Статьи
Процессуальное право Международного суда ООН: Меры, указываемые для предупреждения усугубления или расширения спора.
Право Суда указать временные меры для предупреждения усугубления или расширения спора очевидно и под сомнение не ставится. Впервые мера подобного характера была указана в 1973 году в деле "Ядерные испытания" <87>, и в дальнейшем Суд систематически продолжал указывать такие меры <88>. В связи с этим необходимо отметить, что еще в деле "Компания электричества Софии и Болгарии" в 1939 году Постоянная палата признала существование "принципа универсально признанного международными трибуналами и закрепленного во многих конвенциях... согласно которому стороны в споре... в целом не должны совершать никаких действий, какой бы они не были природы, которые могли бы усугубить или расширить спор" <89>. В практике Суда этот принцип интерпретируется как полномочие указывать временные меры, которые направлены на обеспечение его соблюдения сторонами.
Процессуальное право Международного суда ООН: Особое право председателя Суда.
В некоторых ситуациях, еще до вынесения Судом постановления по просьбе о временных мерах, может быть признано целесообразным направить сторонам сигнал о том, что их поведение не должно наносить ущерба выполнению Судом его функции, в данном случае применительно к обеспечению прав сторон путем временных мер. Такой сигнал - на основании его цели максимально оперативно отреагировать на угрожающие обстоятельства - должен быть дан незамедлительно по получении просьбы о временных мерах. Процедура рассмотрения просьбы, включая созыв заседания Суда, может занять определенное время, поэтому "[п]ока не соберется Суд, председатель может призвать стороны действовать таким образом, чтобы любое постановление Суда относительно просьбы о временных мерах имело бы желаемое воздействие" <81>. Значение такого призыва не выходит за рамки морального требования, и эффективность его воздействия на поведение сторон не стоит переоценивать, тем не менее председатель Суда неоднократно использовал предоставленное ему полномочие либо по просьбе стороны, либо по своей инициативе <82>. Это было сделано уже в самом первом деле, в котором Международным судом рассматривалась просьба об указании временных мер <83>, и в некоторых последующих делах <84>. При этом председатель иногда не просто цитировал положения пункта 4 статьи 74 Регламента, но и указывал специальные элементы поведения, которому стороне или сторонам предлагалось следовать.
Процессуальное право Международного суда ООН: Условия указания временных мер.
Посредством временных мер Международный суд ООН защищает права, оспариваемые в рамках основного производства, поэтому он должен быть уверен, что эти права представляются по меньшей мере правдоподобными. Поскольку эти меры принимаются для обеспечения прав сторон, постольку должна существовать связь между запрашиваемыми мерами и правами, которые являются предметом производства. Временные меры могут быть указаны только в том случае, если правам сторон в споре грозит нанесение непоправимого ущерба и если эта угроза реальна и непосредственна. Суд также обладает полномочием указать временные меры для предупреждения усугубления или расширения спора, когда этого требуют обстоятельства дела и при условии, что он указывает меры для защиты конкретных прав. По просьбе стороны Суд может отменить или изменить ранее вынесенное решение о временных мерах, если такие изменение или отмена оправданны ввиду изменения ситуации, которая лежала в основании указания временных мер.
Правовое обеспечение международной информационной безопасности: проблемы и перспективы. 2
Исследуем вопросы формирования системы правового обеспечения международной информационной безопасности в условиях геополитических трансформаций и турбулентности. Обозначены стратегические задачи, закрепленные в новой редакции Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Исследовано состояние системы международно-правового регулирования международной информационной безопасности, обоснованы приоритетные направления ее развития. В качестве основной проблемы формирования данной системы названо отсутствие универсального международного договора об обеспечении международной информационной безопасности. Отмечена проблема продвижения на площадке ООН представленной Российской Федерацией концепции Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, принятие которой блокируется США и иными недружественными странами. Обосновывается тезис о фрагментарном нормативном регулировании международной информационной безопасности отдельными универсальными и региональными международными договорами, актами "мягкого права" и документами политического характера. Отдельное внимание уделено анализу содержания и природы добровольных и необязательных норм ответственного поведения государств в ИКТ-среде, нашедших отражение в докладах Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.
Защита персональных данных оператором персональных данных субъекта. 2
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) субъектом персональных данных является физическое лицо, а персональными данными - любая информация, прямо или косвенно его индивидуализирующая.
Защита конфиденциальной информации в организации. 2
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) обладатель информации обязан принимать меры по ее защите. К числу таких мер относятся правовые, организационные и технические. Их целью является:
Роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в процессе формирования международного режима космической деятельности.
Рассмотрим актуальную проблему значения резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для процесса нормообразования и дальнейшего развития международного космического права. Автор подчеркивает роль Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, где в настоящее время находятся на рассмотрении "Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности", которые планируется принять резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
О проблеме осмысления значения решений Международного суда ООН для обеспечения выполнения договорных международных обязательств.
Используем прагматический подход при обосновании прецедентного характера решений Международного суда ООН и анализе обязательного характера его юрисдикции. Автор статьи поддерживает идею институциональной реформы Суда, связанную с составом судей и концепцией государственного суверенитета.
Проблема обязательной юрисдикции Международного суда ООН сквозь призму способов ее признания.
Рассмотрим способы признания обязательной юрисдикции Международного суда ООН, предоставляющие государствам достаточно широкие возможности для судебного разрешения правовых споров без ущерба государственному суверенитету и национальным интересам.
Правовые основы религиозной безопасности в информационном пространстве российского общества.
Рассмотрим роль религии в социальном развитии, а также в поддержании стабильного развития российского общества. Анализу подвергнута конституционная модель светского государства и особенности ее практической реализации в современной России. Прослеживается динамика развития законодательства и правоприменительной практики в сфере свободы совести и государственной конфессиональной политики с 90-х гг. прошлого века. Отмечается переход к "кооперационной" модели государственно-церковных отношений с преференциальным положением традиционных для России религий. Делается вывод о том, что религия может быть мощным интегрирующим фактором, если обеспечить, с одной стороны, независимое и стабильное существование религиозных объединений различного вероисповедания, а с другой - их мирное взаимодействие в многоконфессиональной России. Предлагается усилить государственную политику по обеспечению межнационального и межконфессионального диалога.
Информационная безопасность и применение технологии блокчейн: зарубежный опыт и необходимость правового регулирования в Российской Федерации.
Рассмотрим проблему правового регулирования информационной безопасности в контексте возможности применения технологии блокчейн в финансовой сфере, в сфере защиты авторских прав, заключения смарт-контрактов. Доказана эффективность технологии в обеспечении аутентичности информации.
Конституционное право граждан России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды: современные проблемы реализации и защиты.
Рассматрим проблемы реализации и защиты конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, описывается развитие данного права как в России, так и в других странах мира. Помимо этого, в статье дается авторское определение понятия конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В работе использован ряд методов научного исследования: анализа; синтеза; сравнительно-правовой; исторический; формально-логический.
Факультативность обязательности в дискуссии о юрисдикции Международного суда ООН.
На основе анализа доктрины и судебной практики в статье рассматривается факультативная клаузула о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН как односторонний акт государства, порождающий международно-правовые обязательства. Акцентируется внимание на возможности формулирования оговорок об объеме юрисдикции.
Повышение эффективности деятельности Международного суда ООН.
Рассматрим проблемы и недостатки в деятельности Международного суда ООН, дается оценка развития и реформирования с целью повышения эффективности его деятельности, а также предлагаются меры по повышению роли Международного суда ООН.
Запрещенные профессии для женщин: Правовые последствия решения Комитета в свете позиций Конституционного Суда РФ.
В своем решении Комитет потребовал от российских властей предоставить заявительнице необходимую компенсацию, а также обеспечить содействие заявительнице в доступе к работе согласно ее квалификации. Помимо исправления индивидуальной ситуации заявительницы, Комитет указал также общие меры, которые должны быть приняты российскими властями. В частности, речь идет о необходимости пересмотра статьи 253 Трудового кодекса и периодической корректировке списка запрещенных профессий и отраслей, установленных Постановлением Правительства N 162, с тем чтобы такие исключения, применяемые только к женщинам, были строго ограничены мерами, которые направлены на охрану материнства в строгом смысле этого слова, а также мерами, которые предоставляют особые условия для беременных женщин и кормящих матерей и не препятствуют доступу женщин к занятости и их вознаграждению на основе тендерных стереотипов. После сокращения Перечня запрещенных профессий государство должно поощрять и облегчать доступ женщин к ранее запрещенным работам посредством улучшения условий труда и принятия соответствующих временных специальных мер для поощрения такого доступа. Позицию Комитета ООН можно истолковать как обращенное к государству требование о прогрессивной реализации антидискриминационного положения трудового законодательства применительно к установлению общих ограничений для использования труда женщин в определенных отраслях и только там, где это обусловлено объективно установленным риском серьезного и неизбежного вреда для здоровья женщины. Однако требование об отмене запрета на доступ к тем работам, где такой риск не является очевидным и серьезным, должно рассматриваться как обязательство, требующее немедленной реализации. Последнее касается также ситуаций, в которых доступ к профессии представляется более значимым интересом в индивидуальной ситуации женщины, претендующей на получение соответствующей работы, чем защита ее репродуктивной функции, например как в ситуации заявительницы С. Медведевой, имеющей двоих детей и стремящейся получить повышение по службе <41>.
Актуальные проблемы защиты прав гражданина при использовании генетической информации в Российской Федерации.
Основной вектор государственной политики сегодня напрямую связан с генетической паспортизацией населения. Импульс в развитии данного направления задал Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу", пункт 8 которых "осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения" <34> закрепил в качестве одной из мер по обеспечению химической и биологической безопасности.
Понятие и правовая природа генетической информации.
В Федеральном законе от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" закреплена процедура государственной геномной регистрации, а также получения, хранения и использования геномной информации. Согласно пункту 3 статьи 1, "геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности" <29>. Представляется, что такое понимание генетической информации несколько узко трактуется законодателем, не учитывается тот факт, что она напрямую связана и с кровными родственниками носителя такой информации.
Особенности правового регулирования использования генетической информации и защиты прав гражданина в Российской Федерации.
К сожалению, приходится констатировать, что законодательная база России, регулирующая сферу генетических исследований, в настоящее время находится только на этапе ее становления и развития.
Запрещенные профессии для женщин: Эффективная защита от дискриминации.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин требует от государств-участников не только выполнения ряда конкретных мер по преодолению дискриминации в отношении женщин, но и устанавливает общее обязательство обеспечить эффективную судебную защиту от дискриминации. В деле Светланы Медведевой Комитет установил нарушение пунктов (c) и (e) статьи 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, поскольку российские суды отказались рассматривать утверждение заявительницы о ее дискриминации и отказались обязать частную компанию создать необходимые условия труда. По мнению Комитета, это фактически означало оправдание судами дискриминации заявительницы со стороны компании и отказ в обеспечении эффективной защиты от дискриминации <38>.
Запрещенные профессии для женщин: Соотношение правовых позиций Комитета ООН и Конституционного Суда РФ.
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин согласился с заявительницей С. Медведевой по всем пунктам и, в отличие от Конституционного Суда в деле А. Клевец, признал ограничение на прием на работу женщин прямой дискриминацией по признаку пола. Диаметрально противоположные выводы членов Комитета ООН и судей Конституционного Суда обусловлены различными подходами к анализу утверждений о дискриминации, которые рассматриваются ниже.