Москва
+7-929-527-81-33
Вологда
+7-921-234-45-78
Вопрос юристу онлайн Юридическая компания ЛЕГАС Вконтакте

О туристском продукте в контексте современного туристского законодательства

Обновлено 26.09.2025 13:02

В статье рассматриваются особенности правового толкования понятия "туристский продукт" в обстоятельствах современной туристической индустрии, акцентируется внимание на недостатках существующего определения, которые создают правоприменительную неопределенность.

 

Ключевые слова: туристский продукт, туризм, туристское право, турист, турагент, туроператор, электронная путевка.

 

The article examines the peculiarities of the legal interpretation of the concept of "tourism product" in the circumstances of the modern tourism industry, focusing on the shortcomings of the existing definition, which create uncertainty in law enforcement.

 

Key words: tourist product, tourism, tourist law, tourist, travel agent, tour operator, electronic voucher.

 

На сегодняшний день туристическая отрасль представляет собой динамично развивающийся сегмент российской экономики. Государственная политика, ориентированная на развитие туризма в Российской Федерации, оказывает положительное влияние как на внутренние, так и на въездные туристические потоки.

Изучение понятия туристского продукта в рамках современного туристского законодательства представляет собой важный аспект в контексте развития туристической отрасли. Туристский продукт, в свою очередь, включает в себя комплекс услуг и товаров, предлагаемых туристам, которые могут варьироваться от транспортировки и размещения до дополнительных туристских и культурных мероприятий.

Законодательство, регулирующее сферу туризма, направлено на обеспечение прав и законных интересов потребителей, а также на формирование устойчивого и безопасного туристического опыта. Важнейшими документами, регламентирующими туристские продукты, являются законы о туризме, правила о предоставлении туристических услуг, а также международные соглашения, которые способствуют унификации стандартов и требований.

Актуальные тенденции в законодательстве рассматривают развитие новых форм туризма, таких как экологический туризм, гастрономический туризм и туристические маршруты, соответствующие принципам устойчивого развития. Юридические нормы в данной области становятся все более важными, учитывая необходимость защиты интересов туристов, окружающей среды и культурного наследия.

Таким образом, изучение понятия "туристский продукт" в контексте современного законодательного регулирования выявляет значимость комплексного подхода, который должен учитывать разнообразные аспекты, такие как безопасность, качество предоставляемых услуг и права потребителей. Данный подход способствует созданию более привлекательной и конкурентоспособной туристической отрасли.

Интерес государства к развитию туристической сферы стал следствием разработки и принятия первого в истории России отраслевого закона - Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Туристский закон). Этот нормативный акт был призван установить правовые основы для регулирования туристической деятельности в стране. С момента его принятия законодательный орган неоднократно вносил дополнения и изменения в данный Закон. Однако работа по совершенствованию законодательства не приводит к однозначному пониманию норм и порождает дискуссии в профессиональных туристических и юридических кругах.

Между тем принятие новых редакций Туристского закона не только не способствует разъяснению уже накопленных вопросов, но и создает новые, связанные с многозначностью и даже противоречивостью некоторых положений этого нормативного акта.

Не осталось без внимания и явление цифровизации, которое, равно как и в других сферах, оказало влияние на гражданско-правовые отношения сторон договора о реализации туристского продукта. Первым шагом законодателя к интеграции цифровых технологий в туристическое право можно считать внедрение электронной путевки. Основной целью электронной путевки является обеспечение защиты прав потребителей.

Внедрение электронной путевки во взаимоотношения сторон договора накладывает на исполнителей определенные обязательства. В связи с этим в настоящее время можно наблюдать, что понятие "туристский продукт" и его определение вызывают появление частых дискуссий между профессиональными участниками туристической сферы, а также юридическими специалистами, предоставляющими правовую поддержку в данной области. Активное появление различных дискуссий, посвященных туристскому продукту, свидетельствует о наличии дефекта в этом понятии. Все это указывает на необходимость уточнения законодательства, регулирующего туристскую деятельность.

Помимо обязательств, связанных с электронной путевкой, намерения о формировании и реализации туристского продукта приводят к требованиям об обязательном нахождении исполнителей в соответствующих реестрах и обеспечении страхования гражданской ответственности. За неисполнение таких требований исполнители могут быть привлечены к ответственности.

В качестве дополнительного драйвера для развития туристической деятельности государством предусматривается освобождение туроператоров от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) <1>. В свою очередь, получение такого налогового послабления также зависит от правильного толкования туристского продукта.

--------------------------------

<1> Подпункт 39 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. II) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

 

Вопрос о неопределенности толкования понятия "туристский продукт" неоднократно становился предметом исследования в различные периоды времени. Например, М.Б. Биржаков подчеркивал, что "понятие "туристский продукт"... к сожалению, исходно представляет собой ущербное определение" <2>. С.Е. Кузахметова указывала, что в отношении туристского продукта не выработано единообразного понимания <3>. Также на важность правильного понимания термина "туристский продукт" указывали С.Ю. Сергиенко и В.Г. Гриб <4>. Однако эти вопросы до настоящего времени не были должным образом оценены законодателем, и в соответствующие законодательные нормы не внесена ясность.

--------------------------------

<2> Биржаков М.Б., Климин А.Н., Озимина Л.А. Критика понятия "туристский продукт" // Общество. Среда. Развитие. 2017. N 3. С. 30.

<3> Кузахметова С.Е. К вопросу о легальной дефиниции понятия "туристский продукт" // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. N 8. С. 62.

<4> Сергиенко С.Ю., Гриб Г.В. О некоторых проблемных аспектах в регулировании гражданско-правовых отношений на туристическом рынке // Туризм: право и экономика. 2024. N 2 (89). С. 27.

 

Законодателем дано определение туристскому продукту в Туристском законе. Из буквального понимания нормативного акта основными составляющими, позволяющими признать комплекс туристских услуг туристским продуктом, являются перевозка и размещение, реализованные за общую цену, по договору о реализации туристского продукта <5>.

--------------------------------

<5> Абзац 13 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (последняя редакция).

 

В качестве дополнительного инструмента, призванного предупредить недобросовестное поведение туроператоров, законодателем в Туристский закон внесено положение, препятствующее дроблению туристского продукта <6>.

--------------------------------

<6> Часть 11 ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (последняя редакция).

 

Указанное выше определяет необходимость исследования понятий "перевозка" и "размещение". Понятию "размещение" дается определение в Туристском законе <7>. При прочтении указанного определения возникает вопрос о принадлежности морских/речных круизов, железнодорожных туров к туристскому продукту. С одной стороны, имеется услуга по перевозке, а с другой стороны, можно ли водный и железнодорожный транспорт считать "оборудованием и иным имуществом", в котором размещаются физические лица с целью временного проживания.

--------------------------------

<7> Абзац 33 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (последняя редакция).

 

Понятие перевозки в Туристском законе не раскрывается, хотя в комплексе туристского продукта содержатся разные виды перевозки (авиа-, железнодорожная, автобусная и т.д.), которые могут являться не только перевозкой из начального пункта перевозки в место отдыха, но и тем, что называется трансфером - перевозкой от вокзала к месту размещения. И такая перевозка (трансфер) также может быть элементом, входящим в комплекс туристского продукта.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) вопросам перевозки посвящена гл. 40. Но и в этом нормативном акте определение перевозки не содержится. Между тем по смыслу гл. 40 ГК РФ можно сделать вывод о том, что перевозка пассажиров может осуществляться различными видами транспорта на основании договора перевозки, подтверждением заключения которого является билет.

В Национальном стандарте Российской Федерации указывается: "трансфер - услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место) временного пребывания до места размещения и обратно" <8>. Согласно этому определению можно сделать вывод о принадлежности трансфера к перевозке.

--------------------------------

<8> Пункт 3.11 ГОСТ Р 53522-2022. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения.

 

Таким образом, результатом рассмотренных нормативных актов могут быть выводы о том, что под перевозкой следует понимать любую перевозку (в том числе трансфер), в отношении которой был выдан билет или иной документ (ваучер), который можно расценивать как билет.

Далее, обратим внимание на разъяснения, которые дают различные государственные органы, деятельность которых затрагивается понятием "туристский продукт".

В свое время Ростуризм, будучи регулятором туристской деятельности, высказывался, что трансфер является перевозкой в целях толкования понятия туристского продукта <9>.

--------------------------------

<9> Письмо Федерального агентства по туризму (Ростуризма) от 2 апреля 2021 г. N 4272/НС, адресованное председателю Правового комитета Российской Туриндустрии (РСТ).

 

Министерство экономического развития РФ, которое наделено правом регулятора туристской деятельности на момент написания настоящей статьи, в своих разъяснениях указывало: "Под перевозкой в рамках туристского продукта необходимо понимать перевозку туриста из страны (места) постоянного жительства в страну (место) временного пребывания воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным транспортом" <10>.

--------------------------------

<10> Минэк разъяснил туроператору, что не приравнивает трансфер и отель к турпродукту. Регулятор дал четкое определение перевозки в рамках турпакета.; письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N ОГ-Д08-7333 "О рассмотрении обращения гражданина от 17.08.2023 вх. N 10416-ОГ".

 

Министерство финансов РФ при разъяснениях о порядке освобождения от уплаты НДС ссылается на разъяснения Минэкономразвития <11>. Такое разъяснение исключает услугу трансфера в качестве услуги, составляющей туристский продукт.

--------------------------------

<11> Письмо Минфина России от 21 декабря 2023 г. N 03-07-07/124607 "Об НДС при реализации туроператором туристского продукта, не содержащего услуги проезда".

 

Как видно из рассмотренного, среди государственных органов не всегда есть однозначное понимание исследуемого вопроса. Между тем рассмотренные разъяснения государственных инстанций не могут являться бесспорным мнением, так как эти инстанции либо не наделены, либо ограниченно наделены правом толкования норм права. Однако их мнение заслуживает внимания, которое в итоге указывает, что трансфер услугой перевозки не является. Однако мнения судебных инстанций, деятельностью которых является толкование норм права, могут отличаться.

По данному вопросу заслуживает внимания судебный акт - Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 г. N 88-1778/2024. Данным судебным актом кассационная инстанция отменила решение Басманного районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 г. и Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 сентября 2023 г.

Результатом таких неоднозначных выводов послужило отсутствие в договоре о реализации туристского продукта такой услуги, как перевозка из места (страны) постоянного проживания в место (страну) отдыха. В договоре был указан только индивидуальный трансфер из аэропорта в отель. Также в договоре был поименован туроператор.

Первая инстанция признала, что заключенный договор не является договором о реализации туристского продукта, и надлежащим ответчиком был признан турагент <12>.

--------------------------------

<12> Решение Басманного районного суда города Москвы от 27 апреля 2023 г. по делу N 2-2303/2023.

 

В основание выводов судом были положены буквальное толкование определения туристского продукта, содержащееся в Туристском законе, и экспертное заключение, которое было получено туроператором в Российском союзе предпринимателей (учреждений, организаций) туристской индустрии (РСТ). Примечательно, что суд не дал правовую оценку и принял в качестве доказательства экспертное заключение, предметом которого было толкование правовых норм, что является непосредственной деятельностью судов, не требующей дополнительного привлечения специалистов. Апелляционная инстанция согласилась с решением первой инстанции.

Кассационная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов: "Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила... не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора" <13>.

--------------------------------

<13> Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 г. N 88-1778/2024.

 

Таким образом, кассационная инстанция указала на недостаточность грамматического метода толкования норм Туристского закона, касающихся понятия "туристский продукт", и обратила внимание на важность выяснения цели и воли сторон при заключении договора.

На основании исследованного складывается понимание, что Туристский закон не содержит конкретики для однозначного толкования понятия "туристский продукт", а среди участников туристического рынка существует проблематика в вопросе понимания этого термина. В законодательстве, регулирующем правоотношения в туристской сфере, отсутствуют разъяснения всем составляющим, определяющим комплекс туристского продукта. Между тем в Туристском законе не содержится ограничений в том, что отсутствие перевозки или размещения (соответствующее определению в Туристском законе) в комплексе туристских услуг не может быть признано туристским продуктом. Такое положение указывает на диспозитивный характер понятия "туристского продукта", что позволяет его толковать в зависимости от ситуации и действия сторон договорных отношений. И если раньше ситуация с пробелами в толковании "туристского продукта" не оказывала существенного влияния на исполнителей, то в настоящее время такие пробелы могут привести как к ошибочным действиям исполнителей, так и к нарушению прав и гарантий граждан, предоставленных государством. От правильного толкования понятия "туристский продукт" зависит применение норм публичного права, что вызывает сомнения о допустимости диспозитивности понятия "туристский продукт".

Сложность и многогранность современных туристских услуг достаточно высоки, что вносит сложность в правильное определение комплекса туристских услуг в качестве туристского продукта. Полагаем, что законодателю необходимо обратить внимание на понятие "туристский продукт" с целью проведения дополнительных исследований.

При этом считаем, что "туристский продукт" не должен ограничиваться только наличием в комплексе перевозки и размещения. Прежде всего "туристский продукт" определяется целью его формирования, а именно туристической. В контексте такого понимания комплекс любых туристских услуг может быть "туристским продуктом", что, в свою очередь, будет определять требования к исполнителям таковых услуг, обеспечивающим права и гарантии туристов.