Внешнее управление должником в ходе банкротства
Каков порядок введения процедуры внешнего управления при банкротстве, какова ее цель. На какой срок она вводится, может ли она быть сокращена или продлена. Какие ограничения накладывает, в какой момент прекращаются полномочия руководителя должника и возлагаются на внешнего управляющего, какие решения вправе принимать органы управления и собственник должника. Какие меры должен реализовывать внешний управляющий с целью обеспечения восстановления платежеспособности должника, когда заканчиваются его полномочия. Что может включать план внешнего управления. По каким основаниям суд может отказать во введении внешнего управления.
Одной из реабилитационных процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности, является внешнее управление. В статье говорим о последствиях внешнего управления и даем практические советы как должникам, так и кредиторам.
Порядок введения процедуры: права и обязанности сторон
Переход к внешнему управлению (реабилитационной процедуре, применяемой к должнику в деле о банкротстве в целях восстановления его платежеспособности) осуществляется по правилам гл. VI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
На основании решения собрания кредиторов данная процедура вводится арбитражным судом. Ее срок составляет 18 месяцев с возможностью продления еще на 6 месяцев при условии, что внешним управляющим были осуществлены не все мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренные планом внешнего управления (ст. 93 Закона о банкротстве, см. также Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2024 N 13АП-3476/2024 по делу N А56-30825/2020).
По решению собрания кредиторов или внешнего управляющего срок внешнего управления может быть сокращен. Определения арбитражного суда о введении, продлении или сокращении данной реабилитационной процедуры подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы.
С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего, который вправе:
- издать приказ об увольнении руководителя
- или предложить ему перейти на другую работу.
Кроме того, с указанного дня прекращаются полномочия органов управления должника, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по требованиям об уплате обязательных платежей, а также наступают иные последствия, предусмотренные ст. 94 Закона о банкротстве.
Для реализации задач внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве):
- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
- увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
- обращении с ходатайствами к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций и продаже предприятия (с указанием минимальной цены).
Такие меры направлены на привлечение дополнительных инвестиционных средств, позволяющих должнику улучшить свое финансовое положение и рассчитаться с кредиторами.
Кроме того, органы управления должника наделены правом принятия решений:
- о замещении активов;
- об избрании представителя учредителей (участников) должника;
- о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок;
- условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе принять решения (п. 3 ст. 94 Закона о банкротстве):
- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника (с указанием минимальной цены продажи);
- о замещении активов должника;
- о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Мораторий на требования кредиторов
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется:
- на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих,
- а также на требования о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от договоров должника (п. 1, 3 ст. 95 Закона о банкротстве).
В результате моратория:
- приостанавливается исполнение исполнительных документов;
- не начисляются неустойки;
- не применяются финансовые санкции за неисполнение должником обязательств.
С целью обеспечения получения кредиторами и уполномоченным органом минимальной платы за пользование должником денежных средств на причитающиеся им денежные суммы начисляются мораторные проценты, рассчитываемые по ключевой ставке ЦБ РФ и не учитываемые при определении количества голосов на собрании кредиторов (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве).
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на часть требований (п. 5 ст. 95 Закона о банкротстве) в силу особой социальной значимости, в частности:
- о взыскании задолженности по заработной плате;
- выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- выплате компенсации сверх возмещения вреда.
Внешний управляющий
Внешнего управляющего назначает суд (ст. 96 Закона о банкротстве). В ходе рассматриваемой банкротной процедуры он осуществляет управление делами должника. Его права и обязанности перечислены в ст. 99 Закона о банкротстве.
В частности, он должен:
- принять в управление и провести инвентаризацию имущества;
- разработать план внешнего управления;
- вести бухгалтерский, финансовый и статистический учет и отчетность и др.
Внешний управляющий вправе:
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
- заявлять от имени должника отказ от договоров с его участием;
- оспаривать сделки;
- заключать мировые соглашения и др.
Кроме того, только с согласия собрания кредиторов внешний управляющий вправе совершать:
- сделки с заинтересованностью, т.е. такие сделки, стороны которых являются заинтересованными лицами по отношению к внешнему управляющему, конкурсному кредитору или должнику;
- крупные сделки, т.е. сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.
Проведение крупных сделок и сделок с заинтересованностью через собрание кредиторов выступает дополнительной гарантией правовой защиты интересов всех кредиторов и уполномоченного органа, которые вправе принимать участие в таком собрании, а также оспаривать принятые на нем решения.
На собрании кредиторов либо на комитете кредиторов также должны быть одобрены сделки, влекущие за собой:
- получение или выдачу займов;
- выдачу поручительств или гарантий;
- уступку прав требований, перевод долга;
- отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;
- учреждение доверительного управления.
Исключение составляет случай, когда соответствующие сделки прямо предусмотрены планом внешнего управления и могут совершаться внешним управляющим самостоятельно.
Требования кредиторов к должнику
Свои требования к должнику кредиторы вправе предъявить в ходе внешнего управления в любой момент. Для этого необходимо подать заявление в суд в электронном виде, а также внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Внешний управляющий (или реестродержатель) включает их в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда (п. 1 ст. 100 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд принимает решение по требованию по истечении 30 календарных дней после его предъявления. Для проверки его обоснованности суд проводит заседание без участия сторон и ограничивается вынесением резолютивной части судебного акта, а полный текст решения изготавливает только при подаче апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также в процессе по указанному делу (п. 3 ст. 100 Закона о банкротстве).
Кроме того, указанные лица вправе:
- подать возражения на требования кредитора до истечения 30-дневного срока их рассмотрения;
- заявить о пропуске срока исковой давности (п. 3.1 ст. 100 Закона о банкротстве);
- обратиться с заявлением об исключении спорного требования из реестра требований кредиторов либо об изменении очередности его удовлетворения.
Отказ от исполнения сделок
Одна из важнейших мер, которую вправе реализовать внешний управляющий с целью обеспечения восстановления платежеспособности должника, заключается в его праве отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника в течение 3 месяцев с даты введения рассматриваемой реабилитационной процедуры (п. 1 ст. 102 Закона о банкротстве).
Подобный отказ:
- допускается только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если они препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве);
- не может быть заявлен в отношении договоров, заключенных в процедуре наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления при условии, что соответствующие договоры отвечают требованиям Закона о банкротстве (п. 5 ст. 102 Закона о банкротстве).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности гражданского оборота и сохранение в силе сделок, совершенных уже после того, как в отношении должника было возбуждено дело о банкротстве.
При реализации внешним управляющим указанного полномочия договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления об отказе от его исполнения. Сторона, которой был заявлен отказ от исполнения договора, имеет право требовать возмещения причиненных ей убытков (п. 3 и 4 ст. 102 Закона о банкротстве).
Внешний управляющий может отказаться от исполнения финансовых сделок должника, совершаемых на рынке ценных бумаг и соответствующих требованиям п. 1 ст. 4.1 Закона о банкротстве, однако в таком случае отказ может быть заявлен только в отношении всех сделок сразу.
В ситуации, когда в отношении должника возбуждено дело о банкротстве, он уже, как правило, не может вести нормальной хозяйственной деятельности и исполнять в полной мере все ранее принятые им на себя обязательства в связи с возникновением объективных трудностей и ограничений.
Уклонение должника от исполнения обязательств чревато взысканием с него убытков, неустоек, судебных расходов и возникновением иных негативных имущественных последствий, в связи с чем отказ от исполнения договоров может являться разумным выходом из сложившейся кризисной ситуации.
Более того, для исполнения обязательств должнику может понадобиться:
- нанять сотрудников в штат или привлечь специалистов по гражданско-правовым договорам;
- арендовать необходимую технику;
- сделать закупку оборудования, сырья и материалов;
- привлечь финансирование;
- а также выполнить иные требуемые мероприятия.
Однако такие действия могут повлечь за собой увеличение текущих расходов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности должника, что не отвечает целям применения банкротных процедур, направленных на поиск наиболее оптимального способа расчетов с кредиторами (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2023 по делу N А40-194619/23-96-1407).
В судебной практике обращается внимание на то, что положения ст. 102 Закона о банкротстве должны быть истолкованы таким образом, чтобы не допустить неосновательное обогащение (сбережение) должника за счет своих контрагентов (гл. 60 ГК РФ).
Для этого следует признать, что сфера применения указанной выше нормы для предпринимательских сделок ограничивается такими из них, которые по своей природе предполагают обмен имущественными ценностями, т.е. являются возмездными договорами (п. 1 ст. 423 ГК РФ). При оценке правомерности отказа внешнего управляющего от таких договоров в целях соблюдения баланса прав сторон соглашения необходимо проверять совершенные к моменту отказа встречные предоставления.
Безвозмездные же предпринимательские сделки не могут попадать в сферу применения рассматриваемой статьи по следующим причинам:
1) с точки зрения такого критерия допустимости отказа, как восстановление платежеспособности, отказ от безвозмездной предпринимательской сделки является фактически отказом от исполнения требования кредитора (ст. 71 и 100 Закона о банкротстве), что противоречит целям института несостоятельности;
2) с точки же зрения убыточности следует признать, что исполнение любой безвозмездной сделки убыточно для участника гражданского оборота, поскольку предполагает предоставление какого-либо блага в пользу своего контрагента без получения встречного исполнения. Следовательно, возможность отказа от безвозмездной сделки по мотиву невыгодности или убыточности противоречила бы существу установленного ею обязательства.
Так, например, должник - кредитная организация, как гарант в лице внешнего управляющего, не вправе отказаться от исполнения по банковской гарантии, которая сама по себе в отношениях между ним и бенефициаром является односторонней и безвозмездной сделкой. Эта сделка является способом обеспечения исполнения обязательств и направлена на защиту интересов кредитора принципала (бенефициара). Отказ от такой банковской гарантии приводит к тому, что бенефициар лишается возможности получить удовлетворение своих требований путем включения их в реестр требований кредиторов гаранта при отсутствии иных механизмов восстановления нарушенных прав.
В связи с этим недопустимо применение ст. 102 Закона о банкротстве к банковской гарантии, равно как и к любой иной обеспечительной сделке, включая залог (см. подробнее п. 6 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 3 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, и п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя").
Денежные обязательства должника
В процессе внешнего управления внешний управляющий может совершать сделки, предусмотренные планом внешнего управления, который утверждается на общем собрании кредиторов (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).
В случаях если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) (п. 1 ст. 104 Закона о банкротстве).
Сделки, совершенные с нарушением данного требования, могут быть оспорены конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также вновь назначенным внешним управляющим. Обязательным условием признания таких сделок недействительными является наличие сведений о том, что вторая сторона в сделке знала или не могла не знать о нарушении (п. 2 ст. 104 Закона о банкротстве).
План внешнего управления
Таким образом, ключевым документом, определяющим расходование средств должника и направления его деятельности в рассматриваемой реабилитационной процедуре, является упомянутый план внешнего управления, который должен предусматривать:
- меры по восстановлению платежеспособности должника;
- условия и порядок их реализации;
- расходы на реализацию указанных мер и иные расходы должника;
- срок для такого восстановления;
- обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок (п. 1 и 2 ст. 106 Закона о банкротстве).
Те расходные обязательства, которые прямо не предусмотрены планом внешнего управления, должны быть предварительно согласованы на общем собрании кредиторов. Такие расходы могут быть либо утверждены в индивидуальном порядке, либо отражены в изменении плана внешнего управления.
Кроме этого, план внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если оно не установлено собранием кредиторов или есть основания для перераспределения компетенции между ними.
План внешнего управления должен быть разработан внешним управляющим и представлен для утверждения на собрании кредиторов в течение месяца с даты своего утверждения судом.
Затем не позднее чем через 5 дней с даты принятия на собрании кредиторов плана внешнего управления он должен быть представлен в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Если план внешнего управления не будет представлен в арбитражный суд в течение 4 месяцев с даты введения внешнего управления, суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 106, ст. 107 Закона о банкротстве).
Внешний управляющий обязан отчитываться на собрании кредиторов или перед комитетом кредиторов о ходе реализации плана внешнего управления (п. 3 и 4 ст. 106 Закона о банкротстве).
План внешнего управления может быть признан недействительным полностью или в части по иску лица, чьи права и законные интересы он нарушает, а определение арбитражного суда по данному вопросу может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Меры по восстановлению должника
Меры по восстановлению платежеспособности должника и его возвращению к нормальной хозяйственной жизни, которые следует включить в план внешнего управления, перечислены в ст. 109 Закона о банкротстве. К ним относятся:
- перепрофилирование производства и/или закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом (лицами);
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций с предоставлением акционерам преимущественного права покупки акций;
- продажа предприятия;
- замещение активов путем создания на базе имущества должника одного или нескольких публичных акционерных обществ, с сохранением в силе всех трудовых договоров с работниками и с переоформлением имеющихся лицензий;
- любые иные меры по восстановлению платежеспособности должника, например принятие участия в тендерах (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2022 N Ф04-5261/2022 по делу N А70-6187/2021).
Надо иметь в виду, что реализация имущества должника (включая предприятия, права требования и иные активы) осуществляется через публичные торги в форме электронного аукциона (п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве). Делается это для обеспечения справедливых, открытых и прозрачных условий, позволяющих принять в нем участие всем заинтересованным участникам гражданского оборота.
Погашение задолженности должника и прекращение полномочий внешнего управляющего
Требования к должнику об уплате обязательных платежей в ходе внешнего управления могут быть погашены его учредителями, или собственником имущества должника - унитарного предприятия, или третьими лицами. С этой целью заявитель направляет заявление в арбитражный суд, которое подлежит рассмотрению в течение 14 дней с даты его поступления (ст. 112.1 Закона о банкротстве). При поступлении в суд нескольких заявлений о намерении погасить вышеуказанные требования должника каждое последующее заявление подлежит рассмотрению только после окончания рассмотрения предыдущего, поступившего ранее от другого лица.
По итогам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает определение, в котором указывает сумму обязательных платежей, срок и порядок ее погашения, а также иные обязательные сведения. Требования по обязательным платежам могут считаться погашенными только после полной уплаты заявителем всех причитающихся в бюджет денежных средств.
В аналогичном порядке подлежит рассмотрению заявление указанных лиц о погашении денежных обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, включая финансовые санкции, с использованием для этой цели специального банковского счета (ст. 113 Закона о банкротстве).
В случае исполнения всех обязательств должника его участниками, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами в течение 14 дней с указанного момента внешний управляющий направляет в арбитражный суд отчет без его представления собранию кредиторов (ст. 116 Закона о банкротстве). Отчет должен включать в себя в том числе финансовую отчетность должника, отвечающую требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего".
В иных случаях отчет внешнего управляющего подлежит рассмотрению на собрании кредиторов с последующим представлением в арбитражный суд для его утверждения в порядке, предусмотренном ст. 118 - 119 Закона о банкротстве. В случае утверждения названного отчета арбитражный суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами с соблюдением установленной законом очередности, включая предоставление приоритета залоговым кредиторам.
Полномочия внешнего управляющего прекращаются:
- в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, если рассматриваемая реабилитационная процедура не дала положительного результата,
- а в случае если в ходе ее осуществления будет заключено мировое соглашение либо будут погашены требования кредиторов и уполномоченного органа - с момента назначения нового руководителя должника (ст. 123 Закона о банкротстве).
Утверждение процедуры внешнего управления
Важно понимать: несмотря на то что процедура внешнего управления вводится на основании решения общего собрания кредиторов, значительная роль в принятии итогового решения отводится арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве.
Как отмечается на этот счет в судебной практике, в силу п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве принятие решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, о заключении мирового соглашения действительно относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов. Однако наличие соответствующего решения собрания кредиторов не является безусловным основанием для введения в отношении должника процедуры внешнего управления.
Поскольку процедура банкротства проводится под контролем арбитражного суда, исследованию и оценке подлежат все значимые обстоятельства, а вводимая судом процедура банкротства должна способствовать достижению основной цели процедур банкротства - удовлетворение требований кредиторов с соблюдением баланса интересов должника и его кредиторов.
Внешнее управление вводится с установлением реальной возможности восстановления платежеспособности должника на определенный срок, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
К задачам внешнего управления относятся:
- осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности;
- осуществление расчетов с кредиторами по денежным обязательствам и обязательным платежам;
- прекращение производства по делу о банкротстве без ликвидации предприятия.
Основной целью внешнего управления является сохранение у должника возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. В связи с этим при введении процедуры внешнего управления суд должен располагать достаточными доказательствами, объективно свидетельствующими о возможности должника осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, которая по своим экономическим показателям может привести к восстановлению платежеспособности должника.
Наличие или отсутствие оснований для введения процедуры банкротства арбитражный суд определяет:
- исходя из выводов, к которым пришел арбитражный управляющий по результатам анализа финансового состояния должника и решений, принятых собранием кредиторов должника;
- если в материалы дела представлены доказательства, позволяющие с высокой степенью достоверности предполагать возможность восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
- и в случае, когда у должника сохранилось имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Суд введет внешнее управление, если при исследовании обстоятельств конкретного дела придет к выводу о том, что:
- должник в течение периода времени, допускаемого законом для внешнего управления, сможет получить денежные средства в объеме, достаточном для исполнения всех денежных обязательств, срок исполнения которых возник или возникнет не позднее чем за 3 месяца до окончания периода внешнего управления,
- и восстановление деловой активности должника возможно в рамках реализации специальных мер внешнего управления.
Выбор восстановительной либо ликвидационной процедуры по смыслу Закона о банкротстве не является формальностью, поскольку каждая из процедур, разрешая общую задачу обеспечения максимального погашения обязательств перед кредиторами, предусматривает различные пути достижения указанной цели.
Применение восстановительных процедур банкротства должно согласовываться с намерениями должника по сохранению бизнеса при наличии возможности к восстановлению платежеспособности. При этом их применение предполагает определенные ограничения для кредиторов:
- продолжение хозяйственной деятельности создает приоритет прав кредиторов по текущим обязательствам, а при ведении убыточной деятельности уменьшает конкурсную массу;
- в период внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
При внешнем управлении расходы на ведение процедуры банкротства объективно выше, чем при конкурсном производстве, в том числе по выплате вознаграждения внешнему управляющему.
Введение процедуры внешнего управления без какой-либо экономической основы для восстановления платежеспособности должника является нецелесообразным и нарушает права и законные интересы кредиторов, поскольку немотивированно затягивает процедуру банкротства, что влечет уменьшение конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований конкурсных кредиторов.
Как мы уже упомянули, основной целью введения в отношении должника процедуры внешнего управления является реабилитация финансового состояния должника, восстановление его платежеспособности. В связи с этим, если должником не представлено доказательств, подтверждающих возможность восстановления его платежеспособности в процедуре внешнего управления, суд может отказать в ее введении.
Судебная практика. Должник приводил доводы о том, что часть имущества он планирует сдавать в аренду, а часть подготовил для продажи, вернул часть лизингового имущества и произвел перерасчет лизинговых платежей, привлек денежные средства участников, нарастил выручку за реализованную продукцию, а также предпринял ряд иных мер, направленных на улучшение своего финансового состояния.
Вместе с тем арбитражный управляющий произвел анализ финансового состояния должника, который показал, что:
- произошло снижение качества финансовых показателей должника;
- должник имел высокую долговую нагрузку и существенный объем кредиторской задолженности;
- должник не имел государственных контрактов или иных договоров с контрагентами, которые бы обеспечивали ему входящий денежный поток;
- фактически должник не имел реальной возможности вести хозяйственную деятельность, поскольку его счета были заблокированы налоговым органом в связи с наличием задолженности (более 45 млн руб.), при этом в отношении должника рассматривались споры о взыскании задолженности в сумме более 50 млн руб.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд пришел к выводу о невозможности восстановления платежеспособности должника в рамках процедуры внешнего управления (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2022 по делу N А63-3295/2021).
Иным образом будет обстоять дело в случае, когда финансовая ситуация, в которой оказался должник, не выглядит совсем безнадежной, а арбитражный управляющий по результатам оценки его имущественного положения решит, что есть возможность восстановления его платежеспособности.
Судебная практика. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника арбитражный управляющий пришел к выводу, что должник в состоянии рассчитаться с кредиторами в течение 18 месяцев при условии реализации проекта построенной финансовой модели. В частности, предполагалось сдать имущество должника в аренду, при этом ряд контрагентов в письменном виде изъявили желание заключить договоры аренды на определенных коммерческих условиях.
Согласно плану восстановления платежеспособности ежемесячная прибыль должника могла составить более 360 тыс. руб., из которых 217,2 тыс. руб. могли быть направлены на расчеты с кредиторами. При продаже имущества должника в ходе конкурсного производства выручка от его реализации была бы значительно меньше, учитывая длительный срок, на который предполагалось сдать его в аренду по плану восстановления платежеспособности. Поэтому введение внешнего управления выглядело куда более предпочтительным (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2022 N Ф08-13348/2022 по делу N А20-2343/2019).
Таким образом, при оценке обоснованности ходатайства о введении внешнего управления суды учитывают возможность продажи активов должника и осуществления иных мероприятий по восстановлению платежеспособности должника в ходе конкурсного производства, которое обойдется дешевле, но позволит рассчитаться с кредиторами.
Открытие конкурсного производства не означает безусловное прекращение должником своей производственно-хозяйственной деятельности и его исключение из ЕГРЮЛ, поскольку при улучшении его финансового положения производство по делу о банкротстве может быть прекращено.
Как вы смогли убедиться, Закон о банкротстве не исключает возможности перехода из конкурсного производства в процедуру внешнего управления при наличии оснований полагать, что данная реабилитационная процедура окажется более действенной и эффективной (см., например, решение Арбитражного суда Амурской области от 20.05.2024 по делу N А04-8425/2022).