Интеллектуальная собственность в туриндустрии России: роль и значение
В статье исследуется роль и значение интеллектуальной собственности в туристической отрасли Российской Федерации. Рассматриваются определение интеллектуальной собственности и типы ее объектов, активно используемые в российском туристическом секторе. Определено, что таковыми являются объекты авторского права, товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания, наименования мест происхождения товаров. Установлено: интеллектуальная собственность является одним из важных факторов, оказывающих неоднозначное влияние на развитие туристической сферы в России. Она является конкурентным преимуществом, инструментом развития туристического бизнеса, повышает узнаваемость товара или услуги, позволяет получать доход от ее использования. Определено, что интеллектуальная собственность обеспечивает защиту инвестиций, стимулирует инновации и сохранение культурных ценностей. Автор приходит к выводу о том, что интеллектуальная собственность является важным инструментом развития и устойчивого функционирования туристической индустрии в России, обеспечивая защиту инвестиций, стимулирование инноваций и сохранение культурных ценностей.
Ключевые слова: туристическая индустрия, интеллектуальная собственность, товарный знак, знак обслуживания, географическое указание, наименование места происхождения товара, авторское право, смежные права, коммерциализация, конкурентоспособность.
The article examines the role and importance of intellectual property in the tourism industry of the Russian Federation. The definition of intellectual property and the types of its objects that are actively used in the Russian tourism sector are considered. It is determined that these are objects of copyright, trademarks (service marks), geographical indications, names of places of origin of goods. It has been established that intellectual property is one of the important factors that have an ambiguous impact on the development of the tourism sector in Russia. It is a competitive advantage, a tool for developing the tourism business, increases the recognition of a product or service, and allows you to earn income from its use. It is determined that intellectual property protects investments, stimulates innovation and the preservation of cultural values. The author concludes that intellectual property is an important tool for the development and sustainable functioning of the tourism industry in Russia, ensuring investment protection, stimulating innovation and preserving cultural values.
Key words: tourism industry, intellectual property, trademark, service mark, geographical indication, appellation of origin, copyright, related rights, commercialization, competitiveness.
Современный туризм признается ключевым драйвером социально-экономического и социокультурного развития государства вследствие того, что его "успешное функционирование влечет за собой множество положительных общеизвестных фактов" <1>. Важная роль туризма в настоящее время признается и в России в связи со значительным потенциалом его развития. Эксперты говорят о быстрых и даже рекордных темпах развития внутреннего туризма в России. В 2024 г. отмечен рост внутренних туристических поездок на четверть в сравнении с 2023 г. <2> В числе топ-3 популярных его видов сегодня выделяют пляжный, культурно-познавательный и природный (экотуризм), которые формируют около 60% потока внутри страны <3>. Для въездного туризма лидерами стали эко- и этнотуризм, а среди перспективных отмечены научный и медицинский виды туризма <4>. Особо привлекательными для туристов в 2024 г. стали г. Москва и Московская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Республика Крым <5>.
--------------------------------
<1> Кузнецова О.П., Косьмин А.Д., Кузьменко А.А., Кузнецов В.В., Кузнецова С.В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. 2019. Т. 9. N 3. С. 2165 - 2178.
<2> Кузнецов Д. Внутренний поток в России в 2024 году достиг исторического максимума.
<3> Степаненко А. Большие планы: как будет развиваться туризм в России до 2035 года.
<4> Аверьянова В. В поисках аутентичности: эксперты назвали драйверы роста въездного туризма в Россию.
<5> Опубликован рейтинг туристической привлекательности регионов в РФ за 2024 год // Интерфакс.
Среди факторов, оказавших ключевое влияние на развитие туриндустрии в России в последние годы, отмечают пандемию COVID-19 и антироссийскую санкционную политику <6>. В качестве драйверов выделяют развитие законодательства, людей, инфраструктуру и проч. Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. к современным ограничивающим факторам развития туризма относит низкую узнаваемость российских туристических брендов и предполагает создание условий для формирования и продвижения "качественного и конкурентоспособного туристического продукта" <7>. В связи с этим важным фактором развития туриндустрии является интеллектуальная собственность, а именно активное и, что более важно, проактивное использование интеллектуальных активов. Исследование позитивных и негативных факторов развития российской туриндустрии является востребованным и находит отражение во многих научных работах <8>. Вопросы интеллектуальной собственности в туристической сфере, напротив, находят скудное отражение в современных научных трудах. Среди исследований последних лет, посвященных исследуемой области, отметим научные публикации А.В. Сальниковой, посвященные вопросам значения региональных брендов для развития туризма и особенностям их государственной регистрации <9>. А.А. Расторгуева рассматривает "туристский продукт как объект интеллектуальной собственности, которому может быть предоставлена правовая охрана", и признает, что охрана интеллектуальной собственности в туристском бизнесе является ключевым моментом <10>. Всемирная организация интеллектуальной собственности уделяет большое внимание вопросам интеллектуальной собственности в сфере туризма. Проект "ИС и гастрономический туризм" нацелен на поддержку применения интеллектуальной собственности, заключенной в кулинарных традициях, в туристической сфере различных стран мира <11>. В совместной публикации с мировой туристской организацией "Интеллектуальная собственность как фактор развития туризма" освещены вопросы взаимосвязи между интеллектуальной собственностью, туризмом и культурой. Главное внимание уделено инструментам интеллектуальной собственности, которые могут повышать ценность туристических товаров и услуг <12>.
--------------------------------
<6> Лавров В.В. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в условиях новой экономической реальности // Петербургский экономический журнал. 2022. N 1-2. С. 179; Ситкевич Д.А., Куек С.Э. Влияние санкций на динамику российского туристического рынка // Экономическое развитие России. Август 2023. N 8. Т. 30. С. 66.
<7> Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (ред. от 07.02.2022) "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года".
<8> Аверин А.В., Поздняков К.К., Свагдиене Б. О проблемах развития туризма и индустрии гостеприимства в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. N 12 (ч. 3). С. 419 - 426; Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. N 10. С. 2343 - 2356; Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. N 3. С. 199 - 208.
<9> Сальникова А.В. Географическое указание как туристический бренд региона // Туризм: право и экономика. 2021. N 3. С. 11 - 14; Модели регистрации региональных брендов: преимущества и недостатки // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность (электронная версия). 2023. N 6. С. 67 - 76.
<10> Расторгуева А.А. Туристский продукт как объект интеллектуальной собственности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. N 5. С. 259 - 262.
<11> ИС и гастрономический туризм // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности.
<12> Интеллектуальная собственность как фактор развития туризма // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Российский законодатель определяет в качестве интеллектуальной собственности результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, и строго перечисляет 17 из них <13>. В туриндустрии наиболее часто используются товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товаров, географические указания, объекты авторских и смежных прав. Объекты интеллектуальной собственности позволяют создавать отличительный образ на туристическом рынке и охранять конкурентные преимущества их правообладателя. Важно такого рода ресурсы не только продуцировать, но и эффективно управлять ими. Целью настоящей статьи является определение роли и значения интеллектуальной собственности в развитии туристической отрасли в России.
--------------------------------
<13> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. IV). Пункт 1 ст. 1225.
Наиболее распространенными в туристической индустрии являются товарные знаки (знаки обслуживания), которые используются для продвижения товаров (услуг) на рынке. Под товарным знаком (знаком обслуживания) понимают обозначение, индивидуализирующее товары (услуги) <14>. Товарные знаки (знаки обслуживания) используют туристические компании, которые могут предоставлять право пользованиями ими заинтересованным лицам по лицензионному договору или договору коммерческой концессии.
--------------------------------
<14> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. IV). Пункт 1 ст. 1477.
Товарный знак, а значит и отличительные образы, которые будут узнавать туристы, могут создавать регионы и муниципалитеты. Популярна регистрация товарного знака региона в виде словесного обозначения (слогана) или комбинированного обозначения в виде словесного и изобразительного элементов (слоган и логотип). Примерами зарегистрированных товарных знаков с элементами, позиционирующими российские регионы, могут быть товарные знаки Кировской, Астраханской, Вологодской областей. В качестве товарных знаков регистрируют названия событийных фестивалей, например "Таврида Арт" (музыкальный фестиваль), "Пир на Волге" и "Ивановский капустник" (гастрономические фестивали) и проч.
Товарные знаки популяризируют ключевые туристические магниты, способствуют развитию и популяризации регионов, превращая их в точку притяжения туристов.
Создать отличительный образ на туристическом рынке позволяют наименования мест происхождения товара (далее - НМПТ) и географические указания (далее - ГУ). Эти средства индивидуализации пользуются наибольшей популярностью при регистрации региональных брендов, поскольку включают указание на географический район, где производится товар. В начале 2025 г. в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров и географических указаний зарегистрировано 370 таких объектов интеллектуальной собственности. Регионами - лидерами по их регистрации стали Краснодарский край (14 НМПТ и 13 ГУ), Ставропольский край (13 НМПТ и 2 ГУ), Московская область (9 НМПТ и 2 ГУ), Тульская область (8 НМПТ и 1 ГУ); Республика Башкортостан (7 НМПТ и 2 ГУ) <15>. В качестве таких средств индивидуализации регистрируют изделия народных художественных промыслов (например, рязанские узоры; крестецкая строчка), продукты питания (калитки карельские; сельдь олюторская) и сельскохозяйственную продукцию (холмовская земляника (клубника); яблоко Ингушетии), минеральную воду (крымская; Архыз), алкогольную продукцию (Дербент; Кизляр) и проч. (марийские гусли, сакские грязи, мансуровский гранит, якутский нож). Подавляющее большинство зарегистрированных Роспатентом НМПТ и ГУ принадлежат российским правообладателям. Иностранных правообладателей ГУ - 3, НМПТ - 41. Единственным российским НМПТ, местом происхождения (производства) которого является Россия, пределы государственных границ Российской Федерации, является русская водка.
--------------------------------
<15> Карта региональных брендов России // Официальный сайт Роспатента.
Зарегистрированные региональные бренды являются своего рода гарантией того, что товар или услуга обладают заявленными качествами, связанными с производством того региона, географическое наименование которого значится в НМПТ или ГУ. Таким образом, региональные бренды одновременно нацелены на развитие туризма и защиту покупателей от приобретения некачественных товаров или услуг. Помимо этого, такие средства индивидуализации способствуют защите традиционных знаний и ремесел, позволяя привлекать туристов в регионы благодаря уникальным культурным особенностям <16>. НМПТ и ГУ могут относиться к "зонтичному" бренду, охватывающему целый регион (например, Вологодское масло), либо существовать как самостоятельный, автономный "местный бренд" (например, шуйское мыло) <17>.
--------------------------------
<16> Сальникова А.В. Географическое указание как туристический бренд региона // Туризм: право и экономика. 2021. N 3. С. 11 - 14.
<17> Ковалевская Е. Как региональные бренды помогают развивать туризм и защищают покупателей.
Российским регионам стоит обратить внимание на промышленные и сельскохозяйственные производства на своей территории, способные создавать уникальные продукты, связывающие их свойства с определенными географическими объектами, что способствует привлечению турпотоков. Это особенно важно в условиях недостаточной активности или полного отсутствия таких инициатив в ряде субъектов нашей страны. Зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания), географическое указание, наименование места происхождения товара, являясь средствами индивидуализации, пользуются правовой охраной российского законодателя, тем самым повышая конкурентоспособность продукта. Таким образом, правообладатель не только создает запоминающийся образ на рынке, но и получает охрану от имитаторов, благодаря чему сохраняет свои конкурентные преимущества.
Интеллектуальным активом туриндустрии являются объекты авторского права, среди которых рекламные буклеты, информация, размещаемая на интернет-сайтах (фотографии, тексты и проч.). Сайты в сети Интернет, на страницах которых размещается информация о турпродуктах, услугах и т.д., имеет каждый туроператор. Фотографии и тексты, размещенные на них, охраняются авторским правом. Для их законного использования необходимо разрешение правообладателя. В ином случае это будет нарушением авторских прав. Автор или правообладатель вправе обратиться в суд и получить компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей.
По данным АТОР, туриндустрия все чаще сталкивается с двумя проблемами: дефицитом качественных изображений для продвижения своих продуктов и ростом количества исков со стороны авторов и правообладателей фотографий к турфирмам <18>. Особо остро вторая проблема проявилась после ухода западных стоков фотографий. В последнее время права на изображения выкупают юридические компании, которые зарабатывают на отслеживании неправомерного использования фотографий турагентствами. С 2022 г. на 60% выросло количество гражданских споров, в том числе дел об интеллектуальных правах, в частности, увеличилось число исков от правообладателей фотографических изображений <19>. Стоит учитывать не только наличие у фотоснимка автора и правообладателя и необходимости получить их разрешение на использование, но и то, что изображенный на снимке объект (памятник, здание и проч.) в некоторых случаях может и сам охраняться законом. Для легального использования изображения с подобным объектом может потребоваться не только упоминание автора и согласие правообладателя, но и разрешение от государственного музея. Например, чтобы использовать в коммерческих проектах экспонаты, находящиеся в фондах Эрмитажа, следует руководствоваться не нормами авторского права, а особым порядком использования воспроизведения музейных предметов. Петербургскому дизайнеру было запрещено использовать в качестве логотипа для своего магазина одежды на сайте и входной двери изображение картины Томаса Гейнсборо "Дама в голубом", которая входит в состав Музейного фонда России <20>. В 2019 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник начал взимать плату за использование изображений памятников архитектуры на сувенирах <21>, ссылаясь на ст. 36 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
--------------------------------
<18> Где турфирмам искать фотографии для сайтов, чтобы не столкнуться с судебными проблемами // АТОР.
<19> Лесовских И. Юристы засудили туркомпании за фото из Интернета.
<20> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 марта 2015 г. N С01-65/2013 по делу N А63-18468/2012.
<21> Егоров С. Сувениры с Золотыми Воротами вырастут в цене // Зебра.
Несомненно, интеллектуальная собственность является одним из факторов развития отечественной туриндустрии, роль и значение которого трудно переоценить. Она является конкурентным преимуществом правообладателя благодаря предоставляемой правовой охране объектов интеллектуальной собственности. Такие объекты являются инструментом продвижения бизнеса, повышают ценность, узнаваемость и конкурентоспособность товара или услуги, служат источником дохода благодаря возможности предоставлять лицензии другим лицам. Таким образом, интеллектуальная собственность играет ключевую роль в развитии и стабильной работе туристической отрасли, гарантируя охрану вложений, стимулируя нововведения и помогая сохранять культурные ценности.




