туристических услугах.
По своей природе агрегаторы услуг - это онлайн-платформы, которые связывают исполнителей и потребителей услуг. Они собирают, обрабатывают и предоставляют информацию о предложениях, позволяя пользователям осуществить выбор и бронирование соответствующих услуг. При выборе и заказе услуг через владельца агрегатора договор заключается напрямую между исполнителем услуг и заказчиком (потребителем), а не между владельцем агрегатора и потребителем.
Как отмечают в своей работе В.Ю. Абрамов и Ю.В. Абрамов, специфика деятельности агрегатора заключается в том, что агрегатор осуществляет деятельность только в цифровом пространстве в режиме онлайн, то есть в интернет-пространстве, что существенно отличает данную деятельность от других, традиционных видов предпринимательской деятельности, работающих в режиме офлайн, путем реальных, тактильных отношений. Деятельность агрегатора базируется исключительно на определенном программном обеспечении, которое является интернет-приложением, принадлежащим владельцу агрегатора. С помощью такого приложения владелец агрегатора может оказывать, как отмечено ранее, одновременно несколько видов услуг - посредническую, рекламную, платежную, юридическую и другие виды возмездных услуг, иными словами - комплекс услуг <9>.
--------------------------------
<9> Подроб. см.: Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В. Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: Практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2023. 320 с..
По мнению А.Ю. Буровой, агрегатора информации о товарах (услугах) можно рассматривать в качестве современного примера деятельности маклера <10>.
--------------------------------
<10> Бурова А.Ю. Случайное посредничество: понятие и некоторые вопросы соотношения с маклерством // Российский юридический журнал. 2020. N 4. С. 80 - 90.
Правовое регулирование деятельности туристических агрегаторов базируется на общих положениях гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей <11> (применительно к владельцам агрегаторов информации о товарах (услугах), положение которых законодательно закреплено в 2018 г.) <12>.
--------------------------------
<11> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
<12> Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Закон о защите прав потребителей определяет владельца агрегатора информации о товарах (услугах) (далее также - владелец агрегатора) как организацию, независимо от организационно-правовой формы, либо индивидуального предпринимателя, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с п. 3 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей и Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Закон о защите прав потребителей определяет обязанности и устанавливает пределы ответственности владельцев агрегатора.
Так, владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Предоставление соответствующей информации владельцу агрегатора возлагается на продавца (исполнителя) <13>.
--------------------------------
<13> Статья 9 Закона о защите прав потребителей.
При этом владелец агрегатора несет ответственность только в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем). Ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет непосредственно продавец (исполнитель) <14>.
--------------------------------
<14> Статья 12 Закона о защите прав потребителей.
Федеральный закон об основах туристской деятельности закрепляет понятие и правовое положение субъектов туристской деятельности: туроператора, турагента, субагента <15>.
--------------------------------
<15> Ранее автором настоящей статьи рассматривались вопросы правового положения туроператора и других субъектов туристской деятельности. Подробнее см., например: Кудреватых А.С. Условия (требования) и особенности осуществления на территории Российской Федерации туроператорской деятельности: правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2017. N 3. С. 3 - 7; Он же: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования // Туризм: право и экономика. 2023. N 3. С. 2 - 7; Он же: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания) // Туризм: право и экономика. 2024. N 1. С. 5 - 10; N 2. С. 15 - 19.
Деятельность данных субъектов связана с формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В свою очередь, формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и др.) <16>.
--------------------------------
<16> Статья 1 Федерального закона об основах туристской деятельности.
В отличие от формирования туристского продукта, его продвижение и реализацию (включая заключение договора о реализации туристского продукта) могут осуществлять сам туроператор, а также по поручению туроператора турагент (субагент). Ответственность перед туристом по заключенному договору о реализации туристского продукта несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги) <17>.
--------------------------------
<17> См.: ст. 9 Федерального закона об основах туристской деятельности, п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Данные положения Закона применяются также в случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период <18>.
--------------------------------
<18> Статья 10 Федерального закона об основах туристской деятельности.
Последнее имеет особую актуальность применительно к деятельности туристических агрегаторов, когда туристом посредством платформы приобретаются услуги по перевозке и размещению.
В отличие от туроператора и турагента (субагента), туристический агрегатор не предлагает туристу какой-либо заранее сформированный перечень туристических услуг, приобретение которого возможно только в предлагаемом сочетании за единую цену. Турист самостоятельно осуществляет выбор туристических услуг (перевозка, размещение, экскурсионные услуги и др.). При выборе и заказе услуг договор заключается напрямую между исполнителем услуг и туристом, туристический агрегатор не является стороной договора.
Вместе с тем данная специфика в Федеральном законе об основах туристской деятельности не отражена, что создает неопределенность и потенциальные проблемы как для туристов, так и для предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной сфере.
В этой связи, по мнению автора, целесообразно закрепление в Федеральном законе об основах туристской деятельности понятия туристического агрегатора (владельца агрегатора информации о туристических услугах), а также особенностей осуществления деятельности и отграничения его от субъектов туристской деятельности.
Одновременно важно предусмотреть, что туристический агрегатор осуществляет деятельность в сфере самодеятельного (самостоятельного) туризма, в связи с чем уточнить действующее понятие "самодеятельный туризм", предусмотрев, что самостоятельная организация туризма может осуществляться в том числе при приобретении услуг, посредством туристических агрегаторов.
В том случае, когда туристический агрегатор фактически формирует и (или) реализует туристский продукт и предлагает его туристу, к нему должны применяться действующие требования соответственно к туроператору и (или) турагенту.
Необходимость законодательного закрепления специфики правового положения туристического агрегатора обсуждается и в научной литературе.
Так, Е.Л. Писаревский, рассматривая направления развития законодательства о туристской деятельности, предлагает необходимым закрепление правового статуса новых участников сферы туризма (в том числе агрегаторов услуг в сфере туризма) <19>.
--------------------------------
<19> Писаревский Е.Л. О перспективах совершенствования правового регулирования и организации публичной власти в сфере туризма в Российской Федерации. Опыт правового моделирования // Туризм: право и экономика. 2024. N 2. С. 2 - 14.
Впервые нормативное закрепление положения о туристическом агрегаторе было предложено в 2021 г. в проекте Федерального закона "О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации" <20>.
--------------------------------
<20> Проект Федерального закона "О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации" (подготовлен Ростуризмом, ID проекта 02/04/12-21/00123892) // Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения.
Проектом предлагалось рассматривать владельца агрегатора информации о туристических услугах в качестве субъекта туристской (туристической) деятельности и закрепить понятие на основе соответствующего термина владельца агрегатора согласно Закону о защите прав потребителей:
"владелец агрегатора информации о туристических услугах - владелец агрегатора информации о товарах (услугах), который в соответствии с настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предоставляет туристу (экскурсанту) в отношении туристических услуг и (или) туристических продуктов возможность одновременно ознакомиться с предложением субъекта туристической индустрии о заключении договора оказания туристических услуг, заключить с субъектом туристической индустрии такой договор, а также произвести предварительную оплату туристических услуг" <21>.
--------------------------------
<21> Пункт 13 ст. 1 проекта Федерального закона. Проектом Федерального закона также предусмотрено изменение терминологического аппарата, а термины "туристский" и "туристический" используются в качестве синонимов.
На владельца агрегатора информации о туристических услугах возлагалась обязанность по доведению до сведения потребителей информации о номере и сроке действия свидетельства о классификации гостиницы, гостевого дома, горнолыжной трассы или пляжа, а также о присвоенной гостинице, гостевому дому, горнолыжной трассе или пляжу категории.
С 1 января 2025 г. вступили новые положения Федерального закона об основах туристской деятельности <22>, которыми вводится обязательная классификация всех средств размещения. Данными нормами также вводятся обязанности владельцев агрегаторов информации об услугах (проверка наличия сведения о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения и доведение до сведения потребителей соответствующего идентификационного номера средства размещения) <23>. При этом отдельного понятия "владелец агрегатора информации об услугах" не закреплено, что требует соответствующего уточнения в законе.
--------------------------------
<22> Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
<23> Статья 5.1 Федерального закона об основах туристской деятельности.
Новые нормы носят узкий характер, и их можно рассматривать только в качестве первого шага по определению правового положения туристических агрегаторов в рамках Федерального закона об основах туристской деятельности.
Среди законодательных инициатив, затрагивающих деятельность туристических агрегаторов, следует обратить внимание на проект Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации", разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации <24> (далее - проект Федерального закона о платформенной экономике).
--------------------------------
<24> Проект Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" (ID проекта: 152517) // Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения.
Согласно пояснительной записке, проект разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности.
Проектом Федерального закона о платформенной экономике закрепляются основные понятия в сфере платформенной экономики и цифровых платформ. Так, под платформенной экономикой предлагается понимать совокупность экономических отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях. Также вводится понятие посреднической цифровой платформы: это цифровая платформа, обеспечивающая в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющая техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок между партнерами и пользователями, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнера, включенная в реестр посреднических цифровых платформ.
В свою очередь оператор посреднической цифровой платформы - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию посреднической цифровой платформы и оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе.
Как указывает заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко, проект затронет несколько ключевых аспектов. Первое - отношения продавцов и маркетплейсов. Второе - отношения покупателей и маркетплейсов. Третье - доставку товаров. Четвертое - урегулирование споров или претензий со стороны покупателей. Пятое - отношения маркетплейсов и пунктов выдачи заказов <25>.
--------------------------------
<25> Как цифровизация изменила управление государством.
С учетом предлагаемой терминологии и предмета проекта Федерального закона о платформенной экономике в целом к операторам посреднических цифровых платформ будут отнесены туристические агрегаторы.
При этом положения проекта Федерального закона о платформенной экономике применительно к операторам посреднических цифровых платформ, равно как и закона о защите прав потребителей в отношении владельцев агрегаторов, носят общий характер и не учитывают отраслевую специфику туристических агрегаторов.
Кроме того, оператор посреднической цифровой платформы, исходя из проекта Федерального закона, осуществляет по своей сути ту же деятельность, что и владелец агрегатора информации о товарах (услугах). В этой связи в законе требуется более четкое отграничение статуса оператора цифровой посреднической платформы от владельца агрегатора информации о товарах (услугах).
Таким образом, применительно к деятельности туристических агрегаторов возможно рассмотреть два подхода. В рамках первого деятельность туристических агрегаторов выводится из-под действия Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" с сохранением действующего регулирования в рамках Закона о защите прав потребителей и новых норм Федерального закона об основах туристской деятельности.
В соответствии со вторым подходом, Федеральным законом "О платформенной экономике в Российской Федерации" будет устанавливаться общее (рамочное) регулирование, а особенности статуса устанавливаются в Федеральном законе об основах туристской деятельности.
По мнению автора, предлагаемые подходы к регулированию позволят избежать возможной конкуренции правовых норм и в то же время обеспечить учет специфики деятельности туристических агрегаторов.