Мультимедийный образовательный историко-географический проект как инструмент развития устойчивого туризма Сочинского региона
Сочинский регион - уникальный регион по рекреационному потенциалу и его использованию. Сохранение и развитие этого региона тесно связано с реализацией образовательных и просветительских мультимедийных проектов. Проблема снижения когнитивных способностей у молодежи требует разработки более эффективных способов передачи информации в образовательных программах сферы туризма. Предлагается проект создания мультимедийного историко-географического образовательного ресурса по Сочинскому региону, который будет способствовать более эффективному и рациональному использованию объектов природного и культурного наследия региона в устойчивом туризме.
Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, историко-географическая реконструкция, мультимедийный образовательный ресурс, сохранение природного и культурного наследия Сочинского региона.
Sochi region is unique in terms of recreational potential and its use. The preservation and development of this region is closely linked to the implementation of educational and educational multimedia projects. The problem of cognitive decline among young people requires the development of more effective ways of transmitting information in educational programs in the tourism sector. A project is proposed to create a multimedia historical and geographical educational resource for the Sochi region, which will contribute to a more efficient and rational use of the region's natural and cultural heritage in sustainable tourism.
Key words: sustainable tourism development, historical and geographical reconstruction, multimedia educational resource, preservation of the natural and cultural heritage of the Sochi region.
Сочи - уникальный регион нашей страны. Это город-курорт мирового уровня со своей спецификой. К его характерным особенностям можно отнести: высокую концентрацию разноплановых объектов туристского интереса; высокий уровень туристской нагрузки; возможность реализации многочисленных видов туризма в пределах относительно небольшой территории. Туристская нагрузка на Сочинский регион колоссальная, в 2024 г., по данным администрации Краснодарского края, число туристов достигло отметки 6,9 млн чел.
Все это ставит перед организаторами туризма (планирующими свою деятельность на долгосрочный период) и перед органами власти разных уровней цели сохранения и развития Сочинского рекреационного центра. А это, в свою очередь, возможно лишь в формате устойчивого развития <1>.
--------------------------------
<1> Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О. Развитие внутреннего туризма и рекреационного природопользования - актуальная социально-экономическая задача Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2021. N 2. С. 22 - 27.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо опираться на специфику рекреационно-туристского потенциала Сочинского региона для сохранения природных и историко-культурных достопримечательностей территории, используя их в качестве образовательного инструмента для организаторов сферы туризма и просветительского инструмента для туристов (формируя поведенческие традиции бережного отношения к объектам дестинации) <2>.
--------------------------------
<2> Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М., Фокина П.С. Особенности природопользования и проблема сохранения культурного наследия горных районов на примере Сочинского региона // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Сб. науч. ст. по мат. XI Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием. СПб., 2023. С. 436 - 439.
Однако реализация этой задачи осложняется одной из глобальных проблем современности: проблемой эффективной передачи знаний и умений. Она обусловлена спецификой информационного общества, в котором мы живем, а также изменением когнитивных способностей представителей молодых поколений.
Не менее важная специфика последних лет - это увеличение хаотичности и непредсказуемости развития социальных, политических и экономических процессов. Западными экспертами был даже введен термин VUCA-мир (Volatility - изменчивость, Uncertainty - неопределенность, Complexity - сложность, Ambiguity - неоднозначность), который в дальнейшем дополнился новыми характеристиками (BANI, SHIVA и т.д.), которые так или иначе отражают нарастающую хаотичность процессов мирового развития <3>.
--------------------------------
<3> Кисляков П.А., Меерсон А.Л.С., Шмелева Е.А. Общество риска, VUCA-мир и BANI-мир: угрозы психологической безопасности или возможности для развития // Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конференции / Науч. ред. О.В. Кожевникова, В.Ю. Хотинец. Ижевск, 2022. С. 181 - 182.
Параллельно с трендом на непостижимость мира отмечается серьезное снижение способностей человека к восприятию информации об окружающем мире <4>. Психологи и социологи справедливо отмечают существенное отличие в восприятии информации новыми поколениями в сравнении с предыдущими <5>.
--------------------------------
<4> Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / М. Шпитцер; Пер. с нем. А.Г. Гришина. М., 2014. 288 с.
<5> Немцев И.А. Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. N 12-1. С. 135 - 140.
К проблемам, связанным с этим процессом, можно отнести: неспособность отделять существенное от несущественного, теряется способность использования воображения. Отмечается "цифровое слабоумие": ухудшение памяти, проблемы с концентрацией внимания, проблема с формированием навыков социального общения.
Все это приводит к снижению профессиональных качеств выпускников туристских вузов.
Многолетний опыт работы со студентами и школьниками показывает снижение как общего уровня знания среди обучающихся, так и мотивации для его получения. Это касается как вузовского образования, так и общего среднего.
Дополняя дискуссию о ситуации в нашем образовании (в сфере туризма в том числе), выскажем мнение, что кроме объективных факторов, связанных с реформированием, существуют причины и субъективные: образ жизни, общество, где не востребовано знание в университетском (всеобъемлющем с широким кругозором) формате. Обучающиеся не видят потребности в нем. Усугубляется ситуация тем, что широкий доступ в Интернет с детства дает ощущение всезнайства. В любой момент можно получить знания из Сети, зачем тогда что-то запоминать. В любой момент можно посмотреть "эксперта" - блогера с хорошими ораторскими способностями и сформировать мнение по любой ситуации, которое подспудно рассматривается реципиентом как свое собственное.
В то же время события в мире и окружающие нас социальные изменения диктуют требования к обучающимся: широкий кругозор, понимание общих трендов развития природы и социума, способность к самообучению, интуиция, умение мыслить нестандартно.
При этом следует отметить, что, с одной стороны, негативные процессы с когнитивностью напрямую связаны с излишним использованием цифровых устройств, с другой стороны, диалектически, их можно использовать для формирования вышеизложенных навыков. В рамках статьи мы намеренно не рассматриваем отрицательные аспекты цифровизации образования (влияние на зрение, на психику (на когнитивность) и т.д.). Это тема отдельного разговора.
На наш взгляд, мультимедийные образовательные проекты должны стать первым шагом к формированию у обучающегося мотивации к познанию окружающего пространства и его изменения во времени.
В современных условиях мультимедийный образовательный ресурс позволяет визуализировать сложные процессы, протекающие в природе и обществе. Мультимедийность материала призвана облегчить процесс восприятия и его усвоения <6>. Главным преимуществом мультимедиа перед другими источниками информации является то, что они могут единовременно воздействовать на обучающегося графической, звуковой и визуальной составляющей и, таким образом, способны передать больший эмоциональный заряд <7>. Положительные эмоции, возникшие в ходе обучения, важнейшие составляющие эффективного усвоения информации. Именно эмоции формируют мотивацию для получения новых знаний.
--------------------------------
<6> Федорова С.Н., Корнилова Н.А. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Марийского университета. 2021. Т. 15. N 3. С. 317 - 324.
<7> Горшкова Л.А., Трифонова В.В. Мультимедийный проект: Учеб. пособие. Самара, 2021. 84 с.
Таким образом, мы считаем необходимой для повышения эффективности образования в области туризма, устойчивого развития и краеведения разработку цифровой образовательной платформы (мультимедийного образовательного ресурса) Сочинского региона, которая будет способствовать повышению интереса у обучающихся к актуальным проблемам развития региона.
Для достижения данной цели мы считаем необходимым:
- провести историко-географический анализ рассматриваемой территории;
- выделить важнейшие историко-географические этапы региона;
- разработать алгоритм создания мультимедийного образовательного проекта;
- выявить дальнейшие перспективы развития проекта.
На сегодняшний день в Интернете довольно много мультимедийных образовательных ресурсов, но не все они высокого качества и не всегда корректно составлены.
Рассмотрим возможности историко-географической реконструкции на примере уникального региона Большого Сочи, обладающего богатейшим природным и историко-культурным потенциалом.
Авторы статьи более 15 лет проводили студенческие практики в этом регионе.
Мультимедийный проект поможет свести в единую систему знания из географии и истории Сочинского региона, показать студентам непрерывность процесса развития территории. Он должен стать инструментом, способствующим формированию в студентах цельного представления о регионе Большого Сочи, о неразрывной связи современного природно-антропогенного состояния с историческими процессами в природной и социальной среде. В конечном счете этот проект будет способствовать формированию профессионального мышления у студентов.
На наш взгляд, можно выделить десять тематических историко-географических блоков, которые могли бы лечь в основу мультимедийного образовательного ресурса по Сочинскому региону.
Блок 1. "Океан Тетис и Кавказский орогенез".
Тетис - палеоокеан, существовавший между континентами Гондвана и Лавразия в эпоху мезозоя, примерно от 850 до 5 млн лет назад. Его воды населяли необычные, на взгляд современного человека, представители флоры и фауны (например, стетокант, ортакон, гигантские аммониты и др.). Своеобразными страницами геологической летописи, осадочными слоями горных пород, сформировавшимися в океане Тетис, сложены берега и русла большинства рек Сочи, придавая им неповторимость и красоту. В ходе последнего орогенеза началось поднятие Крымских и Кавказских гор, которые в то время были островами.
Этот блок в мультимедийном образовательном ресурсе должен показать необратимость изменений природной среды и живых существ на планете Земля, мощь естественных природных процессов, объяснить повышенную сейсмичность региона и причину разнообразия форм рельефа в Сочи.
Блок 2. "Экосистема Кавказского региона и реликты во флоре и фауне".
Кавказский регион относится к двумстам ключевым регионам мира, выделенным по критерию максимального биоразнообразия. Расположение в системе природных зон, а также развитая высотная поясность обусловили уникальное биоразнообразие представителей растительного и животного мира, в том числе эндемичных видов (например, восстановленного кавказского зубра).
Особый интерес представляют сохранившиеся с древних времен виды, дошедшие до настоящего времени. К таким видам, например, относят: самшит колхидский, рододендрон понтийский, древовидный папоротник, держидерево и т.д.
Этот блок в мультимедийном образовательном проекте должен показать уникальность и необходимость сохранения представителей экосистемы Сочинского региона, а также объяснить наличие большого количества особо охраняемых природных территорий на Кавказе.
Блок 3. "Гоминиды и древнейшие виды людей на Кавказе".
В Сочинском регионе, в долинах рек Хосты, Мзымты и Псоу обнаружены остатки кремневых наконечников ашельского времени, которые датированы четырехсотым тысячелетием. К периоду среднего палеолита относят следы неандертальцев в пещере Ахштырь.
Этот блок иллюстрирует хрупкость жизни человеческого вида на нашей планете и должен заставить задуматься студентов о месте человека в биосфере Земли.
Блок 4. "Черноморский потоп".
Формирование современного Черного моря не было одномоментным процессом: водоем на месте современного Черного моря то терял связь с Мировым океаном, то снова становился его частью. Мнение ученых о процессе прорыва океанических вод в это пресноводное озеро разное. По одной из версий, это было быстрое катастрофическое событие, которое за считаные месяцы изменило окружающие ландшафты, драматически повлияло на жизнь обитавших здесь людей и могло стать одной из основ мифа о Всемирном потопе.
Блок иллюстрирует особенность природных катастроф и их влияние на жизнь людей, рассказывает о ритмичности природных процессов, об изменении ландшафтов и о формировании мифов.
Блок 5. "Мегалиты Кавказа".
Мегалитические культуры имеют широкое распространение в Евразии и неизменно привлекают внимание туристов. Достаточно вспомнить Стоунхендж в Великобритании.
На Западном Кавказе в районе Сочи мегалитическая культура представлена дольменами - постройками бронзового века, носившими культово-погребальную функцию. Эти сооружения, по мнению ученых, свидетельствуют о высоком строительном искусстве людей того времени, а их удачное расположение говорит о хорошем знании природных процессов людьми того времени. В районе Сочи находится уникальный дольмен-монолит. Подобные конструкции дольменов больше нигде не встречаются.
Блок иллюстрирует важность знания окружающего пространства людьми прошедших эпох, а также, учитывая их высокий строительный уровень, заставляет по-новому оценить уровень развития народов, населявших эти места в древности.
Блок 6. "Автохтонное и современное население Сочинского региона".
В пределах современного Сочинского региона сформировались народы адыго-абхазской языковой семьи: шапсуги, убыхи и садзы. Каждый из народов обладал уникальной культурой, посредством которой эти народы приспособились к условиям горной жизни. После сложного и противоречивого периода Кавказских войн (1817 - 1869) подавляющее большинство коренного населения вынуждено было переселиться на территорию современной Турции.
На опустевших землях появились представители русского, армянского, греческого этносов. К настоящему времени именно эти народы составляют основу этнической структуры Сочинского региона.
Блок призван показать особенности местных народов как не только социальной, но и естественной части окружающей природы.
Блок 7. "Топонимия Русского моря".
Хотя в языках многих народов море, с запада омывающее Кавказские берега, называлось Черным, так было не всегда.
Результаты топонимических исследований показывают, что разными народами в отдельные промежутки времени Черное море называлось: Сперским морем, Скифским морем, Русским морем, Грузинским морем, Понтом Аксинским, Понтом Эвксинским, Мари Нигрум, Ахын и др.
Каждое название - это иллюстрация одного из исторических этапов, характеризующих народ, живший на берегах или осваивающий это море.
Расцвет межкультурного взаимодействия пришелся на период раннего Средневековья VII - X вв., от которого остались десятки крепостей, храмов и городищ.
Через перевал с северного склона Большого Кавказского хребта в долину реки Мзымта пролегала одна из ветвей знаменитого Великого шелкового пути, которая приводила к византийским портам на берегу Черного моря (крупнейший из которых располагался на территории современной Мацесты).
Блок иллюстрирует Черное море как море контактов - своеобразный перекресток культурного и этнического взаимодействия, важность торговых отношений. Кроме того, географические названия несут важную информацию об исторических периодах, событиях и их значимости.
Блок 8. "Терраформирование Сочи".
Привлекательность Сочинского региона определяется субтропическим климатом, близостью к теплому морю и относительно высоким горам. Но первозданные прибрежные ландшафты территории современного Сочи мало чем напоминали современный облик летней столицы России.
Край "зловонной лихорадки", как называли тогда прибрежные ландшафты Черного моря из-за свирепствовавшей здесь малярии, потребовал серьезных мер по ее искоренению. Для этого использовались, говоря современным языком, методы инженерной биологии. Разведение рыбки гамбузии позволило уничтожить большую часть личинок малярийного комара, а фитомелиорация посредством австралийского эвкалипта - осушить насыщенную влагой почву, сделав ее неблагоприятным местообитанием для комаров.
Уникальным можно считать развитие российскими и советскими учеными направления отечественного субтропического земледелия. В частности, это успешная культивация чая, хурмы, бамбука, киви, цитрусовых и т.д.
Грандиозный проект по преобразованию Сочи в город-сад с гармонично вписывающейся в окружающую природу архитектурой начался еще в Российской империи и затянулся на столетия. Он дополнялся работой по разработке бальнеологических ресурсов края. Настоящим ядром города-курорта стали Мацестинские сероводородные источники. Органичным элементом культурного ландшафта стали виадуки, позволившие оптимизировать транспортные артерии района.
Блок рассказывает о роли науки и ученых самых разных направлений в создании уникального во всех отношениях культурного ландшафта и о требовании поддерживать эту экосистему в гармоничном состоянии в наши дни.
Блок 9. "Инвазии Сочинского региона".
Проблемой мирового характера стало проникновение представителей флоры и фауны (как правило, вследствие человеческой деятельности) в нехарактерные для нее ландшафты. Например, распространение серой крысы по всему земному шару или широкое распространение борщевика Сосновского по территории России.
Сочинский регион, будучи благоприятным, во многих отношениях является, к сожалению, ярчайшим примером этого негативного процесса, сопровождающего человеческую деятельность: три вида моллюсков, проникшие в Черное море (рапан, мнемиопсис и берое), почти обнулили его рыбопромышленный потенциал. Огневка самшитовая практически уничтожила реликтовый самшит колхидский. Восточная каштановая орехотворка грозит уничтожить всю популяцию каштана посевного. И это только часть инвазивных видов, проникших в Сочинский регион.
Данный блок призван проиллюстрировать уязвимость экосистем, ответственность человека перед природой, которую он может легко уничтожить своей необдуманной деятельностью.
Блок 10. "Олимпийские игры и Сириус".
Воссозданные в начале XX в. Олимпийские игры продвигали идеи мирного соревнования между спортсменами разных стран и физическое развитие человека. Идея создать горнолыжный курорт в горах субтропической климатической зоны впервые была высказана еще в 1980-х годах. В 2007 г. Российская Федерация выиграла право проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Для этого в кратчайшие сроки была выстроена уникальная транспортная, спортивная и гостиничная инфраструктура.
С 2020 г. на территории Сочи, где проходили Олимпийские игры 2014 г., выделена федеральная территории "Сириус", которая, по мнению федеральных властей, должна стать инновационной технологической площадкой, местом, где всячески будут поддерживаться молодежные проекты в области образования, искусства и спорта.
Блок иллюстрирует возможность создания руками наших современников инфраструктуры международного уровня, а также показывает дальнейшее развитие города-курорта Сочи как инновационной площадки страны.
Как видно из этого краткого описания, история формирования современного Сочи - это яркие страницы, опираясь на которые можно формировать экологическое мировоззрение, способствующее устойчивому развитию <8>.
--------------------------------
<8> Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О. Роль пространственных знаний для устойчивого развития в условиях глобальных вызовов // Туризм: право и экономика. 2022. N 2. С. 14 - 19.
Естественным продолжением проекта может стать проектирование и оборудование эколого-образовательных троп с технологией дополненной реальности <9>.
--------------------------------
<9> Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М. Экологические тропы как образовательный и просветительский инструмент в условиях глобальных изменений // LXXVII Герценовские чтения. География: развитие науки и образования: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конференции. В 2 т. СПб., 2024. С. 310 - 314.
Туризм был и остается главным направлениям деятельности в Сочи. Недаром в 2025 г. в Сочинском регионе в сфере образования наметилась тенденция на специализацию вузов на туризм как наиболее практически востребованную форму деятельности в районе, а в школах делается акцент на географию как базовый предмет для подготовки специалистов в сфере туризма.
Создание мультимедийного образовательного ресурса историко-географической тематики по городу-курорту Сочи позволит молодежи не только творчески осмыслить привлекательность региона, но и даст возможность увидеть родной край в неразрывной пространственно-временной цельности, а также осознать, что процесс изменения окружающей среды идет постоянно и от сегодняшних действий зависит то, каким город Сочи будет завтра <10>. А это и есть основные положения концепции устойчивого развития.
--------------------------------
<10> Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О. Объекты географического культурного наследия мира и России в формировании мировоззрения // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Кол. монография по мат. X Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием. 27 - 28 октября 2021 г. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. С. 46 - 48.
По нашему мнению, проекты, подобные описанному, будут способствовать сохранению окружающей среды и дальнейшему развитию культурных ландшафтов города-курорта Сочи и, возможно, станут мотивировкой для создания новых технологических решений, которые помогут сберечь хрупкую природу края.




