Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

Правовое регулирование отношений в сети Интернет в Китае. Исторический аспект

Обновлено 19.09.2025 08:34

Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории России запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

 

Рассматривается история правового регулирования отношений в сети Интернет в Китае. Выделены исторические этапы процесса регулирования Интернета в Китае во взаимосвязи с развитием сети, что позволило обозначить особенности правового регулирования данной сферы, а также отметить ключевые характеристики построения "Китайского файрвола". На основе проведенного исследования автором сделаны выводы о причинах эффективности китайского подхода к регулированию отношений в сети Интернет, а также предложено определение понятия "вредоносная информация", которое является ключевым в области безопасности сетевого информационного контента.

 

Ключевые слова: Китай, сеть Интернет, информация, информационная безопасность.

 

The article examines the history of legal regulation of relations on the Internet in China. The historical stages of the Internet regulation process in China in connection with the development of the network are highlighted, which made it possible to highlight the features of the legal regulation of this area, as well as to note the key characteristics of building a "Chinese firewall". Based on the conducted research, the author draws conclusions about the reasons for the effectiveness of the Chinese approach to regulating relations on the Internet, and also suggests a definition of the concept of "malicious information", which is key in the field of network information content security.

 

Key words: China, Internet, information, information security.

 

Государственное регулирование сетевого информационного контента стало глобальной тенденцией. Многие правопорядки осознали риски, которые несет в себе доступ в глобальную сеть. К таким рискам можно отнести: организацию террористических атак, мошенничество, распространение аморального контента, незаконный оборот оружия и наркотиков и т.д.

Рост количества пользователей сети Интернет вызывает необходимость эффективного регулирования и недопущения использования сети Интернет в целях, противных интересам общества и государства.

Для целей настоящей работы эффективность правового регулирования будет рассматриваться с позиции достижения конкретных целей правового регулирования. Концепция эффективности правового регулирования, предложенная В.И. Никитским и И.С. Самощенко, определяет соответствие избранных правовых средств цели регулирования в качестве предпосылки эффективности правовой нормы <1>. В связи с этим предлагается рассматривать сравнительно-правовой опыт через призму анализа правовых средств, а также оценивать достижение ими цели регулирования.

--------------------------------

<1> Никитинский В.И., Самощенко И.С. О понятии эффективности правовых норм // Ученые записки ВНИИСЗ. 1969. Вып. 18. С. 3 - 19.

 

В 2021 г. был принял Регламент (ЕС) 2021/784 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2021 г. "О борьбе с распространением террористического контента в Интернете", который позволил странам-членам требовать быстрого удаления террористического контента <2>. По состоянию на 31 декабря 2023 г. Комиссия получила информацию о не менее чем 349 распоряжениях об удалении террористического контента, выданных компетентными органами шести государств-членов (Испания, Румыния, Франция, Германия, Чехия и Австрия), что в большинстве случаев привело к быстрым действиям поставщиков услуг хостинга. Согласно информации, полученной Комиссией, эти распоряжения об удалении не были оспорены <3>. Таким образом, целью правового регулирования явилось ограничение доступа к террористическому контенту, средством - наложение обязанности по удалению террористического контента на поставщиков услуг хостинга. Статистика распоряжений об удалении террористического контента позволяет сделать вывод, что цель регулирования планомерно достигается. В указанном случае можно говорить об эффективности правового регулирования.

--------------------------------

<2> Статья 3(3) Регламента (ЕС) 2021/784: "Поставщики услуг хостинга должны удалить террористический контент или отключить доступ к террористическому контенту во всех государствах-членах как можно скорее и в любом случае в течение одного часа с момента получения распоряжения об удалении".

<3> Legal provisions of COM(2024)64 - Implementation of Regulation (EU) 2021/784 on addressing the dissemination of terrorist content online dated 14 February 2024.

 

Другой подход к борьбе с террористическим контентом можно наблюдать в Китае. В 1997 г. в целях усиления безопасности компьютерных информационных сетей и международных сетей, с одобрения Государственного совета Министерство общественной безопасности издало Меры по управлению защитой безопасности компьютерных информационных сетей и международных сетей <4>. Данный акт стал первым в области регулирования информации в сети Интернет. В ст. 5 указано: "Физические и юридические лица не должны использовать международную сеть для производства, копирования, доступа и распространения следующей информации:

1) направленной на подстрекательство к нарушению Конституции, законов, подзаконных актов и правил;

2) направленной на подрыв государственной власти и свержение социалистической системы;

3) направленной на подстрекательство к сецессии и подрыву национального единства;

4) разжигающей национальную рознь, этническую дискриминацию;

5) содержащей слухи или искажение фактов;

6) подстрекающей к преступлениям, содержащей непристойности, порнографию, азартные игры, насилие, убийство, террор;

7) содержащей оскорбление и клевету;

8) наносящей ущерб авторитету государственных органов;

9) иной информации, нарушающей Конституцию, законы и подзаконные акты".

--------------------------------

<4> 

 

В данном случае на примере борьбы с террористическим контентом можно наблюдать два подхода к регулированию. В европейском подходе государственный орган занимает активную позицию по ограничению доступа к террористическому контенту. В Китае на законодательном уровне установлен запрет на распространение террористического контента, неисполнение которого карается штрафом и ограничением деятельности.

Причина, по которой разнятся требования, заключается в истории законодательного регулирования сети Интернет. В рамках данной статьи будет рассмотрен исторический аспект правового регулирования отношений в сети Интернет в Китае, а также проведен исторический анализ китайского законодательства, который позволит понять причины эффективности китайской модели и выделить характерные особенности правового регулирования сети Интернет в Китае.

Китай имеет свои правила регулирования отношений в сети Интернет, которые включают меры против распространения вредоносной информации. Ввиду того что законодательством КНР предусмотрен широкий перечень информации, запрещенной к распространению, необходимо дать определение понятия "вредоносная информация". Ее следует определять как информацию, распространение которой способно негативно отразиться на политической стабильности, безопасности граждан и морально-нравственном развитии общества.

Прежде чем переходить к обзору и анализу правового регулирования отношений в сети Интернет в Китае, справедливо отметить, что управление сетевым информационным контентом не связано с какой-либо идеологической и культурной причинами, а преследует в основном цель обеспечения защиты граждан. Ввиду существования религиозных, моральных и иных убеждений и различий в разных правопорядках конкретное содержание управления сетевой информацией и контентом не может быть идентичным, однако запрет на распространение информации о терроризме, насилии, а также порнографии, равно как и иной вредоносной информации, признан законодательством большинства стран.

Китай официально подключился к сети Интернет 20 апреля 1994 г. К настоящему моменту уже более 30 лет китайский Интернет стремительно развивается и совершенствуется. По состоянию на 2023 г. количество интернет-пользователей в Китае составило 989 млн <5>. Таким образом, Китай занимает первое место в мире по числу активных интернет-пользователей. Безусловно, с популяризацией Интернета на первый план выходит проблема правового регулирования. Для обеспечения безопасности и эффективного развития сети Интернет со столь большим числом пользователей необходимо упорядочить сетевую среду и разработать необходимый правовой ландшафт.

--------------------------------

<5>

 

Используя функциональный, системно-структурный и историко-правовой методы, предлагаю разделить процесс регулирования сети Интернет в Китае на исторические этапы. Во-первых, это позволит произвести периодизацию развития отношений в сети Интернет. Во-вторых, выделяя определенные этапы, полагаю необходимым рассматривать их в тесной взаимосвязи с происходящими событиями в сфере развития сети Интернет для установления функционального назначения принятых нормативных правовых актов. В-третьих, разграничение на этапы позволит исследовать указанную сферу комплексно, как цельную и иерархичную структуру, поскольку каждый этап ее развития характеризуется особыми законами и подзаконными актами, принятыми в тот временной период, что позволяет рассматривать их в рамках единой системы.

Итак, предлагается выделить четыре этапа регулирования сети Интернет в Китае: до 1999 г., с 2000 по 2013 г., с 2014 по 2022 г., с 2023 г.

 

Законодательное регулирование до 1999 г.

 

До 1999 г. использование Интернета в Китае было крайне ограниченным и непопулярным. Лишь некоторые работники крупных организаций и государственные служащие имели доступ к сети. Большая часть интернет-трафика приходилась на просмотр новостей. В связи с этим необходимость масштабного регулирования сети Интернет не стояла столь остро. Законодатель не мог предугадать масштабы роста числа пользователей, равно как и самой сети Интернет <6>.

--------------------------------

<6> 

 

В 1994 г. вступил в силу первый административный регламент по защите информационных систем, а именно Положение о защите безопасности компьютерных информационных систем <7>. Согласно ст. 1 Положения оно сформулировано для защиты безопасности компьютерных информационных систем, содействия применению и развитию компьютеров и обеспечения бесперебойного прогресса социалистической модернизации. В ст. 7 указано, что физические и юридические лица не должны использовать компьютерные информационные системы для деятельности, которая угрожает интересам государства, коллективным интересам и законным интересам граждан, и деятельность не должна угрожать безопасности компьютерных информационных систем. Можно сказать, что закрепление ключевой концепции безопасности компьютерных сетей видится достаточно прогрессивным. Еще более интересным видится закрепление довольно большого штрафа (в размере до 15 000 юаней) за заражение компьютера вирусами. В ст. 28 дана дефиниция понятия "компьютерный вирус", под которым понимается набор компьютерных инструкций или программных кодов, которые разрушают компьютерные функции или уничтожают данные, влияют на использование компьютера и могут самореплицировать. Несмотря на то что административный регламент был написан в 1994 г., он до сих пор не утратил силу.

--------------------------------

<7> 

 

В 1996 г. Государственный совет издал Временные положения об управлении международной сетью компьютерных информационных систем <8>. Статья 1 закрепляет цель Временных положений - укрепление управления международной сетью компьютерных информационных сетей и обеспечение развития международного обмена компьютерной информацией. В ст. 3 даны дефиниции терминов:

компьютерная информационная международная сеть - связь между компьютерными информационными сетями в Китайской Народной Республике и зарубежными компьютерными информационными сетями для реализации международного обмена информацией;

Интернет - компьютерная информационная сеть, которая непосредственно осуществляет работу международной сети;

сеть доступа - компьютерная информационная сеть, которая подключена к Интернету.

--------------------------------

<8> 

 

Важность Временных положений заключается в том, что именно их принятие ознаменовало создание так называемого "Китайского файрвола". Во Временных положениях определяется, что международные каналы доступа, т.е. доступ к экстранету (глобальной сети) может предоставляться лишь уполномоченным государственным органом - Министерством почты и телекоммуникаций. В ст. 6 установлен запрет на самостоятельный доступ физических и юридических лиц к глобальной сети. Таким образом, сегментация национального Интернета начала происходить в самом начале его существования. Как справедливо отмечают О.Н. Глазунов и В.В. Авдеенко <9>, правовая система Китая, в отличие от систем других государств, основана на принципах архитектурного регулирования сети Интернет, но с необходимостью государственного контроля за Всемирной сетью.

--------------------------------

<9> Глазунов О.Н., Авдеенко В.В. Специфика правового регулирования сети Интернет в Китайской Народной Республике // Общество: политика, экономика, право. 2017. N 2.

 

В принятых в 1997 г. Мерах по управлению защитой безопасности компьютерных информационных сетей и международных сетей был установлен запрет на использование международной сети для производства, копирования, доступа и распространения вредоносной информации <10>. Важно отметить, что закрепление перечня вредоносной информации является ключевым аспектом в сфере управления сетевым информационным контентом.

--------------------------------

<10> 

 

Полагаю, что нормативное закрепление термина "вредоносная информация" позволит более эффективно бороться с ее распространением, чем при закреплении закрытого перечня такой информации. Во-первых, сетевой информационный контент крайне разнообразен, в связи с этим в отсутствие экспертизы сложно достоверно определить, к какому именно запрету относится та или иная информация. Во-вторых, необходимость расширения перечня вредоносной информации несет в себе временные и организационные издержки, связанные с внесением изменений в закон. В-третьих, для развития благоприятной информационной среды, как отмечено в данной статье, более эффективно при необходимости применять точечное регулирование посредством подзаконных актов.

Важными являются положения ст. 7 Мер по управлению защитой безопасности компьютерных информационных сетей и международных сетей, которая закрепляет право на свободу общения и тайну переписки в сети Интернет, что развивает конституционные положения, а именно ст. 40 Конституции КНР, в которой закреплено, что свобода и тайна переписки граждан Китайской Народной Республики охраняются законом.

 

Законодательное регулирование в период с 2000 по 2013 г.

 

Несмотря на достаточно комплексное регулирование, сформированное за 5 лет существования сети Интернет в Китае, все еще оставались пробелы, которым требовалось уделить внимание. С 2000 по 2013 г. количество интернет-пользователей значительно выросло, а сеть Интернет стала все чаще использоваться для коммуникационных, развлекательных и иных целей, которые носили коммерческий характер. Иными словами, в данный период большое число людей осознали коммерческую выгоду от существования сети Интернет. Можно вспомнить, что стремительный рост крупных интернет-гигантов (таких как WeChat, Facebook, YouTube, TaoBao, Ali и т.д.) начинался именно тогда.

В связи с этим законодатель, осознавая объем информации, который создается в сети Интернет, переходит от концепции безопасности информационных систем к кибербезопасности, которая включает в себя регулирование безопасности не только сетевой инфраструктуры, но и информационного контента.

Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о поддержании интернет-безопасности от 2000 г. <11> процесс информатизации был закреплен как наиболее важный во всех отраслях общественной жизни, а также было отмечено, что требуется совершенствование норм уголовного права в ответ на новые вызовы, благодаря чему права и интересы физических и юридических лиц будут находиться под защитой.

--------------------------------

<11> 

 

Статья 33 Конституции Китая предусматривает, что "государство уважает и гарантирует права человека", "эффективная защита прав личности является единственной основой для легитимности государства и власти государства (включая право на наказание)" <12>. Так, поправки в Уголовный кодекс КНР <13>, вступившие в силу в 2009 г., расширили число составов, связанных с преступлениями в сети Интернет. В частности, были добавлены следующие составы:

незаконное получение данных компьютерной информационной системы (ст. 284 УК КНР);

незаконный доступ и контроль компьютерной информационной системы (ст. 285 УК КНР);

распространение запрещенной информации (ст. 286 УК КНР).

--------------------------------

<12> 

<13> 

 

Законодательное регулирование с 2014 по 2022 г.

 

К 2014 г. стабилизировался рост числа интернет-пользователей Китая. После более чем десятилетнего периода развития цифрового пространства был накоплен ценный опыт регулирования и правоприменения, который позволил внести сетевую безопасность в качестве одной из составляющих национальной безопасности. После 18-го Национального съезда Коммунистической партии Китая началась активная работа над формированием единой правовой базы регулирования цифрового пространства. Закон о кибербезопасности, принятый 7 октября 2016 г., стал первым и основополагающим актом для дальнейшего построения правового регулирования. Принятие данного закона имеет большое значение, поскольку он основан на концепции "цифрового суверенитета". Впоследствии в развитие данной концепции были приняты законы, направленные на защиту цифрового суверенитета, в частности Закон о безопасности данных и Закон о защите личной информации.

Ввиду масштабной цифровизации банковских и государственных услуг, перевода части бизнес-процессов в онлайн данные приобрели совершенно другое значение. В настоящий момент несанкционированный доступ к цифровым данным может повлечь негативные последствия не только для конкретного индивида (к примеру, кража денег с банковского счета), но и для большого числа людей (в частности, взлом банковской инфраструктуры, вербовка пособников террористов, хакерская атака на государственные онлайн-сервисы). Такого рода риски не могли регулироваться актами органов исполнительной власти, о которых шла речь ранее, либо же исключительно Уголовным кодексом. Осознание возможных угроз подтолкнуло к созданию законодательной системы управления данными, в основе которой лежит принятый в 2021 г. Закон о безопасности данных.

Цель принятия данного Закона отражена в ст. 1: "Закон разработан с целью стандартизации деятельности по обработке данных, обеспечения безопасности данных, содействия разработке и использованию данных, защиты законных прав и интересов отдельных лиц и организаций, а также защиты национального суверенитета и безопасности". По смыслу Закона под данными понимается информация, записанная в электронной или любой иной форме. Закон о безопасности данных устанавливает ограничения на трансграничную передачу данных, а также предъявляет требования к обработке данных, их хранению и реагированию на чрезвычайные ситуации.

Другой важный правовой акт в системе регулирования данных - это принятый в 2021 г. Закон о защите личной информации. В нем под персональными данными понимается любая информация, связанная с идентифицированными или идентифицируемыми физическими лицами, в электронном или ином виде, за исключением анонимизированных данных. Этот закон направлен на защиту положений Конституции о неприкосновенности частной жизни, а именно ст. 40. Законом определены виды персональных данных, условия обработки и порядок их трансграничной передачи.

 

Законодательное регулирование с 2023 г. по настоящее время

 

После выстраивания необходимого правового ландшафта и упорядочивания базовых правоотношений в сети Интернет, таких как доступ иностранных компаний в контур китайской сети Интернет, регулирование информации и обработка данных, все еще сохраняются сферы, которые требуют дополнительного или точечного регулирования. Причина заключается в появлении новых инновационных решений (в частности, искусственного интеллекта), а также в связи с внешними вызовами, направленными на подрыв государственного суверенитета и провоцирование внутренних конфликтов. Поэтому правовое регулирование усложняется, принимаются новые законы и подзаконные акты.

Новелла в регулировании внешних вызовов - Закон о борьбе со шпионажем, принятый в 2023 г. <14>. Применительно к регулированию информационной безопасности им установлены требования к сервисам в сети Интернет по противодействию шпионажу и просвещению общества относительно данной проблематики. На поставщиков услуг связи возложена обязанность по выявлению уязвимостей в безопасности сети, а также по блокировке веб-сайтов, удалению приложений и сервисов, которые подозреваются в осуществлении шпионской деятельности.

--------------------------------

<14> 

 

Относительно специального регулирования в области искусственного интеллекта принят подзаконный акт. Причина, по которой был принят не закон, а подзаконный акт, заключается в предмете регулирования. В настоящий момент сложно прогнозировать дальнейшее развитие технологий, поэтому, как и в 1997 г., когда только начинала развиваться сеть Интернет, законодатель не вносит масштабные изменения в правовую систему, а, напротив, точечно регулирует сферу инноваций. Так, 3 ноября 2022 г. было издано Положение о регулировании дипфейков, которое вступило в силу 10 января 2023 г. Цели принятия Положения, отраженные в преамбуле, - продвижение основных социалистических ценностей, защита национальной безопасности, социальных и общественных интересов, а также защита законных прав и интересов граждан, юридических лиц и других организаций. Можно заметить, что преамбула отражает заинтересованность законодателя в том числе в соответствующей цензуре, что совершенно обоснованно с учетом возможного использования дипфейков для дискредитации власти. Также в преамбуле содержится призыв бизнес-сообщества к социально ориентированному саморегулированию. Такой подход характерен для китайского законодателя. Регулирование инновационных сфер часто начинается с актов мягкого права (регулирование soft law), которое со временем оформляется в нормативные правовые акты. За поставщиком закреплены обязанности по обязательной аутентификации пользователя и сбору дополнительного согласия на обработку его персональных данных с помощью технологии дипфейк. Обязанность по аутентификации сводится к тому, что поставщик услуг должен ввести аутентификацию через аккредитованные компании (WeChat, Alipay). В свою очередь, обязанность по сбору дополнительного согласия на обработку персональных данных связана с тем, что голос и изображение лица китайский законодатель относит к биометрическим данным, для обработки которых необходимо отдельное согласие. Также поставщик должен предусмотреть системы хранения всех созданных дипфейков и рассмотрения жалоб пользователей. Отдельное требование предусматривает наличие маркировки, очевидной, понятной и легко идентифицируемой обществом. Запрещено убирать маркировку или использовать какие-либо технические средства с целью скрыть ее.

Что касается внутренних угроз, то на первый план выходит специальное регулирование для несовершеннолетних в сети Интернет. Положение о сетевой защите несовершеннолетних <15>, принятое в 2023 г. также в форме подзаконного акта, направлено на защиту несовершеннолетних от пагубного влияния сети Интернет. В частности, Положением закреплена обязанность школ, культурных центров и библиотек по установке специального программного обеспечения, которое препятствует получению доступа к сайтам, ограниченным для детей. У родителей также наличествуют обязанности по осуществлению контроля за нахождением детей в сети Интернет.

--------------------------------

<15> 

 

Как справедливо отмечает В.В. Невинский, своеобразный путь формирования законодательной основы правовой системы Китая (сформирована "база" законов с продолжением точечного наращивания ее посредством принятия отдельных законов и внесения изменений в законы) объясняется специфическим отношением к высокому авторитету закона и осторожностью правового регулирования в условиях интенсивного развития социально-экономических отношений внутри страны и экономических связей Китая в мировом пространстве <16>. Справедливо отметить, что применительно к сфере правового регулирования отношений в сети Интернет, помимо отмеченных В.В. Невинским причин, специфика формирования нормативно-правовой базы обусловлена новизной самого института, а также отсутствием возможности заимствования зарубежного опыта. Как видно из приведенной периодизации, Китай одним из первых встал на путь правового регулирования в информационной сфере. Другой немаловажной причиной наличия специфики является заранее заложенный сегментарный (закрытый) характер сети Интернет в Китае. В связи с этим можно проследить построение законодательного регулирования отношений в сети Интернет с момента создания идеи "Китайского файрвола" до настоящего времени.

--------------------------------

<16> Невинский В.В. Основные тенденции конституционно-правового регулирования экономики Китайской Народной Республики на рубеже XX - XXI веков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. N 1.

 

Проведя краткий исторический анализ правового регулирования отношений в сети Интернет в Китае, следует отметить:

Китай одним из первых начал выработку собственного правового механизма противодействия угрозам в цифровой среде. Планомерная реализация концепции "цифрового суверенитета" к настоящему моменту включает в себя три этапа, каждый из которых содержит конкретную цель и определенные механизмы правового регулирования;

одной из основных угроз в сети Интернет является вредоносная информация, т.е. информация, распространение которой способно негативно отразиться на политической стабильности, безопасности граждан и морально-нравственном развитии молодого поколения. Закрепление перечня вредоносной информации и установление запрета на ее распространение - необходимые правовые средства для достижения цифрового суверенитета.

Правовое регулирование информационной безопасности в Китае включает в себя регулирование информационного контента и технические требования к обеспечению цифрового суверенитета (в части ограничения доступа к экстранету и передачи данных за рубеж). "Китайский файрвол" выступает необходимым инструментом для противодействия распространению незаконной информации в сети Интернет. В свою очередь, сегментарность Интернета позволяет достигать целей правового регулирования информационной безопасности.

 

Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории России запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.