Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Функциональная подсистема РСЧС Федерального медико-биологического агентства

Обновлено 28.06.2025 12:49

 

В статье рассмотрен порядок организации функциональной подсистемы медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России), а также в организациях и на территориях, обслуживаемых этим агентством (далее - функциональная подсистема ФМБА России). Функциональная подсистема ФМБА России является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и играет в ней особую роль.

ФМБА России - федеральный орган исполнительной власти, занимающийся медико-санитарным обеспечением работников отдельных отраслей промышленности, включая атомную энергетику и промышленность, космическую отрасль, оборонку и т.п. Агентство обеспечивает медико-санитарное обеспечение закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами по перечням, утвержденным Правительством России. ФМБА привлекается к проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Функциональная подсистема ФМБА России предназначена для обеспечения готовности органов управления ФМБА России и подведомственных медицинских организаций к оперативному реагированию при чрезвычайных ситуациях на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА, повышения эффективности деятельности в различных режимах функционирования РСЧС.

Функциональная подсистема объединяет силы и средства ФМБА России, его территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФМБА России (далее - подведомственные организации), в целях реализации поставленных задач.

Руководство функциональной подсистемой осуществляет руководитель ФМБА России. Подсистема действует на федеральном, муниципальном (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) и объектовом уровнях РСЧС.

 

Задачи и функции

 

Основными задачами функциональной подсистемы ФМБА России являются:

- организация оказания медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций и совершении террористических актов в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

- планирование мероприятий, организация и проведение в пределах своей компетенции работы по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

- организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, включая радиационные, химические и биологические аварии, чрезвычайных ситуаций природного характера и террористических актов в подведомственных организациях, в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

- совершенствование организационной структуры и повышение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- организация взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами управления государственных корпораций, муниципальными органами в рамках РСЧС.

Основными функциями функциональной подсистемы ФМБА России являются:

- обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки и готовности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации руководителей подведомственных организаций, органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России;

- создание, содержание (обслуживание), освежение, выпуск и восполнение резерва финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы ФМБА России;

- содержание систем связи, оповещения и информационного обеспечения в установленной сфере деятельности;

- сбор, обработка и обмен информацией с соответствующими органами РСЧС о складывающейся медико-санитарной обстановке, в том числе с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России;

- информирование работников подведомственных организаций, объекта(ов) и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России, о медико-санитарной обстановке в зоне/районе чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

 

Органы управления

 

Управление силами и средствами функциональной подсистемы ФМБА России осуществляется координационными органами, постоянно действующими органами управления, органами повседневного управления.

Координационными органами функциональной подсистемы ФМБА России являются:

- на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ФМБА России (КЧС ФМБА России), возглавляемая руководителем Федерального медико-биологического агентства;

- на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления обслуживаемой территории (КЧС ЗАТО, КЧС территории), возглавляемая главой муниципального образования;

- на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создаваемая в подведомственных организациях ФМБА России (КЧС объекта), возглавляемая руководителем подведомственной организации.

Основными задачами координационных органов в соответствии с уровнем их компетенций в функциональной подсистеме ФМБА России являются:

- разработка предложений по решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- координация деятельности органов управления и сил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях;

- обеспечение согласованности действий с другими федеральными органами исполнительной власти в рамках функционирования РСЧС при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемой ФМБА России являются:

- на федеральном уровне - структурное подразделение центрального аппарата Федерального медико-биологического агентства, уполномоченное на решение задач в области защиты работников организаций (объектов), населения и территорий, обслуживаемых ФМБА России, от чрезвычайных ситуаций;

- на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - органы, специально уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления территории, обслуживаемой ФМБА России;

- на объектовом уровне - структурные подразделения подведомственных организаций, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы ФМБА России являются:

- на федеральном уровне - специальное подразделение, обеспечивающее в повседневном режиме деятельность Федерального медико-биологического агентства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмен информацией и оповещение объектов ФМБА России о чрезвычайных ситуациях (Центр оперативного управления Федерального медико-биологического агентства Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью" Федерального медико-биологического агентства, г. Москва);

- на муниципальном уровне (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России) - единые дежурно-диспетчерские службы территорий, обслуживаемых ФМБА России;

- на объектовом уровне - дежурные службы подведомственных организаций.

 

Силы и средства

 

К силам и средствам функциональной подсистемы ФМБА России относятся:

- территориальные органы ФМБА России;

- подведомственные медицинские организации, осуществляющие оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- подведомственные центры гигиены и эпидемиологии с входящими в их состав силами и средствами наблюдения, контроля и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- подведомственные научные организации, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения ядерной, радиологической, химической и биологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с созданными на их базе аварийно-дозиметрическими подразделениями;

- иные организации.

В подведомственных организациях создаются нештатные медицинские формирования. Профиль, количество, сроки готовности нештатных медицинских формирований функциональной подсистемы ФМБА России определяются руководителем ФМБА России исходя из медико-санитарной обстановки при вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура, состав сил функциональной подсистемы и их оснащение определяются руководством ФМБА России и подведомственных организаций исходя из возложенных на них задач по медико-санитарному обеспечению работников объектов и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России, при вероятных чрезвычайных ситуациях.

Решения об использовании сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, принимаются в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, потенциальной или явной опасности для населения:

- на федеральном уровне - руководителем ФМБА России;

- на муниципальном уровне - главами муниципальных образований на территориях, обслуживаемых ФМБА России;

- на объектовом уровне - руководителями подведомственных организаций.

Привлечение сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

- на федеральном уровне - в соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на муниципальном и объектовом уровнях - установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, осуществляется на основе планов медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, разрабатываемых в подведомственных организациях в соответствии с целями и задачами, возникающими при ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. Планы медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях утверждаются руководителями соответствующих координационных органов функциональной подсистемы ФМБА России, указанных в главе III Положения, и подлежат ежегодной корректировке.

Силами функциональной подсистемы ФМБА России, находящимися в постоянной готовности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1671 являются:

1) Аварийный медицинский радиационно-дозиметрический центр Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр РФ - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" (г. Москва);

2) Южно-Уральский региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Южно-Уральский институт биофизики" (Челябинская область, г. Озерск);

3) Северо-Западный региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины" (г. Санкт-Петербург);

4) Токсикологический центр Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины" (Московская область, г. Одинцово);

5) санитарно-гигиенические, эпидемиологические, радиологические бригады подведомственных центров гигиены и эпидемиологии;

6) клинико-токсикологические, радиологические и специализированные бригады подведомственных медицинских организаций.

 

Режимы функционирования функциональной подсистемы и мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы ФМБА России

 

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях, и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, силы и средства, органы управления функциональной подсистемы ФМБА России функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителя ФМБА России могут устанавливаться следующие режимы функционирования функциональной подсистемы ФМБА России:

- при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - режим повышенной готовности;

- при возникновении чрезвычайной ситуации - режим чрезвычайной ситуации.

Перевод функциональной подсистемы ФМБА России в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы ФМБА России, являются:

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- мониторинг, оценка и прогнозирование медико-санитарной обстановки;

- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения по вопросам оказания первой помощи;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

- обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России, совершенствование подготовки ее личного состава;

- поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами функциональной подсистемы ФМБА России;

- руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- прогнозирование возможного развития медико-санитарной обстановки, а также подготовка предложений по организации медицинского обеспечения и оказания медицинской помощи населению при возникновении чрезвычайной ситуации;

- оповещение руководителей и должностных лиц органов управления функциональной подсистемы ФМБА России;

- непрерывный сбор, обработка и передача информации органам управления РСЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций);

- информирование населения о приемах и способах медицинской защиты; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных организаций в условиях чрезвычайной ситуации;

- уточнение плана медико-санитарного обеспечения в чрезвычайной ситуации;

- приведение сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;

- восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных в подведомственных организациях, для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

- оповещение органов управления функциональной подсистемы ФМБА России и нештатных медицинских формирований о введении режима чрезвычайной ситуации;

- прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий;

- непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации нештатных медицинских формирований функциональной подсистемы ФМБА России;

- организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России);

- организация медицинского обеспечения личного состава нештатных медицинских формирований и участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- организация и осуществление санитарно-противоэпидемического (профилактического) обеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации (в пределах территорий, обслуживаемых ФМБА России);

- осуществление контроля за состоянием здоровья личного состава нештатных медицинских формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение их медицинскими средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы ФМБА России;

- обеспечение сил и средств функциональной подсистемы ФМБА России, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, материальными ресурсами;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления территорий, обслуживаемых ФМБА России, а также руководством организаций, обслуживаемых ФМБА России, в части выполнения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;

- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.