Статьи
Запрещенные профессии для женщин: Правовые последствия решения Комитета в свете позиций Конституционного Суда РФ.
В своем решении Комитет потребовал от российских властей предоставить заявительнице необходимую компенсацию, а также обеспечить содействие заявительнице в доступе к работе согласно ее квалификации. Помимо исправления индивидуальной ситуации заявительницы, Комитет указал также общие меры, которые должны быть приняты российскими властями. В частности, речь идет о необходимости пересмотра статьи 253 Трудового кодекса и периодической корректировке списка запрещенных профессий и отраслей, установленных Постановлением Правительства N 162, с тем чтобы такие исключения, применяемые только к женщинам, были строго ограничены мерами, которые направлены на охрану материнства в строгом смысле этого слова, а также мерами, которые предоставляют особые условия для беременных женщин и кормящих матерей и не препятствуют доступу женщин к занятости и их вознаграждению на основе тендерных стереотипов. После сокращения Перечня запрещенных профессий государство должно поощрять и облегчать доступ женщин к ранее запрещенным работам посредством улучшения условий труда и принятия соответствующих временных специальных мер для поощрения такого доступа. Позицию Комитета ООН можно истолковать как обращенное к государству требование о прогрессивной реализации антидискриминационного положения трудового законодательства применительно к установлению общих ограничений для использования труда женщин в определенных отраслях и только там, где это обусловлено объективно установленным риском серьезного и неизбежного вреда для здоровья женщины. Однако требование об отмене запрета на доступ к тем работам, где такой риск не является очевидным и серьезным, должно рассматриваться как обязательство, требующее немедленной реализации. Последнее касается также ситуаций, в которых доступ к профессии представляется более значимым интересом в индивидуальной ситуации женщины, претендующей на получение соответствующей работы, чем защита ее репродуктивной функции, например как в ситуации заявительницы С. Медведевой, имеющей двоих детей и стремящейся получить повышение по службе <41>.
Актуальные проблемы защиты прав гражданина при использовании генетической информации в Российской Федерации.
Основной вектор государственной политики сегодня напрямую связан с генетической паспортизацией населения. Импульс в развитии данного направления задал Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу", пункт 8 которых "осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения" <34> закрепил в качестве одной из мер по обеспечению химической и биологической безопасности.
Понятие и правовая природа генетической информации.
В Федеральном законе от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" закреплена процедура государственной геномной регистрации, а также получения, хранения и использования геномной информации. Согласно пункту 3 статьи 1, "геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности" <29>. Представляется, что такое понимание генетической информации несколько узко трактуется законодателем, не учитывается тот факт, что она напрямую связана и с кровными родственниками носителя такой информации.
Особенности правового регулирования использования генетической информации и защиты прав гражданина в Российской Федерации.
К сожалению, приходится констатировать, что законодательная база России, регулирующая сферу генетических исследований, в настоящее время находится только на этапе ее становления и развития.
Запрещенные профессии для женщин: Эффективная защита от дискриминации.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин требует от государств-участников не только выполнения ряда конкретных мер по преодолению дискриминации в отношении женщин, но и устанавливает общее обязательство обеспечить эффективную судебную защиту от дискриминации. В деле Светланы Медведевой Комитет установил нарушение пунктов (c) и (e) статьи 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, поскольку российские суды отказались рассматривать утверждение заявительницы о ее дискриминации и отказались обязать частную компанию создать необходимые условия труда. По мнению Комитета, это фактически означало оправдание судами дискриминации заявительницы со стороны компании и отказ в обеспечении эффективной защиты от дискриминации <38>.
Запрещенные профессии для женщин: Соотношение правовых позиций Комитета ООН и Конституционного Суда РФ.
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин согласился с заявительницей С. Медведевой по всем пунктам и, в отличие от Конституционного Суда в деле А. Клевец, признал ограничение на прием на работу женщин прямой дискриминацией по признаку пола. Диаметрально противоположные выводы членов Комитета ООН и судей Конституционного Суда обусловлены различными подходами к анализу утверждений о дискриминации, которые рассматриваются ниже.
Запрещенные профессии для женщин: История вопроса.
Запрет на привлечение женщин к вредным и тяжелым видам работ существует еще с советских времен, однако формулировка такого запрета претерпела существенные изменения. Так, статья 12 Кодекса законов о труде 1918 года прямо предусматривала, что все лица женского пола не имеют права на применение своего труда в ночное время или в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья, список которых должен был ежегодно утверждаться <8>. Однако право на труд, гарантированное данным Кодексом, фактически формулировалось как обязанность, поскольку им устанавливалась трудовая повинность для всех лиц, включая женщин (ст. 1), поэтому запрет на применение труда женщин означал освобождение от обязанности трудиться. Кодекс законов о труде Р.С.Ф.С.Р. 1922 года уже не использовал терминологию ограничения индивидуального права женщины на труд и устанавливал запрет на применение труда женщин в особо тяжелых и вредных для здоровья производствах и подземных работах, а также в ночное время <9>. Такой запрет адресован, прежде всего, работодателю. При этом Народному комиссариату труда, по соглашению с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов, предоставлялось право разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это "вызывается особой необходимостью", однако "безусловно не допускается ночная и сверхурочная работа беременных и кормящих грудью". Впоследствии аналогичные нормы были установлены в Кодексе законов о труде РСФСР 1971 года. В Основах законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 года была предпринята попытка сузить сферу действия ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда путем указания на то, что этот запрет касается только женщин "детородного возраста" <10>. Однако Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" уже не использовал такого ограничения и устанавливал общий запрет на использование труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 10) <11>.
Правовое регулирование использования генетической информации человека в некоторых странах Евросоюза.
Анализ опыта правового регулирования использования генетической информации в Европейском союзе наглядно показывает особое внимание законодателя к проблемам применения геномных технологий и защиты прав человека в связи с использованием его генетической информации.
Международное регулирование использования генетической информации человека.
Правовая регламентация отношений в сфере применения геномных технологий традиционно дифференцируется на два уровня: международный и внутригосударственный.
Проблемы гражданско-правового регулирования в сфере защиты прав гражданина в Российской Федерации при использовании генетической информации.
Проанализируем основные правовые проблемы, возникающие при использовании генетической информации человека. Выявлены проблемы определения ее правовой природы. Установлено, что существующее правовое регулирование не способно учесть особенности генетической информации и обеспечить эффективную защиту от неправомерного завладения этой информацией и ее использования в результате проведения генетических диагностик, в сфере обращения биоматериалов. В настоящее время требуется специальное как публично-правовое, так и гражданско-правовое регулирование порядка получения, накопления, обработки, доступа, защиты генетической информации. Цель: на основе анализа научных трудов, положений международного законодательства и действующего российского законодательства сформировать представление о правовой природе генетической информации и определить проблемы защиты прав гражданина при ее использовании и возможные пути их решения. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: для преодоления проблем, связанных с использованием генетической информации, следует выработать действенную систему правовых гарантий, направленных на обеспечение уважения человеческого достоинства, защиту прав и интересов отдельного человека, защиту его генетической информации в целях недопущения причинения вреда посредством неправомерного ее использования. Выводы: для того чтобы предотвратить угрозу незаконного использования генетической информации и нарушения прав граждан, государство должно принять ряд важных мер путем внесения изменений в нормативные акты: генетической информации человека должен быть придан особый правовой статус - ее необходимо выделить из группы персональной биометрической информации в самостоятельный вид персональных данных с ограниченным доступом, исходя из родственной (кровной) связи третьих лиц с носителем такой информации; важно привести в соответствие положения гражданского законодательства и Закона о персональных данных; необходимо на законодательном уровне обеспечить режим использования и сохранности генетической информации, полученной в результате генодиагностики; определить правовые основы деятельности биобанков. Такие поправки позволят сформировать единую систему способов защиты генетической информации человека как субъективного права на основе норм об охране частной жизни.
Запрещенные профессии для женщин: новый повод для диалога Конституционного Суда России и Комитета ООН?
В 2016 году Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин вынес решение (соображения) по первому делу против России ("Светлана Медведева против России"). Комитет ООН подверг критике список запрещенных профессий для женщин, несмотря на обоснование его существования необходимостью защиты женщин от вредных условий труда. В свете этого решения в статье обсуждается соотношение подходов Комитета ООН и Конституционного Суда Российской Федерации к пониманию дискриминации в отношении женщин. По мнению автора, толкование Конституционным Судом России антидискриминационных гарантий Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин не учитывает объект и цели данной Конвенции, что приводит к обоснованию неверных выводов, основанных на патерналистском подходе к роли женщины в современном обществе. Несмотря на очевидное противоречие между позициями Конституционного Суда и Комитета ООН, обосновывается вывод о возможности реализации в российской правовой системе решения Комитета ООН посредством прогрессивного толкования Конституционным Судом конституционных гарантий равенства полов с учетом современных стандартов прав человека.
Мультимодальные аспекты Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов.
Рассмотрим мультимодальный характер Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов, то есть возможность регулирования данной Конвенцией не только морской, но и смешанной перевозки грузов. С учетом подобной специфики данной Конвенции анализируется возможность возникновения коллизий между данной Конвенцией и другими конвенциями, регулирующими перевозки различными видами транспорта (Монреальской конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года, Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 года и Будапештской конвенцией о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям 2000 года).
Механизм реализации Конвенции о правах инвалидов: Комитет по правам инвалидов и действия государств.
В Конвенции о правах инвалидов впервые инвалидность была определена как эволюционирующее понятие: смысл определения в статье 1 КПИ состоит в том, что человек является инвалидом не только из-за имеющихся ограничений в состоянии здоровья, но и по причине препятствий и барьеров, которые существуют во внешней среде, в обществе <30>. Именно в устранении этих препятствий в различных сферах жизни и заключаются основные международно-правовые обязательства государств по КПИ.
Служебная тайна как институт защиты информации.
Законодательством Российской Федерации введены институты соответствующих видов тайн: государственная тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна и т.д., правовое регулирование которых осуществляется на уровне федеральных законов. Вместе с тем на их фоне резко выделяется институт служебной тайны, регламентация и применение которого вызывают большое количество проблемных вопросов.
О защите персональных данных как институте международной информационной кибербезопасности на примере проекции отдельных международных организаций.
В условиях развития информационных технологий актуальна проблема международной информационной кибербезопасности и поиска правовых решений для надлежащего обеспечения гарантий в создающемся информационном обществе. В статье дан анализ защиты персональных данных как ключевого института международной информационной кибербезопасности, во многом предопределяющего концептуальные начала данной подотрасли, что имеет практико-ориентированное значение, продиктованное необходимостью углубленного изучения международной информационной кибербезопасности и возможностью дальнейшей разработки теоретико-практических правовых рекомендаций по данной проблеме. Рассматривается практика Европейского суда по правам человека. Затрагивается так называемый эффект Сноудена, вызвавший бурную реакцию законодателей различных государств, а также трансформацию в международную проблему. Уяснение направления, являющегося актуальным на международном уровне в сфере реализации международной информационной кибербезопасности, отсылает к пониманию информационного общества и другим концептуальным вопросам. Проанализировано показательное дело "Big Brother Watch", в котором более четко демонстрируется позиция Европейского суда по правам человека в отношении массовой слежки и предпринимаются попытки предложить правовые средства защиты. Данное решение отсылает к более глобальной проблеме радиоэлектронной борьбы, что придает значимость институту защиты персональных данных. В нашей статье содержится синтез теоретических и практических подходов, позволяющих утверждать о существовании и динамике института защиты персональных данных в рамках подотрасли права международной информационной кибербезопасности.
Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям.
Исследуем механизм ограничений прав несовершеннолетних на информацию и доступ к культурным ценностям. В статье доказывается, что законодатель может допустить, в виде исключения, некоторые возрастные ограничения права на доступ к информации и доступ к культурным ценностям данной категории лиц, мотивируя это необходимостью защиты важных публичных или частных интересов. Но это не должно ставить под сомнение само по себе право несовершеннолетних граждан полноценно существовать и функционировать в информационном пространстве наряду с взрослым населением страны. В связи с этим подвергаются критическому анализу выбранные законодателем критерии и способы "вычленения" вредоносной информации, а также некоторые административно-правовые методы реализации установленных законом ограничений и запретов. Требуется либо конкретизированное правовое регулирование, либо механизм специальных правоприменительных решений, основанных на учете всего комплекса юридических обстоятельств соответствующих дел.
Европейская конвенция по правам человека как правовая база рассмотрения жалоб от заявителей-инвалидов.
К моменту принятия Конвенции о правах инвалидов и присоединения к ней европейских государств, несмотря на отсутствие в рамках Совета Европы специального документа о правах инвалидов, на европейском континенте уже сложилась определенная система международной защиты таких прав. Притом что ЕСПЧ не является специальным органом по защите прав инвалидов, он тем не менее на сегодняшний день сформировал достаточно разнообразную практику защиты прав, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека, в свете особого положения заявителей-инвалидов и с учетом их потребностей.
Защита прав инвалидов в практике Европейского суда по правам человека и Комитета ООН по правам инвалидов: параллельные пути или точки соприкосновения?
Анализируется практика защиты прав инвалидов в рамках двух систем международной защиты прав человека: в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. В настоящем исследовании также обсуждаются имеющиеся в обеих системах достоинства и недостатки. Они рассматриваются автором как с точки зрения эффективности защиты прав инвалидов, так и с позиции влияния этих систем на исполнение государствами своих международных обязательств. Конвенция о защите прав человека Совета Европы не содержит норм, предусматривающих обеспечение особых потребностей инвалидов и обязательства государств по их обеспечению, однако ее контрольный механизм связан с юридически обязательным характером постановлений Европейского суда по правам человека. Конвенция ООН о правах инвалидов содержит обязательства государств по защите и обеспечению прав особой категории лиц - людей с инвалидностью, однако заключения Комитета по правам инвалидов носят рекомендательный характер для государств-участников, что заметно снижает эффект их воздействия на ситуацию с правами инвалидов в национальных правовых системах.
Вклад рабочей группы ООН по произвольным задержаниям в защиту прав человека (дело Джулиана Ассанжа).
Обосновывается тезис о том, что на современном этапе развития международного права специальные процедуры Совета ООН по правам человека, включая Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям, как универсальные правозащитные механизмы вносят значимый вклад в дело защиты прав конкретных лиц. Подробно анализируется мнение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, принятое по итогам рассмотрения сообщения основателя интернет-портала "Викиликс" (WikiLeaks) Джулиана Ассанжа и устанавливающее нарушение его прав в форме произвольного лишения свободы властями Великобритании и Швеции. Автор делает вывод об авторитетности и высокой юридической значимости рекомендаций, принимаемых универсальными правозащитными механизмами, и указывает на обязанность государств учитывать данные акты и следовать им.
Проблемы непрерывного обучения персонала информационной безопасности.
Стремительное увеличение программного обеспечения и уровень проникновения информатизации в производственные процессы, совершенствование способов незаконного доступа к конфиденциальной информации и информационной системы в целом определяют потребность в непрерывном обучении информационной безопасности (ИБ). По своей методологии все системы программно-аппаратных средств противодействия кибератакам всегда отстают от методов злоумышленников и строят свои системы по противодействию уже известным и совершенным нападениям. Авторы выделяют важную компоненту ИБ, отличную от программно-аппаратных средств, - это человеческий фактор. Качественная непрерывная подготовка сотрудников предприятий и специалистов ИБ способна сформировать знания и навыки обращения с конфиденциальной информацией, информационными системами и вычислительной техникой, позволяющие на каждом технологическом этапе их использования соблюдать законы, правила, регламенты и инструкции обеспечения информационной безопасности. Осуществление непрерывного обучения в коммерческих организациях имеет ряд проблем. В работе выделяются базовые проблемы и предлагаются подходы к их преодолению. Отмечается важность создания системы управления информационной безопасностью, содержащей как базовый компонент мероприятия по обеспечению непрерывного обучения ИБ сотрудников.