Статьи
Право на социальное обеспечение и социальное страхование.
Статья 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Право создавать профсоюзы и вступать в них.
Статья 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Право на справедливые и благоприятные условия труда.
Статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Право на труд.
Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Ограничения.
Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Равные для мужчин и женщин права.
Статья 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Обязательства государств-участников.
Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Самоопределение.
Статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 2
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 года после почти двадцатилетних дебатов в ходе его разработки. Через десять лет он наконец обрел статус закона и вступил в силу 3 января 1976 года.
Неделимость и взаимозависимость всех прав человека.
В международном законодательстве в области прав человека (равно как и в области его применения на национальном уровне) гражданские и политические права во многих отношениях являются объектом повышенного внимания с точки зрения юридической кодификации и судебного толкования и в гораздо большей степени внедрились в общественное сознание по сравнению с экономическими, социальными и культурными правами. В этой связи в некоторых случаях выдвигаются неправомерные предположения, что лишь гражданские и политические права (право на справедливое судебное разбирательство, право на равное обращение, право на жизнь, право голосовать, право не подвергаться дискриминации и т.д.) могут являться объектами нарушений, мер возмещения в судебном порядке и рассмотрения в рамках международных правовых механизмов. Экономические, социальные и культурные права зачастую рассматриваются фактически в качестве "второразрядных прав", которые не подлежат обязательному исполнению и рассмотрению в судебном порядке и могут быть осуществлены лишь "постепенно" с течением времени.
Права человека.
Международное законодательство в области прав человека направлено на защиту всего комплекса прав человека, обеспечивающего людям полнокровную, свободную, безопасную, спокойную и здоровую жизнь. Осуществление права на достойную жизнь может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения всех первичных жизненных потребностей в труде, питании, жилище, охране здоровья, образовании и культуре. Базируясь именно на этом основополагающем принципе глобальной системы прав человека, международное законодательство в области прав человека определяет перечень прав индивидов и групп в гражданской, культурной, экономической, политической и социальной сферах.
Какое влияние оказывает работа Комитета ООН по правам человека?
Система защиты и поощрения гражданских и политических прав ни одной страны не является безупречной. Вследствие этого четырехсторонняя задача Комитета, с учетом конкретных обстоятельств каждой страны, сводится к тому, что каждое государство-участник должно:
Оценка межгосударственных жалоб Комитетом ООН по правам человека.
Любое государство-участник может направить Комитету сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту. В этом отражается двоякая концепция договора по правам человека как не только соглашения между государством-участником и лицами, находящимися под его юрисдикцией, но и многостороннего договора в традиционном смысле, когда все государства-участники договора заинтересованы в соблюдении обязательств, принятых на себя другими государствами-участниками. В этой связи можно с полным основанием утверждать, что нарушения прав человека в одном государстве-участнике непосредственно касаются всех других государств-участников. Вместе с тем такая процедура подачи жалобы, предусмотренная в статье 41 Пакта, может применяться только в отношении двух государств-участников, заявивших о том, что они признают компетенцию Комитета получать и рассматривать такие межгосударственные жалобы. На время подготовки данной публикации такое заявление сделали 48 государств. Однако до настоящего времени Комитетом не была получена ни одна межгосударственная жалоба. Тем не менее было бы целесообразно подробнее рассказать о порядке осуществления этой процедуры.
Первым шагом государства, подающего жалобу, является ее доведение до сведения того государства, которое, как утверждается, не выполняет своих обязательств. В течение трех месяцев последнее должно представить свой ответ в форме письменного разъяснения. Если в течение шести месяцев данный вопрос не решается к удовлетворению обеих сторон, каждая из них может передать этот вопрос в Комитет, который рассматривает его только после того, как он в течение разумного периода времени удостоверится в том, что все доступные внутренние средства были испробованы и исчерпаны.
Что происходит, если Комитет ООН по правам человека решает дело в пользу заявителя?
Если в связи с конкретным делом Комитет приходит к выводу о наличии нарушения, государству-участнику предлагается устранить это нарушение в соответствии с содержащимся в пункте 3 статьи 2 Пакта обязательством обеспечить эффективное средство правовой защиты в случае нарушений Пакта. Рекомендуемая мера по устранению нарушения может иметь конкретную форму, например выплату компенсации, отмену или изменение того или иного закона и/или освобождение задержанного лица. После этого дело передается Специальному докладчику Комитета по последующим действиям в связи с соображениями, который устанавливает контакт со сторонами с целью достижения удовлетворительного решения дела в свете соображений Комитета. Во многих случаях для жертв удалось добиться восстановления их нарушенных прав в рамках процесса, предусмотренного в Факультативном протоколе. Кроме того, были внесены изменения в законы и политику, с тем чтобы исключить аналогичные нарушения в будущем. Каждый год результаты деятельности по установлению фактов нарушения и обеспечению средств правовой защиты государством-участником отражаются в ежегодном докладе Комитета.
Какое решение принимается по существу дела Комитетом ООН по правам человека?
Если Комитет приходит к выводу о приемлемости дела, он принимает "соображения" по сути или существу жалобы. В соображениях делается вывод о нарушении, вывод об отсутствии нарушения или содержится несколько выводов в случае, если жалоба состоит из нескольких утверждений. Соображения доводятся до сведения автора жалобы, а также государстваучастника и предаются гласности после сессии, на которой они были приняты.
Каким техническим и/или процедурным требованиям должна отвечать жалоба в Комитет ООН по правам человека?
Существует целый ряд критериев приемлемости, которые должны быть удовлетворены до того, как Комитет приступит к рассмотрению существа индивидуального сообщения в соответствии с Факультативным протоколом. Эти критерии изложены в самом Факультативном протоколе и закреплены в правовой практике Комитета. В соответствии с Факультативным протоколом Комитет не наделен независимыми функциями по выяснению фактов; он лишь занимается рассмотрением всей письменной информации, представленной ему автором жалобы и соответствующим государством-участником. Какие-либо устные свидетельства не принимаются. В Факультативном протоколе не предусмотрено жесткого правила в отношении распределения бремени доказывания. Комитет, как правило, принимает факты в изложении жертвы, если он не получает какой-либо информации от соответствующего государства или если государство лишь огульно опровергает представленные утверждения. Комитет обычно принимает конкретные опровержения государством некоторых фактов, если жертва не в состоянии представить документальные доказательства в поддержку собственных утверждений. Вместе с тем в одном случае Комитет признал, что жалоба по своему характеру может не позволить жертве представить дополнительные свидетельства и/или что определенная информация в ряде случаев находится исключительно в распоряжении государства-участника. В таких случаях бремя опровержения утверждений предполагаемой жертвы, возлагаемое на государство, становится более тяжким. В самом крайнем случае государству предлагается провести добросовестное расследование утверждений заявителя.
Что делать в случае безотлагательного характера жалобы в Комитет ООН по правам человека?
Если жалоба представляется впервые, Комитет в некоторых случаях может предложить соответствующему государству-участнику принять так называемые "временные меры" с целью недопущения непоправимого ущерба предполагаемой жертве, в то время, когда ее жалоба находится на рассмотрении. Эти меры направлены на то, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих прав сторон до принятия Комитетом решения по жалобе. Например, государствам предлагается воздержаться от проведения в исполнение смертного приговора или экстрадиции лиц до того, как Комитет рассмотрит вопрос о совместимости с Пактом таких действий, последствия которых не могут быть исправлены.
Рассмотрение индивидуальных жалоб в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах.
Как уже отмечалось в статье, посвященной содержанию Факультативного протокола к Пакту, лица, которые утверждают, что их права и свободы, закрепленные в Пакте, были нарушены, могут призвать соответствующее государство к ответу за его действия в случае, если оно является стороной Пакта или Факультативного протокола. По состоянию на начало июня 2004 года Комитетом было зарегистрировано 1 295 таких жалоб, 362 из которых были объявлены неприемлемыми в соответствии с критериями, предусмотренными в статьях 3 и 5 Протокола, а 452 были рассмотрены по существу дела. Нарушения Пакта были выявлены в 349 случаях; 178 жалоб были отклонены, 305 находятся на рассмотрении. Дополнительная новая информация в отношении этих количественных данных может быть получена по адресу: http://www.unhchr.ch/html/menu2/8/stat.2htm. Как правило, от первоначального представления, за которым следует целая серия обмена документами между сторонами, до принятия окончательного решения Комитетом может пройти несколько лет. В некоторых обстоятельствах окончательное решение может быть достигнуто в значительно более сжатые сроки.
Принятие замечаний общего порядка по статьям Пакта о гражданских и политических правах.
Еще одним инструментом, с помощью которого Комитет выполняет свою функцию по толкованию Пакта и уточнению сферы охвата и значения его статей и, таким образом, всех обязательств государств-участников, является подготовка и принятие так называемых замечаний общего порядка. Поскольку положения Пакта, как и положения большинства договоров по правам человека, сформулированы в общей форме и в силу этого могут толковаться по-разному, Комитет занялся подготовкой замечаний общего порядка, формулируемых в качестве рекомендаций всем государствам-участникам. Вместе того, чтобы рассматривать конкретную проблему, возникающую в контексте ситуации отдельного государства-участника, в Замечании общего порядка Комитет глубокого и всесторонне анализирует конкретную статью или общую проблему Пакта. Хотя большинство замечаний общего порядка представляет собой подробное толкование одного из закрепленных в Пакте прав, некоторые из них посвящены правам отдельных групп в соответствии с Пактом, в частности иностранцев, а в других - рассматриваются процедурные вопросы, например подготовка докладов, или различные вопросы, такие, как оговорки к Пакту. С замечаниями общего порядка можно ознакомиться в базе данных договорных органов Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf).
Что происходит, если государство-участник не представляет доклад Комитету ООН по правам человека?
Некоторые государства систематически запаздывают с представлением своих докладов и/или не участвуют в запланированном диалоге. Все это приводит к тому, что ситуация в некоторых государствах-участниках не рассматривается Комитетом в течение многих лет. В ответ на это неприемлемое положение Комитет в 2001 году постановил, что обсуждение положения в том или ином государстве возможно по усмотрению Комитета и в отсутствие доклада, а при необходимости и в отсутствие делегации представителей государства-участника, которому заблаговременно будет направляться информация о предлагаемой дате такого рассмотрения. Основным фактором, учитываемым при принятии решения относительно того, положение в каком государстве будет рассматриваться в соответствии с этой процедурой, разумеется, является задержка с представлением доклада или его непредставление. При этом на закрытой сессии Комитет принимает предварительные заключительные замечания на основе представленной ему информации о соответствующем государстве-участнике. Эти замечания препровождаются государству-участнику и впоследствии могут быть преданы гласности в первоначальной или измененной форме.