Статьи
Дело "Вопросы, касающиеся обязательства осуществлять судебное преследование или выдавать (Бельгия против Сенегала)": значение решения, вынесенного Международным Судом ООН 20 июля 2012 года.
В своем решении от 20 июля 2012 года по делу Бельгия против Сенегала Международный Суд ООН рассмотрел вопрос о том, нарушил ли Сенегал, не осуществив судебное преследование и не выдав бывшего президента Республики Чад, свои обязательства по Конвенции ООН против пыток и по международному обычному праву. Суд пришел к выводу, что, хотя международное обычное право в данном деле неприменимо, факт участия Бельгии в Конвенции против пыток позволяет ей выступить в качестве истца, и рассмотрел дело по существу. Истолковав содержащиеся в Конвенции обязательства исходя из ее общего контекста, Суд заявил, что Сенегал действовал в нарушение данной Конвенции и что он, в случае если не собирается выдавать Хиссена Хабре, обязан незамедлительно передать его дело своим компетентным органам для осуществления судебного преследования.
О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края).
Обсудим защиту интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере. Проанализировано понятие безопасности, в том числе понятие информационной безопасности несовершеннолетних. Автор указывает на возникновение новых угроз со стороны всемирной сети Интернет. При этом с опорой на проведенное социологическое исследование среди учащихся образовательных учреждений Пермского края сделаны выводы о том, что Интернет стал не только основным источником общения, но и фактором социализации молодежи. Основная часть респондентов отметила, что они проводят в Интернете в среднем более трех часов, при этом в основном просматривая видеосюжеты со сценами насилия, жестокости, террористических актов, массовых беспорядков, порнографии. Право на защиту от информационных угроз содержится в ряде международно-правовых актов, таких как Конвенция о правах ребенка, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг"; Рекомендация Комитета министров государствам - членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, других нормативных актах; в ряде российских Федеральных законов: "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.
Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей.
Попытаемся провести анализ возможного правового воздействия с целью предотвращения вреда, причиняемого вследствие потребления детьми вредной информационной продукции. Отсутствие правовых механизмов, направленных на применение юридической ответственности в отношении родителей, пренебрежительно относящихся в заботе об обеспечении информационной безопасности ребенка, обуславливает анализ этой проблемы и соответствующие предложения автора статьи.
Вневедомственная охрана полиции как субъект обеспечения информационной безопасности.
Попробуем определить место и роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, что позволит показать ее значимость и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автор аргументирует, что деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению информационной безопасности представляет собой процесс реализации комплекса мер организационного, правового, технического и иного характера, направленных на обеспечение защиты информации об охраняемом имуществе и собственных информационных систем от несанкционированного воздействия, приводящего к потере, изменению, разглашению такой информации либо наносящего ей вред иным образом. Используя для достижения поставленных целей различные устройства получения, обработки, хранения и передачи информации, вневедомственная охрана вырабатывает и реализует также комплекс мер по обеспечению информационной безопасности собственной деятельности. Определяя место и роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, автор показывает значимость ее деятельности и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Анализ понятия "политическое насилие" в антитеррористических соглашениях ООН.
Проведем анализ понятийного аппарата в области противодействия терроризму. Исследуется родовое по отношению к понятию "международный терроризм" понятие "политическое насилие"; отмечается, что оно относится к сложным политико-правовым явлениям, не имеющим общепринятого определения и универсально согласованного набора системных признаков.
Право на образование и международные стандарты Организации Объединенных Наций.
Рассмотрим основные международные документы, принятые в системе ООН и составляющие основу универсальных международных стандартов в сфере образования. В статье анализируются положения основных конвенций и деклараций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и посвященных вопросам образования. Особое внимание уделяется проблеме недискриминации в сфере образования по признакам расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола, языка, состояния здоровья. Исследуются международные основы права на образование заключенных и лиц с ограниченными возможностями. В результате проведенного исследования формулируется вывод о развитии в рамках ООН системы универсальных стандартов, обеспечивающих общие и специальные гарантии права каждого на образование, которое становится в современном мире одним из наиболее значимых в комплексе прав и основных свобод человека. Отмечается, что система универсальных международных стандартов ООН в сфере образования позволяет создать условия для реализации в универсальном масштабе права каждого на качественное и доступное образование.
Китобойный промысел в Антарктике (Австралия против Японии).
Международная китобойная комиссия (МКК) в 1982 году ввела мораторий на коммерческий промысел любых видов китов. Действие моратория началось с 1985 года <23>. Вместе с тем для Японии исторически промысел китов имел очень большое экономическое значение. На 44-м заседании Международной китобойной комиссии в 1989 году японская сторона заявила, что мораторий "оказал сильнейшее влияние на духовное, психологическое, физическое и культурное благополучие японских граждан, жизнь которых зависит от китобойного промысла" <24>. Несмотря на введенный мораторий, Япония продолжила убой китов. С 2005 года эта деятельность продолжалась в рамках программ JARPA I и JARPA II <25>. Как указывается в решении Суда, в рамках программы JARPA II "в среднем ежегодно осуществлялся забой около 450 малых полосатиков" <26>. Необходимо отметить, что в научно-исследовательские программы Японии JARPA I и JARPA II также входили такие виды китов, как финвалы и горбатые киты. По данным Международной китобойной комиссии, после введения моратория в 1986 году в рамках научно-исследовательских программ Японии было забито более 15500 китов <27>.
Международно-правовое значение информационной безопасности в системе взаимодействия государств - членов Европейского союза по обеспечению законности и противодействия преступности.
Рассмотрим международно-правовые формы взаимодействия государств - членов Европейского союза в аспекте обеспечения законности и противодействия преступности на международном уровне. Отмечается, что четко налаженное международное информационное взаимодействие правоохранительных органов европейских государств является необходимой предпосылкой для организации совместной деятельности по противодействию преступности. Получение своевременной правовой помощи по уголовным делам, включая криминалистическую, оперативно-розыскную и иную информацию, является одним из ключевых моментов успеха в деле борьбы с преступностью. Анализируется международно-правовое значение информационной безопасности в рамках Европейского союза. При помощи диалектического метода, а также традиционно важной роли сравнительно-правовой методики изучения законодательства, призванного обеспечить борьбу с преступностью, в статье проводится оценочный анализ слабых и сильных сторон международно-правовых форм совместных расследований трансграничных преступлений. В работе также используются структурный, системно-логический и формально-юридические методы. Отмечается, что предложения и рекомендации в сфере сотрудничества правоохранительных органов европейских государств, разрабатываемые применительно к странам ЕС, предметно востребованы на теоретическом и практическом уровне как пример взаимодействия государств (в специальной области) и смогут получить свое дальнейшее развитие в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС), аналога Евросоюза. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при раскрытии и расследовании трансграничных преступлений.
Обеспечение информационной безопасности судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации.
Проведем анализ практики обеспечения информационной безопасности судебной деятельности на примере арбитражных судов Российской Федерации. Рассматривается влияние указанного явления как на организацию деятельности суда, так и на реализацию прав участников судопроизводства, прежде всего права на доступ к правосудию. Автор приходит к выводу о необходимости повышенного внимания государства на информационную безопасность судебных органов.
Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе.
Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности. В статье рассматривается понятие информационной безопасности, содержание режима информационной безопасности органов исполнительной власти, проводится анализ его элементов, определяются направления обеспечения информационной безопасности в связи с изменяющейся ситуацией, новыми вызовами и угрозами. Сделан вывод о том, что информационная безопасность органов исполнительной власти включает в себя обеспечение их информационных потребностей в рамках их компетенции и в объемах, необходимых для выполнения возложенных на них задач; безопасность информации и информационных ресурсов; безопасность телекоммуникаций и информационного обмена.
Целлюлозные заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая).
Суть рассмотренного Международным судом дела "Целлюлозные заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая)" сводится к следующему. 4 мая 2006 года Аргентина обратилась в Суд с иском против Уругвая. Аргентина обвиняла Уругвай в нарушении Статута реки Уругвай <16>, а именно в выдаче разрешения на строительство и введение в эксплуатацию двух целлюлозных заводов на реке Уругвай. По мнению Аргентины, строительство и введение в эксплуатацию двух целлюлозных заводов на реке Уругвай влекло риск ухудшения качества воды в реке Уругвай. Такая деятельность, по мнению Аргентины, являлась нарушением обязательства Уругвая способствовать оптимальному и рациональному использованию реки (ст. 1 Статута реки Уругвай). Аргентина утверждала, что "Уругвай нарушил свои обязательства по оптимальному и рациональному использованию реки", поскольку не координировал принимаемые меры для предотвращения загрязнения окружающей среды с Аргентиной <17>. Кроме того, по ее мнению, Уругвай нарушил обязательство по предупреждению загрязнения, поскольку не принял достаточных мер для его предотвращения <18>. Уругвай, в свою очередь, заявил, что в соответствии со статьей 1975 Статута реки Уругвай загрязнение - это только те сбросы, которые превышают стандарты, совместно согласованные сторонами внутри административной комиссии реки Уругвай. По мнению Уругвая, он выполнил свою обязанность по предупреждению загрязнения, требуя от заводов соответствовать наилучшим доступным технологиям и стандартам <19>.
Проект Габчиково-Надьмарош (Венгрия/Словакия).
Венгрия и Чехословакия в 1977 году подписали Договор "О строительстве и эксплуатации плотинной системы Габчиково-Надьмарош" (далее - Договор), который предусматривал строительство и эксплуатацию плотинной системы на реке Дунай на условиях совместного финансирования. Согласно преамбуле Договора система предназначалась для обеспечения "широкого использования природных ресурсов участка реки Дунай в целях развития водных ресурсов, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства Договаривающихся Сторон" <8>. Совместное финансирование должно было осуществляться главным образом в целях производства гидроэлектроэнергии, улучшения условий судоходства на Дунае и защиты прибрежных районов от наводнений. В то же время по условиям договора обе стороны обязались гарантировать, что осуществление данного проекта не приведет к ухудшению качества воды в Дунае, а также выполнять природоохранные требования, связанные со строительством и эксплуатацией плотинной системы. Договор предусматривал создание единой и неделимой системы шлюзов, один из которых должен был располагаться на территории Чехословакии, а другой - на территории Венгрии. Проект должен был обрести форму комплексного совместного проекта при равном участии обеих сторон в финансировании, строительстве и эксплуатации объектов.
Юрисдикция над рыбными промыслами (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии).
В 1948 году в Исландии был принят Закон "О научной консервации рыбных промыслов континентального шельфа". В соответствии с ним Исландия могла создавать охранные зоны, в которых вводился запрет на рыбную ловлю, осуществляемую иностранными государствами. В 1971 году Исландия распространила зону своей юрисдикции над промыслами до 50 морских миль. С этим не согласились Великобритания и ФРГ и обратились соответственно 14 апреля и 26 мая 1972 года с исками в Суд с просьбой признать одностороннее расширение Исландией зоны своей исключительной юрисдикции над рыбными промыслами не соответствующим международному праву <5>.
Противодействие методам социальной инженерии.
Противодействие методам социальной инженерии - это комплекс организационно-режимных мероприятий, включающий:
Типовые решения защиты от утечки конфиденциальной информации.
Для обеспечения безопасности информационных ресурсов в организации применяются следующие программно-технические решения:
Методы социальной инженерии в информационном противоборстве.
В настоящее время, в соответствии с принятой терминологией, под термином "социальная инженерия" понимаются методы и средства несанкционированного доступа к информационным ресурсам, основанные на особенностях психологии человека. Основной целью социальных инженеров является получение доступа к защищенным системам с целью кражи информации, паролей пользователей, данных о кредитных картах и тому подобное. Основным отличием от стандартной кибератаки является то обстоятельство, что в роли объекта атаки в данном случае выбирается не вычислительная машина, а ее оператор.
Практика разрешения Международным судом ООН споров, вытекающих из международных экологических и международных экономических отношений.
Проанализируем практику Международного суда ООН по делам, в которых затрагиваются одновременно международные экологические и международные экономические отношения. Сегодня мы наблюдаем процесс экологизации международных экономических отношений. В рассмотренных решениях Суд вырабатывал определенный критерий ограничения экономической деятельности в целях предотвращения ущерба окружающей среде.
Территориальное разграничение в Западной Африке: Линия границы.
Определив, на чем должно основываться его решение, Суд перешел к определению линии границы между Буркина-Фасо и Нигером, применив Приказ 1927 года и, при его недостаточности, карту НГИ 1960 года.
Территориальное разграничение в Западной Африке: Требование сторон относительно двух уже демаркированных секторов границы.
Как было отмечено выше, стороны в своем Специальном соглашении обратились к Суду с просьбой официально зарегистрировать их согласие по результатам работы по демаркации секторов границы Буркина-Фасо - Нигер: а) от высот Н'Гума до астрономической отметки Тонг-Тонг; б) от начала поворота Боту до реки Мекру. В своих окончательных представлениях Буркина-Фасо обратилась к Суду с просьбой вынести решение и объявить, что ее граница с Нигером в этих двух демаркированных секторах проходит по линиям, соединяющим точки, координаты которых соответствуют координатам, установленным в 2009 году совместной миссией экспертов двух сторон. Буркина-Фасо также хотела, чтобы Суд включил обозначение линии границы в двух секторах, по которым стороны пришли к согласию, в постановляющую часть своего решения, с тем чтобы она приобрела качество res judicata. Нигер, в свою очередь, придерживался мнения, что наличие указанного согласия сторон должно быть отмечено Судом в обосновании своего решения, однако же отсутствует необходимость ссылаться на него в постановляющей части решения суда.
Актуальность проблемы обеспечения защиты от утечки информации методами социальной инженерии.
Рассмотрим проблемы обеспечения безопасности информации при использовании методов социальной инженерии. Обоснована актуальность методов воздействия на персонал организации, рассмотрены основные методы социальной инженерии, предложены варианты противодействия, сформулированы основные выводы и рекомендации.