Актуальные проблемы борьбы с мошенничеством в сфере туризма
В настоящей статье рассмотрены вопросы борьбы с мошенничеством в сфере организации и оказания туристических услуг. Сегодня все чаще отмечаются случаи мошенничества в сфере туризма, что нарушает не только права граждан, но и замедляет реализацию направлений государственной политики по развитию туризма в нашей стране. В работе выявлены проблемы, связанные с уголовно-правовой оценкой субъективных и объективных признаков ст. 159 Уголовного кодекса РФ, затрудняющих эффективность борьбы с данным криминальным явлением. Авторами затронуты особенности методики расследования уголовных дел об указанных преступлениях. С учетом правоприменительной практики развития мошенничества в сфере туризма выявлены актуальные проблемы и предложены варианты их решения.
Ключевые слова: туризм, услуги, мошенничество, безопасность, ущерб, вина, обман, злоупотребление доверием, наказание.
This article discusses the issues of combating fraud in the field of organization and provision of tourist services. Today, there are more and more cases of fraud in the field of tourism, which violates not only the rights of citizens, but also slows down the implementation of state policy for the development of tourism in our country. The paper reveals the problems associated with the criminal law assessment of the subjective and objective features of Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation, which complicate the effectiveness of the fight against this criminal phenomenon. The authors touch upon the peculiarities of the methodology of investigation of criminal cases on these crimes. Taking into account the law enforcement practice of the development of fraud in the field of tourism, problems have been identified and solutions have been proposed.
Key words: tourism, services, fraud, security, damage, guilt, deception, abuse of trust, punishment.
Сегодня все чаще отмечаются случаи мошенничества в сфере туризма, что нарушает не только права граждан, но и подрывает доверие граждан к власти и негативно отражается на развитии туризма в Российской Федерации. Подобное негативное явление довольно сложно поддается противодействию уголовно-правовыми средствами в силу специфики его совершения и сложностей, связанных с оценкой способа и субъективной стороны мошеннических действий. Преступники ежегодно совершенствуют способы совершения мошеннических действий при организации туристических туров, продаже туристических путевок, проведении экскурсий и оказании иных посреднических услуг туристам.
За последние несколько лет отмечается рост фишинговых атак, при которых преступники используют приманку социальной инженерии или содержимого, например, сайта. В туристической индустрии все чаще отмечаются случаи мошенничества с использованием фишинговых атак на пользователей сайтов по бронированию туров или отелей.
Так, за 2021 г. по ст. 159 УК РФ (мошенничество) осуждено 15 162 человека, лишение свободы назначено 4 932. За 2022 г. по ст. 159 УК РФ осуждено 17 089 человек, лишение свободы назначено 5 618. В 2022 - 2023 гг. мошеннические схемы в сфере туризма по-прежнему набирают обороты <1>.
--------------------------------
<1> Судебная статистика РФ.
С учетом распространенности мошеннических схем в сфере туризма и нарастающего недовольства потенциальных потребителей данных услуг, как мы прекрасно помним, Министерство культуры РФ внесло предложение предусмотреть уголовную ответственность за мошенничество в сфере туризма с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы за преднамеренное неисполнение обязательств перед туристами. Также Министерство культуры РФ предложило бороться уголовно-правовыми средствами с незаконной туристической деятельностью при отсутствии сведений о субъекте предпринимательской деятельности в едином реестре <2>.
--------------------------------
<2> Минкультуры предлагает наказывать за обман туристов лишением свободы сроком до 10 лет.
При этом данное предложение среди экспертов вызвало критику, которая является вполне обоснованной, поскольку указанное предложение будет только загромождать уголовный закон еще одним специальным видом мошенничества. Данное предложение нисколько не упрощает процесс доказывания преднамеренности в неисполнении обязательств перед туристами, что и создает реальные трудности во вменении мошенничества в названной области. В настоящее время подобные проявления незаконной деятельности в сфере туризма можно квалифицировать по составам преступлений - по ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).
Использование законодателем специальных видов мошенничества и так вызывает немало вопросов по их практическому применению и обоснованности. Логика законодателя по дифференциации мошенничества в предложенных сферах порождает сегодня предложения о введении еще одного специального вида мошенничества, в данном случае в сфере туризма. Только вот данное предложение вряд ли облегчит работу следователей по установлению признаков исследуемого преступного деяния.
Вполне очевидно, что проблема борьбы с мошенничеством, в том числе в сфере туризма, носит более глубокий и сложный характер. Основная проблема применения данного состава касается доказывания направленности умысла преступника на незаконное обогащение за счет туриста. Преступник похищает денежные средства потенциального туриста и потерпевшего в одном лице, предлагая ему услугу, которая не будет оказана или будет оказана с явными отступлениями от договоренности. Обманный способ в данном случае в хищении денежных средств вызывает наибольшие трудности при его установлении. Важно понимать, был ли умысел у преступника не оказать услугу в том объеме, который был оговорен изначально в момент приобретения тура. В процессе установления умысла, направленного на хищение денежных средств путем обмана, следует особое внимание уделить оценке таких фактических обстоятельств, как отсутствие реальной материальной возможности у лица исполнить взятые на себя обязательства, невключение в единый федеральный реестр туроператоров, сокрытие значимой информации и т.д., что подтверждает умышленный характер неисполнения обязательств в обозначенной сфере.
Необходимо понимать, что в большинстве случаев такие преступления совершаются лицами под видом деятельности туроператоров, турагентов либо посредников. Потерпевшими таких преступлений, как правило, являются заказчики туров.
Реализуя обман как способ хищения, преступники, как правило, используют психологический аспект, связанный со стремлением людей сэкономить на покупке туристической путевки путем приобретения, например, "горящих туров". При этом зачастую они пренебрегают элементарными мерами предосторожности, передавая свои деньги представителям турагентов или посредникам, не заботясь о проверке их репутации.
В свете сказанного следует обратить внимание на отдельные особенности методики расследования уголовных дел о мошенничестве в туристической сфере. Ранее мы отмечали: в условиях активного противодействия расследованию со стороны лица (лиц), совершившего преступление, наибольшую сложность представляет доказывание факта преднамеренного неисполнения договорных обязательств. В такой ситуации основной задачей следователя является опровержение защитной версии о том, что утрата субъектом способности отвечать по обязательствам перед контрагентами обусловлена объективными причинами, не связанными с наличием преступного умысла на хищение денежных средств.
Для этих целей на первоначальном этапе расследования в кратчайшие сроки следует обеспечить изъятие финансово-хозяйственной документации, к которой могут относиться бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения и иные документы. Изъятие документации целесообразно проводить посредством обыска сразу после возбуждения уголовного дела.
Во многих организациях ведение бухгалтерского учета обеспечивается посредством применения автоматизированных систем, таких как программа "1С". В этом случае значительные объемы интересующей следователя информации хранятся на жестких дисках и серверах. В таких ситуациях изъятие документации в электронной форме осуществляется при соблюдении положений ст. 164.1 УПК РФ при условии вынесения постановления о назначении судебной экспертизы или наличия судебного решения об их изъятии. Согласно ч. 1 ст. 164.1 УПК РФ, указанные нормы применимы при производстве по уголовным делам о мошенничестве в сфере туризма. Однако следует помнить, что уголовно-процессуальный закон регулирует порядок изъятия электронных носителей информации в рамках уже возбужденного уголовного дела. Принятию соответствующего процессуального решения предшествует проверка сообщения о преступлении, которая с учетом специфики экономических преступлений нередко требует значительного времени и может затянутся, что, в свою очередь, создает дополнительные возможности для оказания противодействия органам расследования, в том числе посредством сокрытия или уничтожения финансово-хозяйственной документации.
Решение обозначенной проблемы видится в положениях ст. 176 и 177 УПК РФ, предоставляющих следователю возможность изымать интересующую его документацию, в том числе электронные носители, в ходе осмотра места происшествия. Указанное следственное действие относится к числу процессуальных мероприятий, производство которых допускается на этапе проверки сообщения о преступлении до принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Изъятие документации в рассматриваемом случае осуществляется для достижения вполне конкретной цели. Речь идет о назначении финансово-экономической экспертизы, проведение которой также не ставится в зависимость от наличия возбужденного уголовного дела. Основная цель экспертизы заключается в разрешении вопроса о том, позволяло ли финансовое состояние исследуемого лица оплатить все материальные обязательства как перед контрагентами, так и перед государством <3>. В ряде случаев проведение экспертизы, предшествующее принятию решения о возбуждении уголовного дела, является тактически верным решением при условии изъятия необходимой документации в исчерпывающем объеме. Нарушение этого базового принципа, определяемого емким словом "волокита", ведет к утрате наступательности в расследовании, что, в свою очередь, значительно снижает его эффективность и нередко свидетельствует о нарушении требований ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства.
--------------------------------
<3> См.: Сальников К.Е. Актуальные вопросы экспертного сопровождения расследования мошенничества в сфере туристической индустрии // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2015. N 42. С. 254 - 259.
Рассматривая вопрос о совершенствовании положений не только уголовно-процессуального, но и уголовного законодательства Российской Федерации по вопросу борьбы с мошенничеством в сфере туризма, следует рекомендовать законодателю не повторить ошибку в определении справедливого наказания за подобное преступное деяние при условии восприятия законодателем довольно популярного сегодня в научных кругах предложения о введении специального вида мошенничества в сфере оказания туристических услуг.
Также следует помнить, что для составов мошенничества с особо квалифицирующими признаками по-прежнему актуальна проблема большого разрыва нижнего и верхнего предела сроков наказания. "Разрешение проблемы видится в установлении наказания в виде лишения свободы за тяжкие составы мошенничества в пределах от 5 до 10 лет" <4>.
--------------------------------
<4> Берестнев А.И. Актуальные вопросы совершенствования и развития законодательства о преступлениях против собственности // Вестник Российского университета кооперации. 2023. N 3 (53). С 110.
В заключение стоит добавить, что сегодня преступники используют все более замаскированные схемы при обмане потребителей туристических услуг, что усложняет процесс расследования по данной категории дел. Туризм привлекает потенциальных преступников возможностью быстрого и очень высокого заработка. В стремлении заработать большие деньги в сфере туризма зачастую на первое место не ставится безопасность людей, в связи с чем данная весьма значимая сфера жизнедеятельности должна быть в особом поле зрения и на контроле со стороны государства.
С учетом распространенности данного негативного криминального явления и в целях повышения эффективности борьбы с мошенничеством в сфере туризма следует рекомендовать законодателю усилить меры уголовной ответственности, а именно в ч. 5 ст. 159 УК РФ добавить указание на деятельность, связанную с оказанием услуг потребителям, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба.
Данный пункт нацелен на усиление уголовной ответственности за мошенничество, потерпевшим от которого является потребитель как туристических, так и иных услуг.
В целях усиления уголовной ответственности за мошенничество, в том числе в сфере туризма, также рекомендуется дополнить ст. 159 УК РФ частью 8 в следующей редакции: "Деяние, предусмотренное частями 1 - 7 настоящей статьи, совершенное в отношении двух и более лиц" и предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Сложности борьбы с проявлениями интернет-мошенничества в сфере туристических услуг объясняются еще и его транснациональным характером <5>. Немалое количество споров вызывает отсутствие международных договоров по данным вопросам, что существенно усложняет борьбу с киберпреступлениями и требует своего скорейшего решения.
--------------------------------
<5> См.: Куликов Ю.Г., Медведев С.С. Криминологические проблемы борьбы с киберпреступностью // Отечественная юриспруденция. 2019. N 3. С. 17 - 19.
С учетом распространенности мошеннических схем в сфере туризма целесообразно совершенствовать механизм борьбы с данным преступлением комплексными мерами, включающими меры как уголовного, так и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, что будет способствовать повышению раскрываемости анализируемого преступления и повышению эффективности борьбы с ним. В связи с чем имеется необходимость совершенствовать на законодательном уровне методику расследования уголовных дел об анализируемых в настоящем исследовании преступлениях, а также уточнить на законодательном уровне субъективные и объективные признаки мошенничества в сфере туристических услуг. Кроме того, реализация направлений уголовной политики противодействия мошенническим схемам не представляется возможной в условиях отсутствия международных соглашений по данным вопросам, непрерывного информирования граждан о способах совершения данных преступлений в целях повышения их правосознания и снижения числа данных преступлений.